Главные вкладки

    Литературная гостиная "Певец заснеженного края" по творчеству Романа Ругина
    методическая разработка на тему

    Данное мероприятие посвящено знакомству воспитанников  4-5 классов с творчеством Романа Ругина.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    РОМАН ПРОКОПЬЕВИЧ РУГИН (31.01.1939) ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ ПЕВЕЦ ЗАСНЕЖЕННОГО КРАЯ

    Слайд 2

    ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ

    Слайд 3

    Семья Ругиных

    Слайд 4

    Советы и наказы отца Когда – то отец принес стопку книг и сказал: «Вот дети, хотите себе другой жизни, читайте эти умные книги…. Старайтесь, дети получить образование, я вам такой тяжелой доли, как моя не желаю»

    Слайд 5

    Мама, мама… Сколько незабываемых минут подарила она своим детям, сколько песен спела им. Простая хантыйская женщина, великая труженица и певунья, она безмерно любила своих детей

    Слайд 7

    Разговор с родной землей

    Слайд 9

    Детские воспоминания о войне

    Слайд 10

    Салехард

    Слайд 11

    Олень-это жизнь

    Слайд 12

    Праздник оленевода

    Слайд 13

    Произведения Р.Ругина

    Слайд 14

    Пи сать стал в конце 50-х годов, дебютировав сборником стихов " Лыланг ик - Живая вода" (Тюмень, 1963). Выпустил в свет книги "Погоня" (1965), "Снежные мелодии" (1976), "Метель на ладони" (1986), "Солнце над снегами" (1986), "Ранний ледостав" (1988), "В ожидании сына" (1990), сборник избранных стихотворений "Много думная Обь" (1993). В соавторстве с хантыйским писателем П.Е. Салтыковым в 1973 году издал книгу для чтения младших школьников (на языке шурышкарских ханты) "Золотой огонек". Как один из зачинателей хантыйской литературы, он представлен в "Антологии литератур уральских народов" под редакцией Петера Домокоша и Петера Хайду , изданной Финно-угорским институтом АН ВНР в Будапеште в издательстве "Европа" (1975), печатается во многих альманахах и журналах страны: "Дружба народов", "Москва", "Нева", "Сибирские огни", "Октябрь", "Аврора", "Урал", "Север" и других. В 1996 г. издал сборник произведений родного фольклора, готовит в свет 4-томное собрание сочинений. В 1996-1998 годах вышел трехтомник избранных произведений Р.П. Ругина . В последующие годы в различных центральных и региональных изданиях увидели свет 30 книг с его стихами, и прозой, фольклором. Публиковался во многих коллективных сборниках и антологиях. Отдельные стихи и проза ямальского автора переведены на финский, эстонский, французский, итальянский, венгерский, чешский, испанский, польский и английский языки. Большое внимание в своём творчестве Роман Прокопьевич уделяет мифологии народа ханты. В 2001 году вышла в свет книга избранных произведений, открывшая серию "Библиотека писателей Ямала". Два его стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. Роман Ругин активно сотрудничает с композиторами округа и города Москвы, многие его стихи положены на музыку.

    Слайд 15

    РУГИН Роман Прокопьевич - писатель и общественный деятель, Почётный гражданин г. Салехарда Ямало-Ненецкого АО, главный редактор журнала " Ямальский меридиан", член Союза писателей СССР, Лауреат литературной премии Союза писателей России, академик, автор более 30 книг стихов и прозы. Роман Прокопьевич родился 31 января 1939 года в поселке Питляр Шурышкарского района Ямало-Ненецкого автономного округа в семье обского ханты. В 1958 году окончил Салехардское национальное педагогическое училище, затем был призван в ряды Советской Армии. В 1964 году поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена и окончил его в 1964 году по специальности педагогика и методика начального образования. С 1964 года по 1968 год работал вначале завучем, затем директором Восяховской восьмилетней школы Шурышкарского района. С 1968 по 1972 год - инструктор Ямало-Ненецкого окружкома КПСС. Закончил трехгодичную заочную Высшую партийную школу при ЦК КПСС. С 1977 года - директор окружной санаторно-лесной школы № 2 в г. Салехарде, преподаватель истории КПСС и хантыйского языка Салехардского педучилища. С 1981 по 1984 год - инженер отдела охраны окружающей среды объединения « Ямалнефтегазгеология ». С 1985 года - старший методист окружной агиткультбригады . За педагогическую деятельность награжден Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, в 1970 году - медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина". В 1992 году становится редактором окружного историко-культурного, научно-популярного журнала " Ямальский меридиан", лидером литературно-культурной жизни региона. С 1983 года – член Союза писателей России (СССР). Широко известный публицист, прозаик, поэт. Писать стал в конце 50-х годов, дебютировав сборником стихов " Лыланг ик - Живая вода" (Тюмень, 1963). В 1996 г. издал сборник произведений родного фольклора, готовит в свет 4-томное собрание сочинений. В 1996-1998 годах вышел трехтомник избранных произведений Р.П. Ругина . В 2001 году вышла в свет книга избранных произведений, открывшая серию "Библиотека писателей Ямала". Два его стихотворения вошли в антологию мировой поэзии. Роман Ругин активно сотрудничает с композиторами округа и города Москвы, многие его стихи положены на музыку.

