Рабочая программа по родному языку
рабочая программа

Халилова Атия Сайфутдиновна

Рабочая программа по родному языку  к учебнику Р.К. Сагдиевой, 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_-_kopiya.docx43.48 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

 Планируемые результаты освоения учебного предмета ……………………………………….……………………3

Содержание  учебного предмета ……………………………………….…                                                                16

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы………        19                                                                                

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Представленная рабочая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- понимание родного (татарского) языка как одной из основных национально-культурных ценностей татарского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

  • формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и  вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и уважения людей друг к другу;
  • формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование уважительного отношения к  истории и культуре своего народа;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • умение работать в материальной и информационной среде общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  • коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  • усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях, преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование информации в целях понимания, коммуникация информации;
  • сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебно-познавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных познавательных действий на новые учебные ситуации.

Предметные результаты: 

В сфере коммуникативной компетенции:

  • языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
  • говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
  • аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
  • чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
  • письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки);
  • социокультурная осведомлённость (литературные персонажи, сказки, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).

В познавательной сфере:

  • формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звуко-буквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов);
  • умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
  • перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на татарском языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;  
  • умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;  осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.          

        В ценностно-ориентационной сфере:  

  • восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
  • ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями своего народа и страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни.

В эстетической сфере:  

  • знакомство с образцами родной литературы, образцов поэзии, фольклора и народного литературного творчества;  
  • формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов татарской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
  • развитие эстетической оценки образцов татарской  литературы, стихов и песен, фольклора и изображений.

В трудовой сфере:  

  • умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении; готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;  
  • начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.

Личностные результаты:

Метапредметные результаты:

Предметные результаты:

5 класс

- понимать роль татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа;

- формировать уважительное отношение к ценностям многонационального российского общества;

- развивать способности к самооценке в выражении своих мыслей;

- осознавать эстетические ценности языка.

- расширять свои представления о языке;

- проявлять познавательную инициативу в учебном процессе;

- пользоваться основными коммуникативными типами речи;

- ставить вместе с учителем новые учебные задачи;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;

- овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

- усвоить грамматические нормы языка;

- различать специфические звуки татарского языка, правильно их произносить;

- определять лексическое значение слова;

- усвоить фонетические законы татарского языка;

- выполнять фонетический анализ, разбор слова по составу;

- овладеть основными нормами речевого этикета;

- распознавать в тексте и употреблять в речи, изученные части речи;

- пересказывать небольшие по объему тексты;

-  использовать словари при работе над текстом.

6 класс

- понимать роль татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа;

- формировать уважительное отношение к родному языку, к культуре и искусству татарского языка;

- осознавать эстетические ценности языка, правила поведения в обществе;

- понимать значение родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- стремиться к речевому самосовершенствованию.

- расширять свои представления о языке;

- проявлять познавательную инициативу в учебном процессе;

- пользоваться основными коммуникативными типами речи;

- ставить вместе с учителем новые учебные задачи;

- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета;

- уметь свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;

- овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

- определять лексико-грамматические, изученных частей речи;

- указывать морфолого-синтаксические признаки, изученных частей речи;

- правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- выполнять морфологический анализ частей речи;

- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

- различать эпические, лирические и драматические произведения;

- выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического);

- составлять сложный план характеристики героев художественного произведения;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты.

7 класс

- понимать значение родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- уважать ценности многонационального российского общества;

- проявлять инициативу, самостоятельно выражать свою мысль и развиваться как личность;

- использовать полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

- осознавать чувство национальной гордости за свой народ и историю;

- усвоить моральные нормы и правила поведения в обществе.

- использовать полученные знания на уроках музыки, истории, изобразительного искусства, обществознания;

- понимать красоту и значение искусства слова;

- уметь связывать татарскую литературу с русской и мировой литературой, и определять общие проблемы, ценность для человеческого общества;

- овладеть приёмами отбора и систематизации материала;

- проявлять познавательную инициативу в учебном процессе;

- пользоваться основными коммуникативными типами речи;

- ставить вместе с учителем новые учебные задачи;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;

- уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами.

- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- опираться на морфологические признаки слов при решении задач правописания;

- выполнять морфологический анализ изученных частей речи;

- составлять диалог и монолог;

- пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;

- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

- различать эпические, лирические и драматические произведения;

- выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического);

- составлять план характеристики героев художественного произведения;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты.

8 класс

- понимать значение родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- проявлять инициативу, самостоятельно выражать свою мысль и развиваться как личность;

- использовать полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

- осознавать чувство национальной гордости за свой народ и историю;

- усвоить моральные нормы и правила поведения в обществе.

- понимать красоту и значение искусства слова;

- использовать полученные знания на уроках музыки, истории, изобразительного искусства, обществознания;

- связывать татарскую литературу с русской и мировой литературой, и определять общие проблемы, ценность для человеческого общества;

- проявлять познавательную инициативу в учебном процессе;

- пользоваться основными коммуникативными типами речи;

- соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила татарского  речевого этикета;

- ставить вместе с учителем новые учебные задачи;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета;

- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;

- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

- овладеть приёмами отбора и систематизации материала.

- правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

-употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем;

- различать словоизменение и словообразование;

- составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;

- различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;

- пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;

- писать заявление, автобиографию;

- пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки;

- характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним;

- различать эпические, лирические и драматические произведения;

- выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического);

- составлять сложный план характеристики героев художественного произведения;

- читать и пересказывать небольшие по объему тексты;

- составлять диалог и монолог.  

9 класс

- понимать роль татарского языка как одной из основных национально-культурных ценностей народа;

- осознавать чувство национальной гордости за свой народ и историю;

- проявлять инициативу, самостоятельно выражать свою мысль и развиваться как личность;

- использовать полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях;

- определять свое место в обществе;

- осознавать моральные нормы и правила поведения в обществе.

- использовать основные языковые и литературоведческие понятия в речи;

- понимать красоту и значение искусства слова;

- использовать полученные знания на уроках музыки, истории, изобразительного искусства, обществознания;

- связывать татарскую литературу с русской и мировой литературой, и определять общие проблемы, ценность для человеческого общества;

- проявлять познавательную инициативу в учебном процессе;

-пользоваться основными коммуникативными типами речи;

- соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила татарского  речевого этикета;

- ставить вместе с учителем новые учебные задачи;

- овладеть национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

- перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами.

- различать специфические звуки татарского алфавита;

- определять лексический состав языка;

- использовать основные языковые единицы, речеведческие понятия в речи;

- пользоваться орфографическим словарями;

- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;

- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- определять виды сложных предложений и составлятьих схемы;

-грамотно писать, соблюдая орфографические и пунктуационные правила;

- определять основные признаки стилей речи;

- биографию и произведения татарских писателей и поэтов;

- произведения устного народного творчества;

- историю, традиции и обычаи татарского народа;

- наизусть произведения изученные по программе;

- выдающихся личностей татарского народа;

-пересказывать (устно и письменно) художественные тексты, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи;

- составлять диалог и монолог;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и Интернета.

Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих 5-9 классы

«Речевое общение. Речевая деятельность»

Выпускник научится:

  • понимать роль родного языка в жизни общества; роль русского языка как средства межнационального общения;
  • различать смысл понятий: устная и письменная речь, монолог, диалог, ситуация общения;
  • различать основные признаки разговорной речи;
  • определить особенности научного, публицистического, официально-делового стилей;
  • выделить признаки текста и его различных типов;
  • соблюдать основные нормы татарского литературного языка, нормы татарского речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать разговорную речь и различные стили;
  • определять тему и основную мысль текста;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение непонятных слов.

