Мастер - класс "Приёмы работы с поэтическим текстом"
опыты и эксперименты по литературе (5 класс)

Трофимова Анна Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedmarafon_2025g._2.docx61.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Приёмы работы с лирическим текстом как одна из форм развития читательской грамотности»       

Я, как учитель – словесник, на своих уроках воплощаю несколько приоритетных направлений развития детей, одним из которых является грамотность чтения (или обучение смысловому чтению). Воспитание восприимчивости к слову – одна из главных предпосылок гармоничного развития личности, творческих, литературных, эстетических и эмоциональных переживаний.

И я хочу, чтобы все мы сегодня обратились к слову. А самой благодатной почвой для слова является поэзия. «Как поговорить о лирике на уроке?» - на этот вопрос я долго искала ответ. И теперь постараюсь обобщить свой опыт, показать, как методом проб и ошибок я стараюсь понять, какие же формы, приемы, методы соответствуют специфике лирического произведения и помогают выстроить мостик между ним и читателем-школьником. Приведу несколько методов и приемов работы, которые я использовала на своих уроках. Это отличная возможность не только научить и научиться видеть в поэтическом тексте бесконечное количество смыслов, но и встреча с удивительным миром, преображённым оригинальным видением поэта.

Поэтический текст способен сделать урок эмоциональным, вовлечь учеников в обсуждение, рассказать многое о мире, о людях и о самом себе, вот только подступиться к стихотворению бывает страшновато. Не зря один из героев И.С.Тургенева сказал: «Это непонятно, как стихи». Возникает множество вопросов:

• На что обратить внимание в первую очередь?

• Как не пропустить важное?

 • А вдруг ученики ничего не поймут? Останутся равнодушными и молчаливыми?

 • А вдруг я неправильно пойму, что хотел сказать автор?

     Стараюсь помочь детям преодолеть все эти сомнения и полюбить работу с поэзией, применяя на уроке творческие методы.

Мною собрана коллекция стихотворений, которые, к сожалению, редко встретишь на страницах учебников и методических пособий. Каждое из них содержит какую-либо интересную деталь, которая делает его удивительным и ярким! И урок становится не только возможностью изучить новый материал, но и связать литературу с жизнью, буквально увидеть мир за окном по-новому. Хорошее настроение, вовлеченность класса и прокачка литературоведческой терминологии прилагаются. А также возможность испытать удивительное чувство от разгадки маленькой поэтической тайны, которая присутствует в каждом хорошем стихотворении.

       Эти стихи я использую в качестве разминок при подведении к теме урока литературы или даже русского языка. Мне это помогает всего за 5 минут дать ребёнку возможность  

• не бояться исследовать стихотворения;

• увидеть, как рождается образность в поэтическом тексте;

• понять, как работают разнообразные языковые и изобразительно - выразительные средства;

• заметить, как поэзия связана с реальной жизнью.

     А мы уже начинаем работать над «Весенними разминками»! 

Юнна Мориц «Идёт весна по городу»

Идёт Весна

По городу!

Весна Мартовна Подснежникова,

Весна Апрелевна Скворешникова

Весна Маевна Черешникова!

Вопрос:

- Почему автор даёт весне такие отчества и такие фамилии? Какую фамилию ты бы придумал для весны?

Примерный ответ: автор образует отчество от названия месяца. А для фамилии выбирает примету, характерную для этого месяца: в марте появляются первые подснежники, в апреле ждут прилёта скворцов и делают для них дома, в мае цветёт черешня.

Методические рекомендации: важно обратить внимание учеников, что автор выбирает те события, которые кажутся ему наиболее яркими. А ученики, когда будут сочинять свой вариант, должны подумать, с чем месяц ассоциируется именно у них. Если ученикам понравилось придумывать фамилии для весны, вы можете показать им ещё один пример такого словотворчества — стихотворение А. Кушнера «Игра».

