СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ ТЕХНОЛОГИИ КВЕСТА ПО РАЗДЕЛУ “ФОНЕТИКА” НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА
статья (5 класс)

В статье рассматривается квест, как пример современных игровых технологий для освоения курса «Фонетика». Дается понятие и краткое описание квеста. Объясняется причина внедрения квестов в школьное образование. Предлагается вариант приключенческого квеста для учеников 5 класса на уроках татарского языка. Приведены примеры заданий, связанных с разделом «Фонетика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasibullina_kvest.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ПОМОЩИ  ТЕХНОЛОГИИ КВЕСТА ПО РАЗДЕЛУ “ФОНЕТИКА” НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА

Аннотация: В статье рассматривается квест, как пример современных игровых технологий для освоения курса «Фонетика». Дается понятие и краткое описание квеста. Объясняется причина внедрения квестов в школьное образование. Предлагается вариант приключенческого квеста для учеников 5 класса на уроках татарского языка. Приведены примеры заданий, связанных с разделом «Фонетика» 

Ключевые слова: татарский язык, квест, фонетика, звук, буква.

Применение новых технологий в образовательном процессе всегда привлекает внимание не только педагогов, но и психологов и социологов. Большинство ученых пишут об изменении подхода к образованию. Среди этих изменений свое начало берет применение технологии квеста в образовании. Понятие квеста (от английского “quest” – поиск, игра-головоломка) обозначает различные виды on-line и off-line игр, которые происходят в виртуальном или реальном пространстве. В педагогической науке “квест " определяется как специально организованная поисковая деятельность учащихся [Квест как современная педагогическая технология, интернет-ресурс]. Во время этой деятельности ученик проходит определенный путь: перемещается из пункта в пункт, выполняет задания и решает заранее определенные задачи. Это своеобразная форма игровой деятельности, требующая от участников поиска решения поставленных задач. В современных условиях квест является новой практикой социальной коммуникации, новым видом активного отдыха для передовой интеллектуальной молодежи. Компьютерные игры в стиле квеста получили довольно широкое распространение, однако в последние годы квесты стали переходить из виртуального мира в реальный, тем самым активно внедряясь в школьное образование.

При систематизации знаний учащихся в школе по отрасли “Фонетика” мы предлагаем обратиться к приключенческому квесту. Предполагается, что квест будет проведен в пятых классах. В начале квеста учитель рассказывает ученикам об условиях его организации: "Вы путешествуете на большом лайнере "татарский язык". В результате внезапно начавшегося шторма вы оказались в открытом море. А вам нужно добраться до материка, который называется” Фонетика". Вы знаете, что материк достаточно далеко. Для того  чтобы добраться до материка, вам необходимо пройти острова, расположенные недалеко друг от друга. Для того  чтобы перейти с одного острова на другой, вам необходимо выполнять задания”. После этих слов ученикам предлагаются следующие "острова":

1) Остров «Гласных звуков». Составьте слова, состоящие из твердых гласных звуков.

Например,  ученики могут образовать следующие слова: Кыш. Урамда буран уйный, кар ява. Балалар тауда чана шуа.

Составьте слова, состоящие из мягких гласных звуков.

Например: Җәй. Җәй көне бик күңелле. Көн җиләс.

2) Остров «Звуковых пропорций». Разгадайте следующие звуковые пропорции  и составьте еще две пропорции этого вида.

о : ә = ы ?

а : о : у = ә : ? : ?

3) Остров «Фонетический анализ». Сделайте фонетический анализ  слов юка, бүләк

Предполагается, что анализ, сделанный учениками, будет состоять из:

Юка. Слово состоит из двух изотопов: ю – ка, ударение падает на последний слог. В этом слове четыре звука, три буквы.

Звуки: й, у, к, а.

Буквы: «ю», «к», «а»

Гласные: у, а – оба твердых звука.

Глухие звуки: й, к: й – звонкий звук, к – глухой звук.

