Мои рабочие программы
рабочая программа

Апарова Лидия Николаевна

Рабочая программа

по предмету  «Родная (татарская) литература» (5-9классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_5-9_rodnoytatarskiy_yazyk_-_rus_gr.docx36.26 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Родной (татарский) язык»

учителя татарского языка и литературы

первой квалификационной категории

Апаровой Лидии Николаевны

МБОУ «Чернышевская средняя общеобразовательная школа

Высокогорского муниципального  района Республики Татарстан»

(5-9 классы)

Планируемые результаты обучения

Освоение программы 5-9 классов предусматривает формирование у них следующих личностных результатов:

  • уважительное отношение к татарскому языку как средству  межличностного и межкультурного общения и желание изучить его на должном уровне;
  • оценивание жизненных ситуаций, исходя из общечеловеческих норм;
  • целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии народов, культур и религий;
  • доброжелательное отношение, уважение и толерантность к другому народу, компетентность в межкультурном диалоге.

К метапредметным результатам обучения родному (татарскому) языку относятся:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
  • владение культурой активного использования словарей и других поисковых систем;
  • умение организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы;
  • умение оценивать качество работы, опираясь на определенные критерии;
  • умение анализировать и понимать причины удач и неудач в учебе;
  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты обучения родному (татарскому) языку по каждой изучаемой теме приводятся в тематическом планировании в графе характеристика основных видов деятельности учащихся.  

По видам речевой деятельности предусматриваются следующие результаты:

в говорении

  1. диалогическая речь:

умение вести диалоги этикетного характера,  диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию,  диалог-обмен мнениями, комбинированные диалоги.

        Объём диалога: каждый участник диалога должен произнести 6-8 реплик (5–7 классы),  8-10 реплик (8–9 классы). Продолжительность диалога: 1–2 мин. (9 класс).

  1. Монологическая речь: умение пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом (включающим эмоционально-оценочные суждения), рассуждением (характеристикой) с высказыванием своего мнения и краткой аргументацией с опорой и без опоры на прочитанный или услышанный текст, либо заданную комм
  2. уникативную ситуацию.

        Объем монологического высказывания: 8-10 фраз (5–7 классы); 10-15 фраз (8–9 классы). Продолжительность монолога: 2 мин (9 класс).

в аудировании

        дальнейшее развитие и совершенствование восприятия и понимания на слух аутентичных аудио и видеотекстов с разной глубиной проникновения в их содержание (с пониманием основного содержания, с выборочным и полным пониманием воспринимаемого на слух текста) в зависимости от коммуникативной задачи и функционального типа текста.

        Аудирование с полным пониманием содержания осуществляется на несложных текстах, построенных на полностью знакомом учащимся языковом материале. Время звучания текстов для аудирования – до 1 мин.

        Аудирование с выборочным пониманием нужной или интересующей информации предполагает умение выделить значимую информацию в одном или нескольких аутентичных коротких текстах прагматического характера, опуская избыточную информацию. Время звучания текстов для аудирования: до 1,5 мин.

в чтении

умение:

  • читать и понимать несложные тексты в языковом плане с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение);
  • формулировать простые выводы на основе информации, которая содержится в тексте;
  • прогнозировать содержание книги по ее названию и оформлению, содержанию сообщения, по внешним признакам (основной странице и т.д.).

в письме

умение:

  • писать короткие поздравления с днем рождения и другими праздниками, выражать пожелания (объёмом 18-20 слов, включая адрес);
  •  заполнять формуляры, бланки (указывать имя, фамилию, пол, гражданство, адрес);
  • писать личное письмо с опорой и без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет, просить о чём-либо). Объём личного письма: 80 слов, включая адрес;
  • составлять короткие рассказы;
  • описывать картины;
  • составлять план, тезисы письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Основное содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета отбирается с учетом интересов учащихся в соответствии с их возрастными особенностями, потребностей общения, психо-физиологических возможностей; служит развитию универсальных учебных действий и формированию личностных ценностей. Оно состоит из следующих тем:

  1. Школьная жизнь. Учёба. Правила успешной учёбы. Учебные принадлежности. Мир книг. В библиотеке. Интернет. Проблема самообразования.
  2.  Я  – помощник в домашних делах. Домашние дела. Помощь старшим, родителям. Покупки в магазине. Участие в домашних делах. Оценивание человеческих поступков. Похвала за добрые дела.
  3. Мои друзья, мои ровесники. Мой самый близкий друг. Отдых с друзьями. Настоящая дружба. Правила общения и дружбы с ровесниками. Участие подростков в полезном труде.
  4. Отдых. Свободное время. Любимые занятия. Различные способы виртуального общения. Места отдыха (кино, театр, парк, кафе и т.д.) Путешествия.
  5. Старшие и мы. Взаимоотношения старших и младших в семье. Умение просить разрешение. Уважительное отношение к старшим.
  6. Праздники. Поздравление с праздником. В гостях. Любимые блюда. Правила поведения за столом. День рождения. Национальные праздники. Национальные блюда.
  7. Спорт и здоровье. Правила здорового образа жизни. Зимние и летние виды спорта. Любимый вид спорта. Спорт и отдых. Современные спортивные сооружения. Знаменитые татарские спортсмены. Международный  спорт.  
  8. Природа и мы. Природа Татарстана. Времена года. Охрана природы. Экологические проблемы. Человек и окружающая среда. Наши четвероногие и пернатые друзья.  
  9. Республика  Татарстан. Географическое положение, население, климат Татарстана. Животный и растительный мир Татарстана. Жизнь в городе и в селе. Транспорт. Достижения Республики Татарстан. Народы, проживающие в Татарстане. Казань – столица Татарстана. Культура и искусство татарского народа. Татарстан в годы Великой Отечественной войны.
  10. Выбор профессии. Проблема выбора профессии. Новые профессии. Потребность в профессиях на рынке труда. Учебные заведения.

Лингвистические знания и навыки

Лексическая сторона речи        

         Активные лексические единицы в пределах тем общения, предусмотренных программой (до 1000 слов). Простые устойчивые выражения. Общая лексика для татарского и русского языков. Заимствованные слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Способы словообразования: производные, парные, сложные и составные слова. Наиболее продуктивные словообразовательные аффиксы. Многозначные слова. Образцы татарского речевого этикета – клише (обращение, выражение просьбы, предложение, отказ от предложения, извинение, выражение желания, согласие, несогласие, выражение удивления, выражение недовольства, выражение благодарности и уважения).

Грамматическая сторона речи

        Активные разряды самостоятельных частей речи.

Имя существительное.

Нарицательные и собственные имена существительные. Изменение существительных по падежам и принадлежности. Порядок присоединения аффиксов к существительным.

Имя прилагательное. Основная, сравнительная, превосходная степени прилагательных. Производные прилагательные.

Числительное. Количественные и порядковые числительные (до 1000).

Наречие. Разряды наречий:  наречия образа действия (тиз, акрын, җәяү), меры и степени (күп, аз, бераз), сравнения-уподобления (татарча, русча, зурларча), времени (иртәгә, бүген, җәен, кичен), места (анда, еракта, уңга, сулга).

Местоимение. Личные, вопросительные, указательные (бу, әнә, теге, менә), определительные (барлык, бөтен, үз, һәр), неопределенные (әллә кем, әллә нинди, ниндидер), отрицательные (беркем, бернәрсә, һичкем) местоимения.

 Глагол. Изъявительное наклонение. Настоящее, прошедшее определенное, прошедшее неопределенное, будущее определенное, будущее неопределенное время глагола. Спряжение глагола в утвердительной и отрицательной формах.

Повелительное наклонение.  Формы 2 и 3 лица ед. и мн.числа глагола повелительного наклонения. Особенности ударения в глаголах повелительного наклонения.

Желательное наклонение. Формы 1 лица ед. и мн. числа глаголов желательного наклонения.

Условное наклонение. Спряжение глаголов условного наклонения в утвердительной и отрицательной формах.