«Мне нравится». Также для начала урока накануне даю задание приготовиться прочитать вслух то стихотворение, которое чем-то тронуло, удивило, понравилось, заинтересовало Можно взять любое понравившееся стихотворение или то, что посвящено определённой теме.        

В первую очередь учащиеся кратко объясняют, чем привлекло их выбранное произведение. Хочется, чтобы дети пришли на урок с ощущением маленького открытия и рассказали, что тронуло их. Я уверена, что поэзия добавляет в нашу жизнь много чего хорошего (красивое слово, яркий образ, неожиданный ракурс). А ведь всего-то надо прочитать коротенький текст. Но его нужно найти и обладать навыком увидеть в нём что-то интересное. Пусть дети развивают в себе это.

После прослушивания нескольких произведений можно перейти к основной работе на уроке, а можно продолжить игрой «Вопрос ко всему»  - учащийся вытягивает карточку с вопросом и отвечает на него.

«Отгадай строчки»  

      Дети любят отгадывать ребусы или загадки, поэтому им нравится другой вариант работы с текстом — скрыть последнюю строчку (или строчки), которые иногда совершенно переворачивают смысл стихотворения».

Первое беглое прочтение обращает внимание читателя на забавный поворот сюжета, позволяет поговорить об одном из средств создания комического. Цель последующего внимательного чтения – ответить на следующие вопросы: «Насколько неожиданным является финал стихотворения? Есть ли в тексте детали, позволяющие предположить неожиданный поворот сюжета? Отметьте в тексте те подсказки, которые помогают разгадать этот ребус, докопаться до возможного смысла текста».

     Можно дать подсказку, что отсутствующие строчки состоят, например, из междометий и звукоподражательных слов, начинаются с противительного союза и т.п. (минутка теории).

     Предложим нашим ученикам самостоятельно её дописать. Обсудим получившиеся варианты. Почему была выбрана именно такая концовка? Что в тексте подсказало вам именно такой поворот сюжета? Обратили ли вы внимание на ритмические особенности текста и особенности рифмы и способа рифмовки?

В качестве конкретного примера проанализируем стихотворение «Вечер» Марины Бородицкой.

Как быстро сумерки пришли!
Во всех квартирах свет зажгли,

И разноцветные квадраты
Легли на снег сиреневатый.

Хожу с квадрата на квадрат,
Из света в свет, за рядом ряд,

На чёрточки не наступаю,
Из дома в дом переступаю:

Я обхожу микрорайон,
Как доктор или почтальон…

Нет! Я гроссмейстер над доскою:
Скачу конём! скольжу ладьёю!

…Никак домой не попаду.
Ключи посеял. Маму жду.

- Чем же занят лирический герой?  Выстроим логическую цепочку его действий (герой на улице один в сумерках – появление световых квадратов  — отражений окон на снегу – игра в «классики» — игра в доктора или почтальона – игра в гроссмейстера. 

- Где находится герой: внутри помещения или снаружи, на улице? В какой момент это стало понятно? (Первые две строфы не дают ответа на этот вопрос, взгляд лирического героя может быть дан как из помещения, так и снаружи, с улицы, увидеть «волшебные квадраты» окон возможно и в том, и в другом случае. Третья строфа дает нам четкое понимание, что герой на улице: «…хожу с квадрата на квадрат…»). 

- Что нового узнаем мы о лирическом герое из четвёртой строфы? («На черточки не наступаю…» — одно из любимых детских занятий, игра, отражение «магического мышления» ребёнка).

- Почему далее герой воображает себя доктором или почтальоном?

- Почему эта строчка заканчивается многоточием и сменяется решительным «Нет!»?

- Предположите, как закончится стихотворение. Стал ли для вас неожиданным финал стихотворения? Вызывает ли улыбку финал стихотворения? Почему?

- Использование каких знаков препинания подчёркивает резкий поворот сюжета? -

- Прочитаем с детьми текст ещё раз, обращая внимание на конкретные детали.

- Обратим внимание на детали, которые делают финал одновременно и логичным, и неожиданным.