«Фонетика. Орфоэпия. Графика»

Выпускник научится:

  • сделать фонетический разбор слова;
  • осознать важность сохранения орфоэпических норм татарского языка при общении;
  • научиться находить и правильно использовать в соответствующих ситуациях найденную в орфоэпических словарях и других справочниках информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выделить основные выразительные средства фонетики;
  • выразительно читать тексты из прозы и поэзии;
  • находить и грамотно использовать в мультимедийной форме необходимую  информацию из орфоэпических словарей и справочников.

«Морфемика и словообразование»

Выпускник научится:

  • делить слова на морфемы;
  • определить основные способы словообразования;
  • уметь образовывать новые слова из заданного;
  • изучая морфемику и словообразования, грамотно писать, определять части речи и члены предложений.

Выпускник получит возможность научиться:

  • увидеть смысловую связь между однокоренными словами;
  • понимать значимость частей словообразования как одного из изобразительно-выразительных средств художественной речи;
  • уметь находить нужную информацию из словарей и справочников по словообразованию;
  • уделять внимание этимологической стороне слова при объяснении правописания и лексического значения слова.

«Лексикология и фразеология»

Выпускник научится:

  • провести  лексический анализ слова;
  • объединять слова в тематические группы;
  • подбирать синонимы и антонимы;
  • распознавать фразеологические обороты;
  • придерживаться лексических норм при устной и письменной речи;
  • использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
  • наблюдать за использованием переносных значений слов в устных и письменных текстах (метафора, эпитет, олицетворение);
  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • сделать общую классификацию словарного запаса;
  • различать лексическую и грамматическую значения слова;
  • опознавать различных омонимов;
  • оценить свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • опознавать лексико-фразеологические средства в публицистических и художественных текстах, знать лексические средства, используемые в научном и деловом стилях;
  • находить из различных лексических словарей (толковых, синонимов, антонимов, фразеологизмов, иностранных языков) и мультимедийных средств необходимую информацию.

«Морфология»

Выпускник научится:

  • различать части речи татарского языка;
  • определить морфологические признаки слов;
  • использовать различные формы частей речи в рамках норм современного татарского литературного языка;
  • применять знания и умения по морфологии на практике правописания и проведения различных видов анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • исследовать словарный запас морфологии;
  • различать грамматические омонимы;
  • опознавать морфологические единицы в публицистических и художественных текстах, знать морфологические формы, используемые в научном и деловом стилях;
  • находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств по морфологии.

«Синтаксис»

Выпускник научится:

  • опознавать словосочетания и предложения и их виды;
  • исследовать состав, значение, особенности употребления словосочетаний и предложений;
  • употреблять различные синтаксические формы частей речи в рамках современного татарского литературного языка;
  • уметь использовать знания и навыки по синтаксису и в других видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать синтаксические средства в публицистических и художественных текстах, знать синтаксические формы, используемые в научном и деловом стилях;
  • провести функционально-стилистический анализ синтаксических конструкций, использование различных синтаксических конструкций как средств усиления выразительности речи.

«Орфография и пунктуация»

Выпускник научится:

  • соблюдать в письме  орфографические и пунктуационные нормы;
  • найти и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
  • найти и пользоваться в письме необходимой информацией из орфографических словарей и справочников.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознавать важности сохранения в речи орфографических и пунктуационных норм;
  • находить нужную информацию из различных словарей и мультимедийных средств и грамотно использовать их в письме.

«Стилистика»

Выпускник научится:

  • определять функциональные стили, выделив их жанровые особенности;
  • выступать перед аудиторией, определив тему, цель и задачи своего выступления;
  • выбирать языковые средства с учетом возрастных, психологических особенностей и соответствия темы уровню знаний слушателей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать и объяснять особенности устной и письменной речи;
  • работать с текстами в различных стилях и жанрах;
  • переводить различные тексты с татарского языка на русский, учитывая нормы устной и письменной речи.