Аналитические глаголы, выражающие начало, продолжение, завершение действия (укый башлады, укып тора, укып бетерде); аналитические формы, выражающие желание (барасым килә), возможность/невозможность (бара алам, бара алмыйм).

Имя действия.

Инфинитив с модальными словами (кирәк (түгел), тиеш (түгел), ярый (ярамый).

Причастие. Формы причастий настоящего, прошедшего времени:-учы/-үче; -а/-ә,-ый/-и торган; -ган/-гән,-кан/-кән.

Деепричастие. Формы деепричастий на -ып/-еп/-п; -гач/-гәч, -кач/-кәч; -ганчы/-гәнче, -канчы/-кәнче.

Служебные  части речи.

Послелоги: белән, турында, өчен, кебек кадәр, соң, аша. Употребление послелогов с существительными и местоимениями.

Послеложные слова: алдында, артында, астында, өстендә, эчендә, янында. Функции послелогов и послеложных слов в предложении.

Союзы. Собирательные союзы: һәм, да – дә, та – тә; противительные союзы: ләкин, тик, әмма, ә; подчинительные союзы: чөнки, әгәр.

Частицы: ( -мы/-ме, бик, түгел, тагын, әле, -чы/-че, гына/генә, кына/кенә), их правописание.

Синтаксис. Типы предложений по цели высказывания: повестовательное, вопросительное, побудительное предложения. Порядок слов в татарском предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (Мин татарча беләм), с именным сказуемым (Безнең гаиләбез тату) и составным глагольным сказуемым (Мин укырга яратам). Простое распространенное предложение. Предложение с однородными членами. Предложения с сочинительными и подчинительными союзами.

Сложноподчиненные предложения времени, образованные с помощью парных относительных слов: кайчан-шунда (шул вакытта, шул чагында); синтетический тип придаточного времени, образованного с помощью форм деепричастия с аффиксами:-гач/-гәч, -ганчы/-гәнче; аналитический тип придаточного места, образованного с помощью парных относительных слов кайда-шунда, кая-шунда, кайдан-шуннан; аналитический тип придаточного цели, образованного с помощью одинарного относительного слова   шуның өчен; синтетический тип придаточного причины, образованного с помощью послелога  өчен; аналитический тип придаточного причины, образованного с помощью одинарных относительных слов шуңа күрә, шул сәбәпле; синтетический тип придаточного условия, образованного с помощью глаголов условного наклонения с аффиксом -са/-сә; синтетический тип придаточного уступки, образованного с помощью глаголов уступительной модальности.

Примерное тематическое планирование

 (348 часов)

Содержание курса и ориентировочное количество часов, отводимое на тему

Характеристика основных видов деятельности учащихся (коммуникативные умения)

Школьная жизнь.

Учеба, оценки, расписание уроков, подготовка домашнего задания, участие на уроках. Учебные принадлежности, содержание их в порядке. Секреты хорошей успеваемости.

Мир книг. В библиотеке. Самообразование. Проблемы дальнейшего получения образования.

Вести диалог – обмен мнениями о подготовке к новому учебному году,  о школьной жизни в новом учебном году.

Умение сообщать о расписании уроков, об отметках по предмету,  рассказывать о домашних заданиях, о необходимых качествах для хорошей учёбы, о самообразовании через Интернет, о получении образования.

Высказывать своё отношение о содержании прочитанной книги, ее авторе.

Составлять диалог-побуждение  о посещении библиотеки,  книжного магазина; советовать прочитать интересную книгу.  

Спрашивать необходимую информацию у библиотекаря.

Высказывать своё отношение к выбранному пути в жизни.

Я  – помощник в домашних делах.  Домашние дела. Распределение домашних дел; советы по домашним делам; благодарность  за труд и похвала. Покупки в магазине продуктов, одежды. Оценивание качества человека по участию в домашних делах.

Вести диалог-расспрос о домашних делах.

Оценивать качества человека по его участию в домашних делах.

Вести диалог  про покупки в магазине продуктов, одежды.

Мои друзья, мои ровесники.

