Урок-памяти "Певец заснеженного края"
план-конспект урока (6 класс)

Серасхова Эльвира Прокопьевна

Формирование памяти современного человека происходит с древнейших времен. Особая роль в этом, конечно, принадлежит истории, которая бережно сохраняет и передает из поколения в поколение опыт наших предков, традиции и обычаи нашего народа. Наверно каждый человек должен оставить след в жизни, чтобы его помнили, вспоминали добрым словом. Сегодня мы собрались на уроке-памяти нашего земляка, писателя, поэта, сказочника  известного не только на Ямале, но и за его пределами - Романа Прокопьевича Ругина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урок-памяти Р. Ругин33.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ»

Питлярская общеобразовательная школа

«Образовательный центр»

Урок-памяти по Р.Ругину

 «ПЕВЕЦ ЗАСНЕЖЕННОГО КРАЯ»

Учитель родного языка

Серасхова Э.П.

с.Питляр,2017

Урок-памяти: Rugin

«Певец заснеженного края»,

посвящённый творчеству Романа Ругина,

поэта, писателя.

Цель: продолжить знакомить детей с творчеством знаменитого земляка – поэта Романа Ругина.

Задачи:

  • Обобщить полученные знания о поэте.
  • Развивать психические процессы (память) внимание, мышление, речь).
  • Воспитывать любовь к родной природе, труду, людям труда.
  • Воспитывать нравственные чувства через художественное слово, автобиографические данные писателя.

Подготовительная работа:

1. Организовать книжную выставку «Бард снежной державы».

2. Подготовить и раздать детям стихи для заучивания.

3. Подготовить презентацию по биографии Р.Ругина.

Орг момент: Как называется наш урок? Что такое память?

Ожегов: Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также сам запас хранимых в сознании впечатлений и опыта.

•        Что человек обычно быстро забывает? А что может хранить в памяти до конца жизни?

 «Память – основа совести и нравственности. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

Формирование памяти современного человека происходит с древнейших времен. Особая роль в этом, конечно, принадлежит истории, которая бережно сохраняет и передает из поколения в поколение опыт наших предков, традиции и обычаи нашего народа.

 Ведущий:  Наверно каждый человек должен оставить след в жизни, чтобы его помнили, вспоминали добрым словом. Сегодня мы собрались на уроке-памяти нашего земляка, писателя, поэта, сказочника  известного не только на Ямале, но и за его пределами Романа Прокопьевича Ругина.

  Ведущий:  31 января 1939 года в поселке Ханты-Питляр, что на берегу Большой Оби, в зимний январский день, в обычной хантыйской семье родился мальчик, которого назвали Романом. Не думал тогда никто, что из этой обычной семьи рыбаков, в мир пришел необычный человек, который стал поэтом, писателем Ямальского Севера.

 Ведущий: К малочисленному народу ханты принадлежала многочисленная семья Романа Ругина. Она вместе со своим народом жила и работала, радовалась и любила на берегах Оби. Большая это была семья, 10 детей. Много приходилось трудиться отцу, Прокопию Кирилловичу. Редко он бывал дома, лишь в сильные морозы семья собиралась вместе. Вот в такие зимние вечера дети с упоением слушали рассказанные отцом песни и сказки своих предков.

 Ведущий: Когда- то отец принес стопку книг и сказал: «Вот дети, хотите себе другой жизни, читайте эти умные книги. Я с детства оленей пас, рыбу ловил, родители мои хотели одного: чтобы из меня хороший оленевод, рыбак вышел, чтобы всю семью мог обеспечить. Я старался. Бедно мы живем, но не голодаем, пищу природа нам дает. А вот с одежонкой плохо, купить не на что, за труд мой гроши получаю. Учительница ваша грамотная  и ей большие деньги платят. Поэтому старайтесь, дети, получить образование, я вам такой тяжелой доли, как моя не желаю».

Ведущий: Среди книжек, что принес отец, были стихи А.С. Пушкина:

Буря мглою небо кроет

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Роман прочел их и был искренне потрясен: как правильно все сказано! Где нашел Пушкин такие верные слова? Десятилетний любознательный Ромка тогда не понимал, что маленькая книжка стихов великого русского поэта и есть указатель к той дороге, которая поведет его в большое будущее.

 Ведущий:  Роман Ругин – человек пишущий о своем народе, всеми корнями произрастающий из него, любящий его, любящий свой родной язык. В своих произведениях он сумел передать удивительную культуру своего народа, его доброту.

 Ведущий:  Здесь на берегах Оби стояли горты-селения ханты. И весной, когда уходил лед, трогались на реку рыбацкие семьи. Уникальная Питлярская сторона, зеркальные воды величавой Оби, глубокое раздолье речек и озер, смолистый запах кедровых шишек, красавицы – сосны и кедры-великаны, голубая черника и «сверкающая багрянцем брусника» - вся эта лесная сказка воспитала в обычном хантыйском мальчишке поэтическую душу и глубокую любовь к родным местам. Эта любовь навсегда связала его с родным краем, растворила его в природе. 5 класс

Ведущий:  Природа для ханты-живое существо, которое нужно уважать, беречь, приумножать. Нельзя ловить рыбы больше, чем требуется. Нельзя бездумно бросать камешки в воду.  О любви  к своей родной земле, природе у Романа Прокопьевича много стихов Карина Ефрем Одно из стихотворений мы сейчас услышим. «Мелодии леса» Илья

Ведущий:  Медленно несет свои воды река Обь к далеким льдам Северного океана, а на берегах ее течет жизнь людская. Именно здесь для него открылся огромный мир родных обских просторов. Огромная, величавая Обь предсказала путь будущему поэту. На всю жизнь сохранил Роман Ругин трепетное уважение и благословение перед Обью. Он написал…

(звучит стихотворение «Обь»).