Приём  «Ассоциация» развивает образное мышление, память, логику, речь. Например, спрашиваем у детей, какие ассоциации вызывает у вас слово «крапива». Их ответы собираем в кластер (или запишем ассоциативный ряд). Например, крапива – жжение, растение, боль, лето, трава, заросли, суп, польза.

- А какой образ крапивы рисует С.А.Есенин в стихотворении «С добрым утром» и Маша Рупасова в стихотворении «Я люблю тебя, крапива»?

Приём «Читаем стихи». Предлагаю учащимся прочитать выразительно стихи, в которых необычная интонация является приёмом выразительности.

Всеволод Некрасов

Зима

Зима зима

Зима зима зима

Зима зима зима зима

Зима

Зима

Зима

И весна!

Сергей Баруздин "Змея"

Змея

Ползла змея –

Кра-си-вая!

До-воль-ная!

Спо-кой-ная!

И все ж

Свернул

В сторонку я!

Змея,

Она всегда - змея!

Какой простой, но яркий приём использовал поэт - всего лишь разделил слово на слоги, а образ змеи, неторопливо извивающейся на тропинке, стал очень наглядным! Предложите ребятам использовать этот приём в какой-нибудь небольшой зарисовке. Интересно, что у них получится?

Приём «Звуки и смыслы». Когда мы слышим звуки, мы их как-то осмысливаем. Произнесите вслух следующие звуки и запишите рядом то, что ассоциируется у вас с ними:  З - з – з,  у-у-у, ш-ш-ш,  а-а-а.

      Teпepь oбмeняйтeсь в гpyппax тeми смыслами, которые у вас получились. Coвпaдaют ли вaши «paсшифpoвки» этиx звyкoв с тeми, чтo получилось у других? Пoчeмy?

Вы, наверное, заметили, что отдельный звук или сочетание звуков, если они намеренно часто повторяются в речи, уже несут в себе какую-то тему, настроение, ощущение. Они притягивают к себе слова, в которых есть эти звукообразы.  

А теперь прочтите вслух (обязательно вслух) стихотворение.

После того, как стихотворение прочтёте, подчеркните сочетания, которые постоянно повторяясь, строят некий образ.

Полночной порою в болотной глуШи

Чуть слыШно, бесШумно, Шуршат камыШи.

О чем они шепчут? О чем говорят?

Зачем огоньки между ними горят?

Типичный пример звукописи в первой строфе стихотворения Бальмонта "Камыши": с помощью звука -Ш- передаётся шуршание камышей.

Воображение поможет почувствовать в аллитерациях на ж — з леденящий холодок металла в отрывке из стихотворения Н. Заболоцкого «Журавли»:

 А вожак в рубашке из металла

 Погружался медленно на дно,

И заря над ним образовала

Золотого зарева пятно.

Выпишите в левую часть страницы слова, с повторяющимися звукообразами, а в правую - слова-ощущения, которые возникают в связи со словами из стихотворения (слова из стихотворения / мои слова)

Ф.И.Тютчев Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный —

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Ассонанс усиливает выразительность речи. Сравните:

 У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!..

(«Бородино», М. Лермонтов)

 

Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

 

Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:


Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь своим мечтам.

(А. Пушкин)

 

Ассонанс звука «у» использован чтобы изобразить гул городской улицы.

 

Заключение

      Таким образом, концепция моей работы с лирикой – это просто чувствовать все строки всем своим сердцем и душой. Может быть, это всё выглядит поверхностным, но я стараюсь сделать так, чтобы ребята научились чувствовать, благодаря таким великолепным строчкам. Конечно, необходимо на уроках лирики развивать чувственную сторону, но также важно по возможности развивать аналитические способности (сопоставление поэтических произведений); можно сопоставлять на уроках лирики литературные произведения с художественными, развивать визуальное воображение. А также не стоит забывать все-таки и о теоретической работе даже пусть и с небольшими лирическими произведениями.