    Слайд 16

    Награды и звания: 1970 – награжден медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина. 1988 – удостоен звания Лауреата литературной премии Союза писателей России (СССР) «За прозу последних лет». 1990 – лауреат премии Союза писателей РСФСР. 1999 – к 60-летию со дня рождения награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством 2-ой степени». 2000 – удостоен звания «Почетный гражданин города Салехарда». 2001 – присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». 2005 – присвоено звание «Почетный гражданин Ямало-Ненецкого автономного округа». 2007 – присвоено звание «Легенда СМИ Ямала». 2010, 8 ноября – удостоен звания Лауреата Всероссийской литературной премии им. Д.Н. Мамина-Сибиряка за заслуги перед литературой. В настоящее время Роман Прокопьевич Ругин на пенсии и живет в городе Салехарде Ямало-Ненецкого автономного округа.

    Слайд 17

    РОМАН ПРОКОПЬЕВИЧ РУГИН (31.01.1939) ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ ПЕВЕЦ ЗАСНЕЖЕННОГО КРАЯ



    Предварительный просмотр:

    Литературная гостиная «Певец заснеженного края»,Rugin

    посвященная творчеству Романа Ругина, поэта, писателя, сказочника Ямала.

    Цель: познакомить детей с творчеством знаменитого земляка – поэта Романа Ругина.

    Задачи:

    • Обобщить полученные знания о поэте.
    • Развивать психические процессы (память) внимание, мышление, речь).
    • Воспитывать любовь к родной природе, труду, людям труда.
    • Воспитывать нравственные чувства через художественное слово, автобиографические данные писателя.

    Подготовительная работа:

    1. Организовать книжную выставку «Бард снежной державы».

    2. Подготовить и раздать детям стихи для заучивания.

    3. Подготовить костюмы и атрибуты для мероприятия.

    4. Подготовить презентацию по биографии Р.Ругина.

    Слайд 1. Ведущий: Добрый день, всем присутствующим. Уважаемые гости  мы рады приветствовать вас в нашей  литературной гостиной под звучным названием Певец заснеженного края».  Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с творчеством известного Ямальского писателя, поэта, сказочника, главного редактора журнала «Ямальский меридиан», нашего земляка Романа Прокопьевича Ругина.

    Слайд 2.    Ведущий:   (под звуки ветра)

    Хлопьями округлыми, прохладный,

    Снег ложится на землю мою,

    Словно с белой рыбины громадной,

    В небесах снимают чешую.

    Он улегся, празднично блистая, вылепил зайчишек, как живых,

    На подолах кедров – горностаи,

    Елки-в рукавичках меховых.

    Белый снег под кочками, кустами

    Покружился, вдоволь начудил.

    Он в платки хантыйские с кистями

    Невзначай березки нарядил.

    Хорошо, бело на белом свете!

    В белой наступившей тишине.

    Снег уснул глубоким сном медведя,

    Чтобы вновь проснуться по весне.

    Чистыми ручьями заискриться,

    Побежать с любого бугорка,

    В жаркий день под солнцем испариться,

    Снова превратиться в облака…

     (под звуки имитирующие метель, вьюгу девушка в национальной одежде поет колыбельную младенцу)

    Ведущий:  31 января 1939 года в поселке Ханты-Питляр, что на берегу Большой Оби, в зимний январский день, в обычной хантыйской семье родился мальчик, которого назвали Романом. Не думал тогда никто, что из этой обычной семьи рыбаков, в мир пришел необычный человек, который стал поэтом, писателем Ямальского Севера.

