Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир творчества" 5-6 классы
рабочая программа (6 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10
г.Таганрога
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МАОУ СОШ №10
О.В. Козиной
от «30» августа 2019 г. № 126
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мир творчества» (5-6 классы)
Направление (общекультурное)
учитель технологии
Горбачева Любовь Владимировна
__________________________________________________
(ФИО, категория)
2019-2020 учебный год
РАССМОТРЕНО Протокол заседания методического объединения учителей физической культуры, ОБЖ и технологии МАОУ СОШ №10 от «29» августа 2019 г. №1 ___________В.В.Онуприенко | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №10 ______________В.И. Лукашов «30» августа 2019 г.
|
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шкатулка рукодельницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 7-х классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шкатулка рукодельницы» разработана для занятий с учащимися 7-х классов во второй половине дня в соответствии с требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Программа курса «Шкатулка рукодельницы» направлена на достижение следующих целей:
- выявление и развитие у ребенка имеющихся задатков, склонностей, способностей, интересов, представляющих социальную ценность;
- широкое приобщение к декоративно-прикладному искусству, развитие творческих способностей;
- формирование эстетического вкуса, вооружение технологическими знаниями, воспитание творческих навыков и умений, воспитание чувства прекрасного, проявлять фантазию и вкус;
- развитие мелкой моторики;
- освоение специфики работы с различными материалами, инструментами;
- конечным результатом образовательного процесс становится достижение определенного уровня знаний и умений.
Реализация целей осуществляется через постановку и решение следующих задач:
- Обучающие:
- соблюдение правил техники безопасности при работе колющими и режущими инструментами;
- изучение принципов построения композиций;
- освоение технологии изготовления декоративных изделий;
- Развивающие:
-дать ребенку объем знаний и умений, необходимых для работы с различными материалами;
- развить наблюдательность, воображение, эстетический вкус;
- развивать творческую индивидуальность, творческое отношение к деятельности;
- Воспитательные:
- воспитывать старание, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность;
- воспитывать чувство коллективизма.
Во время реализации программы дети знакомятся с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Учащиеся попробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Занятия проводятся по 1 часу в неделю в каждом классе. Поддержание мотивации у детей основано на смене видов деятельности.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей.
Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Важное направление в содержании программы курса «Шкатулка рукодельницы» уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 7-х классов технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Шкатулка рукодельницы » выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Существенную помощь в достижении поставленных задач окажет методически грамотно построенная работа на занятии. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах.
Задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Работа организовывается по поиску альтернативных возможностей, подбору других материалов вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу 7-х классов учащиеся должны
знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, ткани, соленого теста и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
- применение гуаши в окружающем мире.
уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- выполнять работы, используя изобразительный материал – гуашь, акварель;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- изготовлять изделия в технике бумагопластики, изонити, тестопластики, вышивки крестом, лоскутного шитья, игрушек из ткани и фетра
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- Проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
- развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать систему универсальных учебных действий;
- сформировать навыки работы с информацией.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Вводное занятие.
История развития рукоделий. Знакомство с программой и правилами поведения в мастерской. Режим работы. Правила техники безопасности. Подготовка материалов, инструментов к работе. Беседа о пользе и престижности умений в жизни.
2. Бумагопластика
Знакомство с Интернет-ресурсами. Беседа «Из истории происхождения бумаги, ножниц». ТБ при работе с ножницами. Знакомство с техникой модульное оригами. Чудеса из гофрированной бумаги. Теоретические сведения - что такое «квиллинг»? Материалы и инструменты для квиллинга. Основные элементы квиллинга. «Кусудама» - шары из бумажных цветов. Виды кусудам, способы складывания. Основные сведения о плетении из газетных трубочек, материалы и инструменты, способы плетения.
Практические работы
Аппликации в технике квиллинг. Открытки в стиле квиллинг. Букет для мамы
Изготовление в технике модульного оригами цветов, животных. Создание цветов из гофрированной бумаги. Складывание шаров кусудама. Изготовление изделий в технике плетения из бумажных трубочек.
3. Вышивка крестиком.
История вышивки крестом. Инструменты и приспособления для вышивания. Закрепление нити в начале и в конце работы. Основные приёмы работы.