         Лирика – сложный род литературы. Задача педагога – научить анализировать поэтическое произведение, повлиять на эмоциональный мир школьников, разбудить их нравственное чувство, создать атмосферу поиска, которая не только оживляет и делает интересной работу, но и усиливает воздействие лирики на личность школьников любого возраста.

     Нельзя не согласиться с мнением методиста М.А.Рыбниковой: “Если из наших классов выйдут писатели и словесники – это хорошо, но не на это мы рассчитываем. Наше дело – подготовить ярко чувствующего и критически мыслящего читателя”. Такая работа позволила приобщить учеников к поэзии и всей литературе в целом.

Третья строфа дает нам четкое понимание, что герой на улице: «…хожу с квадрата на квадрат…»). 

- Что нового узнаем мы о лирическом герое из четвёртой строфы? («На черточки не наступаю…» — одно из любимых детских занятий, игра, отражение «магического мышления» ребёнка).

- Почему далее герой воображает себя доктором или почтальоном?

- Почему эта строчка заканчивается многоточием и сменяется решительным «Нет!»?

- Чем же занят лирический герой?  Выстроим логическую цепочку его действий (герой на улице один в сумерках – появление световых квадратов — отражений окон на снегу – игра в «классики» — игра в доктора или почтальона – игра в гроссмейстера (обратим внимание, что это не шахматная партия, почему?) 

- Обобщим получившиеся версии и предположения, перечитаем стихотворение ещё раз, акцентируя внимание на развитии тех образов, которые делают финал одновременно и логичным, и неожиданным.

       Приём «Ассоциация» развивает образное мышление, память, логику, речь. Например, спрашиваем у детей, какие ассоциации вызывает у вас слово «крапива». Их ответы собираем в кластер (или запишем ассоциативный ряд). Например, крапива – жжение, растение, боль, лето, трава, заросли, суп, польза.

- А какой образ крапивы рисует С.А.Есенин в стихотворении «С добрым утром» и Маша Рупасова в стихотворении «Я люблю тебя, крапива»?

6. Количество часов на всю программу мастер-класса и на каждое его занятие. 5 часов (5 кл.), 4 часа (6 кл), 4 часа (7 кл.)

7. Прогноз результатов работы участников мастер – класса:

- знакомство с отдельными приёмами работы с поэтическим текстом, условиями их практической реализации;

- повышение профессиональной компетентности в области методики преподавания литературы.

Приём «Вижу – слышу – ощущаю» 

При чтении и анализе лирического стихотворения обращаю внимание на созданные поэтом образы (предметы, явления), звуки и краски и, конечно, на чувства и настроение лирического героя (ведь в лирике это самое главное).

Также этот приём формирует способность записывать информацию в сжатом виде.

Работа осуществляется индивидуально, в парах или группах. Дети получают задание подготовить информацию по одному из направлений схемы.

Вот примеры таких таблиц, которые получаются в результате анализа лирических произведений. Стихотворения И.Бунина "Вечер" и С.Есенина "Ночь".

Таблица по стихотворению И.Бунина "Вечер".

Прием "Чтение через ощущения"

Зрительные образы

Звуковые образы

Динамика и статика

Словесные образы

Чувства и образы

Какие цвета вы увидели? Какие образы создает поэт? При защите работ обосновывайте свое мнение цитатами.

Какие звуки природы в разное время года передает поэт. Найдите как лексические средства (слова, передающие звуки), так и фонетические (звукопись). Мнение подтверждайте цитатами.

Проанализируйте преобладание частей речи, которые использует автор при изображении разных времен года. Сделайте вывод.

Какие образы рисует поэт? Какие тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения) он использует? Для чего? При ответе используйте цитирование.

Какое настроение переживает лирический герой?

Какое настроение переживаете вы после прочтения стихотворения?

«Отгадай название»  

    Хороший ход — дать стихотворение, скрыв название, и попросить его «угадать».