    Слайд 3. Ведущий: К малочисленному народу ханты принадлежала многочисленная семья Романа Ругина. Она вместе со своим народом жила и работала, радовалась и любила на берегах Оби. Большая это была семья, 10 детей. Много приходилось трудиться отцу, Прокопию Кирилловичу. Редко он бывал дома, лишь в сильные морозы семья собиралась вместе. Вот в такие зимние вечера дети с упоением слушали рассказанные отцом песни и сказки своих предков.

    Слайд 4.   Ведущий: Когда- то отец принес стопку книг и сказал: «Вот дети, хотите себе другой жизни, читайте эти умные книги. Я с детства оленей пас, рыбу ловил, родители мои хотели одного: чтобы из меня хороший оленевод, рыбак вышел, чтобы всю семью мог обеспечить. Я старался. Бедно мы живем, но не голодаем, пищу природа нам дает. А вот с одежонкой плохо, купить не на что, за труд мой гроши получаю. Учительница ваша грамотная  и ей большие деньги платят. Поэтому старайтесь, дети, получить образование, я вам такой тяжелой доли, как моя не желаю».

    Ведущий: Среди книжек, что принес отец, были стихи А.С. Пушкина:

    Буря мглою небо кроет

    Вихри снежные крутя,

    То как зверь она завоет,

    То заплачет как дитя.

    Роман прочел их и был искренне потрясен: как правильно все сказано! Где нашел Пушкин такие верные слова? Десятилетний любознательный Ромка тогда не понимал, что маленькая книжка стихов великого русского поэта и есть указатель к той дороге, которая поведет его в большое будущее.

    (звучит стихотворение «Был  ростом я не выше, чем копна» в исполнении  учащихся 5 «б» группы)

    Ведущий: И все дети Ругиных стали очень известными на Ямале людьми: врачами, учителями, поэтами. И всегда они присушивались к добрым наказам и советам отца и матери.

    (стихотворение «Добрый наказ» читают воспитанники 4 «а» группы)

    (звучит стихотворение «Советы отца» в исполнении  учащихся

     5 «б» группы)

    Слайд 5.  Ведущий: Однажды по телевизору был показан документальный фильм о Романе Прокопьевиче, где своими  воспоминаниями выступили его братья. Так вот там брат, Владимир Прокопьевич, рассказывал, что воспитанием детей в семье занималась мать. Маленькая, худенькая, несла на своих плечах непосильную ношу, чтобы сохранить семейный очаг. Она поднималась раньше всех, разжигала огонь, варила еду, чинила одежду. И всегда провожала и встречала их  на берегу с рыбалки, какой бы ни была капризная северная природа. А еще мать в семье Ругиных изумительно пела хантыйские песни, когда они собирались на какой-нибудь праздник!

    (звучит запись хантыйской песни)

    Ведущий: Мама, мама….  Сколько незабываемых минут подарила она своим детям, сколько песен спела им. Простая хантыйская женщина, великая труженица и певунья, она безмерно любила своих детей.

    (звучит стихотворение «Мать» в исполнении  учащихся 5 «б» группы)

    Слайд 6.  Ведущий:  Роман Ругин – человек пишущий о своем народе, всеми корнями произрастающий из него, любящий его, любящий свой родной язык. В своих произведениях он сумел передать удивительную культуру своего народа, его доброту.

    (звучит стихотворение «Я слагаю песни» в исполнении  учащихся

     5 «б» группы)

    Слайд 7.  Ведущий:  Здесь на берегах Оби стояли горты-селения ханты. И весной, когда уходил лед, трогались на реку рыбацкие семьи. Уникальная Питлярская сторона, зеркальные воды величавой Оби, глубокое раздолье речек и озер, смолистый запах кедровых шишек, красавицы – сосны и кедры-великаны, голубая черника и «сверкающая багрянцем брусника» - вся эта лесная сказка воспитала в обычном хантыйском мальчишке поэтическую душу и глубокую любовь к родным местам. Эта любовь навсегда связала его с родным краем, растворила его в природе.

    (звучит стихотворение «Детские забавы» в исполнении  учащихся

    4 «б» группы).

