Мои рабочие программы
рабочая программа

Апарова Лидия Николаевна

Рабочая программа по родной (татарской)литературедля учащихся 14 классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_1-4_kl_rodnaya_tatarskaya_literatura_rus.gr_.docx61.96 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по родной (татарской) литературе для учащихся 1 – 4 классов

Планируемые результаты учебного предмета

Личностные результаты:

  • принятие патриотических ценностей, ощущение себя гражданами многонационального государства России;
  • овладение знаниями о культуре татарского народа, уважительное отношение к культурам и традиционным религиям народов России;
  • усвоение основных морально-нравственных норм татарского народа, умение соотносить их с морально-нравственными нормами русского народа и народов России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре всех народов;
  • уважительное отношение к семейным ценностям, проявление доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
  • умение слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения.

Предметные результаты:

  • понимание литературы как средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций многонациональной и мировой культуры;
  • формирование представлений о Родине и ее людях, окружающем мире, культуре, понятий о добре и зле, дружбе, честности;
  • формирование читательской компетентности, потребности в систематическом чтении;
  • овладение чтением вслух и про себя, приемами анализа художественных, научно -познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

использование разных видов чтения:

-        с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение);

-        с полным пониманием содержания (изучающее чтение);

-        с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение);

  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, 'пение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения

Обучающиеся научатся:

•        читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

•        понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

•        читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

•        рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение видовых особенностей (эпических, лирических, драматических), узнавание жанров устного народного (колыбельные песни, считалки, сказки, пословицы и др.).

Обучающиеся научатся:

•        отличать прозаическое произведение от стихотворного;

•        различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, заклинку,

•        находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, рифмы).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями.

Обучающиеся научатся:

•        понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

•        читать фрагменты художественного произведения по ролям и но пепочке;

•        рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

•        ориентироваться в учебной книге, то есть читать условные знаки; находить выделенные строчки и слова на странице; находить нужную иллюстрацию;

•        работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а)        в рамках коммуникации как сотрудничества:

•        работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;

•        выполнять работу по цепочке;

б)        в рамках коммуникации как взаимодействия:

•        видеть разницу между двумя заявленными точками зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

•        понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы;

•        обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура.

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

•        читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

•        читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

•        строить короткое монологическое высказывание:        краткий и

развернутый ответ на вопрос учителя;

•        слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

•        называть имена 2-3 классиков татарской литературы, перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

•        перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

•        определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

•        оценивать        и        характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

•        пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•        развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель:

•        устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного,

•        читать наизусть 2-3 стихотворений разных авторов (по выбору):

•        пересказывать текст небольшого объема:

•        использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки,        а также страницу «Содержание» или «Оглавление»:

•        привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек:

•        задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

•        различать сказку о животных и волшебную сказку;

•        определять особенности волшебной сказки;

•        различать сказку и рассказ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки, заклинки, колыбельной песенки:

•        обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка - элементы сказки о животных и т. д.);

•        понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира;

•        обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

•        понимать содержание прочитанного;

•        осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

•        читать художественное произведение по ролям и по цепочке;

•        эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

•        читать выразительно поэтические и прозаические произведения:

•        рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами;

•устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

К КОНЦУ 2-ого ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

•        ориентироваться в учебной книге: читать условные знаки обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;

•        быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице;

•        работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а)        в рамках коммуникации как сотрудничества:

•        работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

•        выполнять работу по цепочке;

б)        в рамках коммуникации как взаимодействия:

•        видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

•        находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля        учебных действий

обучающиеся получат возможность научиться;

•        подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения,

•        понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:

•        аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

•        читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

•        читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

•        называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

•        рассказывать о любимом литературном герое;

•        выявлять авторское отношение к герою;

•        характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

•        читать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов (по выбору);

•        ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться

•        делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

•        самостоятельно читать выбранные книги;

•        высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений:

•самостоятельно работать со словарями

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ: сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

•        различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

•        различать сказку и рассказ;

•        находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

•        понимать развитие сказки о животных во времени:

•        сравнивать сказку и художественное произведение.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение ио ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собст венных текстов.

Обучающиеся научатся:

•        понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

•        эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

•        интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

•        принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной

работы получат возможность научиться:

•        читать вслух стихотворный и прозаический тексты.

