Рабочая программа кружка «Час поэзии» (11 класс)
рабочая программа (11 класс)

Губина  Людмила  Павловна

Данная программа кружка «Час  поэзии» создана с целью повышения интереса школьников к художественному слову, для приобщения их к творческой работе, развитию стремления  более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова . Она позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы, творчеством поэтов, методами и приемами создания собственных  произведений  с использованием различных языковых средств выразительности.  Программа  предназначена  для работы с учащимися 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_chas_poezii.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка
«ЧАС  ПОЭЗИИ»

        

Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка но литературе «Час поэзии». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы, творчеством поэтов, методами и приемами создания собственных стихотворений с использованием различных языковых средств выразительности; дать возможность самореализоваться, выразить себя в поэтическом творчестве. Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с учащимися 7-11 классов. Занятия проводятся 1раз в неделю (34 часа).

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так. как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую.

Очень многие школьники  в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность программы

Чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст учащихся - это период, фонтанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Основная цель программы - через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Программа ставит следующие задачи:

Обучающие:

-освоение детьми более глубоких знаний но различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры и роды произведения, лексические средства языка);-

-формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования , понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации:--развитие способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

-развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприя тии произведения.

Воспитательные:

-воспитание у учащихся уважения и любви к мировой литературе;

-формирование трудолюбия и требовательности к себе;

-преодоление обучающимися нерешительности и закомплексованности в отношении литературной деятельности;

-формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками.

Определяющее направление в предстоящей работе - научить учащихся творчески мыслить. Этому во многом может помочь:

-целостный анализ поэтического произведения;

-умение вчитываться в произведение и видеть слово в контексте;

-постижение поэтической идеи;

-знакомство с различными аспектами поэтического мастерства.

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

-учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

-доброжелательный психологический климат на занятиях;

-личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

-оптимальное сочетание форм деятельности;

-доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических заня тий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

 

Используются следующие педагогические технологии: проблемное, развивающее обучение, игровые, личностно-ориентированная, интеграционная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.

Ожидаемый результат:

-рост познавательной и творческой активности у детей;

-увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской деятельностью;

-формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

-развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления;

-повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы

Оценка результативности:

В качестве форм подведения итогов организуются публичные чтения произведений собственного сочинения, выступление на концертах,  линейках, участие в различных конкурсах.

Содержание программы

Тема I: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия».

Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы: Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов...». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать - «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (П.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка(4 часа)

Теория: Герои. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (4 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая) Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (4 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков. Конкурс по написанию  четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами. Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением» (3 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи (3 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись  (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение па стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество (7 часов)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. 11аложение стихов на музыку.

Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов (3 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».

Ожидаемые результаты к концу обучения

Учащиеся должны знать:

-основы теории литературы;

-композицию литературного произведения;

-жанровое разнообразие литературы;

-изобразительно-выразительные средства поэтического языка;

-систему стихосложения;

-размер стиха.

Учащиеся должны уметь:

-отличать прозаическое произведение от поэтического;

-подбирать рифму;

-рифмовать строфы в разных размерах;

-декламировать литературные произведения.

Учащиеся должны приобрести навыки:

-аккуратности и трудолюбия;

-основные навыки работы в группе.

Методическое обеспечение занятий

Для занятий кружка необходима большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство с разнообразным кругом новых произведений и стилей. Они должны отличаться дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов,  приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учащихся.

Обучающиеся  должны читать стихи, анализировать, спорить, работать ради самовыражения, самоутверждения, одобрения педагога и товарищей.

Для занятий кружка характерны и особые формы работы:

-увлекательные тематические занятия;

-обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах;

-чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве;

-занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры:

1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней гот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над ... прудом        

2. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где ... серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - просто везде, -

Лишь паутины ... волос

Блестит на ... борозде.

3. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто ..., и пробились сквозь неё,

Словно .... упругие стебельки.        

На тонких веточках берёзы, как ....

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто ....

4. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает - земли - улетает - журавли - одетый - ждёт - согрето - поёт.

5.Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \...;

Белка \ грелка \...;

Карандаш \ пейзаж \...

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова:

1.Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?

2.Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?

3.Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?

4.На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?

5.М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. Через  них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.

6.При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?

7.Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходи т, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают па вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название темы

Количество часов

Сроки

Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие.

Что такое поэзия? Поэтические жанры.

2

2

2.

«Я знаю силу слов...» Назначение поэта и поэзии

2

2

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка

2

2

4

4.

Системы стихосложения

2

2

4

5.

Размер стиха

1

2

3

6.

Рифма. «Поход за вдохновением»

1

2

3

7.

Стили  речи

1

2

3

8.

Поэзия и живопись

1

2

3

9.

Моё поэтическое творчество

1

6

7

10.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов

1

2

3

Всего:

14

20

34

Материально-техническое обеспечение

1.Репродукции картин, фотографий поэтов и писателей.

2.CD-диски, DVD-диски с изображением пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений, аудиозаписи музыкальных произведений.

3.Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

4.Компьютер, мультимедийный проектор.

5.Магнитофон.

Список  использованной  литературы:

для педагога:

1.Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.

2.Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Книга для внеклассного чтения. - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2001. - 208 с.: ил. - (Мир знаний);

3.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.

4.Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985г.

5.Холщевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.-605 с.

для обучающихся:

1.Волина М. Игры в рифмы. - М.: Просвещение, 2009.

2.Матвеева Т. В. От звука до текста. - М.: Просвещение, 2001.

3.Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. - М.: Либроком, 2009.

4.Русская литература XX века / под общей ред. В.В. Агеносова  в двух частях. М.: Дрофа, 2002.

5.Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. :Г1росвещение, 1979.

6.Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. - М.: Просвещение. 2009.

7.Шульговский Н. Занимательное стихосложение. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

8.Эткинд Е. Разговор о стихах. - М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс.

Данная  презентация к уроку  литературы по теме  "Человек в огне гражданской войны" ( по рассказу Толстого "Гадюка"), 11класс, профильный уровень....

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии

Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...

Положение о Дне Здоровья "Осенние забавы"(1-11классы)

               Программа Дня Здоровья «Осенние забавы»:10.00     Общее построение;10.05    Получение задания для...

Итоговый тест для 11класса

Для проверки базовых знаний по информатике и ИКТ с элементами  программирования на Паскале...

Урок + презентация "Равносильность уравнений" 11класс.

Урок, объяснение нового материала, составлен для учащихся 11 класса профильного уровня....

Рабочая программа 10-11класс. Разработана на основе авторской программы: География: программа: 6-11классы общеобразовательных учреждений / Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бахчиевой О.А., Таможней Е.А.; издательство «Вентана-Граф», 2010 г.

Рабочая программа по географии 10-11 класс. Разработана на основе авторской программы: География: программы: 6-11 классы общеобразовательных учреждений/ Летягина А.А., Душиной И.В., Пятунина В.Б., Бах...