РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 10
рабочая программа (5 класс)

Петрова Анна Ивановна

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку

5а класс

(основное общее образование)

Количество часов: 10

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_5_klass.docx224.58 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по родному языку

5а класс

(основное общее образование)

Количество часов: 10

Составитель: Петрова А.И.,

                                                                   учитель русского языка и литературы                                  

                                                      МБОУ гимназии г. Советский

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Родной язык», разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература» 5 класса, раскрывает структуру курса, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, а также содержание учебного курса, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Данная программа рекомендуется учителям русского языка и литературы, реализующим ФГОС основного общего образования по курсу «Родной язык» в 5 классе.

Рабочая программа по родному языку в 5 классе составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
  • Рабочая программа по предмету родной язык составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».
  • Русский язык. 8 кл. учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 335, (1) с.: ил., 8л. цв.вкл. Бабайцева В.В.  Учебник «Русский язык.  Теория. Углублённое изучение» 5-9 классы -  М.: Дрофа, 2013г В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. Русский язык. Углублённое изучение. Сборник заданий. 8-9 класс: Учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой- М.: Дрофа, 2014 г.

Программа рассчитана на 10 часов в год (0,25 часа в неделю).  

Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в различных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;  
  • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, овладение важнейшими обще учебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;  
  • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерности её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности;  
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;  
  • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Личностные результаты освоения родного (русского) языка:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные результаты освоения родного (русского) языка:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:
  • аудирование и чтение:
  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
  • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
  • осуществление речевого самоконтроля в процессе учебой деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
  1. применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);  
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты освоения родного (русского) языка:

  1. представление об основных функциях языка; о роли родного (русского) языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;
  2. понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;  

       3)освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

  1. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка; основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  2. опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;  
  3. проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; многоаспектный анализ текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
  4. понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
  5. осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Место учебного предмета «родной (русский) язык» в учебном плане

Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение родного (русского) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 10 часов.

Данная рабочая программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения родному языку и реализует основные идеи стандарта второго поколения для основной школы. Программа предназначена для проведения уроков родного (русского) языка по учебно-методическому комплексу Разумовской М.М. и рассчитана на 10 часов. (0,25 часа в неделю).

Формы контроля и оценки планируемых результатов

При оценке предметных результатов освоения предмета «Родной язык» используются виды контроля, применяемые в системе безотметочного обучения: стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся; прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения; пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов; рефлексивный контроль—контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников. Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия осуществляется по ряду   критериев: понимание изучаемого материала;степень самостоятельности в подборе необходимого материала;самостоятельность суждений;умение поддержать и выстроить диалог.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел № 1 «Введение. Что такое слово.» (1ч)

  • Что такое слово?  
  • Для чего служат слова?  
  • Возникновение и значение термина.  
  • Сочиняем сказку.

Раздел № 2 «Что такое словесность» (1ч.)

  • Словесность.  
  • Формы словесности.  
  • Язык художественной словесности.  
  • Лексическое значение слова.

Раздел № 3 «Разговорный и литературный язык» (1ч.)

  • Разговорный язык.  
  • Диалог.  
  • Просторечие.  
  • Литературный язык. Нормы литературного языка.

Раздел № 4. «Лексическое богатство русского языка» (1ч.)

  • Слова однозначные и многозначные. Слова термины.  
  • Лексические и грамматические омонимы. Лексические и текстовые синонимы.  
  • Неологизмы. Устаревшие слова.  
  • Фразеологизмы.  

Раздел № 5. «Что такое переносное значение слова» (1ч.)

  • Переносное значение слова.  
  • Переносное значение слова в художественном тексте.  
  • Сравнение.  
  • Аллегория.  

Раздел № 6. «Текст» (1ч.)  

  • Что такое текст.  
  • Тема текста. Идея текста.  
  • Способы связи предложений. (Последовательный и параллельный).
  •  Составление текста.  

Раздел № 7. «Способы словесного выражения» (1ч.)

  • Повествование.  
  • Описание.  
  • Рассуждение.  
  • Диалог и монолог.

Раздел № 8-9. «Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения» (1ч.)

  • Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.  
  • Ритм.  
  • Интонация.  
  • Методика и логическое ударение.  

Раздел № 10. «Повторение изученного» (1ч.)

  • Что такое слово?
  • Что такое словесность?
  • Разговорный и литературный язык.
  • Текст.

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА

ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ:

Тема урока

Кол-во часов

План

(недели)

Факт

1

Введение. Что такое слово?

1

1

2

Что  такое словесность? Формы и язык художественной словесности

1

2

3

Разговорный язык: диалог и просторечие.   Литературный язык: нормы литературного языка

1

3

4

Лексическое богатство русского языка: однозначные и многозначные слова, синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы

1

4

5

Что такое переносное значение слова? Переносное значение в художественном тексте: аллегория, сравнение

1

5

6

Текст. Тема и идея текста. Способы связи предложений в тексте

1

6

7

Способы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение. Диалог и монолог

1

7

8

Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения.

1

8

9

Ритм. Интонация. Логическое ударение

1

9

10

«Повторение изученного»

1

10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе6 а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному языку6 а класс(основное общее образование)Количество часов: 10...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку 8 а класс (основное общее образование) Количество часов: 10

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо родному языку8 а класс(основное общее образование)Количество часов: 10...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 10а класс (среднее общее образование) Количество часов: 70

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку10а класс(среднее общее образование)Количество часов: 70...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 9в класс (основное общее образование) Количество часов:105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо русскому языку9в класс(основное общее образование)Количество часов:105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку 5 класс (основное общее образование)

Рабочая программа для 5 класса по английскому языку по УМК Ю.Е Ваулиной, Д.Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс "Английский в фокусе - 5 класс"...