Логопедическое занятие по совершенствованию лексико-грамматического строя речи на тему :"Звуки З - С".
план-конспект урока (5 класс) по теме

Васильченко Ольга Николаевна

Дифференциация звуков [с-з] в слогах, словах и предложениях. Употребление предлогов: с, за, из-за, из-под. Употребление родственных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_z-s.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Васильченко  О. Н. учитель-логопед

                                                                 специальная (коррекционная)

                                                                 школа-интернат VIII вида

                                                                 п. Матвеева Кургана, Ростовской области.  Логопедическое занятие с учащимися 5 класса по совершенствованию лексико – грамматического строя речи.

Тема: « Звуки С – З »

Цели: 1.Дифференциация звуков С – З слогах, словах, фразе.

             2.Развитие фонематического слуха.

             3.Упражнять в звуковом анализе, определять позицию звуков в  словах.

             4.Закреплять употребление предлогов С, ЗА, ИЗ, ИЗ- ЗА, ИЗ-ПОД.

              5.Учить учащихся в употреблении родственных слов.

              6.Развивать у учащихся логическое мышление.

Оборудование: предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, собака, коза, ослик, слон, свинья, зубр, носорог, лошадь), символы предлогов, домики со звуками С – З.

                       ХОД ЗАНЯТИЯ.

I.Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас непростое, а необычное занятие.

- Мы с вами совершим путешествие в зоопарк.

- Догадайтесь, кто нас туда пригласил (загадываю загадки)

1. Много бед таят леса,

Волк, медведь там и лиса!

Наш зверёк живёт в тревоге,

От беды уносит ноги.

Ну – ка быстро отгадай – ка,

Как зверёк зовётся? (Зайка)

2. Жил- был маленький щенок,

Он подрос однако,

И теперь он не щенок –

Взрослая….. (Собака)

II. Сообщение темы занятия.

1.Анализ и сравнение характеристик звуков.

- Ребята, какие звуки вы услышали в названии наших гостей зайка, собака.

(Звуки З – С)

- Правильно давайте сейчас с вами дадим характеристику этим звукам.

Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Звук З – согласный, твёрдый, звонкий.

- А чем эти звуки похожи?

(Они оба согласные и твёрдые)

- А в чём их отличие?

(Звук С – глухой. Звук З – звонкий)

2.Развитие фонематического слуха.

- Ребята наша собачка по дороге в зоопарк предлагает провести речевую разминку.

Речевая игра « Запомни – повтори»

- Вы будете за мной повторять дорожки из слов и чистоговорки.

Сом – зонт – сок.             За – за – за- вот идёт коза.

Знак – стол – звон           Са – за –са – вот летит оса.

Собака – заноза – соль   Зу – зу – су – мы видели лису.

Замок – совок – засов.     Су – су – зу – отвязали мы козу.

Игра «Наоборот».

- Я буду называть слог со звуком С, а вы со звуком З.

СА – ЗА              СЫ – ЗЫ            СОЯ – ЗОЯ

СО – ЗО               СЭ – ЗЭ              СУП - ЗУБ

СУ – ЗУ                СИ – ЗИ             КОСА – КОЗА

3.- Ребята, а сейчас  мы с вами пришли в зоопарк.

(выставляются картинки лиса, заяц, собака, ослик, коза, слон, свинья, зубр, носорог, лошадь)

- Ребята, кто нас встречает в зоопарке?

(Животные)

- Наш зоопарк необычный, потому что в нём живут разные животные и все они дружат друг с другом.

- Какие животные живут в зоопарке?

(Дикие и домашние животные)

- В названии наших животных есть звуки С – З. Рассмотрите картинки и скажите какая картинка здесь лишняя. Почему?

(Лошадь. В названии этой картинки нет звуков С – З)

4.-Ребята, а сейчас посмотрите внимательно у нас 2 домика, давайте расселим наших животных в домики.

Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят,

Но не знают – как? Куда?

Помогите, детвора!

- Хорошо молодцы мы всех животных расселим в домики.

-Определение позиции звуков С- З в словах.

5.Упражнение в подборе родственных слов.

Зайка прыгал и скакал, зоопарк нам показал. Всю семью свою позвал . Никого не потерял.

- Подберите родственные слова к слову «Заяц».

(Зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок)

ФИЗМИНУТКА

Заинька повернись,

Серенький, повернись,

Вот так, эдак повернись -2 раза.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так, эдак топни ножкой.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так, эдак попляши. -2 раза.

6.Упражнения в подборе предлогов в предложениях.

- Ребята посмотрите у зайки в руках конверт.

- Это зайка хочет нам задать задание. Здесь что – то написано, а что не понятно зайчата ещё маленькие и не умеют писать. Давайте поможем им. На доске выставляются символы предлогов С, ЗА, ИЗ, ИЗ – ЗА, ИЗ –ПОД.

7- Вы должны прослушать предложения и вставить пропущенный предлог.

1.Зайка спрятался……. куст.

2.Козы пасутся……….домом.

3.Лиса выскочила……норы

4.Рысь спустилась……дерева

5.Ослик вышел ….. двора.

6.Носорог вышел…..воды.

7…..дивана выкатился ёжик.                                  

8….. будки выглядывает собака.        

                                                                                                                                                    8.Отгадывание загадок.

1.Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её ….  (Лиса)

2. Это милая лошадка,

Будто школьная тетрадка –

Разрисована в полоску,

В чёрно – белую полоску. (Зебра)

3.Спереди пятачок.

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

А на ней щетинка. (Свинья)

4.Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось)

5.С бородой, а не старик.

С рогами, а не бык.

Доят, а не корова. (Коза)

6.Он как маленькая лошадь,

Он упрямый, но хороший.  (Ослик)

9.Звуковой  анализ

- Произнести слова, и определить место звуков С – З в словах. ЛИСА, ЗЕБРА, СВИНЬЯ, ЛОСЬ, КОЗА, ОСЛИК.

III. Итог занятия.

- Молодцы ребята. Вы все сегодня хорошо работали на занятии и заслужили угощение, которые приготовили вам собака и зайка. На этом занятие окончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматического строя речи по теме "ПОСУДА"

Дети в игровой форме овладевают грамматическим строем языка....

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Дательный падеж множественного числа существительных»

Цели: учить детей образовывать существительные в дательном падеже множественного числа, согласовывая их с глаголом, учить замечать и исправлять ошибки в падежном согласовании глагола и существительног...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.1

Цель: учить детей образовывать словосочетание из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...

Конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений (подготовительная к школе группа для детей с ОНР, НВОНР) «Согласование числительного и существительного в П.п » зан.2

Цель: учить детей образовывать словосочетания из числительного и существительного в предложном падеже от исходной формы – именительного падежа, согласовывая их между глаголом и с глаголом в предл...

Технологическая карта логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи

Конспект логопедического занятия ориентирован на обучающихся с РАС, обучающихся по АООП 8.2...