Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи по теме транспорт
план-конспект урока на тему

Благоразумова Анжелика Геннадьевна

конспект открытого занятия для детей с общим недоразвитием речи (старшая группа) по формированию лексико-грамматических категорий по теме трансторт

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_teme_transport.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

              Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 255

Заверяю Зав. МДОУ

д/с №255

Калинина О.Е.

Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшей группы с ОНР (второй год обучения)

Тема: ТРАНСПОРТ

Подготовил: учитель-логопед Благоразумова А.Г.

                                                   25 мая 2010г.

Дата: 25.05.2010г.

Время: 9.00ч.

Место проведения: группа

Тема: Транспорт

Цель: 1. Научить детей понимать и употреблять в речи приставочные        

                глаголы.

            2.Закрепить знания детей о разных видах транспорта.

            3.Закрепить профессии людей, управляющих разными видами

               транспорта.

            4.Закрепить части грузового  автомобиля, самолета, трамвая.

            5.Закрепить навыки правильного произношения звуков С,Ж

Методическое обеспечение:  

  1. Игрушки: 2 куклы, набор инструментов, гараж, сделанный из кубиков, мост, сделанный из конструктора, дерево, грузовик, светофор, дорожный знак «Пешеходный переход».
  2. Картинка: Грузовик
  3. Картинки на мониторе компьютера: Знайка, велосипед, мотоцикл, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, трамвай, поезд, метро, самолет, вертолет, воздушный шар, аэроплан, дельтаплан, ракета, теплоход, катер, лодка, яхта, парусник, баржа
  4.  Аудиозапись « Поезд», «Долго шли мы», «Сюрприз», « До чего дошел прогресс»,  диск с записью караоке « Песенка паровозика »
  5. Раздаточный материал: Флажки зеленого и красного цветов, конверты с картинками транспорта, разрезанными на 4 части.

Лингвистический материал: Предметный   словарь: транспорт, велосипед, мотоцикл, автобус, автомобиль, автомобиль, трамвай, поезд, метро, лодка, катер, яхта, баржа,  парусник, теплоход, самолет, вертолет, ракета,  шар, такси, таксист, велосипедист, мотоциклист, машинист, пилот, вагоновожатый, капитан, кабина, кузов, капот, бампер, зеркала, двери, колеса, баки, руль, сиденья, шасси, корпус, нос, хвост, иллюминаторы, турбины, крылья, вагоны, салон, дуги, поручни, светофор, переход

Глагольный словарь: проезжай,, проплывай, пролетай, выехал, поехал, подъехал, въехал, переехал, съехал, заехал, объехал

Словарь признаков: воздушный, водный, наземный , легковой, грузовой, пешеходный, бензиновые

Звуки: С, Ж

Ход занятия.

 1.   Орг. Момент.

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие.

                 Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.

Заходит Незнайка.

Незнайка: Куда, куда вы отправляетесь? И я хочу с вами.

Логопед: Незнайка мы отправляемся в путешествие, побываем на разных станциях и повторим разные виды транспорта. Знаешь ли ты какие-либо виды транспорта?

Незнайка: Знаю.

Логопед: Ребята, возьмем Незнайку с собой?

Дети: Да.

Логопед: Ребята, на чем можно путешествовать?

Дети: Путешествовать можно на самолете, вертолете, корабле,  на поезде, на велосипеде…..

Логопед: Отгадайте загадку и вы узнаете на чем отправимся в путешествие мы.

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке

Одна из них с трубой

Ведет всех за собой.

Дети: Это поезд.

Логопед: Правильно, мы с вами поедем на поезде. Построились вагончики.

        Раз, два, три мы вагончики в пути.

Дети выстраиваются в шеренгу по одному. Включается аудиозапись «Поезд»

Логопед: Поехали.

               Дети имитируют движения колес. Совершают вращательные движения руками, согнутыми в локтях.

Логопед: Стоп. Приехали.

Аудиозапись выключается.

2. Повторение приставочных глаголов

Логопед: Ребята, мы приехали на станцию « Автомобильная».

На станции этой машины, машины

Машины малютки, машины большие

У каждой машины дела и заботы

Машины выходят с утра на работу.

Жил на этой станции грузовик

Он работать на стройке привык

Ребята, сейчас я буду называть и показывать слова-действия, а вы запоминайте.

