Урок на тему "Луфтама 100"
план-конспект урока

Дивеева Наталья Алексеевна

Материал урока по мокшанскому языку для уч-ся 4 кл

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по мокшанскому языку в 4 классе на тему

«Учимся считать до 100»Урок финансовой грамотности. Тонафнетяма сядоти лувома.

Цель: Пробудить интерес и стремление к общению на мордовском языке.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Тонафтысь: Шумбратада, шабат!

Тонафнихне: Шумбратада, Наталья Алексеевна!

Тонафтысь: Озада! Кодама тячи числась?

Тонафнись: Тячи       октябрьста.

Тонафтысь Кие тячи дежурнайсь?

Тонафнись Тячи мон клазса дежурнайсь

Тонафтысь: Кие тячи аш класса?

Тонафнись: Класса аш.

(Классонк тячи сембе.)

2. Повторение пройденного материала.

Тонафтысь: Мезень колга корхтаме ётай урокть?

Виде , тячи минь поладсаськ тя темать.Васенда дайти луфтама 100 десяткаса, Сяльде меки. (слайд3)

Тяни тисаськ ня примерхнень (слайд4-6)

Шабат , а менди тейньк эрявихть содамс цифратне.?(Ответы детей)

Минь тинь мархтонтт содасаськ, што лувомс валть кафта значениядонза _читать и считать.Тячи минь карматама работама считать значениянц мархта

II. Объявление темы и целей урока.

Ребята, сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок-игра по финансовой грамотности.

Для чего нам это нужно?

Наше путешествие начинается!

III. Работа по этапам игры.

Без чего мы не можем прожить в жизни?

Ответ детей(Без еды,дома,вещей,семьи и денег)слайд(8)

Для того чтобы купить еду машину дом и т.д нам нужны деньги (Купить –рамамс,деньги- ярмакт)

Беседа:

  • Что такое деньги?Как они появились Как люди пользуются деньгами?(слайд(9
  • Почему люди обменивают деньги на товар и товар на деньги? Слойд(10)(мультик) 11

Слайд 12Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа. – Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.

– Что стали делать люди?слайд 13-15

– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников.

– Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу. Слайд 14

– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.слайд15

– Обмен товара на товар называется БАРТЕР.

– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.  Слайд16

– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)

– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.

– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин. Слайд 17

– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).

– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.

– Удобно?

– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков. Слайд 18

– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)

– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.

– Что же получалось? (РУБЛЬ)

– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)

– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равныслайд 19

– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.Рамамась-мимась

Раньше, когда ещё не придумали деньги, люди обменивались между собой товарами. В результате добровольного обмена должны выиграть обе стороны. Обмен товара на товар называется бартером. Но такой обмен был неудобен в связи с несовпадением интересов и проблемой определения ценности вещей, которыми обмениваются. И тогда люди придумали монеты.

Монета — денежный знак, изготовленный из металла. Как правило, монеты имеют форму круга. Монеты удобны для обмена, так как они прочны, компактны и могут обладать значительной ценностью, если изготовлены из драгоценных металлов. В России монеты появились в 10 веке!

А вот бумажные деньги, которыми так привыкли пользоваться мы с вами, - самые молодые. В России они появились только в 18 веке, при императрице Екатерине. Они удобны в обращении, но менее долговечны. Бумажные деньги защищают от подделок.

Рассматривают настоящую купюру в 100 рублей, чтобы научиться отличать настоящие деньги от фальшивых.

Изготовление фальшивых денег является преступлением. В России за изготовление, хранение и использование фальшивых денег могут посадить в тюрьму на 15 лет!

Кодама од валхт тячи минь маряме (каие новые слова мы сегодня узнали)Од валхнень мархта работамась (слайд №11)

  • Ярмакт- деньги
  • Полафтома-обмен
  • Цалковай-рубль
  • Трёшник-копейка
  • Веща-товар
  • Рамамась-мимась-купля-продажа
  • Прибаватама-прибавить
  • Сяфтяма(ёрдатама)-вычисть

.Физкультминутка.

- Стяда.

Фкя, кафта –

Пилькнень ладяйть тяфта.

Колма, ниле, вете –

Кяттнень вяри кепотть.

Ниле, вете, кота, -

Фкя аськолкста потак.

Сисем, кафкса, вейхкса –

Цяпайть кяттнень вельхкссот.

- Фкя, кафта –

Комотнеда тяфта.

- Озада.

Книгать мархта работамась

а) 1-це упр. Стр.37 (Морафтомс и ётафтомс рузкс.)

2 2-це упр.Сёрмадомс предложениятень

Просмотр мультфильма Слайд 12

9.Итог урока.

- О чем мы с вами говорили на уроке?

- Какие новые слова вы узнали на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что на уроке вам особенно понравилось?

- У вас на столе есть сигнальные карточки со смайликами, поднимите ту сигнальную карточку, которая соответствует вашему настроению после урока.

- Стяда. Няемозонк шабат.

- Няемозонк Наталья Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...