     Поработаем таким образом со стихотворением Валентина Берестова «Урок рисования».

Учитель положил на стол морковку.
Раскрыл альбом прилежный ученик.
‘Вон тот бочок в тени. Дадим штриховку.
А этот на свету. Положим блик.
Малыш трудился, не жалея сил,
Штриховку на морковку наносил.
И все ж явились рядышком с морковкой
Два зайца, пароход, солдат с винтовкой.

Обращаем внимание на перекрестный и парный способы рифмовки в этом тексте и мужскую рифму. Возможна работа с определением стихотворного размера (пятистопный ямб) и последующим разговором о том, как с ритмической точки зрения должны выглядеть последние строки. После чтения и обсуждения вариантов, предложенных учениками, прочитаем авторский финал, объясним его логику, сравним с тем, что получилось у школьников.

  1. Какое неожиданное для описание этой картины слово можно увидеть в 5 строчке? Изменит ли это характер ваших междометий и звукоподражательных слов?
  2. Продолжаем открывать строчки по одной, не забывая придумывать отсутствующие. Какое чувство вы испытываете, открывая каждую новую строчку? 4. Что у вас получилось? Чем необычен ваш текст? Интересно ли вам было бы сравнить ваш текст с исходным вариантом - стихотворением современной поэтессы Галины Дядиной? 5. Если есть время и желание можно поговорить о том, как рождается комическое. В этом стихотворении очень хорошо видно, как автор обманывает читательские ожидания, заставляя тихий процесс падания снежинок звучать шумно и громко. 6. Подведем итог. Магия поэзии заключается в том, что она всегда заставляет читателя по-новому взглянуть на привычные явления. Пойдём слушать, как падают снежинки?

Знакомый

Сегодня вышел я из дома.
Пушистый снег лежит кругом.
Смотрю – навстречу мой знакомый
Бежит по снегу босиком.

И вот мы радости не прячем,
Мы – неразлучные друзья.
Визжим, и прыгаем, и скачем,
И он, и я, и он, и я.

Объятья, шутки, разговоры.
– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –
Вдруг видим, кошка вдоль забора,
Как тень, на цыпочках прошла.

– Побудь со мной ещё немного! –
Но я его не удержал.
– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,
Махнул хвостом и убежал.

В. Берестов

  • Зачем автор намеренно вводит читателя в заблуждение? Каким образом ему удается это сделать?
  • Какие именно слова и обороты речи дают нам возможность понять, что не все в порядке? Подчеркни их.
  • Какой момент в стихотворении является поворотным? Докажи свою точку зрения.
  • Найди в стихотворении всевозможные повторы, попробуй объяснить их цель.
  • Обрати внимание на знаки препинания в этом стихотворении. Как ты думаешь, почему автор расставил их именно таким образом? Возможно ли расставить их по-другому? Что тогда изменится?

«Перепутанные строчки» Перепутаны строчки в стихотворении. Помоги разобраться и укажи цифрами в клеточках, на каком месте должна быть строчка.

Следующий приём я назвала «Мозаика». Детям предложено распечатанное стихотворение, из которого нужно вычеркнуть слова таким образом, чтобы образовался новый текст. Например:

Исходный текст

Полученный текст

Михаил Лермонтов

Из Гете

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

1840 г.

Горные вершины
Спят
во тьме ночной;
Тихие долины
Полны
свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…

Подожди немного,
Отдохнешь и ты.

      Приём помогает сосредоточить внимание детей на каждом слове в стихотворении, чтобы понять смысл.

Приём «Ассоциация» развивает образное мышление, память, логику, речь. В словаре Ожегова это слово разъясняется так: «Связь между отдельными пр

едставлениями, при которой одно из представлений вызывает другое».

Пример:  Стихотворение «Туча» А.С. Пушкина.

Спрашиваем у детей:

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «туча»?

- Составим кластер (или запишем ассоциативный ряд) на доске и в тетради. Например, туча – ненастье, дождь, буря, мрак, беда, страх, печаль, одиночество, волнение, тревога.

