Рабочая программа
рабочая программа (5 класс)

Окунь Светлана Анатольевна

Русский язык 5 класс к учебнику Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass.docx70.54 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Комитет администрации  Романовского района по образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гуселетовская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено на заседании МО учителей русского языка и литературы

Протокол №    

от « 26 »  августа    2020 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР :

                 

«Утверждаю»

Директор школы:

Приказ №  

от  «  »  августа   2020 г.

Рабочая  программа учебного предмета

«Русский язык »

5 класс

Cрок освоения программы: 2020/2021год

                                       Разработчик программы:

                                       учитель русского языка   и литературы Окунь С.А.

 

                                                 

                                                                         

                                                                           

                                                                        с. Гуселетово 2020

                                                       

                                                           Содержание программы:

  1. Пояснительная записка                                                                                                      3
  2. УМК                                                                                                                                     3
  3. Требование к уровню подготовленности учащихся                                                       3-8                  
  4. Формы и методы обучения                                                                                                8
  5. Система оценивания по предмету                                                                                    9-12
  6. Содержание тем учебного курса                                                                                       12
  7. Календарно-тематическое планирование                                                                        13-24
  8. Лист корректировки рабочей программы                                                                         25

                                               Пояснительная записка.

                                         к рабочей программе по русскому языку в 5 классе

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе:

   -ФГОС  по русскому  языку,

 -ООП МБОУ «Гуселетовская СОШ»   ООО

-учебного плана МБОУ « Гуселетовская СОШ» на 2020-202 учебный год

 -Положения о текущем и промежуточном контроле МБОУ « Гуселетовская СОШ»

 -Положения о критериях оценивания МБОУ «Гуселетовская СОШ»

- Положения о рабочей программе МБОУ « Гуселетовская СОШ»,

  -Примерной программы по русскому языку

 -авторской  рабочей программы  по русскому языку для общеобразовательных учреждений «Русский язык. 5-9 классы» под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение»,2011 г.

при использовании учебника для общеобразовательных учреждений :

«Русский язык. 5 класс» в 2- частях, с электронным приложением: авторы: Ладыженская Т.А, Баранов М.Т. Тростенцова Л.А.(Москва, «Просвещение», 2014 г).

«Рабочая тетрадь 5 класс» Е.А.Ефремова, (Москва, «Просвещение», 2014 г),

« Скорая помощь по русскому языку 5 класс» В.Д. Янченко, Л.Г. Латфуллина (Москва, «Просвещение», 2014 г)

«Дидактические материалы» Л.А.Тростенцовой, Н.В.Ладыженской  (Москва, «Просвещение», 2013 г).

«Диагностические работы .5 класс»   Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г)

Методические рекомендации Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова (Москва, «Просвещение», 2014 г.)

«Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богдановой (Москва, «Просвещение», 2014 г.).

Обоснование выбора УМК:

        Содержание выбранного мною УМК соответствует требованиям ФГОС, способствует выполнению программы по русскому языку, позволяет индивидуализировать обучение посредством системы разнообразных заданий, создает условия для развития мотивации, интереса к предмету «Русский язык» , имеет структурную целостность. Учебник обеспечивает формирование лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенций, развивает у учащихся универсальные учебные умения, воспитывает отношение к родному языку как к общенациональной ценности и как к важному средству общения.

Весь процесс работы по программе организую через классно-урочную и индивидуально- групповые формы занятий.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского  языка на этапе основного общего образования в объеме 735 часов: в том числе: в 5 классе- 175 часов (5 часов в неделю). Данная рабочая программа составлена на 175 часов.

Для проверки знаний используются тесты: Г.А.Богданова «Тестовые задания по русскому языку. 5 класс» М., Просвещение, 2012г.,  «Диагностические работы .5 класс»   Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г).

Тексты контрольных диктантов и проверочных работ взяты из книги «Уроки русского языка в 5 классе» Г.А.Богдановой (Москва, «Просвещение», 2014 г.) , «Диктанты и изложения. 5 класс» Н.Н.Соловьева ( Москва, «Просвещение», 2014г).

Содержание курса (5 класс)

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

Раздел 1. Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи. Различение диалогической и монологической речи. Владение различными видами диалога и монолога. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Раздел 2. Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Овладение различными видами аудирования Создание устных и письменных монологических, а также устных диалогических высказываний разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материала на определённую тему.

Раздел 3. Текст

  1. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
  2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.

Раздел 4. Функциональные разновидности языка

  1. Функциональные разновидности языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, язык художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, беседа).
  2. Установление принадлежности текста к определённой функциональной разновидности языка. Создание письменных высказываний разных типов речи: описание, повествование, рассуждение.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций

Раздел 5. Общие сведения о языке

  1. Осознание важности коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни общества и государства в современном мире. Осознание красоты, богатства, выразительности русского языка.

Раздел 6. Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог ударение.
  2. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
  3. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.

Раздел 7. Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.

Раздел 8. Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
  2. Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
  3. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.

Раздел 9. Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари синонимов и антонимов русского языка. Разные виды лексических словарей и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
  2. Извлечение необходимой информации из лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, фразеологического словаря и т. п.) и использование её в различных видах деятельности.

Раздел 10. Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
  2. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 11. Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
  2. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.

Раздел 12. Правописание: орфография и пунктуация

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание Ъ и Ь. Употребление прописной и строчной буквы. Перенос слов. Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания. Знаки препинания и их функции. Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложнённом предложении. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Знаки препинания при прямой речи, в диалоге.

  1. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию.

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Раздел 13. Язык и культура

  1. Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
  2. Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса

Личностные результаты изучения русского языка.:

  • осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.