«Язык и культура»

Выпускник научится:

  • распознать языковые единицы с национально-культурным компонентом на примерах устного народного творчества, исторических и художественных произведений;
  • находить примеры подтверждающие мысль о том, что изучение языка помогает лучше знать историю и культуру страны;
  • грамотно пользоваться правилами культуры татарской разговорной речи в повседневной жизни: в учебе и во внеклассных мероприятиях.

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать тесную связь языка с культурой и историей народа через определенные примеры;
  • сравнивать нормы культуры татарской речи с правилами культуры речи других народов, живущих в России.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

          Родной (татарский) язык.

Повторение изученного

Повторение изученного по лексикологии.

Повторение изученного в начальных классах: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол.

Повторение изученного по синтаксису: словосочетание и предложение; главные члены предложения; распространенные и не распространенные предложения; определение как член предложения; однородные члены предложения.

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

Общее понятие о фонетике и орфоэпии.

Органы речи. Понятие о месте образования звуков.

Гласные и согласные звуки в татарском языке. Произношение гласных звуков в татарском языке. Закон сингармонизма.

Классификация согласных звуков. Изменение согласных звуков в речи.

Слог в татарском языке. Ударение. Интонация. Перенос слов.

Графика и орфография. Понятие «звук» и «буква». Татарский алфавит. Правильное написание букв гласных и согласных звуков.

Правильное написание букв я, ю, е.

Правильное написание ъ и ь знаков.

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Прописные и строчные буквы. Фонетический анализ слов. Повторение.

Лексикология

Лексикология. Понятие о лексике и лексикологии. Лексическое значение слова, способы его  объяснения.  

Толковые словари. Группировка слов по значению, происхождению, и использованию.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов.

Синоним. Антоним. Омоним.

Словарный состав татарского языка с точки зрения его происхождения. Общетюркские и заимствованные слова. Группы татарских слов.

Область употребления словарного состава татарского языка. Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении (диалектные и профессиональные слова).

Словарный состав по активности употребления: устаревшие слова и историзмы. Понятие об устаревших словах. Новые слова (неологизмы).

Фразеологизмы. Употребление в речи фразеологических оборотов. Лексический анализ слова.

Повторение.

Состав слова и словообразование

Корень слова и окончания. Деление слова на значимые части.

Словообразующие, формообразующие, модальные окончания.

Модальные окончания, присоединяющиеся к имени  существительному, имени числительному, имени прилагательному, глаголу.

Основа слова. Производные и непроизводные слова.

Разбор слова по составу.

Способы словообразования в татарском языке. Способы присоединения словообразующих окончаний.

Порядок присоединения окончаний в слове.

Морфология. Общее понятие о морфологии.

Имя существительное. Собственные и нарицательные имена существительные. Реки и озера республики Башкортостан. Способы образования имен существительных. Множественное и единственное число  имен   существительных. Склонение  имен  существительных по падежам. Склонение по падежам  имен  существительных с категорией принадлежности. Склонение и произношение заимствованных имен существительных. Синтаксическая роль   имен существительных. Морфолого-синтаксический анализ  имен существительных.

Имя прилагательное. Качественные и относительные имена прилагательные. Способы образования имен прилагательных. Степени сравнения прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных. Прилагательные в роли существительных.  Морфолого-синтаксический анализ прилагательных.

Имя числительное. Способы образования имен числительных. Разряды  числительных: количественные, порядковые, разделительные, приблизительные, собирательные числительные. Синтаксическая роль числительных Морфолого-синтаксический анализ числительных.

Наречие. Способы образования наречий. Степени сравнения наречий. Разряды наречий: наречия образа действия, меры и степени, времени, сравнения, места, цели  и причины. Морфологический анализ наречий.

Местоимение. Способы образования местоимений. Виды местоимений: личные,  притяжательные, указательные, определительные, неопределенные вопросительные  и отрицательные местоимения. Морфологический анализ местоимений.

Обобщенное повторение  изученного в 6 классе. Повторение частей речи.

