«Лексико-грамматический практикум» ( по темам «Рукоделие», «Еда»)
методическая разработка (9 класс)

Вальгамова Надежда Дмитриевна

      Свою деятельность обучения хантыйскому  языку с применением ИКТ я начала с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: “Microsoft Office Word” и “ Microsoft Office Power Point ”, а также пользуясь “услугами” сканера и принтера. Сначала это были тесты, тексты с заданиями, грамматические таблички с примерами, карточки разговорной тематики и т.д. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов. И, конечно же, учащимся намного интереснее поработать с небольшими текстами и интересными заданиями, а также поразмыслить над тестами, практикумами, кроссвордами, ребусами, головоломками.  

        Разработанные  мною дидактические материалы помогают формировать основные предметные компетенции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_k_urokam_po_t._eda_rukodelie.docx572.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактичесекий материал

I.Лексико-грамматический тренинг по теме «Нэңат вератты пормасат»/Рукоделие.

  1. Найти соответствие

1

тата ӆты

а

мазать

2.

нёсатты

б

разминать руками

3

ӆэптапты

в

смочить

4

ётаӆты

г

литовка  для обработки шкуры

5

ӆостаты

д

разминать скребком

6

вуӆы сох

е

скребок

7

кепаӆ

ё

доска для выделки

8

ётӆопща

ж

оленья шкура

9

ётӆопща сохаӆ

з

оленьи лапы

10

сох ушиты карты

и

размягчить шкуру, лапы

  1. В каком ряду допущена ошибка?

                   В ед.ч.

         А)1 лицо : Ма  татаӆӆам, ма лостаӆам , ма ӆэптапӆам

         Б)2 лицо : Наң татаӆӆан, наң ӆосталув, наң ӆэптапӆан

         В)3 лицо :Лув татаӆаӆ, ӆув ӆостаӆ, ӆув ӆэптаптаӆ

 3)В каком ряду допущена ошибка?

                   В дв.ч.

А)1 лицо : Мин   татаӆӆаман , мин ӆостаӆаман , мин ӆэптапӆув

Б)2 лицо : Нын  татаӆӆатан , нын ӆостӆаатан , нын ӆэптапӆатан

В)3 лицо :Лын татаӆаңан, ӆын ӆостаӆаңан, ӆын ӆэптапӆаңан

  1. В каком ряду допущена ошибка?

                   В мн.ч.

А)1 лицо : Муң   татаӆӆув , муң  ӆостаӆув , муң ӆэптапӆув

Б)2 лицо : Нын  татаӆӆаты , нын лостаӆты , нын ӆэптапӆаты

В)3 лицо :Лый  татаӆӆан, лый ӆостаӆат, ӆый ӆэптапӆат

5.Вставьте глагол «тайты» в нужной форме (наст.вр.).

1. Лув(она) ар лухас _______. 2. Ма ищи лухсат _______.3. Наң опен лухаснэ ______? 4.Ма лухсэм ай ампие _______.5.Нын ай ампие ищи _______?

6.Вставьте глагол «хошты» в нужной форме (наст.вр.)

        1. Ма сак каратты ________.2. Ма апщем ищи сак каратты________. 3. Татья апщи сак каратты ант_________. 4.Нын па сак каратты _______?5. Щиты щи, муң сак каратты __________.

7. Составить диалог по образцу.

-Еля, наң хошӆан сак каратты?

-Щиты щи, ма хошлам сак каратты.

-Хойн наң утаӆтасаян сак каратты?

-Ма ай тэӆн хошӆам сак каратты. Сак каратты ма антеман утаӆтасаям.

Там тема элты: сэвты антапкеӆ, пос; ентты ернас; йиңаӆ тонты эӆты ёнтты

Урок

Контрольная работа  по теме «Нэңат вератты щир»/Рукоделие/

  1. Толмащты яснат/Перевести слова

Олан  вариант

Кимет вариант

тус

туснэ

тутчаң

йинтоп

намат

Ёнтасты ӆуй

сохам

ӆон

щашкан

ермак

нуй

нюки

тонты

йиңаӆ

сак

Вератты кеши

Кат ятӆап кеши

ентты

ёнтасты

Ёнтасты машина

сэвты

каратты

эватты

ханши

2.Толмащалан мир потрат/Перевести пословицы.

1)Хув хатӆет унты, вер ки ант тайӆан   1)Лапат пуш мортаӆы па и пуш-эвты.

2)Оӆман нянь ант шитӆан.                        2)Ар оӆас-шимал верас.