Метапредметные  результаты изучения русского языка в основной школе:

•        способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;

•        владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы,  формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные знания и умения:

речевая деятельность:

            аудирование:

- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;

            чтение:

- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;

- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;

- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;

- правильно расставлять логические ударения, паузы;

- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;

говорение:

- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;

- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;

- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;

письмо:

- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;

- создавать письменные высказывания разных типов речи;

- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;

- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;

- делить текст на абзацы;

- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);

- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;

- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;

- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;

- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;

фонетика и орфоэпия:

-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;

- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;

-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;

- находить в художественном тексте явления звукописи;

- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;

- работать с орфоэпическим словарем;

графика:

- правильно произносить названия букв русского алфавита;

 - свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;

- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;

морфемика:

- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;

- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;

- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;

- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;

- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;

лексикология и фразеология:

- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);

- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- различать прямое и переносное значение слов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

- подбирать синонимы и антонимы;

- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;

- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;

- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;

морфология:

- различать части речи;

- правильно указывать морфологические признаки;

- уметь изменять части речи;

орфография:

- находить орфограммы в морфемах;

- группировать слова по видам орфограмм;

- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;

- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;

синтаксис и пунктуация:

- выделять словосочетания в предложении;

- определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основы предложений с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;

- составлять простые и сложные предложения изученных видов;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

-  устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык. 5 класс» является сформированность следующих умений:

по фонетике и графике: производить  фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;

по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;

по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;

по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов,  с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;

по морфологии: различать части речи по наличию у слова определённых морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены; определять вводные слова и обращения (данное умение не является обязательным, т.к. материал вводился ознакомительно); различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила;

 по связной речи, чтению и работе с информацией: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приёмами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, повествований, рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков.

УУД, сформированные в процессе усвоения программы

  • знать    роль русского языка  как национального языка  русского народа, государственного языка  Российской  Федерации и средства  межнационального общения;

смысл понятий диалог, монолог, признаки текста и его функционально-смысловых типов( повествования, описания, рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные)  для данного периода обучения; нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь и другие стили;
  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
  • объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  • извлекать    информацию    из    различных    источников,    включая    средства    массовой    информации;    свободно    пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
  • создавать тексты различных стилей и жанров (применительно к данному этапу обучения);
  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями общения;
  • владеть различными видами монолога  (повествование, описание,  рассуждение) и диалога  (побуждение  к действию, обмен  мнениями);
  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать нормы русского речевого этикета;
  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления  культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым,     ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

уметь задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

                 

Количество учебных часов в 5 классе:  175 ( часов в неделю)

Раздел программы

Количество часов

Количество часов по развитию речи

Количество контрольных диктантов

Язык и общение

3

1

Вспоминаем, повторяем, изучаем

20

5

1

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

30

5

1

Фонетика. Орфоэпия. Графика.  Орфография. Культура речи

15

3

1

Лексика. Культура речи

8

2

Морфемика. Орфография. Культура речи

22

4

1

Морфология. Орфография. Культура речи

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

21

14

35

7

5

6

2

1

1

Повторение и систематизация изученного

7

2

               Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема

                                                  УУД учащихся

Дата проведения

Язык и общение   3 часа

1

Язык и человек. Общение устное и письменное.

Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Читают и анализируют текст. Озаглавливают. Пишут мини-сочинение. Узнают основные особенности устной и письменной речи, анализируют устные и письменные высказывания с т.зр. их цели, условий, общения. Отвечают на вопросы, анализируют пословицы и поговорки русского народа.  Списывают текст, учат его наизусть и готовят торжественное произношение. Приводят примеры ситуаций, в которых происходит устное и письменное общение.

2

Читаем учебник.

Слушаем на уроке.

Овладевают приемами работы с книгой, знакомятся с особенностями ознакомительного и изучающего чтения. Читают текст, анализируют его структуру, пересказывают, пользуясь выделенными словами.

Овладевают приемами  эффективного слушания устной монологической речи и речи в ситуации диалога. Работают в группе. Сочиняют продолжение сказки, моделируя ситуацию диалога.

3

Р.Р. Стили речи.

Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и стилей. Устанавливают принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Анализируют тексты упражнений с точки зрения целей высказывания, ищут примеры научных и художественных текстов, сравнивают выражения приветствия. Знакомятся с понятием речевого этикета.

Вспоминаем, повторяем, изучаем   20 часов

4

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

Читают текст, определяют его тему, анализируют его содержание, высказывают и обосновывают свое мнение о тексте.

Осознают соотношение произношения правописания. Знакомятся с понятием транскрипции, отрабатывают его в упражнениях. Вспоминают понятие орфографического правила. Работают в группе. Читают и списывают текст, выделяя безударные гласные; определяя основную мысль текста. Знакомятся с репродукцией картины.

5

Орфограмма.

Знакомятся с понятием орфограммы, ее признаками; письменно выполняют упражнения, опознавая различные виды орфограмм. Знакомятся с понятием морфемы, графически выделяют морфемы в слове.

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Читают текст, определяя ударные и безударные гласные. Усваивают правило написания безударных гласных в корне слова. Выполняют упражнения,  отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы,  проставляя ударение и подбирая проверочные слова. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием. Пишут диктант.

7

Правописание орфограмм- согласных в корне слова.

Анализируют слова и распределяют их в группы по способу проверки написания согласных в корне. Усваивают  правило написания проверяемых согласных в корне слова. Выполняют упражнения, отрабатывающие  данное правило. Учатся различать одинаково произносимые слова с разным написанием.  Участвуют в лингвистической игре, направленной на запоминание правописания словарных слов.

8

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

Усваивают правило написания непроизносимых согласных в корне слова. Выполняют упражнение, отрабатывающее данное правило. Пишут диктант; выбирают заголовок, отражающий содержание.