Однажды грузовик выехал из гаража и поехал по дороге, к мосту подъехал, на мост въехал, через речку переехал, с моста съехал, по дороге поехал, к дереву подъехал, дерево объехал, по тропинке поехал и в канаву заехал.

Ребята, я называла слова- действия. Они похожи, а начало слов разное ( въехал, съехал, выехал, переехал, заехал, поехал, объехал)

Незнайка: Повторите мне еще разок, а то я не запомнил.

Логопед: Ребята давайте еще раз покажем и повторим Незнайке слова-действия.

Логопед вызывает 2-их, 3-их детей по очереди. Ребенок  показывает  и называет слова –действия.

Логопед:  Грузовик наш, грузовик

Он работать на стройке привык

Он кирпич возил и гравий

А сейчас застрял в канаве

Буксовал он, буксовал

Грузовик сигналит громко:

«У меня сейчас поломка»

3.Развитие речевого дыхания и голоса

Логопед: Ребята, покажите как буксует грузовик? Вдохните поглубже носом и повторяйте за мной.

Дети совершают вращательные движения руками, согнутыми в локтях перед грудью и произносят на одном выдохе звук Ж-Ж-Ж-Ж.

Логопед: Покажите , как сигналит грузовик? Вдохните поглубже и повторяйте за мной.

Дети имитируют нажатие на сигнальную кнопку грузовика ладонью и одновременно произносят на одном выдохе БИ-БИ-БИ-БИ        

Раздается хлопок.

Незнайка: Что это за шум?

Логопед: Прокололась шина у грузовика. Накачаем шину , шину у машины.

Вдохнули поглубже и повторяйте за мной.

Дети имитируют накачивание насосом шины, совершают наклоны вперед с опусканием рук, ладони сжаты в кулаки и произносят на одном выдохе звук С-С-С-С-С-С-С

Логопед: Для того, чтобы машина была готова к работе нам нужно отправится в автомастерскую.

Незнайка: А я знаю, где находится автомастерская моих друзей Винтика и Шпунтика. Хотите я вас провиду к ним?

Дети : Да

Незнайка: Тогда постройтесь друг за другом  и следуйте за мной.

  1. Игра малой подвижности « Светофор»

Незнайка и дети подходят к нарисованному пешеходному переходу.

Незнайка: Что такое на дороге

                   нарисовано вот тут?

        Здесь не видны руки, ноги

                   А все зеброю зовут.

Логопед: Ребята, кто хочет ответить Незнайке?

Ребенок: Это пешеходный переход.

Логопед: Пешеход! Пешеход!

                 Помни ты про переход!

                 Подземный, наземный

               Похожий на зебру.

Ребята кто нам поможет перейти дорогу?

Дети: Нас с тобой переведет пешеходный переход.

Логопед: Отгадав загадку , вы узнаете, кто же главный помощник на переходе через улицу.

У него глаза цветные

Не глаза, а три огня,

Он по очереди ими

Сверху смотрит на меня

Дети: Это светофор.

Логопед: Ребята, давайте отхлопаем слово светофор по слогам и скажем сколько слогов в слове светофор.

Ребенок: В слове светофор три слога.

Логопед: А сейчас , ребята мы повторим, что означат каждый сигнал светофора. Я начну предложение, а вы кончайте, хором , дружно отвечайте.

Если свет зажегся красный-

Дети: Значит двигаться опасно.

Логопед: Желтый свет-

Дети: Предупреждение - Жди сигнала для движения.

Логопед: Свет зеленый говорит:

Дети: Проходите, путь открыт.

Незнайка: Мне нужно это запомнить.

Логопед: Запоминай, Незнайка. А чтобы ты лучше запомнил, мы с ребятами поиграем в игру «Светофор»

Я буду показывать сигналы светофора, а вы будете совершать соответствующие движения на зеленый - идти на месте, на желтый - хлопать ладошками над головой, на красный – стоять смирно. Запомнили?

Дети: Да.

Логопед: Приготовились.

Логопед показывает сигналы, а дети совершают соответствующие движения.

Сигналы меняются неожиданно, через разные промежутки времени.

Логопед: Хорошо, вы знаете , что означает каждый сигнал. А теперь, посмотрите, зажегся зеленый свет. Можно идти по пешеходному переходу.