Мой самый близкий друг. Черты характера друга. Отдых с друзьями. Умение дорожить дружбой. Настоящая дружба. Внешние и внутренние качества ровесников. Правила общения и дружбы с ровесниками. Присутствие в подростковых отношениях обмана. Участие подростков в полезном труде.

Рассказывать о своем друге, описывать черты характера друга.

Вести диалог об отдыхе, об увлечениях.  

Аргументировать свои суждения о настоящей дружбе.

Вести диалог  об одежде, о внешних и внутренних качествах ровесников.

Аргументировать свои суждения об участии подростков в полезном труде, о вкладе в бюджет семьи.  

Приглашать друзей участвовать в   совместной деятельности и праздниках, на день рождения.

Отдых.

Свободное время: умение проводить его с пользой или   привязанность к компьютеру. Различные способы виртуального общения. Выходные дни. Места отдыха (кино,театр, парк, кафе и т.д.) Просмотр фильмов, их герои. Интерес к музыке и изобразительному искусству, театру и кино. Путешествия.

Вести диалог – обмен мнениями о свободном времени, о провождении его с пользой или без пользы, о любимых занятиях и путешествиях.

Рассуждать о гаджетомании, о привязанности к компьютеру, об  использовании сотовых телефонов, о различных способах виртуального общения.

Вести диалог – обмен мнениями  о выходных днях, о местах отдыха (кино, театр, парк, кафе).

Рассказывать о любимых фильмах, об их героях, о любимой музыке.

Старшие и мы.

Взаимоотношения старших и младших в семье. Уважительное отношение к старшим.

Вести диалог-рассуждение о взаимоотношениях старших и младших в семье.

Аргументировать свои суждения о необходимости уважительного отношения к старшим.

Вести диалог-расспрос о помощи старшим в семье.

Праздники.

Национальные праздники. День рождения. В гостях. Любимые блюда. Правила поведения за столом.

Рассказывать о национальных праздниках, о  днях рождения;  поздравлять с праздником; приглашать гостей.

Вести диалог – обмен мнениями о приготовлении праздничного стола, о любимых блюдах, о правилах поведения за столом.

Спорт и здоровье.

Здоровый образ жизни. Зимние и летние виды спорта. Спортивные праздники в школе. Занятие спортом. Вредные привычки. У врача.

Рассуждать о правилах здорового образа жизни.

Сообщать о зимних и летних видах спорта, о занятих спортом,  спортивных праздниках в школе. 

Вести диалог–обмен мнениями о посещении спортивных кружков.

Аргументировать суждения о негативном влиянии на здоровье вредных привычек.

Вести диалог  на приёме у врача.

Природа и мы.

Природа Татарстана. Времена года.  Проблемы экологии. Охрана природы. Наши четвероногие и пернатые друзья.  

Описывать природу родного края, времена года.

Вести диалог – обмен мнениями о пользе природы.

Рассуждать об экологии, об охране природы, о влиянии  человека на  окружающую среду.

Давать советы об охране природы.

Вести диалог о четвероногих и пернатых друзьях.

Республика Татарстан.

Географическое положение, климат, природа Татарстана. Народы, проживающие в Татарстане. Казань – столица Татарстана. Достопримечательности столицы, музеи, театры, места отдыха. Культура и искусство татарского народа.

Татарстан в годы Великой Отечественной войны.

Сообщать о государственных символах Татарстана, о географическом положении, климате и природе Татарстана.

Рассказывать о народах, проживающих в Татарстане; о Казани – столице Татарстана.

Сообщать, спрашивать о достопримечательностях столицы, музеях, театрах, местах отдыха.

Вести диалоги о видных представителях культуры и искусства татарского народа.

Рассказывать о вкладе Татарстана в Великую Победу, о земляках-героях  Советского Союза, о подвиге Мусы Джалиля и джалиловцах.

Рассуждать о помощи ветеранам войны.

Выбор профессии.

Проблема выбора профессии. Новые профессии. Потребность в профессиях на рынке труда. Пофессиональные учебные заведения.

Рассуждать о проблемах выбора профессии.  

Аргументировать свои суждения о необходимости правильного выбора будущей профессии.

Вести диалог-расспрос о профессиях.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...