•        рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения, сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

•        устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

•        свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;

•        работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);

•        работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться

•        освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действии обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•        работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в обшее рабочее поле;

в рамках коммуникации как взаимодействия:

•        понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

•        осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

К КОНЦУ 4-ОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник научится:

•        читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

•        определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

•        представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

•        перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

•        характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

•        читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них. спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

•        обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

•        ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

•        составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

•        делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

•        высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

•        самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и

справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, и др.) и понимание причин их использования.

Выпускник научится:

•        представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

•        отличать народные произведения от авторских;

•        находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола, контраст, повтор, разные тины рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

•        отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, татарских и русских народных сказках:

•        обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии):

•        понимать  творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения:

•        понимать, что произведения. принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

•        читать вслух стихотворный и прозаический тексты:

•        обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них .мыслей, чувств и переживаний:

•        устно и письменно (в форме высказывать и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области познавательных общих учебных действии выпускник научится:

свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

•        свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

•        свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

•        разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

•        понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

•        осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

•        осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

•        профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой и читательской деятельности. Восприятие речи на слух, понимание текста, ответы на вопросы по содержанию, умение задавать вопросы по содержанию прослушанного, определение последовательности событий.

Аудирование. Умение воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы. Понимание смысла звучащей речи: удержание обсуждаемого аспекта, способность отвечать на вопросы по ее содержанию и задавать собственные вопросы.

Чтение вслух. Укрепление чтения как основы для перехода от слогового чтения к чтению целыми словами, а также постепенного увеличения скорости чтения. Формирование мотива читать вслух в процессе чтения по ролям и чтения по цепочке. Освоение особенностей выразительного чтения.

Чтение про себя. Умение самостоятельно читать текст небольшого объема. Умение находить в изучаемом тексте необходимые сведения, а также умение находить в словарях нужные словарные статьи и извлекать из них требуемую информацию в рамках выборочного чтения.

Говорение. Освоение разновидностей монологическш'о высказывания: в форме краткого или развернутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений, передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в текста). Освоение особенностей диалогического общения: умение слушать высказывания собеседника и выражать к ним свое отношение

(согласие /несогласие). Умение спорить, опираясь на содержание текста. Этическая сторона диалогического общения - использование норм речевого этикета и воспитание сострадательного отношения к проигравшей в споре стороне.

Письмо. Выполнение письменных упражнений в рабочей тетради: краткие сочинения по личным наблюдениям и впечатлениям; мини-сочинения по иллюстрациям и рисункам художественных произведений; обучение культуре предметной и бытовой переписки (написание SMS-сообщений, писем и поздравительных открыток, формулы вежливости).

Работа с текстом художественного произведения. Понимание и обсуждение текста (через систему вопросов и заданий), понимание переживания в лирическом стихотворении, противоположные позиции героев и авторский вывод в рассказе, основная интонация в колыбельной песне, былине, гимне и т.д. Определение особенностей построения текста, выявление средств художественной выразительности. Умение определять характер героя (через его словесный портрет, анализ поступков, речевое поведение, через авторский комментарий), проследить развитие характера героя во времени, сравнительный анализ поведения разных героев. Обнаружение (с помощью учителя) авторской позиции в прозаических текстах и направления авторских переживаний в лирических текстах. В результате работы с текстом: умение выделять в тексте разные сюжетные линии; устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета и в поведении  героев; понимать авторскую точку зрения; выделять основную мысль текста; обнаруживать выразительные средства.

Работа с учебными и научно-популярными текстами. Осмысление содержания текста, выделение в тексте отдельных частей, ключевых слов, составление плана пересказа.

Внеклассное чтение. Организация подготовки учащихся к самостоятельному чтению книг, расширению и углублению читательского кругозора, познавательных интересов. Развитие устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы, знакомство с детской книгой как явлением культуры.

Устное народное творчество. Систематизация знаний учащихся о малых фольклорных жанрах татарского народного творчества и понятия «устное народное творчество». Формирование представления о фольклорных произведениях. Жанровое разнообразие фольклорных произведений (докучная сказка; сказки о животных, волшебные и бытовые сказки; малые фольклорные формы: загадки, считалки, колыбельные песенки, пословицы и т.д.). Представление о жанрах басни. (Басни - авторские произведения, укорененные в сказке о животных и в фольклорном мире ценностей.). Жанры рассказа и литературной сказки, авторская поэзия. Особенности лирического произведения (ритм, рифма). Различение рифмы и понимание содержательности каждого конкретного вида рифмы. Освоение понятий «тема» и «основная мысль», а также «основное переживание» героя произведения. Практическое различение произведений разного жанрового характера (без освоения понятия «жанр»). Практическое освоение представления о сюжете. Представление о герое произведения, об авторе-рассказчике. Практическое различение в текстах и уяснение смысла использования средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, гиперболы, контраста, звукописи, фигуры повтора.