Ведущий:  Поэт уходил с ее берегов и вновь возвращался к ним.  Любит Роман Прокопьевич каждый год приезжать к себе на родину, в Питляр. Любит походить по лесу, поохотиться, порыбачить. Общение с земляками, старожилами поселка, с родной природой дают ему новые приливы творческой энергии.

 Ведущий:  А спустя несколько лет, Роман пошел в школу-интернат. Окончив ее, поступил учиться в Салехардское педагогическое училище. После этого окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена, затем высшую школу при ЦК КПСС. После института Роман Ругин вернулся в родной край, на Ямал. Начал работать учителем в школе в с. Восяхово, затем ее завучем, директором. Но его звала поэзия. Талантливого юношу заметили еще в институте, в Ленинграде. Там он начал впервые печататься в газете. Затем в Салехарде встреча с известными Ямальскими поэтами Петром Хатанзеевым, Леонидом Лапцуем, Иваном Истоминым. Многое от них получил начинающий поэт. По сей день вспоминает своих наставников, бережно хранит их подарки.

Ведущий:  Роман Прокопьевич говорит: «Без малой моей родины я не стал бы поэтом, не воплотил бы в поэзии основы мироощущения своего народа». А малая родина, это конечно наш родной Ямал. Во так любит он свой родной край!

Ведущий:  Сейчас Роман Прокопьевич живет в Салехарде. Он также полон сил, пишет свои  литературные произведения. Он работал главным редактором журнала «Ямальский меридиан» с 1992 года, со дня его основания. Книги Романа Прокопьевича переведены на многие языки мира: английский, итальянский, французский, финский, венгерский, испанский, польский и другие. Поэтому с уверенностью можно сказать, что обычный хантыйский мальчик, стал всемирно признанным поэтом.

Ведущий: Как хорошо, что на свете есть поэты! Они помогают лучше понимать жизнь, быть добрее и мудрее. Они своим творчеством согревают, пробуждают добрые чувства. В этом, наверное, их высшее назначение. И если они выполняют его, то их доброе имя надолго останется в памяти людей. Именно таким поэтом стал для ямальцев лауреат литературной премии Союза писателей России, член Союза писателей России Роман Прокопьевич Ругин. (В заключение  звучит стихотворение «Думы наедине с собой»).

Думаю часто в ночной тишине:

Новые снега на землю падут,

Новые люди на землю придут-

Кто им расскажет хоть раз обо мне?

Только одно подсказать я могу:

Пусть по отцовскому следу в тайгу

Вместе отправятся - брат и сестра

Сыщут под ёлками след от костра.

Пусть им напомнит тогда обо мне

Солнечный лучик на быстрой волне,

Капля росы на листке молодом,

Яркая радуга, яростный гром.

Пусть им напомнит ещё обо мне

Ветер, гудящий в лесной глубине:

Сколько, бывало, я с ним воевал,

Сколько он песням моим подпевал!

Пусть им напомнят порой обо мне

Лебеди, мчащиеся в вышине;

Как я, бывало, завидовал им,

Пешим бродя по дорогам земным!

Пусть им напомнят потом обо мне

Звезды, с которыми наедине

Столько о вечности я говорил

За вдохновение благодарил.

Пусть им напомнит не раз обо мне

Песня моя, что в родной стороне

Людям останется долго нужна,

Тихая песня… Хотя бы одна!

Ведущий: Наш урок завершается.

•        Скажите, соответствовало ли содержание урока его теме?

•        Нужна ли человеку память?

•        Завершая разговор, хотелось бы выяснить, кто же все – таки сегодня был очень внимательным и у кого, действительно, хорошая память.

1.Когда родился Р.Ругин (31января 1939году)

2.Сколько классов окончил и где? (7, в Питляре)

3.Где продолжил учёбу? (Салехард, нац.педучилище, Ленинградский пединститут)

4.Назовите произведения Р. Ругина (По следу, Ранний ледостав, Человек с ростом с мизинец и т.д.)

Спасибо всем за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательский час "О заснеженном крае, о просторах Ямала и о самой лучшей реке"

Цель: 1.   Развитие познавательных интересов.2.   Формирование у учащихся навыков общения.3.   Организация работы учащихся, направленная на творческое самовыражение...

Литературная гостиная "Певец заснеженного края" по творчеству Романа Ругина

Данное мероприятие посвящено знакомству воспитанников  4-5 классов с творчеством Романа Ругина....

Литературная гостиная "Певец заснеженного края" по творчеству Романа Ругина

Данное мероприятие посвящено знакомству воспитанников  4-5 классов с творчеством Романа Ругина....

В заснеженных полях Подмосковья – решалась судьба Москвы

Презентация посвящена 75-летию героической  обороны Москвы. Данная презентация может быть использована, как на уроках истории, так и для классного часа детей общеобразовательной  школы обуча...

Коллективная аппликация в средней группе: "Заснеженный город".

Малыши - это прирождённые исследователи, изучающие окружающий мир посредством чувственного, эмоционального восприятия и приобретения практического опыта. Чрезвычайно важно поддерживать естественную лю...

Методическая разработка: "Заснеженный домик"

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную ро...

Плейкаст И. Тирский "В северном заснеженном краю..."

Данный материал можно использовать как наглядное пособие при создании собственных музыкальных открыток по прочитанным стихотворениямhttps://cloud.mail.ru/public/2Sk4/AGSkft5cf...