Буква Ю в начале слова обозначает сочетание двух звуков й, у. Из этого следует что количество букв не совпадает с количеством звуков.

Бүләк. Слово состоит из двух частей: бү– ләк.  Ударение падает на последний слог.

Слово бүләк имеет пять звуков и пять букв.

Звука: б, ү, л, ә, к.

Буквы: «б»,  «ү», «л», «ә», «к».

Гласные: ү, а – оба мягких звука.

Согласные звуки: б, л, к. Б, л – звонкиезвуки , к – глухой звук.

4)Остров «Активного слушания». Читателям предлагается прослушать слова и назвать только те слова, в которые входит звук [w].:

Варенье, винегрет, вакыт, бау, дәү, волейбол, дайвинг, таулы, дәва.

На основе заданий такого типа ученики начинают обращать внимание на буквы и звуки. На то, что в татарских словах не только буква «в», но и буква «ү» служат для обозначения звука [w]. В случае правильного ответа читателю выдается конверт с рисунком.

5)  Остров  «Рисунка» . Ученики читают письмо в конверте: "Уважаемые ученики, посмотрите на рисунок. Назовите предметы, нарисованные на рисунке и разделите слова на две части:

первый ряд – слова со звуком [қ],

второй ряд  –  слова со звуками [к]".

В первом ряду ученики могут записать такие слова, как сукмак, куян, каен, а во втором - слово керпе.  

По второму заданию на этом острове детям показываются слайды с изображениями различных птиц и животных. Ученики должны назвать только те слова, в которых есть звуки [ғ], [қ]. Так же можно использовать рисунки птиц и животных: төлке, тавык, үрдәк, каз, сарык, күркә, күгәрчен, козгын, тукран, карга, аккош, чәүкә, саескан.

6) Остров «Загадок». Прочитайте загадки, найдите ответы. Запишем одну загадку:

Диңгездә бар, суда юк,

Абзарда бар, суда юк.

7) Остров  «Речи» . Прочитайте диалог и продолжите его. Обратите внимание на правильную постановку ударения.

- Алсу, син иртәгә нә́рсә белән шөгыльләнә́сең?

- Мин баскетбол спорт төрен яратам. Спорт залына барам. Ә син баскетбол уйнарга ярата́сыңмы?

- Әйе, әмма иртәгә без әти белән стадионга бара́быз. Син дә бара́сыңмы?

Успешно пройдя все острова, ученики добираются до материка, который называется “Фонетика”.

Таким образом, технологию квеста можно успешно использовать при изучении раздела “Фонетика” на уроках татарского языка. В этом случае разнообразие заданий, приключенческий сюжет позволяют достичь предметных и метапредметных результатов, привлекая школьников к работе.

Литература.

1. Квест как современная педагогическая технология. – URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-kvest-kak-sovremennaya-pedagogicheskaya-tehnologiya-1541586.html

2. Сәлимов Х. Татар теле фонетикасы. – Чаллы: “КАМАЗ” нәшр., 1993. – 31 б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнений" в 9 классе

Урок систематизации знаний учащихся по теме "Решение систем уравнеий" в 9 классе...

План – конспект урока в 11 классе «Обобщение и систематизация знаний учащихся по изучению уравнений, неравенств, методов их решения».

Предлагаю  учителям, работающим в 11-х классах конспект урока, который я разработала сама. Работа на уроке проводится в группах, на которые делится класс перед уроком. В каждой ...

Урок систематизации знаний учащихся по теме «Тепловые явления»

Урок систематизации знаний учащихся по теме «Тепловые явления"...

Урок математики. 6 класс. Тема: Умножение и деление обыкновенных дробей (урок обобщения и систематизации знаний учащихся).

Образовательные цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме,...

Таблицы для систематизации знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории по разделу «Россия в конце XVIII-XIX веке»

Таблицы для систематизации знаний учащихся при подготовке к ЕГЭ по истории по разделу «Россия в конце XVIII-XIX веке».Таблица 1. Основные направления внутренней политики России в конце XVI...