Работа с текстами разных видов и жанров литературы. Определение принадлежности текста к фольклору или кругу авторских произведений. Понимание жанровых особенностей текста (волшебная сказка, докучная сказка, рассказ, колыбельная песенка, гимн и т.д.) Понимание разницы между художественным и научно-популярным текстами. Умение доказательно показать принадлежность текста к кругу художественных или научно-популярных текстов. Понимание отличий прозаического и поэтического текстов.

Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка). Представление о литературе как об одном из видов искусства (наряду с живописью, музыкой и т.д.). Общее и специфическое разных видов искусства.

Элементы творческой деятельности. Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке. Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст. Умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста. Умение работать с иллюстрациями в учебнике, сравнивать их с художественными текстами. Способность устно и письменно (в виде высказываний и небольших сочинений) делиться своими личными впечатлениями.

Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки. Авторские произведения, басни. Литературные авторские произведения. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть). Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести). Произведения современной отечественной (с учетом многонациональности России) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть). Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (детские журналы). В результате обучения на уровне начального общего образования будет обеспечена готовность школьников к получению дальнейшего образования на уровне основного общего образования и достигнут необходимый уровень их общекультурного и литературного развития.

Выпускник научится:

-        работать с текстом: выделять нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях; ориентироваться в книге и работать сразу с несколькими источниками информации; пользоваться словарями, периодическими изданиями и фондом школьной библиотеки;

-        понимать то, что литература - это искусство слова, один из видов искусства.

Давайте познакомимся! Знакомство с одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз и татарского речевого этикета).

Моя школа и мой класс.        Учебные        предметы,        школьные        принадлежности.

Учебные занятия, отметки, домашние задания. Школьная библиотека.

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, профессии, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби.

Помощь родителям. Как я помогаю родителям? Совместный домашний труд.

Оценка своей деятельности.

Мой день. Распорядок дня. Гигиена. Здоровье.

Покупки. В магазине продуктов, одежды, посуды. На рынке.

В столовой. В школьной столовой. Любимая еда. Мы накрываем стол.

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения. Совместные занятия. Письмо другу.

Праздники. День рождения, Новый год, 8 Марта, День мам. Национальные традиции татарского и русского народов. Подарки. Поздравления.

Спорт и спортивные игры. Летние, зимние виды спорта. Спортивные кружки.

Моя Республика. Общие сведения: название, символика, национальности, столица, города. Транспорт. Достопримечательности.

Природа родного края. Времена года. Погода. Экология.

Дикие и домашние животные, птицы. Любимое домашнее животное.

Поездки и путешествия. Летний отдых. Отдых зимой. Отдых на море. Отдых в деревне.

Выдающиеся представители татарского народа. Детские писатели и поэты.

Детский фольклор (рифмовки, считалки, скороговорки, загадки, сказки).

Содержание учебного предмета

1-ый класс

Содержание курса

Характеристика основных видов деятельности учащихся

  Давайте познакомимся!

Знакомство с однаклассниками.Габдулла Тукай Шүрәле.

Лесные друзья                                    

Дикие животные, их название, место проживание. Русская народная сказка “Теремок”

Спортивный праздник  

Мы команду даём. На праздники спорта.Габдулла Тукай “Сделал дело гуляй смело”

В школе

Учебные предметы, школьные принадлежности. Количество, цвет, наличие или отсутствие учебных предметов. / Скороговорки на тему “Школа”

Домашние животные и птицы

Домашние животные и птицы, их название, место проживание. Габдулла Тукай  “Гали и коза’’, рассказ «Акбай»

В  саду

Название, цвет, количество и вкус овощей и фруктов. Русская народная сказка "Репка”

Наступила зима

Признаки зимы. Зимние игры, Новый год.Әнәс Кари “Дед мороз” Рассказ "Идём на праздник”

Будь здоров

Название части тела. У врача. Предметы личной гигиены. Җәвад Тәржеманов "Вода”

Наша семья

Члены семьи. Что мы делаем дома. 8 Марта - праздник мамы. Весенний день. Габдулла Тукай “Наша семья"

Фатих Кәрим “Наступает весна”.Считалка “Этот пален - дедушка,...”Рассказ «Наша семья»

Татарские народные блюда

Татарские народные блюда. В гостях. За столом. День рождение. Бари Рәхмәт “Время трапезы”

В магазине

В магазине продуктов, одежды, посуды.