Глагол. Общее понятие о глаголе. Отрицательная форма глаголов.Залоги глаголов.

Спрягаемые глаголы. Глаголы повелительного наклонения. Глаголы изъявительного наклонения. Глаголы условного наклонения.

Неспрягаемые глаголы. Причастие. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастий.

Деепричастие. Понятие о деепричастиях.Признаки глаголов и наречий у деепричастий. Правописание деепричастий. Использование деепричастий в речи. Морфологический разбор деепричастий.

Имя действия. Признаки глагола и имени существительного у имени действия. Переход имени действия в существительное.

Инфинитив. Понятие об инфинитиве. Отрицательный аспект инфинитива. Правописание инфинитива.

Вспомогательные глаголы. Основные глаголы в роли вспомогательных глаголов. Морфологический разбор глаголов.

Звукоподражательные слова. Понятие о звукоподражательных словах. Звукоподражательные слова как основа для образования других слов.

Предлоги. Понятие о предлогах. Предложные слова. Послесложные слова. Морфологический разбор предлогов и послелогов.

Союзы. Понятие о союзах. Союзные слова. Морфологический разбор союзов.

Частицы. Понятие о частицах. Виды частиц. Правописание частиц.  Морфологический разбор частиц.

Междометия. Понятие о междометии.

Повторение изученного в 7 классе. Морфологический разбор частей речи.

Синтаксис простого предложения и пунктуация. Синтаксические и речевые единицы языка. Типы связи слов в предложений. Сочинительная и подчинительная связь. Особенности словосочетаний. Анализ словосочетаний.

Главные члены предложения. Согласование подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.

Второстепенные члены предложения. Определение. Связь между определением и определяемым словом. Однородные и неоднородные определения.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Обстоятельство. Обстоятельство места, времени, образа действия,меры и степени,причины и цели, условия и уступки.

Обособленные члены предложения . Обособление обстоятельств и пунктуация. Уточнение. Обособленные уточняющие члены предложения и знаки  препинания при них.

Модальные члены предложения. Обращения и знаки препинания при них. Вводные слова и знаки препинания при них.

 Однородные члены предложения. Союзы при однородных членах предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения.Обобщающие слова при однородных членах предложения.

 Простое предложение. Понятие о типах предложений по цели высказывания.

Двусоставные предложения . Распространенные и нераспространенные предложения.

Односоставные предложения. Понятие об односоставных предложениях.Полные и неполные предложения.Понятие о полных и неполных предложениях.

Классификация сложных предложений. Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения. Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные. Сложные предложения с различными видами связи.

Способы передачи чужой речи.

  1. Тематическое планирование

5 класс

Содержание

Количество часов

1

Повторение изученных тем в начальных классах. Лексикология.

2

Имя существительное. Местоимение. Глагол.

3

Синтаксис. Словосочетание.

4

Предложение. Виды предложения.

Члены предложения.

5

Входная контрольная работа.

6

Фонетика, орфоэпия.

Орфоэпия. Органы речи. Образование звуков.

7

Гласные звуки. Согласные звуки.

8

Гласные звуки, их произношение. Закон сингармонизма.

9

Согласные звуки, их произношение. Изменение согласных звуков при произношении.

10

Согласные [К], [Г], [КЪ], [ГЪ].

11

Согласные [һ] и [х]

12

Согласные [W] и [В].

13

Согласные [н] и [ӊ]

14

Согласный [,] (гамза)

15

Контрольная работа по теме «Согласные звуки»

16

Наш проект. Составление орфографического словаря.

17

Слог. Ударение.

18

Графика и орфография. Алфавит.

19

Гласные

20

Буквы Ъ, Ь, Ж, Й. Заглавные буквы.

21

Перенос слов. Фонетический  анализ.

22

Лексика и культура речи. Развитие речи.

23

Значение слова. Письмо.

24

Омонимы, синонимы, антонимы.

25

Фразеологический оборот. Словари.

