Развитие у детей самостоятельности на уроках русского языка через игровые технологии.
статья (9 класс)

Смирнова Мария Михайловна

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими русским языком. У учащихся падает интерес к русскому языку и, как следствие, идет снижение грамотности, неумение правильно, логично, четко выразить свою мысль. Несомненно, что это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovye_tehnologii.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у детей самостоятельности на уроках русского языка через игровые технологии.

Повышение качества обучения школьников является одной из самых актуальных проблем педагогики и методики сегодня. К сожалению, в настоящее время все более очевидными становятся недостатки в образовательном уровне школьников, в том числе и в уровне владения ими русским языком. У учащихся падает интерес к русскому языку и, как следствие, идет снижение грамотности, неумение правильно, логично, четко выразить свою мысль. Несомненно, что это одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы.

Учителю необходимо пересмотреть свое отношение к преподаванию русского языка в свете новых требований и выбрать те методы и технологии обучения, которые, по его мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Я стараюсь использовать нестандартные формы работы, способные заинтересовать учащихся. Важную роль отдаю применению игровым технологиям на уроке русского языка.

Актуальность.

«…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь-это игра.» -говорил А.С.Макаренко

Игра - это действенный метод для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Она приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

        

Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Как верно сказал Ушинский: «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.»

Сущность игровых технологий:

-мотивационный;

-ориентационно-целевой;

-содержательно-операционный;

-ценностно-волевой;

-оценочный;

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

Сущность игровых технологий:

-игра-забава;

-игра-увлечение;

-игра-творчество;

Результат игровых технологий:

-развитие самостоятельности на уроке;

-тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

-стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

-способствует преодолению пассивности учеников;

-способствует усилению работоспособности учащихся;

Верно заметил Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока;  контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (можно назвать  уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, зкзамены и т. д.).

                 Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Главное в уроке, по-моему, постижение красоты языка, удивление перед его возможностями и – открытия, пусть маленькие, пусть не имеющие значение для науки.

        Школьное сочинение – сложный, но, вместе с тем, интересный труд учителя и его учеников. Такая творческая работа является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира.

         Много интересных приемов в работе над сочинением уже сложилось  в современной методике. Мое внимание привлек прием сотворчества, когда в классе пишется коллективное мини-сочинение. При его написании учитывается ход мысли ученика, внесшего в текст первое предложение, затем ученика, который с учетом первого предложения составил последующее предложение и т.д. Здесь своевременно исправляются недостатки в оформлении мысли, тщательно отбирается лексика, контролируется развитие темы или микротемы. По завершении работы созданный общими усилиями текст выразительно прочитывается.

                         В последнее время в методической литературе чрезвычайно много внимания уделяется  моделированию уроков инновационного типа. Урок, заявленный как урок – игра, презентация, урок - фестиваль, позволяет создать особое эмоциональное поле, которое устраняет у ребенка комплекс тревожности, связанный прежде всего с отсутствием веры в собственные силы. Нетрадиционные уроки усиливают  акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию предметного курса, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения. В моей практике насчитываются  такие виды нетрадиционных уроков, как урок-суд, урок-репортаж, урок-расследование, урок-вернисаж, урок-диспут и т.д.

        Обучение русскому языку подразумевает не только освоение письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. Это может быть минутка-разминка под общим названием: « Говорите по–русски правильно». В каких формах можно предположить задания детям? Вот лишь некоторые из возможных вариантов.

- «Составь текст и озвучь его». Детям предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске. Задача учащегося – за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы.

 - «Пригласи на обед». Задача: озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга (подругу). В меню даны слова: тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д. По аналогии можно провести игры «Пригласи в гости», «Пригласи в театр» и т.д.

        Эффективно использование игр на уроках по теме «Лексика и фразеология»:

 «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»;  «Собери пословицу»;  «Переводчик»;  «Кто быстрее?»;    «Объясни значение»;  «Прямое и переносное»;   «Замени фразеологизмом»;  «Подбери синонимы»;   «Кто больше»;  «Закончи фразеологизм»;   и др.

        Часто на уроках использую лингвистические «Угадайки». Они во многом напоминают хорошо известную игру-задачу под названием «Кроссворд». При выполнении работы обогащается словарный запас учащихся и грамматический строй речи. Развивается и совершенствуется чувство языка, умение понимать изобразительно-выразительные возможности языковых единиц. Все это способствует развитию творческих возможностей учащихся, часто вызывая желание создавать по аналогии свои произведения (сказки, загадки) и кроссворды.

- Угадайте  слово по его описанию. Объясните, как вам это удалось сделать.

«Глаз» автомобиля (фара), «свежезамороженный» дождь (град), шляпка на ножке (гриб), лесной барабанщик (дятел);  орел, а не птица (город) и т.д.

        Целесообразно использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Они пробуждают интерес, активизируют весь класс учащихся. Очень часто я использую игру «Помоги Пете Ошибкину». Она не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.

Например:

  1. В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?
  2. Ненавидел в тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

         Заключение.

        Игровые технологии занимают важное место в учебно – воспитательном

процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и развивают у детей самостоятельность на уроках русского языка.

        Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах (в условиях реализации ФГОС).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо" в ИОС

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме; "Строение и грамматическое строение словосочетаний"...

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения

В статье  описывается  как, используя какие современные технологии, сформировать у обучающихся умение вести поисково-исследовательскую  деятельность....

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы через применение современных образовательных технологий»

Понижение творческой активности обучающихся, снижение интереса школьников к изучению русского языка и литературы, поверхностное прочтение и изучение  художественных произведений, нежелание самост...

«Формирование умения поисково-исследовательской деятельности у обучающихся на уроках русского языка через применение технологии развивающего обучения»

Приводится проектная работа, раскрывающая использование технологии  критического мышления для формирования умений поисково-исследовательской  деятельности...

Доклад на тему "Развитие речевой деятельности учащихся на уроках иностранного языка посредством игровых технологий"

quot;Учись, играя!"- девиз современных и влюбленных в свой предмет педагогов. Скучные и нудные способы преподавания, как известно, вызывают у учащихся только желание отвлечься и заняться более и...