Мы живём в городе

В городе. Наш город. Я еду на транспорте. Текст “Наш город”

Наступает лето

Весёлое лето. Летний отдых. Мы идём па Сабантуй. Габдулла Тукай “Ребёнок и бабочка

2-ой класс

Содержание курса

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Мы идем в школу.

Первое сентября.Учебные принадлежности,их наличие

, отсутствие, необходимость.Учебный труд. Текст «Первое сентября»

На рынке

Осенний урожай Овощи.Фрукты. На рынке.Признаки осени. Текст «На рынке» Текст "Золотая осень’’

Я люблю чистоту

Предметы личной гигиены. Название частей тела. У врача. Текст «Алсу-аккуратная девочка» ,Текст «Марат болеет»

Наступает зима

Зимние месяцы, признаки зимы.Празник Нового года.Зимние игры. Ставим кормушки для птиц. Текст

“Праздник Нового года”, Рассказ “На горе.

Наша семья

Наша семья. Татарские национальные блюда. Домашний труд. Текст «Наша семья», Шәйхи Маннур” Люблю ».

Весна идет

Признаки весны. 8 марта- праздник мам. Фатих Карим «Весна наступает»

Родная земля

Мой родной край. Природа Татарстана. Города Татарстана.

Текст «Родной край»

В магазине

В магазине одежды. В продуктовом магазине. В магазине одежды. В продуктовом магазине.

Лето

Лето наступило. Бари Рэхмэт Стихотворение “Красивое лето, иди к нам”

   

3-ий класс

Содержание курса

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Праздник знаний

Первое сентября. Наличие , отсутствие , необходимость учебных принадлежностей. Учебный труд. Текст «Первое сентября»,Текст “Мы писали диктант”

М. Галләмова ”Настоящий товарищ” Ш.Галиев. “Забыл” тексты ”В библиотеке”Г.Зәйнәшова ”Сколько дней в неделе?”

Режим дня

Режим дня. Завтрак,обед,ужин. Беседа по теме:”Режим дня” Стихот ворение С.Джалиля “Часы”.

В столовой

Текст “В столовой”, Б.Рәхмәт”Время обеда”

Ш.Галиев ”Гости”

Мы помогаем родителям.

Биография Г.Тукая, Ә.Бикчәнтәева”Моя бабушка”

И. Туктар ”Лентяй”

Прншла зима в родные края.

Зимние месяцы, признаки зимы. Праздник Нового года. Зимние игры. Җ. Тәржеман ”3еленая елка”, Текст “На Тексты “На каникулах”,’’Друзья”.

В городе и в деревне.

Татарстан - мой родной край.

Национальности, проживающие в Татарстане.Города Татарстана. Мы едем в город. Наша деревня. Текст “Татарстан-большая респубика”

Будем вежливы.

Текст "Вежливые слова”

Дәрдемәнд текст “Три сына”.

Наши меньшие друзья.

М. Галләмова Рассказ “Друзья” М. Жәлил ”Пес”.

Веселое, прекрасное лето

Лето наступило. В саду. Г. Тукай “4 времени года."

4-ый класс

Содержание курса

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Начинается новый учебный год.

Учебные предметы, школьные принадлежности. Праздник 1 сентября. Учебные занятия, отметки, домашние задания. С. Маршак «В неделе семь дней», Х.Гарданов «К» произносите правильно»

Р.Миннуллин «Буквы нерастишки». Б.Рәхмәт «Моё рабочее место».

Г. Тукай «Сделал дело, гуляй смело».

Природа родного края.

Времена года. Погода.Лекарственные растения дикие и домашнее птицы. Г. Тукай « 4 времени года».Г. Гараева  «Осень и дети».

Җ. Тәрҗеманов “Книга природы”. ГЛотфи Рассказ «Синица и Аниса»

В мире животных

Ә.Кари Стихотворение “Белочка” Г.Тукай ”Черепаха и заяц”,Сказка «Ёжик зелеными иголками»

Зимнне забавы

Г. Бакир «Зимние игры»А. Алиш Сказка “Зайчишка”

Мои друзья

Г. Баширов  «Отговорка», И. Туктар “Яблоко"

Наши меньшие друзья

Р.Мингалим “Жил-был пёс”,Г. Тукай  "Забавный ученик”. Г.Мөхәммәтшин.”Белая кошка”Р. Батулла Сказка /’’Чикыл и Мырый”.

Весенние праздники

Текст “Воронья каша”“Бабушка и внучка” В. Осеева“4 дочки”

Мой родной кран- Татарстан

Тексты «Татарстан- моя республика», «Казань- столица Татарстана»

Лето красное, прекрасное

Летняя природа. Летний отдых. Летние развлечения. 

III. Галиев Стихотворение “На летнем лугу”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...