26

Проверка знаний.Тест

27

Состав слова. Части слова.

Корень, основа, окончания.

28

Виды окончаний и суффиксов.

29

Состав слова. Части слова.

30

Способы образования слов.

31

Сложные и парные слова.

32

Сокращённые слова.

33

Национально-региональный компонент.

Р.Р. Сочинение «Моя деревня»

34

Итоговая контрольная работа

6 класс

1

Введение. Язык – важнейшее средство общения между людьми.

2

Повторение тем, пройденных в 5 классе

3

Входная контрольная работа. Диктант с тестированием.

4

Работа над ошибками. Морфология. Общее понятие о морфологии

5

Имя существительное как часть речи. Имена нарицательные и собственные.

6

Существительные единственного и множественного числа. Изменение имён существительных по падежам

7

Изменение имен существительных по лицам. Изменение имен существительных, измененных по лицам

8

Национально-региональный компонент.

Развитие речи. Мини-сочинение «Наша область»

9

Образование имен существительных

10

Синонимичные и антонимичные имена существительные. Использование имен существительных в предложении

11

Контрольная работа по теме «Имена существительные»

12

 Имя прилагательное как часть речи.

13

Степени имен прилагательных. Развитие речи. Составление предложений с именами прилагательными.

14

Образование имен прилагательных.

15

Синонимы и антонимы имен прилагательных. Использование имен прилагательных в предложениях.

16

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

17

Имя числительное как часть речи.

18

Способы образования имени числительного

19

Правописание имени числительного

20

Разряды имен числительных

21

Контрольный диктант по теме «Имя числительное»

22

Работа над ошибками. Наречие как часть речи.

23

Виды наречий. Правописание наречий.

24

Морфологический разбор наречий. Контрольная работа по теме "Наречие»

25

Местоимение как часть речи

Виды местоимения

26

Использование местоимений в предложении. Правописание.

27

Контрольная работа по теме «Местоимение»

28

Общее понятие о глаголе. Значение глагола. Начальная форма глагола

29

Изменение глагола по числам и лицам

Направление глагола

30

 Разряды глагола

31

Наклонение глаголов.

32

Повторение изученного за год

33

Итоговая контрольная работа. Диктант с грамматическим заданием

34

Анализ контрольной работы

7 класс

1

Повторение изученного

в 6 классе

2

Части речи.

3

Глагол как часть речи.

4

Образование глаголов.

5

Личные и безличные глаголы.

6

Причастие как особая форма глагола

7

Причастия настоящего времени.

8

Причастия прошедшего времени.

9

Контрольная работа по итогам I четверти. Тестирование.

10

Анализ контрольной работы.

Причастия будущего времени.

11

Р.Р. Составление рассказа на тему «Я в цирке» (по упр. 106).

Национально-региональный компонент. Тюменский цирк

12

Деепричастие как особая форма глагола.

13

Образование деепричастий.

14

Имя действия. Изменение имени действия по падежам, числам. Аффиксы притяжательности.

15

Инфинитив. Вспомогательные глаголы

16

Контрольная работа по теме «Глагол» (по упр.220)

17

Понятие о звукоподражательных словах.

18

Образование от звукоподражательных слов самостоятельных частей речи.

19

Р.Р. Изложение «Волшебный сон» (по упр. 259)

20

Понятие о словах категории состояния.

21

Послелоги. Понятие о послелогах.

22

Употребеление самостоятельных частей речи в роли послелога.

23

Союзы.Понятие о союзах.

24

Разряды союзов

25

Знаки препинания перед союзами.

26

Контрольная работа по теме «Послелоги», «Союзы»

27

Анализ контрольной работы.

Мой проект. Презентация «Мой гороскоп» (стр. 173)

28

Частицы как служебные части речи.

29

Разряды частиц. Правописание частиц.

30

Междометия.

31

Модальные слова.

32

Повторение изученного за год.

