РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Устное творчество коми народа», 6 класс;
методическая разработка (6 класс)

Соколова Мария Андреевна

В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному содержанию современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин. В условиях изменившихся социально-экономических и политических основ Российского государства стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно только при определённом уровне сформированности гражданской идентичности его членов. Учебный предмет «Коми язык» (как неродной) способен внести особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России, так как будучи частью российской культуры, коми язык способствует формированию личности человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям, то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Коми язык открывает доступ к огромному духовному богатству коми народа, тем самым повышает уровень гуманитарного образования ученика.

По итогам прохождения курса внеурочной деятельности «Устное творчество коми народа»  предполагается выполнение творческих проектных работ. Поэтому задача учителя – не просто познакомить своих учеников с фольклором коми народа, но и привить любовь к народному творчеству, вызвать чувство гордости за талант своего народа. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО учителей

математики, информатики и физики.

Протокол № _____

 «_____»__________20    г.

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ №12»

_______________ Е.В. Маркина

«_____»__________20    г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

__________ /__________/

«_____»__________20    г.

Принято

на заседании педагогического совета.

Протокол № _____

«_____»__________20    г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12 имени Олега Кошевого»

(МАОУ «СОШ № 12»)

«Олег Кошевой нима 12 №-а шöр школа»

Муниципальнöйасшöрлунавелöдан учреждение

(«12 №–а ШШ» МАВУ)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Устное творчество коми народа»

(наименование предмета)

Основное общее, 6 классы

(уровень образования, класс)

1 год

(срок реализации программы)

Разработчики программы:

Соколова М.А. ,учитель коми языка

Сыктывкар, 2018

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМИ НАРОДА"        5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМИ НАРОДА"        8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМИ НАРОДА»        10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Устное творчество коми народа» на уровне среднего общего образования для 6 классов составлена на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г. № 1644, от 31.12.2015г. №1577);
  2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол заседания Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 г. № 1/15 с учетом изменений, внесенных Протоколом заседания Федерального УМО по общему образованию от 28.10.2015 г. № 3/15).

Порядок разработки и структура рабочей программы курса внеурочной деятельности выдержаны в строгом соответствии с требованиями Положения о рабочей программе курса внеурочной деятельности  МАОУ «СОШ № 12».

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Устное творчество коми народа» реализуется с использованием пособия Г.И. Ватамановой, Ж.Г. Сизевой, Е.Н.Ярошенко  "Коми язык для 6 класса", рекомендованного Министерством образования Республики Коми.

Направление программы: общекультурное

Класс: 6

Целями изучения курса внеурочной деятельности «Устное творчество коми народа» на уровне среднего общего образования являются:

  • приобщение учащихся  к культуре, традициям, реалиям народа коми в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся основной школы на разных её этапах; формирование умения представлять культуру своей страны средствами изучаемого языка в условиях межкультурного общения;
  • развитие гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свою республику, свою страну и осознание своей этнической и национальной принадлежности через культуру коми народа, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей;
  • вызвать интерес родителей к устному народному творчеству коми народа и использовать его в воспитании детей.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач:

●целенаправленно формировать эстетическое мировоззрение воспитанников через приобщение к истории, культурным традициям своего родного края;

 ●активно развивать творческие способности детей на основе изучения устного творчества коми народа

● раскрыть многообразии жанров устного поэтического творчества, отразить всю жизнь коми народа, его трудолюбие, нужды и социальные чаяния, его мудрость и веру в лучшее будущее.

Предлагаемый курс «Устное творчество коми народа» своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 6 классов, которым интересен предмет – коми язык.

В настоящее время большое внимание уделяется этнокультурному содержанию современного школьного образования, что обусловлено целым рядом причин. В условиях изменившихся социально-экономических и политических основ Российского государства стало очевидно, что существование и успешное развитие современного общества возможно только при определённом уровне сформированности гражданской идентичности его членов. Учебный предмет «Коми язык» (как неродной) способен внести особый вклад в главный результат образования – воспитание гражданина России, так как будучи частью российской культуры, коми язык способствует формированию личности человека через заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям, то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Коми язык открывает доступ к огромному духовному богатству коми народа, тем самым повышает уровень гуманитарного образования ученика.

По итогам прохождения курса внеурочной деятельности «Устное творчество коми народа»  предполагается выполнение творческих проектных работ. Поэтому задача учителя – не просто познакомить своих учеников с фольклором коми народа, но и привить любовь к народному творчеству, вызвать чувство гордости за талант своего народа. 

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Устное творчество коми народа»

Изучение коми языка на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих результатов" 

1) в направлении личностного развития:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества);
  • учащийся понимает практическую и историческую ценность национального творчества;
  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы педагогом и товарищами;

2) в метапредметном направлении:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • отбирать материал для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • творчески решать учебные и практические задачи: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления, а так же использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМИ НАРОДА»

Содержание курса внеурочной деятельности «Устное творчество коми народа»

Наименование

раздела

Содержание

Формы организации

Виды деятельности

1.

Устное творчество

 коми народа.

Введение в раздел. Рассказ об устном творчестве коми народа, которое складывается из обрядов и обычаев. Как  народном фольклоре переплетаются религиозные и обыденные, бытовые обычаи и поверья народа. Легенды и сказания помогают постигать не только историю своего народа, но и секреты мышления, многовековые сокровенные чаяния народа.

