Программа элективного курса "Пишем правильно"
элективный курс (5, 6 класс)

Программа элективного курса по русскому языку "Пишем правильно"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektiva_pishem_pravilno.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩНОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №29»

г.Нижневартовск

Программа элективного учебного курса по русскому языку

«Пишем правильно»

Возраст учащихся: 11-12лет

Срок реализации: 3 и 4 четверть

                                                                                                          Программу разработала

                                                                                         Прокопьева Вера Владимировна

                                                                              учитель русского языка и литературы                                                                                                                МБОУ «СШ №29»

 

г. Нижневартовск, 2020

Пояснительная записка

         Данная рабочая программа составлена на основе программы курса платных образовательных услуг по русскому языку  «Пишем без ошибок»  для обучающихся  5 «А» и 5 «В» классов (базовый уровень).

         Выбор темы курса объясняется лингвистическими интересами и потребностью учащихся и их родителей.  

         Направленность курса нацелена на метапредметные результаты обучения.

         Рабочая программа включает коммуникативно - деятельностный подход, предполагающий предъявления материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.Выбранный курс предполагает обеспечение функциональной грамотности и социальной адаптации обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций. Это определяет направленность целей курса на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.

При изучении курса реализуются межпредметные связи (русский язык - литература).

          Курс «Пишем без ошибок»  рассчитан  на 20 часов.

Цели и задачи программы

        Цель  занятий:  систематизирование  знаний  учащихся  о  составе  слова  и  словообразовании  и  на  их  основе совершенствование орфографических умений.

       Задачи:  

- сформировать представление о том, что каждая морфема в слове выражает определенное значение;

- развить  у  учащихся  умение  видеть  в  слове  морфемы,  составляющие  его,  и  на  основе  этого  выработать устойчивые орфографические действия;

- способствовать интенсивному развитию языкового чутья;

- совершенствовать творческие и коммуникативные способности учащихся.

Сроки реализации курса, методы и принципы обучения

     Программа занятий составлена на основе учебной программы по русскому языку для 5 класса и рассчитана на 20 часов, срок реализации программы 3 и 4 четверть.  

          Рабочая программа строится на принципах:

- научности,

- доступности,

- опережающей сложности,

- вариативности.

Методы  и  формы  обучения.

         В  процессе  проведения  занятий  могут  использоваться  различные  формы деятельности:  написание  сочинений-рассуждений  на  лингвистическую  тему,  конспектирование,  составление обобщающих  таблиц,  алгоритмов,  кроссвордов,  решение  тестовых  задач,  конкурсы  на  лучшую  творческую  работу, дискуссии по актуальным проблемам словообразования и правописания, путешествие в «Мир занимательного».

         Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала);

-самостоятельная работа;

-работа в группах, парах;

-индивидуальная работа.

Контроль учебных достижений: практикум, контрольная работа, тест.

      Организация занятий предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие орфографической зоркости. Своеобразие и специфика данной рабочей  программы  состоит в том, что изучаемый материал достаточно равномерно распределён в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе в 5 классе.

Требования к уровню подготовки учащихся

            В результате изучения курса «Пишем без ошибок»  обучающиеся должны уметь:

- воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;

- освоить содержание изученных орфографических и пунктуационных правил и алгоритмы их использования;

- использовать орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем;

-  грамотно оформлять письменные работы;

- применять полученные теоретические знания на практике.

Программа носит ориентировочный характер, а значит, предполагает варьирование, которое может быть связано как с творческим индивидуальным подходом учителя к решению отдельных теоретических и практических вопросов, так и с конкретными условиями ее реализации.

Содержание программы

1. Фонетика. Фонетический разбор слова (1 ч)

2. Корень как основная морфема слова (5 ч)

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.  

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных. (-лаг-, -раст-, -скоч-).Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные  -кос-).

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).  

Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.  

3.Правописание приставок. Классификация приставок (1 ч)  

Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.  

4. Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок (1 ч) 

         Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок

5. Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов (3 ч)

Правописание суффиксов существительных.

Правописание суффиксов прилагательных.

Правописание суффиксов глаголов.

6. Понятие об окончании (2 ч)  

Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных и прилагательных.

Правописание окончаний глаголов.

7.  И - Ы после Ц в разных частях слова (1 ч)

8. О - Ё после шипящих в разных частях слова (1 ч)

9. Морфология (4 ч)

  -Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор существительного.

  -Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор прилагательного.

  -Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

     - Служебные части речи. Синтаксический разбор предложения.