33

Итоговая контрольная работа

34

Мой проект. Подготовка презентации «Лексический анализ слов» (стр.209)

8 класс

1

Повторение пройденного       за 7 класс

2

Слово и предложение.

3

Сочинительная связь

4

Подчинтельная связь

5

Виды словосочетаний

6

Подлежащее и способы его выражения.

7

Сказуемое и способы его выражения.

8

Место подлежащего и сказуемого в предложении. Контрольная работа по итогам I четверти. Тестирование.

9

Второстепенные члены предложения. Определение.

10

Дополнение и способы  его выражения.

11

Обстоятельства, его виды.

12

Обстоятельства места.

13

Обстоятельства времени

14

Обстоятельства образа действия.

15

Обстоятельства меры

16

Р.р. Изложение (по упр.183)

17

Обстоятельства причины

18

Обстоятельства цели

19

Обстоятельства условия.

20

Контрольная работа по теме «Второстепенные члены предложения»

21

Приложение.

22

Обращения

23

Вводные слова

24

Виды грамматических анализов.

25

Повторение главных членов, второстепенных членов и модальных членов предложений

26

Контрольная работа по теме «Главные и второстепенные члены предложения»

27

Односоставные предложения по цели высказывания

28

Утвердительные и отрицательные предложения.

29

Распространенные и нераспространенные предложения.

30

Односоставные и двусоставные предложения.

Национально-региональный компонент

Б. Сулейманов “Мама”

31

Неполные предложения

32

Повторение изученного в 8 классе

33

Итоговая контрольная работа.

34

Анализ контрольной работы

9 класс

1

Синтаксис простого  предложения (повторение).

2

Понятие о сложном предложении.

3

Бессоюзные сложные предложения

4

Сложносочиненные сложные предложения.

5

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.

6

Понятие о сложноподчиненных предложениях.

7

Синтетические и аналитические придаточные предложения.

8

Контрольная работа по теме «Понятие о сложном предложении»

9

Особенности подчинительных союзов и союзных слов в придаточной части.

10

Пунктуация в сложноподчиненных предложениях.

11

Виды сложноподчиненных предложений. Придаточные  подлежащие и придаточные сказуемые.

12

Сложноподчиненные предложения с придаточной изъяснительной частью.

13

Сложноподчиненные предложения с придаточной определительной частью.

14

Сложноподчиненные предложения с придаточной  частью времени.

Национально-региональный компонент (1)

Я. Занкиев «Любовь, объятая пламенем»

15

Контрольная работа по теме «Пунктуация в сложноподчиненных предложениях».

16

Сложноподчиненные предложения с придаточной  частью места.

17

Сложноподчиненные предложения с придаточной  частью образа действия.

18

Сложноподчиненные предложения с придаточной  частью меры.

19

Сложноподчиненные предложения с придаточной  частью причины.

20

Сложноподчиненные предложения с придаточной  частью цели.

21

Сложноподчиненные предложения с придаточной  условной частью.

Национально-региональный компонент (2)

Я. Занкиев «Зори Иртыша»

22

Сложноподчиненные предложения с придаточной  частью уступительной частью.

23

Повторение темы «Синтаксис сложного предложения и пунктуация».

24

Р.р. Изложение “Фәрит әти-әнисен кызык итә”(по упр.156).

25

Понятие о тексте. Понятие по прямой и косвенной речи.

Национально-региональный компонент (3)

Я. Занкиев «Остроушко»

26

Виды прямой речи. Диалог. Монолог. Цитата.

27

Знаки препинания при прямой речи.

28

Стилистика и культура речи. Стили речи.

29

Разговорный стиль. Письмо.

30

Научный стиль. Деловой стиль.

31

Публицистический стиль. Художественный стиль.

32

Повторение изученного в 9 классе.

33

Итоговая контрольная работа.

34

Анализ контрольной работы. Р.Р. Сочинение по картине О. Воробьевой «Сирень» (упр. 241)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс

рабочая программа по родному языку 5 кл...

Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс

Рабочая программа для родного русского языка...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...