9

Буквы и, у, а после шипящих.

Активизируют правило написания буквы и, у, а после шипящих. Выполняют упражнения, отрабатывающие данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения  со  словами исключениями из правила, работают с орфографическим словарем, составляют предложения.

10

Разделительные Ъ и Ь.

Активизируют и анализируют правило написания разделительных ъ и ь. Выполняют  упражнения, отрабатывающие данное правило: составляют предложения со словами, иллюстрирующими правило, изменяют форму слов так, чтобы появилась орфограмма, пишут диктант и выделяют те случаи, когда ь 1не является разделительным знаком.

11

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Активизируют правило раздельного написания предлогов с другими словами. Выполняют упражнения, закрепляющие данное правило. Списывают текст, выделяя орфограммы-буквы и орфограммы пробелы. Запоминают предлоги, пишущиеся  через дефис,  и составляют с ними предложения. Работают с иллюстрацией, описывают происходящее на ней.

12

Р.Р.Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение

Определяют признаки текста.  Выполняют упражнения, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности.

Пишут изложение по тексту при помощи плана.

13

Части речи. Глагол.

С помощью вопросов и заданий распознают самостоятельные части речи. Характеризую слова с точки зрения их принадлежности к той или иной части речи. Знакомятся со всеми частями речи. Читают рассказ и выписывают  наречия,  относящиеся к ним слова, попутно знакомясь с признаками этой части речи. Участвуют в игре, применяя уже известные приемы слушания. Списывают текст, предварительно разбив его на абзацы, определяют главные члены в одном из предложений. Определяют морфологические признаки глагола. Составляют предложения по рисунку. Определяют лицо и время глаголов, приведенных в упражнениях. Ставят глаголы в неопределенную форму.

14

-Тся и –ться в глаголах.

Активизируют правило написания –тся и -ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь правилом.

15

Личные окончания глаголов.

Активизируют знания о личных окончаниях глаголов при помощи таблицы. Выделяют окончания глаголов в тексах упражнений. Составляют предложения с глаголами. Определяют написания не с глаголами.

16

17

Р.Р.Тема текста.

Анализирую темы сочинений. Подбирают заголовок к приведенному в упражнении сочинению ученика, анализируют само сочинение. Перерабатывают сочинение и записывают исправленный вариант.

18

Имя существительное.

Определяют морфологические признаки имени существительного. Определяют род, число, склонение, падеж имён существительных. Активизируют правило написания ь на конце имен существительных. Анализируют таблицы. Выделяют окончания в именах существительных.

19

Имя прилагательное.

Определяют морфологические признаки прилагательного. Составляют предложения с именами прилагательными. Согласуют имена прилагательные с именами существительными. Выделяют окончания в именах прилагательных, определяют их род, число, падеж.  

20

Р.Р.Сочинение по картине А. Пластова    «Летом»

Устно описывают картину.  Пишут сочинение.

21

Местоимение.

Определяют морфологические признаки местоимения. Указывают лицо, падеж и  число местоимений, приведенных в упражнениях. Читают и пересказывают текст, выписывают из него местоимения.

22

Р.Р.Основная мысль текста.

Определяют способы выражения основной мысли текста. Анализируют заметку и замечания к ней, редактируют заметку. Пишут сочинения на заданную тему и по возможности делают  к нему  иллюстрации. Отвечают на контрольные вопросы и задания.

23

К/диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение»

Пишут диктант, выполняют грамматическое задание

        

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. 30 часов

24

Понятие о синтаксисе и    пунктуации.

Овладевают основными понятиями синтаксиса. Анализируют тексты с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте. Овладевают знаниями о пунктуации как разделе науки о языке. Осознают  значение знаков препинания для понимания текста. Анализируют тексты с точки зрения роли в них знаков  препинания. Списывают тексты

25

Словосочетание. Строение словосочетания.

Распознают словосочетания в составе предложения, определяют главное и зависимое слова в словосочетании. Обозначают смысловые связи между главными и зависимыми словами в словосочетании. Пишут диктант. Работают с иллюстрацией –составляют словосочетания, соответствующие теме рисунка

26

Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Определяют средства грамматической связи в словосочетании, составляют словосочетания

27

Разбор словосочетания.

Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова средствам грамматической связи. Выполняют разбор словосочетаний

28

Предложение. Грамматическая основа предложения.

Определяют границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Анализируют интонационные конструкции. Определяют главные члены в предложении.

29

Р.Р. Сжатое изложение.

Знакомятся с приемами сжатия текста. Создают сжатую форму исходного текста по упр.144.

   30

Виды предложений по цели высказывания.

Распознают виды предложений по цели высказывания. Характеризуют смысловые и интонационные особенности повествовательных, вопросительных, побудительных предложений. Моделируют интонационную окраску различных по цели высказывания предложений. Обращаются к знаниям, полученным на уроках литературы: определяют принадлежность цитат к тем или иным произведениям А.С.Пушкина.

31

Восклицательные предложения.

Распознают виды предложений по эмоциональной окраске. Соотносят эмоциональную окраску предложения и цель высказывания. Работают в парах.

32

Р.Р. Сочинение на тему «Памятный день в школе»

Анализируют темы сочинений. Пишут сочинение и готовят устный отзыв о сочинении товарища. По упр. 157

33

Главные члены предложения. Подлежащее.

Опознают главные и второстепенные члены предложения. Выделяют основы в предложениях. Определяют признаки, способы выражения подлежащего, его связь со сказуемым.

34

Сказуемое.

Определяют виды сказуемого и способы его выражения. Пишут мини-сочинение, используя глаголы- сказуемые. Описывают действия человека при помощи глаголов- сказуемых.

