Рабочая программа по родной (русской) литературе 8 класс
рабочая программа (8 класс)

Кряжева Любовь Николаевна

Родная (русская ) литература введена в школьную программу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_rodnaya_russkaya_liter_8kl.docx45.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Байкаловская средняя общеобразовательная школа»

Тобольского района Тюменской области

Рассмотрено                                   « Согласовано»                                   «Утверждаю»

 на заседании                                 заместитель директора                        директор МАОУ «Байкаловская СОШ»

методического совета                  по учебно-воспитательной работе      _______Е.Д.Кугаевская

школы                                             ___________В.В.Буторина                «10 » августа 2020г.                                                                                                                                                                                                  

«10»августа 2020г.                        «10» августа 2020г                                Приказ №392 от «10» августа  2020г.

Рабочая программа

основного общего образования

учебного предмета «Родная русская литература»

для 8  класса

        

        

        Составил:  Кряжева Любовь Николаевна                                               учитель русского языка и литературы  высшей квалификационной категории

2020 год

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  •  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  •  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  •  освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  •  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  •  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  •  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  •  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  •  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  •  смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  •  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  •  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

1) осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей русского языка на основе изучения выдающихся произведений российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

(п. 11.1 в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)

        7)  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;

        8)  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

        9)  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

        10)  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

       11)  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

       12) формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

       13)собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

       14)  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

       15)  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

      16)  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

      17)  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

       18)  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

       19)  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Изучение предметной области "Родная литература" должно обеспечить:

воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные результаты изучения предметной области "Родной язык и родная литература" должны отражать:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

(п. 11.2 введен Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1577)

 

2. Содержание тем учебного предмета

Русский фольклор

Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия. Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Фольклорные традиции в русской литературе

Древнерусская литература

Жанровое богатство древнерусской литературы Традиции

древнерусской литературы. "Повесть о разорении Рязани Батыем". "Повесть о Петре и Февронии Муромских" – гимн супружеской любви и преданности. "Поучение Владимира Мономаха". Значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы.

Литература XVIII века

Гражданский пафос как основная отличительная черта литературного процесса эпохи классицизма.

Д.И.Фонвизин. Социально-нравственная проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов.

Литература XIX века

Традиции литературы XIX века. Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...", "Природа-сфинкс. И тем она верней..."

Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой любви, духовной зрелости, превратностей судьбы.

А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее".

Литература XX века

Традиции литературы XX века.

Литература 20 века. Творчество  А.А.Блока.  Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".

И.А.Бунин. Красота человеческой души в рассказе "Сверчок".

К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки

К.Д.Воробьев. Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки. Уроки доброты и милосердия в  рассказе "У кого поселяются аисты". Испытание  человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе  "Седой тополь"."Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

Е.И.Носов.  Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы". Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы". Исторические и патриотические мотивы в рассказе  Е.И.Носова "НЛО нашего детства".

В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях.

Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Земля родная". Обзор книги "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни.

В.М. Песков. Образ России в очерке "Помнить о Родине", в очерках  "Отечество", "Средняя полоса".

Ю.П.Герман. Обзор произведений "Россия молодая", "Дорогой мой человек", "Дело, которому ты служишь".

3. Тематическое планирование с указанием количества часов,                                            отводимых на освоение каждой темы

п/п

Тема раздела/ урока

Кол-во часов

Русский фольклор 2ч.

1.

Устное народное творчество.  Исторические песни, лирические песни, календарно-обрядовая поэзия.

1

2.

Особенности лирических песен сибирского края

1

Древнерусская литература 4ч.

3.

Древнерусская литература. "Повесть о разорении Рязани Батыем".

1

4.

"Повесть о Петре и Февронии Муромских"- гимн супружеской любви и преданности.

1

5.

"Поучение Владимира Мономаха". История создания, значение духовно-нравственных заповедей, определивших дух эпохи и ставших основным вектором развития русской литературы.

1

6.

Р.р. Творческая работа "Нравственные уроки Древнерусской литературы: любовь к Родине, мужество и самоотверженность ее защитников, стремление к духовной  чистоте".

1

Литература XVIII века 1ч.

7.

Литература 18 века. Д.И.Фонвизин. Социально -нравственная  проблематика пьесы "Бригадир". Истоки духовных пороков общества, утверждение автором гражданских идеалов.

1

Литература XIX века 6ч.

8.

Литература 19 века. Жизнь и творчество Ф.И.Тютчева.

1

9.

Ф.И. Тютчев. Красота русской земли в лирике поэта. "Как сладко дремлет сад темно-зеленый!...","Природа-сфинкс. И тем она верней..."

1

10.

Н.С.Лесков. Рассказ "Тупейный художник"-протест против социальной несправедливости, гимн верной и преданной любви.

1

11.

И.С.Тургенев. "Вешние воды". Тема первой любви, духовной зрелости, превратностей судьбы.

1

12.

И.С.Тургенев. "Вешние воды". Поиски и утрата счастья. Противостояние высоких духовных начал низменным инстинктам.

1

13.

А.П.Чехов. Тема духовного поражения в рассказе "Анна на шее". Губительность торжества материального над духовным.

1

Литература XX века 21ч.

14.

 Творчество  А.А.Блока.  Пронзительное чувство родины в поэтическом цикле "На поле Куликовом". Стихотворение "Россия".

1

15.

И.А. Бунин. Красота человеческой души в рассказе "Сверчок".

1

16.

Христианские мотивы в рассказе И.А.Бунина "Сверчок".

1

17.

К.Г.Паустовский. Повесть "Золотая роза". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки.

1

18.

Размышления автора над природой творчества,  единство красоты мира и души человека в повести  К.Паустовского "Золотая роза".

1

19.

К.Д.Воробьев. Рассказ "Синель". Жанровые особенности произведения, проблематика, сложность и многогранность авторской оценки

1

20.

К.Д. Воробьев. Уроки доброты и милосердия в  рассказе "У кого поселяются аисты".

 

21.

К.Д.Воробьев. Испытание  человека пленом на войне, мужество и стойкость, вера в свои силы в рассказе  "Седой тополь".

1

22.

К.Д.Воробьев . "Немец в валенках". Гуманизм как главный закон сохранения жизни на земле.

1

23.

Е.И.Носов. Жестокая правда войны, трудная цена Победы в произведении "Красное вино Победы".

1

24.

Е.И.Носов. Образ защитников родной земли в повести "Усвятские шлемоносцы".

1

25.

Исторические и патриотические мотивы в рассказе  Е.И.Носова "НЛО нашего детства".

1

26.

Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова

1

27.

 Р.р. Сочинение по произведениям К.Д.Воробьева и Е.И.Носова.

1

28.

В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях.

1

29.

В.В.Овечкин. Очерки "Районные будни"- "деловая правда", основанная на реальных событиях.

1

30.

Публицистика. Д.С.Лихачев. Обзор книги "Письма о добром и прекрасном".

1

31.

Д.С.Лихачев. "Письма о добром и прекрасном". Размышления автора о патриотизме, об отечественной истории, о главных нравственных законах жизни

1

32.

В.М. Песков - писатель, журналист, фотокорреспондент. Образ России в очерке "Помнить о Родине".

1

33

Ю.П.Герман. Очерк жизни и творчества. Обзор произведения "Россия молодая"

1

34

Ю.П.Герман. Обзор произведений  "Дорогой мой человек", "Дело, которому ты служишь".

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...