3)Рупата такӆы омӆэп эӆты хуӆ ант         3)Каркам хоят хоща рупата тутан мощатӆан.                                                   ӆэӆа.

3. Какой вариант формы глагола «каратты»  в предложении «Ма  моӆхатӆ

сак эӆты тутхот _________».

Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратӆам.

Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратты.

Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратсам.

4.Определите правильный вариант формы глагола «сэвты» в предложении Ма антем хорам пос   …. . (Моя мама связала красивые  варежки)

  Ма антем хорам пос сэвас.

 Ма антем хорам пос сэвты.

  Ма антем хорам пос сэвӆув.

5.Перевод мини-диалога с использованием изученной лексики.

-Нащта, что ты умеешь делать?

- Я умею шить платье. А ты что умеешь шить?

-Я умею шить хантыйский платок. Шить платок меня научила бабушка.

-Как здорово! Я тоже хочу научиться шить национальные платки.

Ребусы

1) костер :: Евгений Khripp - Социальная сеть ФотоКто+https://www.amara.ie/wp-content/uploads/2018/12/Chin-Filler-Dublin.jpg

2)ХВ качестве лекарства можно использовать практически любую часть растения – цветки, ветви и даже корни. Но наиболее часто в этой роли выступают его плоды.

3)Сhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=079fe5ac324bcecc76fd8b65ad369ac5&n=13&exp=1АМ

4) https://personallevelfitness.com/wp-content/uploads/2015/09/Dollarphotoclub_63680778.jpg”+http://xn--e1abcgakjmf3afc5c8g.xn--p1ai/upload/main/891/8911517cf544fa5dcda76411200fe9b2.jpg

5) https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=22c0bece5d029c2cae1cd99f5f4068ff&n=13 Х=Н

6)НА+”http://printonic.ru/uploads/images/2016/04/04/img_5702b2aaebe78.jpg

Ключи к лексико-грамматическому  тренингу.

1)Найти соответствия.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

б

а

и

д

в

ж

з

е

ё

г

 2)В каком ряду допущена ошибка?

б)

3)В каком ряду допущена ошибка?

а)

4)В каком ряду допущена ошибка?

в)

5.Вставьте глагол «тайты» в нужной форме (наст.вр.).

1) тайл 2)тайлам 3)тайл 4)тайл 5)тайлаты

6.Вставьте глагол «хошты» в нужной форме (наст.вр.)

1)хошлам 2)хошал 3)ант хошал 4)хошлаты 5) хошлув.

Ключи к контрольной работе по теме «Нэнат вератты пормасат»/Рукоделие.

  1. Толмащты яснат/Перевести слова

Олан  вариант

Кимет вариант

умело

мастерица

сумка для рукоделия

игла

игольница

напёрсток

нитка

оленьи жилы

ткань

шёлк

сукно

кожа/покрытие для чума

береста

туес

бисер

нож для рукоделия

ножницы

шить

шить

швейная машина

Плести/нанизывать

нанизывать

резать

орнамент

2.Толмащалан мир потрат/Перевести пословицы.

1)Долог день до вечера, коли делать нечего.   1)Семь раз отмерь, один-отрежь

2)Лёжа хлеба не добудешь.                               2)Мнго спал-мало сделал.

3)Без труда не добудешь и рыбки из             3)У работящего дело огнём горит.

пруда.

3. Какой вариант формы глагола «каратты»  в предложении «Ма  моӆхатӆ

сак эӆты тутхот _________».

Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратӆам.

Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратты.

Ма моӆхатӆ сак эӆты тутхот каратсам.

4.Определите правильный вариант формы глагола «сэвты» в предложении Ма антем хорам пос   …. . (Моя мама связала красивые  варежки)

  Ма антем хорам пос сэвас.

 Ма антем хорам пос сэвты.

  Ма антем хорам пос сэвӆув.

5.Перевод мини-диалога с использованием изученной лексики.

-Нащта,муй нан хошлан верты?

- Ма хошлам ернас ёнтты.Муй па нан хошлан ёнтты?

-Ма хошлам ханты охшам ёнтты. Охшам ёнтты ун антеман уталтасаям.

-Ши ям! Ма ищи ланхалаям уталтыты ханты охшам ёнтты.

Ключи к ребусам

  1. тутчаң
  2. ханши
  3. сохам

    4)сакпаӆ

      5)ӆон

  6)намат

                                                Арталаты вер (Проверь себя)

II.Лексико-грамматический тренинг по теме «Лэтот»/Еда.

  1. Найти соответствие.

1

Лэты

а

суп

2.