35

Тире между подлежащим и сказуемым.

Распознают опознавательный признак употребления тире как знака разделения между главными членами: выражение подлежащего и сказуемого существительными в именительном падеже. Отрабатывают в упражнениях навыки определения главных членов предложения.

36

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

Различают распространенные и нераспространенные предложения. Составляют нераспространенные предложения и распространяют их однородными членами.

37

Дополнение.

Распознают дополнение в предложении, выделяют дополнение графически. Распространяют предложения дополнениями. Составляют схемы распространенных предложений. Пишут диктант.

38

Определение.

Распознают  определение  в предложении, выделяют определение графически. Распространяют предложения определениями.

39

Обстоятельство.

Распознают обстоятельства в предложении, выделяют обстоятельства графически. Распространяют предложения обстоятельствами. Составляют устный рассказ  и отдельные предложения, используя подлежащие, дополнения и обстоятельства.

40

Предложения с однородными членами.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Характеризуют предложения с однородными членами. Определяют, какие  члены предложения являются однородными. Правильно интонируют предложения с однородными членами.

Определяют интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Выявляют обобщающие слова перед однородными членами и знак препинания после обобщающих слов. Используют в речи предложения с разными однородными членами. Обозначают опознавательные признаки постановки запятой в предложениях с однородными членами; составляют предложения с однородными членами, подбирают обобщающие слова.

41

Обобщающие слова при однородных членах

42

Предложения с обращениями.

Осознают основные функции обращения. Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями. Выбирают уместный тон обращения. Оценивают уместность той или иной формы обращения. Составляют предложения с обращениями.

43

Р.Р. Письмо.

Различают письма по цели и назначению. Определяют стиль речи  текстов писем, находят в письмах обращения. Пишут письмо товарищу.

44

Синтаксический разбор простого предложения.

Характеризуют простое предложение по цели высказывания, по интонации, по главным, второстепенным, однородным  членам и обращениям. Выполняют устный и письменный разборы предложений.

45

Р.Р.Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки»

Устно  описывают картину. Пишут сочинение  Упр.229

46

Пунктуационный разбор простого предложения.

Определяют знаки завершения, разделительные, выделительные в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разборы предложений.

47

Простые и сложные предложения.

Определяют знаки завершения, разделительные и выделительные знаки в простом предложении. Выполняют устный и письменный пунктуационный разбор предложений.  Различают простые и сложные предложения. Определяют средства связи в сложных предложениях. Находят сложные предложения в текстах, объясняют расстановку знаков препинания. Строят схемы сложных предложений и составляют сложные предложения по схемам.

Характеризуют сложные предложения по цели высказывания, простым предложениям в его составе, средствам связи простых предложений, знакам препинания. Выполняют устный и письменный разбор предложений. Пишут диктант. Составляют план сообщения на тему «Простые и сложные предложения»

   48

Синтаксический разбор сложного предложения

   49

К/диктант по теме «Простые и сложные предложения»

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.

50

Прямая речь.

Выделяют в предложении прямую речь после слов автора и перед ними, объясняют постановку знаков препинания. Характеризуют интонационные особенности прямой речи. Составляют схемы предложений с прямой речью. Структурно изменяют предложения с прямой речью.

51

Диалог.

Различают предложения с прямой речью и диалог. Оформляют диалог в письменной речи. Работают в группе: делятся на команды, по очереди читают реплики стихотворения с заданной интонацией и оценивают точность и выразительность произношения. Работают со схемами диалогов. Моделируют диалог, описывая происходящее на картинке.

52

Р.Р. Повторение. Сжатое изложение

Пишут  изложение по тексту Е.Мурашовой( упр.261)

53

Диктант с грамматическим заданием по теме «Синтаксис. Пунктуация»

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.

Фонетика. Орфоэпия. Графика.  Орфография. Культура речи.15 часов

54

Фонетика. Гласные   звуки.

 

Овладевают основными понятиями фонетики. Анализируют схему, демонстрирующую группы звуков речи в русском языке. Распознают гласные звуки, различают ударные и безударные гласные. Осознают смыслоразличительную функцию звука,  составляют таблицу «Гласные звуки»

Распознают согласные звуки, выделяют шипящие согласные. Отрабатывают правильное произношение шипящих звуков. Активизируют знания, полученные при изучении предыдущего раздела: выделяют основную мысль текста, составляют предложения с прямой речью, обозначают орфограммы.

   55

Согласные звуки. Изменение звуков в потоке речи.

Распознают гласные и согласные в слабых и сильных позициях. Анализируют правило проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционнного чередования

    56

Согласные твердые и мягкие.

Распознают твердые и мягкие согласные. Анализируют смысловое различие слов, отличающихся только твердой/ мягкой согласной

57

Р.Р.Повествование. Обучающее изложение с элементами повествования.

Выделяют повествование как функционально-смысловой тип речи. Пишут изложение по повествованию (К.Паустовский «Шкатулка»). Доказывают принадлежность текста к определенному стилю. Составляют план текстов.

58

Согласные звонкие и глухие.

Распознают звонкие,  глухие и сонорные согласные и их смыслоразличительную функцию. Характеризуют согласные звуки. Объясняют  знаки препинания в предложениях, орфограммы в словах. Учат стихотворение наизусть и декламируют  его.

59

Графика. Алфавит.

Осознают значение письма в истории человечества. Анализируют и объясняют важность графики и каллиграфии. Активизируют знания алфавита. Сопоставляют и анализируют звуковой и буквенный состав слова. Располагают слова в алфавитном порядке, отрабатывают навыки поиска слов в словаре. Пересказывают текст.

60

Р.Р.Описание предмета. Сочинение-описание.