Дети проходят «зебру»

Логопед: Незнайка показывай дорогу.

Дети идут за Незнайкой и логопедом.

  1. Развитие целостного восприятия. Закрепление частей транспорта

Незнайка: А вот и автомастерская моих друзей. Нас встречают  Винтик и Шпунтик.

Логопед: Для того чтобы, починить грузовик, нужно знать все части грузовика

Незнайка: А я знаю

Подходит к картинке и говорит неправильно.

Логопед: Ребята, давайте научим Незнайку. Назовем части грузовика. А ты Незнайка , запоминай. Кто знает части грузовика?

Вызывается к доске один ребенок, который показывает и называет части грузовой машины.

Незнайка: Да, да я запомнил. У моих друзей очень сложная работа.

Ребята, а вы не хотите помочь Винтику и Шпунтику принять участие в ремонте транспорта.

Логопед: Поможем друзьям Незнайки. Соберем разный транспорт из частей .

Перед каждым ребенком конверт с картинкой транспорта, разрезанный на четыре части.

Логопед: На счет раз открыли конверты, на счет два достали картинку, на счет три  начали собирать картинку. Раз,  два, три. Картинку собери.

Дети складывают целое из частей. Логопед спрашивает у каждого ребенка, что у него получилось. К какому виду транспорта принадлежит и просит назвать части.

Логопед: Молодцы, справились с заданием, помогли Винтику и Шпунтику.

Давайте отправимся дальше. Пересядем на машину.

Незнайка: Вокруг себя обернись и в машину превратись.

Дети держат воображаемый руль перед собой.

  1. Речь с движением.

Ехали мы, ехали           ( дети ходят и вращают воображаемый руль                                

К мосту подъехали        перед собой)

На мост  въехали           ( поднимают руки вверх и встают на носочки)

С моста съехали             ( приседают)

Снова поехали                (ходят и вращают воображаемый руль)

Ехали , ехали

К елке подъехали

Елку объехали                 ( совершают поворот вокруг своей оси)

И на остановку приехали.

  1. Дифференциация разных видов транспорта

Логопед: Ребята, мы приехали на остановку « Игровая». Сейчас мы можем немного поиграть , а заодно и вспомним, какие существуют виды транспорта.

Не толкаюсь, не кричу полукругом я встаю.

Игра « Регулировщики»

Незнайка: А кто такой регулировщик?

Логопед: Ребята, кто ответит Незнайке? Кто такой регулировщик?

Ребенок: Регулировщик- это человек, который регулирует уличное движение.

Логопед: Давайте представим, что мы регулировщики и регулируем движение разного вида транспорта. Смотрите для нас приготовлены флажки разного цвета.

Логопед  и Незнайка раздают по два флажка (зеленый и красный) каждому ребенку.

Логопед: Внимание! Слушайте задание.

Я буду называть разные виды транспорта, а вы будете называть хором слова «проезжай, проплывай, пролетай», в зависимости от видов транспорта.

Если слово относится к водному транспорту, вы говорите проплывай и машете зеленым флажком, наземному – проезжай и машете  зеленым флажком, воздушному- говорите –пролетай и тоже машете зеленым флажком. Если слово не относится к транспорту, то поднимаете красный флажок и говорите – стоп. Поняли задание?

Дети: Да.

Логопед: Приготовились.

Машина

Пешеход

Лодка

Ракета

Велосипед

Жук

Катер

Самолет

Птица

  1. Упражнения для развития общей и мелкой моторики.

Логопед: Вам понравилось играть в регулировщиков?

Дети: Да

Логопед: А у меня для вас есть еще игра. Садитесь на палас, на корточки. Сожмите  кулачки. Поочередно разгибаем каждые палец на слова стихотворения.

Пальчиковая гимнастика

Логопед и дети говорят хором. Пальцы на обоих руках сжаты в кулак. Поочередно разгибают каждый палец на обоих руках под слова стихотворения.

Садись-ка, пальчик, в вертолет,

С тобой отправимся в полет

Сядем с этим мы в такси,

Он рад домой нас отвезти.

С тобой поедем мы в трамвае,

Тихонько песни напевая.

С этим пальчиком в ракете

Полетим к другой планете

Ну а с этим малышком

В зоопарк пойдем пешком.

