Главные вкладки

    Литературный образ - персонаж
    презентация к уроку (7 класс)

    Черепахина Юлия Викторовна

    Материал содержит пояснения что такое образ и персонаж

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Литературный образ-персонаж

    Слайд 2

    Цель: Образовательная: способствовать формированию знаний учащихся об авторской характеристике образов-персонажей, роли диалога и речевых характеристик персонажей; Развивающая:способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления. Воспитательная:продолжить формирование дисциплинированности, ответственности, воспитанности, нравственных качеств.

    Слайд 3

    Словарная работа Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных . Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий. Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

    Слайд 4

    Кластер Образ – персонаж занимает центральное место среди других образов ↓ К ним не относят автора ↓ Образы-персонажи: → человек ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ ↓ Существа животные насекомые птицы предметы явления природного мира человеко - одушевленные подобные образ-персонаж ↓ ↓ ↓ Жизнеподобные условные нежизнеподобные (фантастические) ↓ ↘ Вымышленные исторически достоверные

    Слайд 5

    СИСТЕМА образов – персонажей представляет мир персонажей каждого литературного произведения Главные и второстепенные антагонист и протагонист Реальные, вымышленные, Жизнеподобные, условные, фантастические Добрые, злые Безобразные , прекрасные Главные и эпизодические Комические, трагические, трагикомические

    Слайд 6

    Определите место образа- персонажа в художественном мире. Может ли автор быть литературным персонажем? Что такое прототип образа -персонажа? Может ли любой человек стать прототипом художественного образа? Определите понятие « исторический образ-персонаж» Почему важно рассматривать образы-персонажи в системе?

    Слайд 7

    Дополнительные вопросы и задания 1. Приведите примеры известных произведений живописи, на которых отсутствует прямое изображение человека. Найдите репродукции таких картин в учебнике. Чем интересны такие произведения человеку? Что они могут сказать об их авторе, художнике-творце? 2. Приведите примеры обращения в нашем повседневном общении к именам фольклорных и литературных персонажей. С какой целью используются сравнения реальных людей с известными персонажами фольклора и литературы?

    Слайд 8

    Творческая работа Составление характеристики образа-персонажа по плану (по группам)

    Слайд 9

    1 группа – В. Набоков «Рождество»

    Слайд 10

    2 группа - Ч. Айтматов «Белый пароход»

    Слайд 11

    3 группа - И. С. Тургенев « Бежин луг»

    Слайд 12

    Вступление. Место персонажа в системе образов произведения. Главная часть. Характеристика персонажа как определенного социального типа. 1. Социальное и материальное положение. 2. Внешний облик. 3. Своеобразие мировосприятия и мировоззрения, круг умственных интересов, склонностей и привычек: а) характер деятельности и основных жизненных устремлений; б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия). 4. Область чувств: а) тип отношения к окружающим; б) особенности внутренних переживаний. 5. Авторское отношение к персонажу. 6. Какие черты личности героя выявляются в произведении: а) с помощью портрета; б) в авторской характеристике; в) через характеристику других действующих лиц; г) с помощью предыстории или биографии; д ) через цепь поступков; е) в речевой характеристике; ж) через «соседство» с другими персонажами; з ) через окружающую обстановку. Заключение. Какая общественная проблема привела автора к созданию данного образа

    Слайд 13

    Домашнее задание Характеристика образа персонажа произведения Стругацких «Малыш» по плану Портрет персонажа. Что прежде всего подчёркнуто в портрете? Как это его характеризует? Речь героя. Каковы особенности речи и о чём они говорят? Герой во взаимоотношениях с другими людьми. Кто о нём говорит и что именно? Как он относится к разным людям? Герой в его поступках. Как проявляется герой в делах своих? Какие качества раскрываются в его поведении? Что мы можем сказать о герое после всестороннего знакомства с ним? Что думает о нём автор и что хотел сказать, изображая его? Каким он представляется нам? Что мы думаем о нём? На какие мысли о жизни, о человеке он нас наводит?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока литературы "Образы - персонажи повести "Тарас Бульба"

    Данная разработка будет полезна учителю литературы при подготовке к уроку по творчеству Н.В. Гоголя, материал изложен в доступной форме, подготовлен учителем для работы над анализом повести "Тарас Бул...

    Образ персонажа. По рассказам А. П. Чехова"Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви".

    Урок развития речи в 9 классе. Материал ориентирован на подготовку написания эссе по расскаам А. П. Чехова "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви" с использованием синквейна. В уроке дана сх...

    Примерный план характеристики художественного образа-персонажа

    Примерный план характеристики художественного образа-персонажа...

    «9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

    laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...

    Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа."

    Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать вопросы на основе п...

    Урок литературы 7 класс "Л.Н.Андреев. "Баргамот и Гараська". Авторская характеристика образов-персонажей. Роль диалога и речевые характеристики персонажей. Нравственные идеи рассказа"_презентация

    Презентация к уроку.Цель: формирование и развитие у учащихся нравственных ценностей.Задачи: - выявить степень освоенности и осмысленности рассказа;- развивать умение анализировать текст, формулировать...