Рабочая программа по родной (русской) литературе 8 класс
рабочая программа (8 класс)
Родная (русская ) литература введена в школьную программу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»
Тобольского района Тюменской области
Рассмотрено « Согласовано» «Утверждаю»
на заседании заместитель директора директор МАОУ «Байкаловская СОШ»
методического совета по учебно-воспитательной работе _______Е.Д.Кугаевская
школы ___________В.В.Буторина «10 » августа 2020г.
«10»августа 2020г. «10» августа 2020г Приказ №392 от «10» августа 2020г.
Рабочая программа
основного общего образования
учебного предмета «Родная русская литература»
для 8 класса
Составил: Кряжева Любовь Николаевна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории
2020 год
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
(п. 11.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)
7) понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
8) понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
9) умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
10) определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
11) приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
12) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
13)собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
14) понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
15) восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
16) умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
17) написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
18) понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
19) понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Изучение предметной области "Родная литература" должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
(п. 11.2 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)
2. Содержание тем учебного предмета
Русский фольклор
Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе
Древнерусская литература
Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции
древнерусской литературы. "Повесть о разорении Рязани Батыем". "Повесть о Петре и Февронии Муромских" – гимн супружеской любви и преданности. "Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы.
Литература XVIII века
Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма.
Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов.
Литература XIX века
Традиции литературы XIX века. Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."
Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.
И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой любви, духовной зрелости, превратностей судьбы.
А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее".
Литература XX века
Традиции литературы XX века.
Литература 20 века. Творчество А.А.Блока. Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".
И.А.Бунин. Красота человеческой души в рассказе "Сверчок".
К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки
К.Д.Воробьев. Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. Уроки доброты и милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты". Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе "Седой тополь"."Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.
Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы". Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы". Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства".
В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях.
Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". Обзор книги "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.
В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках "Отечество", "Средняя полоса".
Ю.П.Герман. Обзор произведений "Россия молодая", "Дорогой мой человек", "Дело, которому ты служишь".
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п | Тема раздела/ урока | Кол-во часов |
Русский фольклор 2ч. | ||
1. | Устное народное творчество. Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. | 1 |
2. | Особенности лирических песен сибирского края | 1 |
Древнерусская литература 4ч. | ||
3. | Древнерусская литература. "Повесть о разорении Рязани Батыем". | 1 |
4. | "Повесть о Петре и Февронии Муромских"- гимн супружеской любви и преданности. | 1 |
5. | "Поучение Владимира Мономаха". История создания, значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы. | 1 |
6. | Р.р. Творческая работа "Нравственные уроки Древнерусской литературы: любовь к Родине, мужество и самоотверженность ее защитников, стремление к духовной чистоте". | 1 |
Литература XVIII века 1ч. | ||
7. | Литература 18 века. Д.И.Фонвизин. Социально -нравственная проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов. | 1 |
Литература XIX века 6ч. | ||
8. | Литература 19 века. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева. | 1 |
9. | Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...","Природа-сфинкс. И тем она верней..." | 1 |
10. | Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви. | 1 |
11. | И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой любви, духовной зрелости, превратностей судьбы. | 1 |
12. | И.С.Тургенев. "Вешние воды". Поиски и утрата счастья. Противостояние высоких духовных начал низменным инстинктам. | 1 |
13. | А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее". Губительность торжества материального над духовным. | 1 |
Литература XX века 21ч. | ||
14. | Творчество А.А.Блока. Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия". | 1 |
15. | И.А. Бунин. Красота человеческой души в рассказе "Сверчок". | 1 |
16. | Христианские мотивы в рассказе И.А.Бунина "Сверчок". | 1 |
17. | К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. | 1 |
18. | Размышления автора над природой творчества, единство красоты мира и души человека в повести К.Паустовского "Золотая роза". | 1 |
19. | К.Д.Воробьев. Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки | 1 |
20. | К.Д. Воробьев. Уроки доброты и милосердия в рассказе "У кого поселяются аисты". |
|
21. | К.Д.Воробьев. Испытание человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе "Седой тополь". | 1 |
22. | К.Д.Воробьев . "Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле. | 1 |
23. | Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы". | 1 |
24. | Е.И.Носов. Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы". | 1 |
25. | Исторические и патриотические мотивы в рассказе Е.И.Носова "НЛО нашего детства". | 1 |
26. | Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова | 1 |
27. | Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова. | 1 |
28. | В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях. | 1 |
29. | В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях. | 1 |
30. | Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Письма о добром и прекрасном". | 1 |
31. | Д.С.Лихачев. "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни | 1 |
32. | В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерке "Помнить о Родине". | 1 |
33 | Ю.П.Герман. Очерк жизни и творчества. Обзор произведения "Россия молодая" | 1 |
34 | Ю.П.Герман. Обзор произведений "Дорогой мой человек", "Дело, которому ты служишь". | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/08/picture-272977-1373291978.jpg)
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1166473-1569253356.jpg)
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/23/picture-1166473-1569253356.jpg)
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/29/picture-1130576-1569760492.jpg)
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/12/picture-480261-1410537413.jpg)
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...
Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...