Практико-ориентированная разработка внеурочного занятия с учетом формата PISA
презентация к уроку (5, 6, 7, 8 класс)

Каштан Татьяна Анатольевна

Презентация для учеников 5-8 классов. Предложенный материал может быть использован на интегрированном уроке (литература и история), на внеклассном мероприятии, во внеурочной деятельности, кружке по литературе. Разработка поможет в работе по  развитю читательской грамотности, узнать отдельные факты из истории России. Использованные художественные источники несут большой воспитательный характер:  нравственный и личностный.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практико-ориентированная разработка внеурочного занятия с учётом формата PISA Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка» Сергей Петрович Алексеев «Оленька» (Из сборника «Сто рассказов из русской истории») 1

Слайд 2

Тема Нравственный выбор – это ситуация, в которой человеку приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями. 2

Слайд 3

Автор первого учебника истории для детей «Я тоже зачитался историческими повестями Сергея Алексеева. Зачитался, как мальчишка. И спасибо за это автору!» Сергей МИХАЛКОВ 3

Слайд 4

Николай Басаргин – участник подготовки восстания в Петербурге , 1825год. 4

Слайд 5

Представился случай бежать из Петропавловской крепости и поручику Николаю Басаргину. Поручик был молод. Отличался веселым нравом. Однако в крепости Басаргин изменился. Стал грустен, задумчив. Что‑то мучило Басаргина. Нет, не суда он страшился, не суровой расправы. Человеком он был отважным. Осталась на воле у поручика дочка. Безумно любил Басаргин свою Оленьку. Думал теперь об Оленьке. «Эх, бежать бы из крепости!» Поручик- Пору́чик (польск. porucznik, чеш. poručík) — чин, воинское звание младшего офицерского состава, соответствующее званию лейтенанта. В XVIII—XIX веках был распространён орфографический вариант названия «порутчик». 5

Слайд 6

Для справки У́нтер - офице́р — нижние чины (должность — звание) и категория младшего командного и начальствующего состава в вооружённых силах (ВС) разных государств и стран, условно соответствующая сержантско-старшинскому составу в советских... «Ваше благородие» - устар. В речевом этикете: обращение к представителю власти, военному чину, крупному чиновнику. 6

Слайд 7

И однажды тюремный сторож сказал Басаргину: — Жалко мне вас, ваше благородие. И я готов вам помочь. «Чем же он поможет? — подумал поручик. — Разве что притащит лишнюю порцию каши». «Убегу. Ради нее убегу», — решил, засыпая, поручик. Заснул и снова увидел Оленьку. Только это уже не трехлетняя девочка, а взрослая Оленька. Красивая, стройная. 7

Слайд 8

Через день унтер — офицер (тюремный сторож был в унтер — офицерском звании) снова появился в камере Басаргина и зашептал: — Баше благородие, хотите бежать из крепости? Чего угодно ожидал Басаргин, только не этого. Даже не поверил тюремному сторожу. — Как же ты через все караулы — в кармане, что ли, меня пронесешь? — Хотя бив кармане, — загадочно ответил сторож. Долго не мог заснуть в ту ночь Басаргин. Лежал он на нарах, смотрел в сырой потолок. И представлялась поручику Оленька. Шли они вместе по лугу. Носились стрижи над обрывом. Тихо шептались травы. Заливалась Оленька смехом. ( Бив- устар., бы) 8

Слайд 9

Смотрит Оленька на отца и вдруг задает вопрос: — Скажи, а это верно, что ты убежал из крепости? — Верно. — А верно, что остальные пошли на каторгу? Запнулся с ответом поручик и туг же открыл глаза. Чувствует — прошиб его пот холодный. Утром в камере вновь появился тюремный сторож. — Все договорено, ваше благородие. Готовьтесь. Нынче ночью. Посмотрел Басаргин на унтер — офицера и говорит: — Братец, прости, не могу: Оленька. — Что — Оленька? — не понял сторож. Унтер — офицер удивленно посмотрел на Басаргина. — Не простит, понимаешь, Оленька. Ступай, дорогой, ступай. Сторож хотел что‑то сказать. — Ступай, — повторил Басаргин. «Э — эх, рехнулся, видать, поручик», — подумал унтер — офицер, выходя из камеры. 9

Слайд 10

Ответьте на вопросы: 1. Какие итоги восстания 1825 года нашли отражение в рассказе «Оленька»? 2. В рассказе автор упоминает устаревшие воинские звания. А какие звания существуют в Российской армии? 3.Объясните лексическое значение или подберите синонимы к словам из текста: представился, суровой, безумно, запнулся, рехнулся. 4. Почему на воображаемый вопрос дочери Басаргин запнулся с ответом и его прошиб пот? 5. Почему поручик отказался от побега? 10

Слайд 11

А.С.Пушкин «Капитанская дочка» 1833-1836 11

Слайд 12

Восстание под руководством Емельяна Пугачева 1773-1775 12

Слайд 13

Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачева, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошел к Пугачеву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачев, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. 13

Слайд 14

Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите!..» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачева. «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачев дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», — говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нем и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. 14

Слайд 15

Меня снова привели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Петр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. — Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод... (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачев опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» Меня подняли и оставили на свободе. 15

Слайд 16

Емельян Пугачев 16

Слайд 17

Что общего между картиной и портретами Е.Пугачева? 17

Слайд 18

Вопросы для обсуждения 1.О чем и о ком думал Гринев перед казнью? 2.Почему Петр Гринев отказался целовать руку Пугачева? Какие чувства он испытывал? 3.Как вы понимаете эпитеты: великодушные, неописанному, лютая. искреннее. 4.Какими словами действующие лица называют Пугачева в отрывке? 5. На что готов Савельич ради Гринева? Почему? 6. Кто из героев отрывка изменил воинской присяге? 7. Кому присягал Петр Гринев? 8. Какие черты характера роднят Петра Гринева и декабриста Басаргина? 9. Как вы понимаете слова : « офицерская честь», «честь имею » ? 18

Слайд 19

И в наше время молодые солдаты и офицеры принимают воинскую присягу. Кому присягают военнослужащие? 19

Слайд 20

20


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса

Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Методическая разработка внеурочного занятия по музыке "В гостях у Осени"

Преподавание предмета музыки с учетом требований ФГОС. Конспект внеурочного занятия по музыке с использованием ЦОР "В гостях у Осени" для 2 класса + презентация с музыкальным и видеоматериалом....

Методическая разработка внеурочного занятия по «Краеведению» ко Дню народного единства

Учитель МБОУ СОШ №7:  Козленко О.П. Методическая разработка  внеурочного  занятия по «Краеведению»ко  Дню народного единстваЦель мероприятия: воспитание  чувства патриотизма, ...

Методическая разработка внеурочного занятия по изготовлению детского развивающего коврика "Цифры"

Методическая разработка создана для проведения занятий в кружках технического творчества по профессиям швейного профиля. Целью является знакомство обучающихся с инновационными технологиями изготовлени...

Практико-ориентированные технологии во внеурочной деятельности

Выступление на Всероссийской олимпиаде по русскому языку. Тема: «Использование практико-ориентированных технологических приёмов  во внеурочной деятельности» 2016 год...

Методическая разработка внеурочного занятия. Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе. Тема: Русский и другие способы умножения.

Методическая разработка внеурочного занятия.Технологическая карта и конспект занятия по внеурочной деятельности в 7 классе.  Тема: Русский и другие способы умножения....