Беседа, лекция.

  • Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения.

2.

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.

Использование литературы  на заданную тему.

Беседа, лекция.

  • Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • видеть черты русского национального характера в фольклорных произведениях;
  • выразительно читать сказки;

3.

Жанровое своеобразие фольклорных произведений.

Ознакомление с жанровым своеобразием фольклорных произведений.

Беседа, практическая работа.

  • выявлять в фольклорных произведениях  характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность произведения, отличать литературную сказку от фольклорной;

4.

Пословицы и поговорки  коми народа.

Изучить уже существующие  источники

по коми пословицам и поговоркам. Систематизировать

коми  пословицы  и  поговорки,  которые  отражают  национальный

характер в фольклорных произведениях. Проанализировать

пословицы  и  поговорки,  раскрывающие  особенности  коми

национального характера,

по отношению

к семье, к труду, к учебе.

  • Беседа, просмотр и обсуждение спектакля.

 

  • Продолжить работу над изучением коми пословиц и поговорок.
  • Уметь  употреблять пословицы и поговорки в нужном контексте в обычной речи;
  • Различать в пословицах прямой и иносказательный смысл.
  • Выражать скрытую мысль словами.
  • Осознавать и переносить усвоенный смысл на другой текст или жизненную ситуацию.

5.

Коми народные сказки. Прославление высоких нравственных  качеств коми народа.  

Продолжать воспитывать лучшие человеческие качества на примере народных героев; развивать навыки анализа сказок; совершенствовать навыки выразительного  чтения.

Беседа, чтение, анализ. Работа с раздаточным материалом

  • Выразительно читать сказки;
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
  • Сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии;
  • Устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия.
  • Владеть навыками выразительного исполнения в процессе создания постановок;

6.

Коми народные сказки. Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости и бескорыстия служения Отечеству.

Показать, как в сюжетах коми сказок  народ очень доступно, понятно для ребёнка отражает характер народа, его национальные традиции, нравственные качества, отношение к добру и злу. Например, в коми сказках «Марпида- царевна», «Гундыр», «Солдат, скупой мужик и злой царь», «Яг-морт» и др. сопоставляются добро и зло; в сказках «Фома», «Тридцать женихов», «Ёма и две сестры» и др. сравниваются трудолюбие и лень, раскрываются жадность, расплата за труд и лень.

Беседа, чтение, анализ, работа с

раздаточным материалом.

  • Видеть черты русского национального характера в героях коми сказок;
  • Выразительно читать сказки;
  • Пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

7.

Коми народные сказки. Сказки о животных. Герои сказок. Образы героев. Аллегорическое звучание сказок.

 

  • Сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

8.

Коми народные сказки. Пересказ и инсценировка сказок (на выбор).

Инсценировка сказок.

Инсценировка

  • Характеризовать особенности уникального народного искусства и творчества, создавать творческие проекты  на основе  культуры коми народа;
  • Владеть навыками выразительного исполнения в процессе создания постановок;

9.

Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, заклички).

Обобщение знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора. Обогащение словарного запаса учащихся.

Викторина

  • Применять опыт в различных викторинах.

10.

Проектная работа "Устное творчество

 коми народа".

Защита проектов.

Проектная работа

  • Применять опыт разработки творческого проекта – создания импровизации  на определенную тему.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМИ НАРОДА»

Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Устное творчество коми народа»

Наименование темы

Количество часов

Содержание самостоятельной работы учащегося

Устное творчество

 коми народа

1

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

Отражение в фольклорных произведениях быта, традиций, обрядов.

1

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы., приводят примеры.

Жанровое своеобразие фольклорных произведений.

1

Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают в группах, приводят примеры.

Пословицы и поговорки  коми народа.

1

Беседуют, смотрят  и обсуждают  спектакль.

Коми народные сказки. Прославление высоких нравственных  качеств коми народа.  

1

Беседуют, читают, анализируют. Работают с раздаточным материалом.

Коми народные сказки. Прославление в фольклорных произведениях силы, мужества, справедливости и бескорыстия служения Отечеству.

1

Слушают учителя, отвечают на вопросы, беседуют, читают, анализируют, работают с раздаточным материалом.

Коми народные сказки. Сказки о животных. Герои сказок. Образы героев. Аллегорическое звучание сказок.

1

Слушают учителя, отвечают на вопросы, беседуют, читают, анализируют, работают с раздаточным материалом.

Коми народные сказки. Пересказ и инсценировка сказок (на выбор).

1

Инсценируют сказку (на выбор).

Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки, заклички).

1

Активно принимают участие в викторине.

Проектная работа "Устное творчество

 коми народа".

1

Самостоятельно выбирают тему для проекта, анализируют информацию по теме, готовят презентацию и сообщение для защиты. Оценивают работы сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Народное творчество»

Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование нетрадиционного материала для традиционных промыслов в области декоративно-прикладного искусства, что позволяет активизировать уч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Устное народное творчество»

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Устное народное творчество» для 1 класса....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Рабочая программа курса внеурочной деятельности Профильный лингвистический лагерь "Влюбляйся в английский" (Fall in Love with English) разработана для занятий с учащимися 5-9 классов проявляющий особы...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Художественное творчество» для учащихся 5-7 классов

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Овладение навыками коллективной деятельност...