Выделяют описание  как функционально-смысловой тип речи. Редактируют текст-описание. Пишут сочинение, описывая предмет. « Шкатулка»

61

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Опознают смыслоразличительную функцию Ь в слове, анализируют орфографические правила, связанные с употреблением Ь. Распределяют слова на группы согласно виду орфограммы. Пишут диктант. Составляют текст на основе словосочетаний, данных в диктанте.

62

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Проводят фонетический анализ слов, в которых буквы е,ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного.

63

    64

Орфоэпия.

Осознают важность нормативного произношения для культурного человека. Формулируют важнейшие произносительные нормы. Анализируют и оценивают речь с орфоэпической точки зрения, исправляют произносительные ошибки

65

Фонетический разбор  слова.

Обозначают слоги, ударение в словах, характеризуют гласные и согласные звуки в составе слова. Выполняют устные и письменные фонетические разборы слов.

66

Р.Р.Описание предметов, изображенных на картине

Составляют устное описание картины. (Ф.Толстой. «Цветы, фрукты, птица»)

67

Повторение изученного в разделе «Фонетика. Графика»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Моделируют диалог. Пишут диктант, объясняя орфограммы. Работают  со схемами  предложений.

68

Диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика»

Пишут диктант, выполняют работу.

Лексика и культура речи. 8 часов. 

69

Слово и его лексическое значение

Овладевают базовыми понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей. Чувств, эмоций. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова. Пользуются толковыми словарями. Объясняют лексическое значение слов. Работают с текстом: озаглавливают его, составляют план, анализируют содержание и структуру. Разгадывают кроссворд и определяют по толковому словарю значение одного из отгаданных слов.

70

Однозначные и многозначные слова

Различают однозначные и многозначные слова. Составляют словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работают с юмористическими рисунками, ирония в которых основана на многозначности слова. Определяют функциональный стиль и функционально-смысловой тип  текста. Выражают свое отношение к тексту, списывают часть текста.

71

Прямое и переносное значение слов

Омонимы

Различают  прямое и переносное значение слова. Выбирают в толковом словаре слова, имеющие прямое и переносное значение. Оставляют словосочетания, используя слово в его прямом  и переносном значении. Работают с иллюстрациями. Составляют сложные предложения со словами  в переносном значении. Пишут диктант.  Опознают омонимы. Находят в толковом словаре примеры омонимов. Составляют и анализируют предложения и  словосочетания с омонимами. Анализируют стихотворение, содержащее омонимы.

72

Синонимы

Опознают синонимы. Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов. Составляют словосочетания с синонимами. Анализируют предложения, содержащие синонимы. Подбирают синонимы к данным в упражнениях словам.

73

Р.Р. Сочинение  по картине И.Грабаря «Февральская лазурь

Пишут сочинение  по картине И.Грабаря «Февральская лазурь», используя синонимы.

74

Антонимы

Опознают антонимы. Описывают с помощью антонимов происходящее на рисунке. Характеризуют названных в упражнении животных с помощью антонимов. Пишут диктант и подбирают антонимы к словам диктанта, пользуясь словарем антонимов.

75

Повторение по теме «Лексика»

Отвечают на контрольные вопросы, выполняют задания по теме раздела. Объясняют омонимы. Подбирают антонимы к словам. Готовят сообщения о словаре

76

Р.Р. Роль деталей в описании предмета. Подробное изложение.

упр. 375. Пишут изложение по тексту К.Паустовского «Первый снег», попутно определяя функциональный стиль текста и объясняя знаки препинания.

Морфемика. Орфография. Культура речи. 22 часа

77

Морфема-наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

Овладевают основными понятиями морфемики. Осознают морфему как значимую единицу языка. Делят слова на морфемы и обозначают их соответствующими знаками. Осознают роль морфем в процессах формо-и словообразования. Определяют форму слова. Подбирают однокоренные слова. Пересказывают текст. Делят слов на группы.

78

Окончание

Опознают окончание как формообразующую морфему. Выделяют в словах окончание  и его грамматические значения. Анализируют таблицу.

79

Основа слова

Выделяют основу в слове. Работают с текстами: определяют стиль, выделяют основы у существительных, прилагательных и глаголов в тексте, списывают текст, расставляют знаки препинания.

80

Р.Р.Сочинение по личным впечатлениям в форме письма

Пишут сочинение в форме письма товарищу.

81

Корень слова

Опознают корень как значимую часть слова. Выделяют корни в словах. Формируют группы однокоренных слов. Исправляют ошибки в подборе однокоренных слов.

82

Р.Р. Рассуждение. Сочинение-рассуждение

Выделяют рассуждение как функционально-смысловой тип речи и как часть других функционально- смысловых типов речи.

Анализируют текст, высказывают свое мнение о тексте и доказывают его. Рассуждая по плану, объясняют происхождение слов. Пишут сочинение, в котором объясняют происхождение названий дней недели.

83

Суффикс- значимая часть слова

Опознают суффикс  как  словообразующую морфему. Обозначают суффиксы в словах, подбирают ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом.

84

Приставка

Опознают приставку как словообразующую морфему. Обозначают приставки в словах; подбирают ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом; характеризуют  морфемный состав слов.

85

Р.Р. Выборочное изложение с изменением лица.

воспроизводят одну из подтем прочитанного художественного текста в письменной форме, сохраняя логичность, связность

86

Чередование звуков. Беглые гласные.

Получают представление о чередование звуков как смене звуков в одной морфеме при образовании и изменении слов. Подбирают слова с чередующимися согласными и гласными; определяют,  при каких условиях происходит чередование (при образовании/ при измени слов). Определяют случаи появление беглых гласных при чередовании. Выделяют части слов, в которых могут появиться беглые гласные при чередовании; записывают слова с таким чередованием.

