Рабочая программа по предмету "Родная литература" для 5 класса.
календарно-тематическое планирование (5 класс)

Маврина Людмила Александровна

Рабочая программа по предмету "Родная литература" для 5 класа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_rodn_literat_5kl_19-20.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Родная  литература» для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Место учебного курса «Родная литература»

 Программа учебного предмета «Родная литература» в 5 классе рассчитана на 17 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации; развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты

 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

       3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

      5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления».

 

Содержание учебного предмета

5 класс

Край сказок и сказочников (17 часов)

  1.  Введение (1ч.)

Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края. Собиратели и хранители фольклора (П.В. Киреевский, братья Языковы, Д.Н. Садовников, Д.П. Ознобишин, А.А. Коринфский и др.). Фольклор как источник творческого вдохновения писателей-сказочников.

Теория литературы: понятие о фольклоре.

  1.  Сказки наших бабушек (1ч.)

Сказки, известные учащимся по рассказам родственников. Воплощение в сказках исторического опыта, представлений и надежд народа. Гуманистический пафос, прославление любви, верности, доброты, мудрого отношения к природе, смелости, трудолюбия. Борьба добра со злом как основной конфликт сказок. Герои. Особенности языка и построения русских народных сказок.

Теория литературы. Поэтика сказок: волшебное и реальное, развитие основного конфликта, своеобразие героев, построение, язык.

  1.  Сборник Д.Н. Садовникова «Сказки и предания Самарского края». Сказки (по выбору учителя и учащихся) (1ч.)

Страницы жизни Д.Н. Садовникова. Сказочник Абрам Новопольцев. Характеристика сборника «Сказки и предания Самарского края». Волшебная сказка «Про Кота Бессмертного и Марью Еридьевну». Структура волшебной сказки, основные типы сказочных героев. Особенности бытовых сказок. («Солдат и чёрт», «Барин-кузнец» и др.)

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (волшебные и бытовые сказки).

  1.  Исторические предания Симбирского края, записанные

Д.Н. Садовниковым (1ч.)

Предание. Родство преданий и сказок, их отличие друг от друга. Чтение и обсуждение исторических преданий, записанных Садовниковым. Отражение исторического, бытового, культурного опыта поколений в преданиях.

Теория литературы: понятие об историческом предании как произведении устного народного творчества.

  1.  Русские народные сказки в пересказе А.Н. Толстого (2ч.)

Слово о писателе. Его любовь и бережное отношение к народным сказкам. Обзор книги А.Н. Толстого «Русские народные сказки». Чтение и обсуждение сказок из сборника Толстого (по выбору учителя и учащихся).

Мастерство Толстого в передаче простого, образного и сильного народного языка.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (сказки о животных и волшебные сказки).

  1. Н.М. Карамзин. «Прекрасная царевна и счастливый карла» (1ч.)

Слово о писателе. Фольклорное и авторское в сказке Карамзина. Красота «тела и духа» царевны, ум и достоинство карлы. Торжество любви и справедливости. Особенности авторской манеры повествования.

Теория литературы: понятие о литературной сказке.

  1.  Н.М. Языков. «Сказка о пастухе и диком вепре», «Жар-птица» (1ч.)

Слово о поэте. Языков – страстный собиратель фольклора и автор литературных сказок. Участие поэта в «сказочном состязании» Жуковского и Пушкина.

Пародийно-ироничная «Сказка о пастухе и диком вепре».

Драматическая сказка-поэма «Жар-птица». Её сравнение с народными сказками, со «Сказкой об Иване-царевиче и Сером Волке» В.А. Жуковского. «Поэтическая модернизация фольклора» Языковым: введение сатирических картин, рисующих нравственное состояние общества. Интонационные особенности языковского стиха.

Теория литературы: понятие о драматургической сказке. Пародия, ирония.

  1.  С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек»(1ч.)

Слово об авторе. Творческая история сказки Аксакова. «Странное сочетание восточного вымысла с народной нашей речью» (Аксаков) в «Аленьком цветочке». Оригинальность авторского освещения образа главной героини, всепобеждающая сила добра и любви в сказке.

Теория литературы: развитие понятия о литературной сказке.

  1.  Д.Д. Минаев как сказочник (1ч.)

Слово о поэте. Его любовь к русским народным сказкам. Рассказ учителя о его книгах: «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах Д.Д. Минаева» (1880 г.), Д.Д. Минаев «Народные русские сказки для детей в иллюстрациях».

(Примечание: сказки Минаева в ХХ веке не перепечатывались).

  1. Д.Н. Садовников. Стихи-сказки(1ч.)

Д.Н. Садовников – сотрудник детских журналов («Игрушечка», «Детское чтение», «Семейное чтение»).

Поэтический мир природы в «Весенней сказке». Средства создания сказочных образов Зимы, Мороза, Весны.

Побасенка «Хитрый заяц». Сказочное и реальное в произведении. Особенности поэтического языка Садовникова.

Теория литературы: пейзаж в лирическом произведении.