10. Итоговый контроль (1 ч)

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

план

факт

1

Фонетика. Фонетический разбор слова

20.01/22.01

20.01/22.01

2

Корень как основная морфема слова

Правописание корней с безударной гласной, проверяемой ударением. Правописание корней с безударной гласной, не проверяемой ударением.  

27.01/29.01

27.01/29.01

3

Классификация и правописание корней с чередующимися гласными. Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от ударения (-гор-, -клон-, -твор-, -зар-).

3.02/5.02

3.02/5.02

4

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от корневых согласных.(-лаг-, -раст-, -скоч) Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от суффикса А (-бер- и аналогичные  -кос-).

10.02/12.02

10.02/12.02

5

Правописание корней с чередующимися гласными, зависящими от значения слов (-ровн-, -плов-, -мок-).  

17.02/19.02

17.02/19.02

6

Чередование согласных в корнях слов. Правописание корней с непроверяемыми согласными. Удвоенные согласные в корнях слов.  

24.02/26.02

24.02/26.02

7

Правописание приставок. Классификация приставок Правописание приставок пре, при-; пра-, про-; раз/с-, роз/с-.  

2.03/4.03

2.03/4.03

8

Правописание разделительных Ъ и Ь знаков. Буква Ы после приставок

9.03/11.03

9.03/11.03

9

Понятие о суффиксе. Классификация суффиксов Правописание суффиксов существительных.

16.03/18.03

16.03/18.03

10

Правописание суффиксов прилагательных.

23.03/25.03

23.03/25.03

11

Правописание суффиксов глаголов.

30.03/01.04

30.03/01.04

12

Понятие об окончании. Правописание окончаний имен существительных и прилагательных.

6.04/8.04

6.04/8.04

13

Правописание окончаний глаголов.

13.04/15.04

13.04/15.04

14

И - Ы после Ц в разных частях слова

20.04/22.04

20.04/22.04

15

О - Ё после шипящих в разных частях слова

27.04/29.04

27.04/29.04

16

Морфология. Имя существительное как часть речи. Морфологический разбор существительного.

4.05/6.05

4.05/6.05

17

Имя прилагательное как часть речи. Морфологический разбор прилагательного

11.058/13.05

11.058/13.05

18

Глагол как часть речи. Морфологический разбор глагола.

18.05/20.05

18.05/20.05

19

Служебные части речи. Синтаксический разбор предложения.

25.05/27.05

25.05/27.05

20

Итоговый контроль

25.05/27.05

25.05/27.05

Формы и средства контроля

         Программа курса предусматривает  отработку наиболее сложных случаев в орфографии и пунктуации, приводящих к наибольшему количеству ошибок. Умения и навыки, приобретённые в ходе изучения данного курса, направлены на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации.

          Контроль уровня сформированности знаний  осуществляется на трёх уровнях:

  1. Текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом занятии);
  2. Промежуточный (проводится в форме творческих и самостоятельных работ);   
  3. Итоговый (в конце курса) проводится в форме итоговой контрольной работы.

Литература для учителя

Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», М.:«Просвещение», 2005.

Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. М.:«Вахазар», 2005.

Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии», М,:«Просвещение», 1991.

Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. М.:«Астра», 1996.

В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке»,С.-П.: «Просвещение», 2004.

М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография».М.: «Марк», 2004.

М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.

Литература для обучающихся

 Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.

Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.

Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы

http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»

http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»

http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса для предпрофильного 9 класса « Говорим и пишем правильно»

Элективный курс направлен на изучение норм современного литературного русского языка, на повышение речевой компетенции учащихся, что отвечает требованиям Стандарта полного общего образования по русско...

Программа элективного курса "Логика-наука о законах правильного мышления", 9 класс

Курс «Логика - наука о законах правильного мышления» призван способствовать решению следующих задач:1. Дать четкие научные знания по основным темам логики, в том числе:а) формам мышления (понятия, суж...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Морфология и синтаксис. Пишу правильно и грамотно».

Цель курса: Расширить знания учащихся о языке, обогатить словарный запас, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Задачи курса: ·...

Образовательная программа элективного курса "Правильные многогранники"

Курс носит развивающий, познавательный, интегрирующий характер. Содержание программы представлено в виде шести основных тематических блоков....

Программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 10 класс

Данный элективный курс  предназначен для обучающихся 10 класса и рассчитан на 35 часов. Это первая часть курса, включающая  разделы по  фонетике, лексике, словообразованию, орфографии и...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс

Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно"  в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...