87

Варианты морфем

Определяют части слова, являющиеся вариантами морфем. Выделяют однокоренные слова с вариантами корней, приставок суффиксов.

88

Морфемный разбор слова

Выделяют основу в слове. Определяют окончание и его значение; приставку, суффикс и их значение; корень. Подбирают два-три однокоренных слова. Выполняют устный и письменный морфемный разбор слов. Пишут диктант.

89

Правописание гласных и согласных в приставках

Усваивают правило написания гласных и согласных в приставках. Обозначают приставки в словах,  анализируют разницу между произношением и написанием приставок. Подбирают слова с беглым гласным в приставках. Выбирают из орфографического словаря слова с изучаемой в параграфе орфограммой.

90

Буквы з, с на конце приставок.

Усваивают правило написания букв з и  с на конце приставок. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным словам однокоренные с приставками с орфограммой. Пишут диктант.

91

Буквы а-о в корне –лаг---лож-

Усваивают правило написания букв а-о   в корне –лаг- --  -лож-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.  Выписывают из орфографического словаря ряд слов с изучаемой орфограммой.

92

Буквы а-о в корне -раст-рос-

Усваивают правило написания букв а-о в корне –раст- -- -рос-. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Подбирают к данным в упражнениях словам  однокоренные  с чередованием согласных. Пишут диктант, обозначая корни с чередующимися гласными.

93

Буквы ё-о после шипящих в корне

Усваивают правило написания букв ё –о после шипящих в корне. Выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма. Составляют диктант, в котором потребуется применить правила, изученные в разделе «Словообразование».

94

Буквы и-ы после ц

Усваивают правило написания букв и-ы после ц. выбирают правильное написание слов, в которых присутствует изучаемая в параграфе орфограмма.

95

Повторение по теме «Морфемика. Орфография»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Заполняют и анализируют  таблицы.  Готовят сообщение, описывающее словарь. Определяют стиль текста, содержащего орфограммы, изученные в разделе, озаглавливают и списывают его.

96

К/диктант по теме «Морфемика. Орфография»

Пишут диктант, выполняют грамматические задания.

97

Работа над ошибками

Работа над орфографическими и пунктуационными ошибками,  допущенными в диктанте, выполняют работу над орфографическими и пунктуационными ошибками.

98

Р.Р.Сочинение по картине П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Пишут сочинение по картине или описывают её устно.

Морфология. Орфография. Культура речи.

Имя существительное.  21 час

99

Имя существительное как часть речи

Определяют имя существительное как самостоятельную часть речи, характеризуют морфологические признаки имени существительного. Его синтаксическую роль. Устанавливают, какой частью речи являются приведенные в текстах слова. Определяют род, склонение, падеж имен существительных. Составляют распространенные предложения по картине.

100

Доказательства в рассуждении

Определяют доказательство как структурную часть рассуждения. Анализируют текст, выделяя тезис, доказательство и вывод. Приводят доказательства для раскрытия темы «Почему нужно беречь книгу?» пишут сочинение-рассуждение.

101

Р.Р.Написание сочинения-рассуждения

102

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Распознают  имена существительные одушевленные и неодушевленные. Пишут диктант, выделяя одушевленные имена существительные как члены предложения. Составляют словосочетания и предложения с одушевленными и неодушевленными именами существительными

103

Имена существительные собственные  и нарицательные. Большая буква в именах собственных.

Распознают  имена существительные и нарицательные. Подбирают примеры имен существительных собственных. Записывают текст в форме диалога, выделяя собственные имена существительные. Рассказывают об имени существительном по плану.

104

Род имен существительных

Определяют род имен существительных. Дополняют данную в учебнике таблицу примерами имен существительных, определение рода которых вызывает затруднения. Составляют словосочетания или предложения, в которых отчетливо выявляется род имен сушествительных.

105

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

Распознают  имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Выделяют их в текстах, составляют с ними предложения или диалог. Озаглавливают и пересказывают текст, отмечают количество имен существительных в тексте.

106

Р.Р.Сжатое изложение

Составляют план, повторяют приемы сжатия текста.  Пишут изложение  по тексту Е.Пермяка «Перо и чернильница»

107

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Распознают имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. Выделяют их в текстах, составляют с ними предложения. Составляют таблицу для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с тем, на какой слог падает ударение. Пишут диктант.

108

Три  склонения имен существительных.

Определяют тип склонения имен существительных. Склоняют имена существительные. С учетом полученных знаний составляют новую таблицу на основе данной в учебнике.

109

Падеж имен существительных

Определяют падеж имен существительных. Выделяют падежные окончания имен существительных  и относящиеся к именам существительным предлоги. Составляют словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Анализируют место имен существительных в том или ином падеже в предложении.

110

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Работают дома: слушают по радио сообщение о погоде и пересказывают его. Пишут изложение по тексту упражнения.

111

К/диктант по теме «Имя существительное»

Пишут диктант, выполняют грамматическое задание

112

Р.Р.Изложение с изменением лица

по тексту упражнения составляют  развернутый план, пишут изложение.

113

Множественное число имен существительных.

Определяют морфологические признаки множественного числа имен существительных. Склоняют имена существительные во множественном числе по падежам. Работают с рисунками. Обозначают условия выбора орфограммы написания Ь после шипящих на конце слова. Анализируют текст.

114

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Усваивают правило написания о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных, применяют усвоенное правило при выполнении упражнений. Записывают данный текст в форме диалога.

115

Повторение по теме «Имя существительное»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Списывают тексты, объясняя знаки препинания, выделяя морфемы, обозначая падежи имен существительных. Пишут диктант из слов с непроверяемым написанием.