  1. Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказки: «Знаем!», «Чапоги», «Охотники на тигров» и др. (по выбору учителя и учащихся) (1ч.)

Гарин-Михайловский – автор сборника «Корейские сказки». Чтение и обсуждение сказок.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).

  1. А.Н. Толстой. Литературные сказки (2ч.)

А.Н. Толстой как автор оригинальных сказок. Любовь к подлинной жизни, к родной природе в «Сорочьих сказках» (чтение и обсуждение сказок по выбору учащихся и учителя).

«Золотой ключик, или Приключения Буратино». Творческая история произведения. Мастерство Толстого в обрисовке персонажей, развитии сюжета, стилевом оформлении произведения. Прославление добра, справедливости, дружбы, взаимовыручки. Юмор в сказке.

Теория литературы: понятие о юморе.

  1. Е.С. Ларин. Сказки (по выбору) (2ч.)

Слово о писателе. Основа произведений писателя – сказки народов мира. Динамизм и занимательность, ненавязчивая назидательность, сочетание лиризма и юмора, фантастического и реального.

Трудолюбие и справедливость героев («Разбитая чаша», «Кузнец», «Про Ерёму-молодца», «Отцовский клад», «Нужда научит»).

Братство, единство и взаимопомощь людей труда («Три сына», «Как мужик справедливость искал»).

Душевная красота, бескорыстие человека труда («Кузнец»).

Торжество добра, правды, справедливости в сказках Ларина. Особенности поэтического языка автора.

Теория литературы: понятие о видах сказочного жанра (бытовые сказки).

14. Викторина «Знаешь ли ты сказки Симбирского края?»

                    Календарно-тематическое планирование по родной литературе (5 класс)

Содержание

Количество часов

Планиру-емая дата проведе-ния.

Фактическая дата проведения.

1

Введение. Богатство устного народного творчества и литературы Симбирского края.

1

11.09

2

Сказки наших бабушек. Любимая сказка, рассказанная бабушкой. Виды сказок. Поэтика сказок: волшебное и реальное, развитие основного конфликта, своеобразие героев, построение, язык.

1

25.09

3

Д.Н. Садовников. Жизнь и творчество. Сборник «Сказки и предания Самарского края». Чтение и анализ сказок по выбору. Волшебные и бытовые сказки в сборнике. Их жанровое своеобразие.

1

9.10

4

Русские народные сказки в пересказе А.Н. Толстого. Жизнь и творчество писателя. Книга «Русские народные сказки». Язык сказок.Чтение и анализ сказок по выбору.

1

23.10

5

Н.М. Карамзин. Жизнь и творчество. Сказка «Прекрасная царевна и счастливый карла». Чтение и анализ сказки.Фольклорное и авторское в сказке.

1

13.11

6

Н.М. Языков. Жизнь и творчество. «Сказка о пастухе и диком вепре». Чтение и анализ сказки.Сказка «Жар-птица». Чтение и анализ сказки. Пародия. Ирония в сказках Н.М. Языкова.

1

27.11

7

С.Т. Аксаков. Жизнь и творчество. Творческая история сказки «Аленький цветочек».Чтение и анализ сказки.

1

11.12

8

Д.Д. Минаев – сказочник. Слово о поэте. Рассказ о книге «Дедушкины вечера. Русские сказки для детей в стихах» Д.Д. Минаева. История книги. Рассказ о книге «Д.Д. Минаев. Народные русские сказки для детей в иллюстрациях»

1

25.12

9

Д.Н. Садовников. Стихи-сказки. Работа Д.Н. Садовникова в детских журналах.Чтение и анализ «Весенней сказки». Пейзаж в лирическом произведении.

1

22.01

10

Н.Г. Гарин-Михайловский. Слово о писателе. Сборник «Корейские сказки». Чтение и анализ сказок из сборника по выбору.Чтение и анализ сказок Н.Г. Гарина-Михайловского. Особенности бытовых сказок

1

5.02

11

А.Н. Толстой. Слово о писателе. Литературные сказки. Художественное своеобразие сказок А.Н. Толстого.Чтение и обсуждение «Сорочьих сказок» (по выбору). «Золотой ключик, или Приключения Буратино». История произведения. Чтение и

1

19.02

12

А.Н. Толстой. Слово о писателе. Литературные сказки. Художественное своеобразие сказок А.Н. Толстого.Чтение и обсуждение «Сорочьих сказок» (по выбору). «Золотой ключик, или Приключения Буратино». История произведения. Чтение и

1

4.03

13

Е.С. Ларин. Слово о писателе. Особенности сказок Е.С. Ларина. Сказки народов мира и произведения Е.С. Ларина. Жанровое своеобразие и нравственная основа сказок.

1

18.03

14

Е.С. Ларин. Чтение и анализ сказок Е.С. Ларина по выбору.

1

8.04

15

Викторина «Знаешь ли ты сказки Симбирского края?»

1

22.04

16

Викторина «Знаешь ли ты сказки Симбирского края?»

1

6.05

17

Сочиняем  сказку

1

20.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...