Незнайка: А я предлагаю вам отдохнуть

Включается аудиозапись «Долго шли мы…»

Дети под слова песни идут шагом, бегут, имитируют полет самолета(бегут с расставленными в сторону руками), имитируют движение парохода( ладони соединяют лодочкой и совершают волнообразные движения руками), едут поездом, имитируя движение колес ( совершают круговые движения руками, согнутыми в локтях )

Логопед: Хорошо вы отдохнули.

Загорается лампочка.

Логопед: Ребята на пришло сообщение  от Знайки. Рассаживайтесь полукругом  на подушечках. Внимание, внимание учебное задание.

Внимательно смотрите на экран. Логопед комментирует картинки.

На мониторе компьютера появляются картинки наземного вида транспорта:

Велосипед, мотоцикл, легковой автомобиль, такси, грузовой автомобиль, автобус, трамвай, поезд.

Логопед: Знайка спрашивает, какой это вид транспорта?

Ребенок: Это наземный вид транспорта.

Логопед: Правильно

На мониторе появляется картинка метро.

Логопед: Какой это вид транспорта?

Ребенок: Это подземный вид транспорта.

Логопед: Правильно

На мониторе появляются картинки водного вида транспорта:  лодка, катер, парусник, баржа, теплоход, яхта

Логопед: Знайка хочет знать, какой это вид транспорта.

Ребенок: Это водный вид транспорта.

Логопед: Молодец.

На мониторе появляются картинки воздушного вида транспорта: самолет, вертолет, ракета, дельтаплан,  аэроплан, воздушный шар,

Логопед: Какой это вид транспорта
Ребенок: Это воздушный вид транспорта

Логопед: Молодцы ,ребята , все правильно угадали.

  1. Закрепление профессий на транспорте

Логопед: Внимание, внимание. Вот новое задание. Ребята, Знайка хочет проверить, знаете ли вы профессии на транспорте.

 Смотрим внимательно, говорим старательно.

На мониторе появляется велосипед

Логопед: Кто управляет велосипедом?

Ребенок: Велосипедом управляет велосипедист.

На мониторе появляется мотоцикл

Логопед: Кто управляет мотоциклом?

Ребенок: Мотоциклом управляет мотоциклист

На мониторе появляется легковой автомобиль.

Логопед : Кто управляет легковым автомобилем?

Ребенок: Легковым автомобилем управляет шофер.

На мониторе появляется картинка такси

Логопед: Кто управляет такси?

Ребенок: Такси управляет таксист.

На мониторе появляется картинка поезд

Логопед: Кто управляет поездом?

Ребенок: Поездом управляет машинист.

На мониторе появляется картинка самолета

Логопед: Кто управляет самолетом?

Ребенок: Самолетом управляет пилот.

Логопед: Молодцы ребята, все правильно назвали. А ты, Незнайка, все запомнил?

Незнайка: Теперь я знаю какие есть виды транспорта и кто им управляет.

Спосибо, ребята, вы меня научили.

  1. Итог занятия

Логопед: Вот и подходит к концу наше путешествие. Вам понравилось путешествовать? Что вам понравилось?

Логопед дает дифференцированную оценку работы каждого ребенка.

Логопед: Ребята, давайте споем Незнайке нашу любимую песню.

Включается телевизор и   караоке «Песенка Паровозика».Дети поют песню.

Незнайка: С вами было очень интересно путешествовать, и я многому научился.  Я для вас приготовил сюрприз.

Включается аудиозапись «Сюрприз»

Незнайка достает шкатулку с угощениями и отдает логопеду.  Мне пора возвращаться в сказку. До свидания. До скорых встреч.

Дети: До свидания.

Логопед: Нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с нашими гостями .

Дети: До свидания

Логопед: Построились вагончики. Раз, два, три мы вагончики в пути. Поехали.

Включается аудиозапись «До чего дошел прогресс». Дети, построившись друг за другом, имитируют езду на поезде и заходят в спальню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тематический цикл «Дом, квартира, мебель».

Конспект фронтального занятияпо формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тематический цикл «Дом, квартира, мебель». Старшаяя...

Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии.

Конспект логопедического занятия по формированию лексико - грамматической стороны речи по теме "Фрукты" с применением элементов песочной терапии....