116

Проверочная работа   по теме «Имя существительное

117

Морфологический разбор имени существительного.

Характеризуют имя существительное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен существительных.

118

Р.Р.Сочинение по картине Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»  

Пишут  сочинение по картине и описывают её устно. Делают отзыв на устное описание товарища.

119

К/диктант с грам.заданием по теме « Имя существительное»

Пишут диктант, выполняют грамматическое задание

Имя прилагательное 14 часов

120

Имя прилагательное как часть речи

Определяют морфологические признаки прилагательного, его синтаксическую роль. Анализируют словосочетания, предложения, тексты с именами прилагательными. Составляют предложения с именами прилагательными. Готовят устный рассказ об имени прилагательном как о части речи.

121

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

Усваивают правило написания гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Применяют усвоенное правило при выполнении упражнений.

122

123

Р.Р. Описание животного. Изложение

Воспринимают описание животного как вариант описания. Пишут изложение по тексту А.Куприна «Ю-ю»

124

Прилагательные полные и краткие

Распознают полные и краткие формы имен прилагательных. Образуют краткие формы имен прилагательных; в предложениях выделяют сказуемые, выраженные краткими прилагательными.

125

Р.Р.Описание животного на основе изображенного.

Готовят устное повествование с элементами описания по картине.

126

Р.Р.Сочинение по картине А. Комарова «Наводнение»

Пишут сочинение по картине.

127

Морфологический разбор имени прилагательного

Характеризуют имя прилагательное по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор имен прилагательных.

128

Р.Р.Сочинение «Как я испугался»

Пишут сочинение по плану.

129

Повторение по теме « Имя прилагательное»

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Работают со словарем: выписывают прилагательные с непроверяемым написанием. Списывают текст, указывают в тексте падежи имен существительных и прилагательных, обозначают орфограммы.

130

Диктант и проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.

131

Работа над ошибками

Анализируют ошибки, допущенные в диктанте, выполняют работу над орфографическими и пунктуационными ошибками.

132

Р.Р. Сочинение «Мое любимое животное»

Пишут сочинение- описание животного.

133

Р.Р.Написание сочинения

Глагол 35 часов

134

Глагол как часть речи

Определяют морфологические признаки глагола, его синтаксическую функцию. Определяют глаголы-сказуемые в предложениях, характеризуют глаголы по времени, лицу, числу. Указывают, как согласуются глаголы- сказуемые с подлежащими.

135

Не с глаголами.

Усваивают правило написания не с глаголами. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Составляют предложения на тему «Настоящий товарищ», используя глаголы с Не. Готовят рассказ о признаках глагола как части речи.

136

137

Р.Р. Рассказ

Работают с иллюстрацией. Отвечают на последовательные вопросы к иллюстрации, создавая устный рассказ. Придумывают свой устный рассказ на юмористическую тему.

138

139

Неопределенная форма глагола.

Распознают неопределенную и личные формы глагола. Образуют глаголы в неопределенной форме. Составляют памятку, используя глаголы в неопределенной форме. Устно пересказывают текст, озаглавливают его, выписывают из текста глаголы в неопределенной форме. Готовят по плану сообщения о неопределенной форме глагола.

140

Правописание –тся и –ться в глаголах.

Усваивают правило написания –тся и –ться в глаголах. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Заменяют данные в упражнении глаголы близкими по смыслу глаголами с суффиксом –ся. Составляют предложения или связный текст на тему «Если хочешь стать футболистом». Рассуждают на тему, заданную в тексте упражнения. Учат стихотворение наизусть.

141

Виды глагола

Распознают глаголы совершенного и несовершенного вида. Подбирают в орфографическом словаре глаголы с приставкой –раз-(-рас-), составляют с ними словосочетания. Образуют от данных в упражнениях глаголов глаголы другого вида. Рассматривают рисунки и отвечают на вопросы к ним, употребляя глаголы совершенного и несовершенного

142

Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида

143

Буквы е-и в корнях с чередованием

Усваивают правило написания букв е-и в корнях с чередованием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом.

144

145

Р.Р. Невыдуманный рассказ (о себе)

Знакомятся с рассказом от 1 лица. Анализируют приведенное в упражнении изложение ученика, указывают недочеты, записывают исправленный вариант текста. Готовят устный рассказ на тему «Как я однажды…»

146

К/диктант по теме «Глагол»

Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.

147

Работа над ошибками

Анализируют ошибки, допущенные в диктанте, выполняют работу над орфографическими и пунктуационными ошибками.

148

Время глагола

Определяют время  глагола. Описывают происходящее в классе в прошедшем.  Настоящем и будущем времени. Обозначают вид и время глаголов.

149

Прошедшее время

Определяют способ образования глаголов прошедшего времени. Выделяют суффиксы в глаголах в прошедшем времени. Образуют глаголы в прошедшем времени от неопределенной формы, составляют с ними словосочетания. Записывают примеры глаголов в прошедшем времени, которые часто произносятся неправильно.

150

Настоящее время

Определяют форму глагола настоящего времени. Составляют связный текст на тему «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составляют словосочетания с глаголами в настоящем времени. Отрабатывают правильное произношение глаголов в настоящем времени.

151

Будущее время

Определяют форму будущего времени глагола и способ её образования. Готовят устный рассказ на тему «Кто рано встал, тот не потерял». Пишут сочинение о том, как изменится окружающий мир через десять –двадцать лет. Подбирают слова на тему «Спорт»

152

Спряжение глаголов

Определяют тип спряжения глаголов. Спрягают глаголы с ударным окончанием, составляют с ними  словосочетания и предложения.