- А какой образ туч рисует М.Ю.Лермонтов в стихотворении «Тучи»?

«Кардиограмма эмоций героя» — это методический приём, который помогает ученикам при прочтении произведения переместить фокус внимания на своё внутреннее состояние и развить эмоциональный интеллект. 

Принцип работы заключается в том, что ученик определяет, какие эмоции испытывает герой на протяжении всего произведения. Затем эти эмоции отмечаются на графике, где вертикальная ось отражает интенсивность эмоций (от самых позитивных до самых негативных), а горизонтальная ось может представлять течение времени или развитие сюжета.

Picture background

Таракан» (полный текст)

 
Жил в квартире Таракан,
В щели у порога.
Никого он не кусал,
Никого не трогал,
Не царапал никого,
Не щипал,
Не жалил,
И домашние его
Очень уважали.
 
Так бы прожил Таракан
Жизнь со всеми в мире.
...Только люди завелись
У него в квартире.
 

«Перепутанные строчки» Перепутаны строчки в стихотворении. Помоги разобраться и укажи цифрами в клеточках, на каком месте должна быть строчка.

      Всеволод Некрасов

Зима

Зима зима

Зима зима зима

Зима зима зима зима

Зима

Зима

Зима

И весна

Сергей Баруздин "Змея"

Змея

Ползла змея –

Кра-си-вая!

До-воль-ная!

Спо-кой-ная!

И все ж

Свернул

В сторонку я!

Змея,

Она всегда - змея!

Какой простой, но яркий прием использовал поэт - всего лишь разделил слово на слоги, а образ змеи, неторопливо извивающейся на тропинке, стал очень наглядным! Предложите ребятам использовать этот прием в какой-нибудь небольшой зарисовке. Интересно, что у них получится?

Рената Муха КНИЖКИНА КОЛЫБЕЛЬНАЯ

За окошком ночь настала, где-то вспыхнули зарницы,

Книжка за день так устала, что слипаются страницы.

Засыпают понемножку предложенья и слова,

И на твердую обложку опускается глава.

Восклицательные знаки что-то шепчут в тишине,

И кавычки по привычке раскрываются во сне,

А в углу, в конце страницы, перенос повесил нос –

Он разлуку с третьим слогом очень плохо перенес.

Недосказаны рассказы, недоеден пир горой.

Не дойдя до этой фразы, на ходу заснул герой.

Перестало даже пламя полыхать в полночном мраке,

Где дракон с одной драконшей состоит в законной драке.

Никого теперь не встретишь на страницах спящей книги,

Только медленно плетутся полусонные интриги.

Дремлет юная невеста по дороге под венец,

И заснули середина, и начало, и конец.

13 декабря 2024


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Мастер-класс по теме "Анализ поэтического текста"

Мастер-класс для учителей русского языка и литературы с целью научить интерпретировать поэтический текст, определять жанр стихотворений....

Понимание поэтического текста учащимися 5 –11 классов гимназии, или Поэтические эксперименты

Как сделать так, чтобы каждый ученик не со слов учителя, а сам понял значимость литературы?Ученик должен стать ее исследователем, выявляя проблемы самостоятельно. Открывая для себя М. В. Ломоносова, А...

Алгоритм работы с поэтическим текстом

Правила написания синквейна...

Поэтический эксперимент: анализ поэтического текста.

Серебряный век... Изучая художественный текст, интерпретируя (каждый на своём уровне), учиться понимать зашифрованный текст, разгадывать тайноптсь (скрытую за словесным образом). Каждый раз делать выб...

Технологическая карта внеурочного занятия по литературе «Исследование прозаического и поэтического текста на уровне восприятия текста. Работа со словом»

Внеклассная работа по литературе – это одна из важных составляющих в работе учителя, которая в первую очередь развивает интерес к изучаемому предмету и произведениям внешкольной программы. Внекл...