Рабочая программа по подной литературе (русской)
рабочая программа

Андросова Мария Юрьевна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_lit_5.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Розгребельская средняя общеобразовательная школа»

«Рассмотрена»

на заседании МО учителей

гуманитарно-эстетического цикла

Протокол № 1 от 27 августа 2019 г.

Руководитель МО __________

/Воскобойникова А.А./

«Утверждаю»

Директор школы ____________

/Сухорукова Н.Н./

Приказ № 46 от 29 августа 2019 г.

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по учебному предмету «Родная литература (русская)»

для 5 класса

на 2019 – 2020 учебный год

Программу разработала

учитель русского языка и литературы

Андросова Мария Юрьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Родная литература» разработана для обучения учащихся 5-6 классов в соответствии с:

Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);

Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

 

  1. Содержание учебного предмета

Введение (1 час)

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти.

Русский фольклор (2 часа)

Русские пословицы и поговорки.

Толкование русских пословиц. Вариативность пословиц и поговорок. Пословицы и пословично-поговорочные выражения в художественном тексте. Словари и сборники пословиц и поговорок.

Теория литературы: пословицы, поговорки; антитеза, антонимы, иносказание. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей.  Образы животных.

Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки, сочинение собственной сказки.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, «Своя игра» по теме «Русский фольклор» или «Русские сказки».

Краеведение: народная сказка в Курской области.

Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов.

Литературная сказка (1 час)

В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-2 по выбору). Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.

Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.

Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке, сочинение собственной сказки.

Древнерусская литература (1 час)

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям. Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, твёрдость духа, религиозность.

Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, похвала, поучение).

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Русская басня (2 часа)

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке.

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневной шум замолк».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок».

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору. Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям, инсценирование басни.

Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни.

Литература XIX века ( 5часов)

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.

Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения).

Развитие речи: выразительное чтение.

Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра. Философский смысл стихотворений. (1-2 по выбору).

Теория литературы: стихотворение в прозе как жанр литературы.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная гостиная по творчеству поэта.

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе. Сюжет и композиция. Герои и образы. Художественное своеобразие.

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, «святочный» рассказ.

Развитие речи: цитатная характеристика персонажей.

Краеведение: заочная экскурсия в дом-музей писателя в Орле (http://turgenevmus.ru/dom-muzej-n-s-leskova/).

Литература XX века (8 часов)

И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

Теория литературы: рассказ как жанр литературы.

Развитие речи: пересказ.

Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору). Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».

Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?

Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?

Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.

А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя.

Теория литературы: композиция, (завязка, кульминация, развязка).

Развитие речи: выразительное чтение, характеристика персонажа.

Связь с другими искусствами: просмотр эпизодов советского фильма «Ночевала тучка золотая…» – экранизации одноимённой повести Анатолия Приставкина (в 1989 г., Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М.Горького, режиссёр Суламбек Мамилов).

Современная литература (1 час)

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».

Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка).

Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.

3. Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Родная литература (русская)»

5 класс (17 часов)

Тема урока

К-во часов

Дата

По плану

По факту

1.

Введение

Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти

1

2.

Русский фольклор

Русские пословицы и поговорки, сказки

1

3

Р/Р Сочинение собственной сказки в стиле русских народных сказок

1

4

Литературная сказка

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой: «Работник Емельян и пустой барабан». Р/Р Отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке

1

5

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет». Выбор веры. Похвала учению книжному. Завещание Ярослава Мудрого сыновьям

1

6

Русская басня

В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина».

М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк».

А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок»

1

7

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика

1

8

Литература XIX века

К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу

1

9

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Два богача». Особенности жанра. Философский смысл стихотворений

1

10

Я.П. Полонский. «Утро». Особенности композиции. Рифма и ритмика стихотворения

1

11

Н.С. Лесков. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». История создания рассказа. Проблема совести в рассказе

1

12

Контрольная работа по теме «Литература XIX века» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос)

1

Литература XX века

1

13

И.С. Соколов-Микитов. Краткий рассказ о писателе. «Петька», «Медведь-провожатый». Природа и человек в рассказах.

1

14

Ю.Я. Яковлев. Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе    «А Воробьёв стекло не выбивал»  Как сохранить память о войне? (Рассказ «Реликвия»). 

1

15

А.И. Приставкин. «Портрет отца», «Фотографии». Тема военного детства и сиротства в произведениях писателя

1

16

Современная литература

Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо»

1

17

Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Литература русского зарубежья"

Рабочая программа элективного курса составлена на основе авторской программы Т.П.Матлиной "Литература русского зарубежья"....

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 5 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) на 2019 - 2020 учебный год предназначена для учителей, работающих по УМК Коровиной В. Я....

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 6 класса

Цель литературного образования в основной школе определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания ми...

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса

Рабочая программа по родной литературе (русской) для 7 класса разработана на основе следующих документов:...