лант

б

жаркое

3

лэтот

в

кушать;

4

молты

г

солить

5

шарку

д

еда

6

лёхитты

е

размешать

7

солытты

ё

смешать

8

лэты лаңхалаты

ж

пустить в кастрюлю (порционный кусок)

9

руватты

з

хотеть кушать

10

лылатты

и

промыть

2)В каком ряду допущена ошибка?

                   В ед.ч.

А)1 лицо : Ма  каварсам, ма руватсам , ма лэсам

Б)2 лицо : Наң каварсан, наң руватсан, наң лэсан

          В)3лицо :Лув каврас, лув рувтас, лув лэты

3)В каком ряду допущена ошибка?

                   В дв.ч.

А)1 лицо : Мин   каварсаман , мин  руватсаман , мин лэсман

Б)2 лицо : Нын  каварсатан , нын руватсатан , нын лэсан

         В)3лицо :Лын каварсаңан, лын руватсаңан, лын лэсңан

4)В каком ряду допущена ошибка?

                   В мн.ч.

А)1 лицо : Муң   каварсув , муң  руватсам , муң лэсув

Б)2 лицо : Нын  каварсаты , нын руватсаты , нын лэсты

В)3 лицо :Лый  каварсат, лый руватсат, лый лэсат

5.Вставьте глагол «каварты» в нужной форме (прош.вр.).

1. Антем  эплаң лант _______. 2. Ма ищи молхатл лант _______.3. Нан ун антен ищи  лант  ______? 4.Ма ай ампиема хошак  _______.5.Нын ай ампиен  ищи лантан _______?

6.Вставьте глагол «питты» в нужной форме (буд.вр.)

        1. Ма нянь эватты ________.2. Ма опем ищи нянь эватты ________. 3. Нащта  апщи нянь эватты  ант_________. 4.Нын па нянь эватты _______?5. Щиты щи, муң нянь эватты __________.

Ребусы

1)Лhttps://i.pinimg.com/736x/71/cf/30/71cf30e2c1fc63de32b7092bb622e267--artist-art-art-shows.jpg Т

2)Мhttp://1001nitka.ru/images/detailed/23/61d0400bfca152541dc2ae87392c426e.jpgАЩ

3) Рыба крупным планом+ https://mayak-74.ru/img/news_img/b1f86db97e4bf00302e426ef0933db80.jpg”Й

4) https://i.artfile.me/wallpaper/20-03-2014/2048x1365/zhivotnye-horki--kunicy--gornostai--lask-811222.jpg”И

5)Хhttps://cdn-images-1.medium.com/max/1200/1*9IFzDU0Q9kTxwV8vpRx3uw.jpegИК

6)Сhttp://mirokdetok.ru/wp-content/uploads/2015/05/1.jpg+ https://www.tokkoro.com/picsup/448995-night-sky-beautiful-pictures-hd.jpg

Ключи к  лексико-грамматическому тренингу по теме «Лэтот»/Еда.

1.Найти соответствия.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

а

д

ж

б

и

г

з

е

ё

 2)В каком ряду допущена ошибка?

в)

3)В каком ряду допущена ошибка?

б)

4)В каком ряду допущена ошибка?

а)

5.Вставьте глагол «каварты» в нужной форме (прош.вр.).

1) каврас 2)каврасам 3)каврас 4)каварсам 5)каварсаты

6.Вставьте глагол «питты» в нужной форме (буд.вр.)

1)питлам 2)питал 3)ант питал 4)питлаты 5) питлув.

Ключи к ребусам

1)лант

2)мампащ

3)хулвой

4)нёхи

5)хошик

6)соламат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "ПОСУДА"

Дети в игровой форме овладевают грамматическим строем языка....

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт

конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт...

Логопедическое занятие по совершенствованию лексико-грамматического строя речи на тему :"Звуки З - С".

Дифференциация звуков [с-з] в слогах, словах и предложениях. Употребление предлогов: с, за, из-за, из-под. Употребление родственных слов....

Лексико грамматический тест 5 класс тема "Школа"

Тест предназначен для контроля усвоения лексиксических и грамматических знаний учащихся 5 класса  в конце изучения темы. Слдержит 4 задания Время выполнения 20 минут....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: «Транспорт».

В данном занятии педагог использует мультимедийные игры-презентации, как инновационный прием стимулирующий развитие познавательного интереса, активизирующий речь и внимание детей при изучении лексичес...

Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических компонентов языка на тему: "Одежда, обувь, головные уборы"

Мастер - класс для родителей. Цель проведения: познакомить родителей с некоторыми приёмами, методами, формами работы с детьми дома по закреплению знаний по данным темам; активизировать речевую деятель...