Практические работы
Вышивка миниатюрок крестиком
4. Изонить
Закрепление навыков работы иглой. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нити в начале и в конце работы. Основные приёмы техники «изонить». ТБ при работе с иглами, булавками. Анализ вариантов изделия. Проектирование открытки в технике «изонить».
Практические работы
Заполнение круга, угла. Заполнение треугольника, многоуровневой фигуры. Открытки в технике «изонить».
5. Тестопластика.
Основные приемы работы с соленым тестом. Изготовление сувенира - символа нового года. Анализ вариантов изделия.
Практические работы
Изготовление сувенира к Новому году. Изготовление магнитиков.
7. Лоскутная техника
Ткань, трикотажное полотно. Разнообразие поделок. Идеи для изготовления поделки. Подбор материалов, инструментов. Изготовление выкроек и шаблонов. Создание поделки из лоскутов.
Практические работы
Изготовление игольниц, прихваток, подставок под горячее, лоскутных панно.
8. Бисероплетение
Историческая справка «Экскурс в мир бисера» Основные приёмы бисероплетения. Анализ моделей.
Практические работы
Деревья из бисера. Цветы из бисера
9. Аппликация
Аппликация из крупы. Приемы работы с крупой. Анализ эскизов, выбор круп для аппликации, яркие пятна – аппликация из цветной бумаги.
Практические работы
Выполнение панно – аппликация из крупы.
10. Мягкая игрушка.
Виды игрушек своими руками – плоские, объемные. Материалы. Выкройки, последовательность изготовления. Сборка мягкой игрушки и ее оформление. Особенности изготовления игрушек из фетра
Практические работы
Выполнение объемной игрушки из ткани и меха. Изготовление игрушки из фетра
Организация деятельности внеурочной деятельности.
Программа работы внеурочной деятельности «Сладкие подарки» рассчитана на 1 год.
Внеурочная деятельность комплектуется из учащихся 7-а,7-б,7-в классов. Количество детей
в группе – по 15 человек.
Режим работы внеурочной деятельности – 1 занятие в неделю по 1 часу в каждом классе.
Содержание программы рассчитано на 34 часа (7-е классы).
Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Разделы и темы | Кол-во часов | Виды деятельности | ||
ВЫШИВКА | 4 | творческая (выполнение творческих заданий) поисковая(самостоятельный поиск информации на заданные темы); практическая (выполнение практических заданий) проектная(самостоятельная работа над формулированием учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование своей деятельности и ее анализ) | ||
Вышивка крестом | 4 | |||
ИЗОНИТЬ | 2 | |||
Изонить. Изготовление панно | 2 | |||
АППЛИКАЦИЯ | 2 | |||
Аппликация из крупы | 2 | |||
БУМАГОПЛАСТИКА | 10 | |||
Модульное оригами | 1 | |||
Квиллинг | 1 | |||
«Волшебные шары кусудама» | 1 | |||
Плетение из бумажной лозы Цветы из гофрированной бумаги | 1 6 | |||
ТЕСТОПЛАСТИКА | 3 | |||
Лепка из соленого теста | 3 | |||
БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ | 4 | |||
Деревья из бисера | 2 | |||
Цветы из бисера | 2 | |||
Вышивка бисером | 4 | |||
ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА | 4 | |||
Лоскутные изделия | 4 | |||
МЯГКАЯ ИГРУШКА | 5 | |||
Изготовление мягкой игрушки из ткани | 3 | |||
Изготовление игрушек из фетра | 2 | |||
всего | 34 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кабинет технологии
- бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, гофрированная, открытки, фантики, картон цветной, салфетки для декупажа;
- нитки: катушечные, мулине, ирис, тесьма, шерстяная пряжа.
- проволока, фольга;
- лак акриловый;
- лоскуты, мех, синтепон, пенопласт;
- природный материал, «бросовый» материал ( пробки, бутылки пластиковые, CD-диски, коробки, газеты и т. д . )
- клей ПВА, клей-карандаш, «момент»;
- бисер, шнур, цветные ленты и пр.
Инструменты, приспособления: карандаши, фломастеры, линейки, иголки, булавки, ножницы, швейные машины, утюг
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Серия «Мастер-класс на дому»/ - М.: Аст-пресс книга, 2011
- Забавные фигурки. Модульное оригами. Проснякова Т.Н./ М.: «Аст-
Пресс книга», 2010
- Молотобарова О.С. «Кружок изготовления игрушек – сувениров», 1990 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...