153

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Усваивают правило определения спряжения глагола с безударным личным окончанием. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным  правилом. Готовят устный рассказ по приведенным в учебнике картинкам, предварительно записав глаголы, которые потребуются для рассказа, обозначают спряжение глаголов. Пишут диктант с продолжением. Составляют предложения с однородными сказуемыми, выраженными глаголами в настоящем времени. Описывают рисунок, выделяя используемые глаголы и обозначая их спряжение. Производят наблюдение за движением на улице и пишут по нему сочинение-описание. Подбирают глаголы для описания характера людей. Составляют устный диалог по картинке на тему «Нарушитель». Пишут диктант.

154

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

155

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

156

Морфологический разбор глагола

Характеризуют глагол по его морфологическим признакам и синтаксической роли. Выполняют устный и письменный разбор глаголов.

157

Р.Р. Сжатое изложение с изменением формы лица

Пишут сжатое изложение по тексту «Шоколадный торт». Составляют и разыгрывают диалог.

158

Ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

Усваивают правило написания Ь после шипящих в глаголах во 2-ом лице единственного числа. Выполняют упражнения, руководствуясь усвоенным правилом. Пишут самодиктант: учат стихотворение и записывают его по памяти.

159

160

Употребление времен

Используют в рассказе глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устно продолжают рассказ, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Пишут по рисункам продолжение спортивного репортажа. Употребление «живописного настоящего» в повествовании

161

162

Употребление «живописного настоящего» в повествовании

составляют рассказ по данному началу с использованием сюжетных рисунков

163

   164

Повторение по теме « Глагол»

Отвечают на  контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела. Готовят рассказ по стихотворению. Составляют словосочетания, схемы предложений. Заполняют и анализируют таблицу. Рассматривают рисунок и составляют устный или письменный рассказ на его основе. Обозначают орфограммы. Пишут диктант. Составляют диктант из слов с непроверяемыми написаниями, данных в разделе.

165

Р.Р.Сочинение-рассказ по рисунку

Рассматривают рисунок О.Поповича «Не взяли на рыбалку» и составляют устный, затем  письменный рассказ на его основе.

166

Р.Р.Написание рассказа

167

К/диктант с грамматическим заданием  по теме «Глагол»

Пишут диктант и выполняют грамматическое задание.

168

Работа над ошибками

Анализируют ошибки, допущенные в диктанте, выполняют работу над орфографическими и пунктуационными ошибками.

Повторение и систематизация изученного 7 часов.

169

Разделы науки о языке

Систематизируют знания, полученные при изучении разных разделов науки о языке. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Готовят сообщение на тему « Изучайте русский язык». Указывают лексическое и грамматическое значение слов. Обозначают морфемы в словах. Составляют план сообщения об одной из частей речи.

170

Р.Р.Сочинение из тем по выбору.

 Пишут сочинение. Анализируют тексты

171

Орфограммы в приставках и корнях слов.

Систематизируют орфограммы в приставках и в корнях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Графически обозначают орфограммы. Заполняют, анализируют, составляют таблицы. Анализируют, списывают текст. Пишут диктант.

172

Орфограммы в окончаниях слов.

Систематизируют орфограммы в окончаниях слов и устанавливают связь между выбором орфограммы и разделами науки о языке. Подбирают примеры на изученные орфограммы, составляют таблицу, выписывают слова с орфограммами. Пишут диктант.

173

Употребление букв ъ и ь

Повторяют и систематизируют знания об употреблении букв Ъ и Ь. Заполняют таблицы. Обозначают орфограммы.. Выбирают имена собственные из текста упражнения

174

Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

Повторяют знания о системе правил употребления знаков препинания в предложении. Списывают тексты, расставляя знаки препинания. Графически выделяют части текста. Учат стихотворение наизусть и записывают его по памяти.

175

Подводят итоги работы , полученных знаний.

     

Приложение .

Контрольно- оценочные средства

Контрольные диктанты и проверочные работы к рабочей программе по русскому языку    5 класс.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение» (23 урок)

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,

стр. 30    1 вариант

Грамматическое задание:

1.В 1 абзаце определить падеж существительных

2.во 2 абзаце определить склонение имен существительных.

Диктант «Простые и сложные предложения»  (49 урок)

Н.Н. Соловьева «Диктанты и изложения. 5 класс» М., Просвещение 2018,   стр. 28    

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация»  (53 урок)

Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку» М., Просвещение 2014,

стр. 13    1 вариант

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Фонетика» (68 урок)

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,

стр. 86    1 вариант

Грамматическое задание:

1.выписать два слова, в которых звуков больше, чем букв

2. выписать два слова, в которых букв больше, чем звуков

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфемика. Орфография» (96 урок)

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,

стр. 123   2 вариант

Грамматическое задание:

Объяснить графически пунктуацию предложений:

Туман пришел в движение….. (1абзац)

Вода стекала у неё с губ………(3 абзац)

 Лосиха встрепенулась…… ….(3 абзац)

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» (111  урок)

Н.Н. Соловьева «Диктанты и изложения. 5 класс» М., Просвещение 2018, стр. 87  

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное» (120  урок)

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,

стр. 143   1 вариант

Грамматическое задание:

1.выполнить морфологический разбор слова : Пришвина, к деревне

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» (131 урок)

Н.Н. Соловьева «Диктанты и изложения. 5 класс» М., Просвещение 2018,  стр.104

       

Проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

Н.Н.Соловьева «Диагностические работы»   5 класс М.Просвещение 2014

Стр56-57

Контрольный диктант по теме «Глагол» (146  урок)

Г.А.Богданова «Сборник диктантов по русскому языку» М., Просвещение 2014,

стр. 37   2 вариант

Контрольный диктант по теме «Глагол» (166  урок) (итоговый)

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе» М., Просвещение 2014,

стр. 192  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...