    (звучит стихотворение «Разговор с родной землей» в исполнении  учащихся 5 «б» группы).

    Ведущий:  Природа для ханты-живое существо, которое нужно уважать, беречь, приумножать. Нельзя ловить рыбы больше, чем требуется. Нельзя бездумно бросать камешки в воду.  О любви  к своей родной земле, природе у Романа Прокопьевича много стихов и рассказов. Одно из стихотворений мы сейчас услышим.

    Ведущий:  Медленно несет свои воды река Обь к далеким льдам Северного океана, а на берегах ее течет жизнь людская. Именно здесь для него открылся огромный мир родных обских просторов. Огромная, величавая Обь предсказала путь будущему поэту. На всю жизнь сохранил Роман Ругин трепетное уважение и благословение перед Обью. Он написал…

    (звучит стихотворение «Обь» в исполнении  учащихся 5 «а» группы).

    Ведущий:  Поэт уходил с ее берегов и вновь возвращался к ним.  Любит Роман Прокопьевич каждый год приезжать к себе на родину, в Питляр. Любит походить по лесу, поохотиться, порыбачить. Общение с земляками, старожилами поселка, с родной природой дают ему новые приливы творческой энергии.

    Слайд 8. Ведущий: Одной из важных тем в творчестве поэта стали произведения о войне. Совсем еще маленьким Роман услышал тяжкий женский плач. Война.

    (звучит стихотворение «Проводы сына в армию» в исполнении  Куделиной М.А.).

    Слайд 9.  Ведущий: Северяне, что могли, делали для фронта, для Победы, и она пришла. Свое нелегкое детство Роман помнит до мельчайших подробностей. В своих детских воспоминаниях о войне, он написал несколько стихов. И сегодня мы услышим одно из них. 

    (звучит стихотворение «Горсть родной земли» в исполнении

     учащихся 5 «а» группы).

    (звучит стихотворение «День Победы» в исполнении  учащихся

    4 «б» группы).

    Слайд 10. Ведущий:  А спустя несколько лет, Роман пошел в школу-интернат. Окончив ее, поступил учиться в Салехардское педагогическое училище. После этого окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена, затем высшую школу при ЦК КПСС. После института Роман Ругин вернулся в родной край, на Ямал. Начал работать учителем в школе в с. Восяхово, затем ее завучем, директором. Но его звала поэзия. Талантливого юношу заметили еще в институте, в Ленинграде. Там он начал впервые печататься в газете. Затем в Салехарде встреча с известными Ямальскими поэтами Петром Хатанзеевым, Леонидом Лапцуем, Иваном Истоминым. Многое от них получил начинающий поэт. По сей день вспоминает своих наставников, бережно хранит их подарки.

    (звучит стихотворение «Салехард» в исполнении  учащихся 5 «а» группы).

    Ведущий:  Роман Прокопьевич говорит: «Без малой моей родины я не стал бы поэтом, не воплотил бы в поэзии основы мироощущения своего народа». А малая родина, это конечно наш родной Ямал. Во так любит он свой родной край!

     (звучит стихотворение «Если б чудеса возможны были» в исполнении  учащихся 4 «б» группы).

    Слайд 11. Ведущий:  Олень – животное, без которого невозможно представить жизнь народов Севера. Олень – это пища, одежда, жилье, средство передвижения, друг. Олень – это жизнь. Оленю посвящены многие стихи ямальских поэтов. И роман Ругин этому животному посвятил несколько стихотворений. Одно из них называется «День оленевода». Оно посвящено гонкам на оленьих упряжках, которые проводятся на национальных праздниках, особенно эти гонки устраиваются в честь «Дня оленевода».

    Слайд 12.  (звучит стихотворение «Праздник оленевода» в исполнении

      учащихся 5 «а» группы).

    Слайд 13.  Ведущий:  Кроме стихов, которые мы сейчас прочитали у Романа Прокопьевича много рассказов, сказок, повестей, легенд, которые напечатаны в книгах. (Выставка книг).

    Слайд 14.  Ведущий:  Сейчас Роман Прокопьевич живет в Салехарде. Он также полон сил, пишет свои  литературные произведения. Он работал главным редактором журнала «Ямальский меридиан» с 1992 года, со дня его основания. Книги Романа Прокопьевича переведены на многие языки мира: английский, итальянский, французский, финский, венгерский, испанский, польский и другие. Поэтому с уверенностью можно сказать, что обычный хантыйский мальчик, стал всемирно признанным поэтом.

