РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
рабочая программа (9 класс)

Коптева Елена Викторовна

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopteva_ev_9l_lit.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «гимназия “Дмитров”»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основная   школа

Литература

 (Расширенное изучение)

9 «л» класс

Создана на основе программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева. Сборник «Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы», М., ООО «ТИД «Русское слово», 2015г.

Учебник: С. А. Зинин, В. И. Сахаров, В. А. Чалмаев.  Литература, 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015.

85 часов (2,5 часа в неделю)

Расширение программы происходит за счет увеличения понятийно-терминологической системы. 

Добавлены темы: Н. М. Карамзин «Наталья, боярская дочь»; А. С. Пушкин. «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия. Эволюция народа в трагедии. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика); пьеса А. Н. Островского «Бедность не порок»; обзор романов Л. Н. Толстого «Война и мир» и Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого. Лирика И. Бродского, О. Седаковой и др. 

Контрольных работ - 9

Из них:

Входная диагностическая работа– 1

Сочинений – 7

Итоговая контрольная работа - 1

Составитель: учитель русского языка и литературы

                                                 Коптева Елена Викторовна

г. Дмитров, 2019 г.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

 Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

  Учащиеся должны знать:

  1. Основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей.
  2. Тексты художественных произведений.
  3.  Сюжет, особенности композиции.
  4. Типическое значение характеров главных героев произведений.
  5. Основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм.
  6. Изобразительно-выразительные средства языка.
  7. Элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).

  Учащиеся должны уметь:

  1. Выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть.
  2. Анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия.
  3. Определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
  4. Определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка.
  5. Выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя.
  6. Обосновывать своё мнение о произведениях и героях.
  7. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
  8. Составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей.
  9. Готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику).
  10. Писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль.
  11. Писать сочинение на литературную или публицистическую тему
  12. Пользоваться словарями различных типов и справочниками

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1.осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

2.развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

3.увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4.совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

5.самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  1. Содержание учебного предмета, курса

85 часов (2,5 часа в неделю)

Содержание обучения

Кол-во часов

1

Введение.

Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой    культурой.  Ведущие    темы   и мотивы    русской    классики (с сообщением изученного в ос нов ной школе). Основные литературные направления XVI II—XIX и XX веков.

     

2

2

Из    древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная      ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи.   Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...».     Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.      Метонимия. «Слово...»  и традиции   былинного эпоса. Художественные и   музыкальные интерпретации «Слова...».

6

3

Из     литературы XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII в. Классицизм.

     Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.

4

Расцвет отечественной драматургии  

(А.П.Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).

5

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»

     Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путе шествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма   и   сентиментализма с реалистическими   тенденциями).

путевые заметки.

1

Н. М. Карамзин. Повести «Бедная Лиза»

 Поэтика «сердцеведения» в творчестве    Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.

Традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века. Классицизм в живописи и архитектуре. «Наталья, боярская дочь»

2

3

Литература первой половины XIX века

:

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. 

Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского.  Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.

     жанр думы; жанр исторической песни; гражданский романтизм. Романтизм в русской и западноевропейской поэзии.    Романтизм в живописи и музыке.

7

А.С. ГРИБОЕДОВ

    Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).

Черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».

Музыкальные произведения А.С. Грибоедова. Сценическая Истрия комедии «Горе от ума».

8

А.С. ПУШКИН

    Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***»; («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика.

 «Борис Годунов» - первая реалистическая трагедия. Эволюция народа в трагедии.

Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское   звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство

писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.

         «Евгений   Онегин» как «свободный» роман   и   роман   в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав».

Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни   русского дворянства в романе.

Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.

творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж. Г. Байрона; образы   В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине». 

21

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

    Жизненный  и творческий путь М.Ю. Лермонтова и мотивы  лермонтовской  лирики  (назначение  художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва»  («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Про рок» «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы»,  «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».

     «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей рома на. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.  музыкальность стиха, мелодика, звукообраз, интонационно-ритмический контраст. Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике. Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.

16

Н.В. ГОГОЛЬ

    Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение    художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»).

Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.

литературный тип, понятие о герое и антигерое, роль детали. Н. В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых   душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе. Поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).

5

4

Литература второй половины XIX века

(Обзор с обобщением ранее изученного)

     Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840-1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И. А. Гончарова и И. С. Тургенева).

     Лирическая ситуация 50-80-х годов XIX века (поэзия Н. А Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета).

     Творчество А. Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.

пьеса «Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Основной конфликт

9

3.Темы исследовательских и проектных работ

1.         «Русская комедия XVIII в.»

2.         «Женские образы в произведениях Н. М. Карамзина»

3.         «Идеал женщины в произведениях Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова».

  1. График контрольных и практических работ

Плановые сроки

Скорректированные сроки

1

Входная диагностическая работа

2

 Контрольная работа №1. Р/р Сочинение «Ярославна – пленительный женский образ в Слове о полку Игореве»»

3

Контрольная работа №2 Домашнее сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

4

Контрольная работа № 3 Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

5

Контрольная работа №4

Восприятие, истолкование, оценка одного из стихотворений М. Ю. Лермонтова.

6

Контрольная работа № 5 Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

7

Контрольная работа № 6 домашнее сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

8

Контрольная работа № 7 Написать сочинение – миниатюру по выбору по творчеству Л. Н. Толстого

9

Итоговая контрольная работа. Сочинение по творчеству писателей XX века «Произведение литературы XX века, понравившееся мне больше всего»


СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методической кафедры   от

 «18» июня 2019 г. №  9

Руководитель кафедры

_________Е. В. Коптева

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

«____» июня 2019г.

__________И.А.Доронин

УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом

МОУ «гимназия “Дмитров”» от «_29__» июня 2019___ г. № _12__  

Председатель педагогического совета, директор гимназии

___________ А.В. Курбатова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...