    Слайд 15.  Ведущий:  В дни празднования своего дня рождения он получает со всех концов нашей большой России, а также из многих других стран мира. Сегодня прозвучали только некоторые его стихотворения, не прочитаны рассказы и повести, и поэтому у вас есть возможность познакомиться  с творчеством Романа Ругина, прочитав его книги.

    Слайд 16.  Ведущий: Как хорошо, что на свете есть поэты! Они помогают лучше понимать жизнь, быть добрее и мудрее. Они своим творчеством согревают, пробуждают добрые чувства.

    Ведущий:  В этом, наверное, их высшее назначение. И если они выполняют его, то их доброе имя надолго останется в памяти людей. Именно таким поэтом стал для ямальцев лауреат литературной премии Союза писателей России, член Союза писателей России Роман Прокопьевич Ругин.

    Слайд 17. (В заключение  звучит стихотворение «Час воспоминаний).

    Теперь все чаще в прошлое гляжу:

    Оно - мое: не выдаст, не обманет.

    Подобно будущему – миражу-

    Не отуманит и не одурманит.

    В нем все конкретно, зримо и земно:

    Тень черной лодки, влажных листьев шорох

    И видное за десять верст окно,

    Горящее в ночных обских просторах.

    Судьбу, как сеть, я плел, не торопясь,

    И вот, ее в руках перебирая,

    Я в каждой нитке ощущаю связь

    Со всей судьбой отеческого края.

    Ему вся жизнь до капли отдана,

    Ему – стихов созвучия и краски.

    Коль вышло бледно - что ж, моя вина:

    Я пел, как мог. Но пел не по указке!

    Знавал и радость я в моем краю,

    И горе знал, и шторм, и гром небесный,

    И душу онемевшую свою

    Спасал не раз уже над самой бездной.

    Но я не лил тогда напрасных слез,

    Старался разобраться понемножку:

    Где сеть моя пошла наперекос?

    Где допустил я глупость и оплошку?

    Имел врагов. Терпел их до поры:

    Как без врагов прожить на этом свете?

    И уходил от них  - так осетры

    Рвут под водой капроновые сети.

    Я путы рвал, спасаясь от беды,

    И только после чувствовал: о боже –

    Глубокие, горящие следы

    Теперь навек – на сердце и на коже.

    Бывало всякое в моей судьбе.

    Но хватит жалость вызывать к себе!

    За все вознагражден я был бы щедро,

    Когда бы точно знал, что проросли

    Мои напевы в глубь родной земли

    Надежно, крепко –

    Словно корни кедра!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова

    Литературно-музыкальная композиция по творчеству Н.М.Рубцова предназачена для учащихся 9 класса...

    Литературно-музыкальная композиция «По страницам романа Л.Н.Толстого «Война и мир».

    Классика… как воспринять её богатство, проникнуть в духовный мир героев, чтобы суметь понять всю сложность исканий А.Болконского и П.Безухова, полюбить Наташу Ростову и Марью Болконскую.Вновь и ...

    литературно-музыкальная композиция, посвящённая творчеству Юрия Давыдовича Левитанского "Я, побывавший там..."

    Собственно, всё уже сказано в названии. Оформление "бегло официальное". Спасибо за помощь в разработке и проведении мероприятия учителю русского языка и литературы Светлане Владимировне Ткачёвой....

    Литературное краеведение (материал к урокам: нивхские, японские, корейские сказки; биография и творчество Романа Хе)

    Данный материал используется на уроках  литературного краеведения. Представляет собой презентации к урокам и конспекты уроков....

    Литературная гостиная "Певец заснеженного края" по творчеству Романа Ругина

    Данное мероприятие посвящено знакомству воспитанников  4-5 классов с творчеством Романа Ругина....

    Урок по творчеству Романа Ругина

    Знакомство с творчеством хантыйского писателя Романа Ругина...

    Открытый урок в 10 классе «Литературный суд над главным героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгением Базаровым».

    Цели урока: создать условия для творческого осмысления учащимися романа «Отцы и дети»; развивать умения нравственного анализа и нравственной оценки качеств личности, поступков и поведения ...