Рабочая программа (родная литература 8 класс)
рабочая программа (8 класс)

Бокша Марина Вячеславовна

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.

Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный̆ текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной̆ литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8kl._-_rodnaya_russkaya_literatura.docx36.74 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНАЯ  АВТОНОМНАЯ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 г.РУЗЫ» 

143103, Московская область, г. Руза, ул. Волоколамское шоссе, д.4 

Тел. 8(496)27 23006, e-mail: ruzaschoool3@mail.ru 

 

Утверждено: 

Директор  

МАОО «СОШ №3 г. Рузы» 

_______________ Хабун С.Н. 

«__» августа 2020 г. 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа  

Русская родная литература 

 

8 б  класс

 

 

 

 

 

 

Составитель: 

Бокша М.В., 

учитель первой категории 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руза, 2020

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 «Русская родная литература» 

Личностные  результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе:

Ученик научится:

- понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

- осознанию  российской гражданской идентичности: патриотизма, уважению к Отечеству, прошлому и настоящему  России; осознанию своей этнической принадлежности;

- оценивать свои и чужие поступки;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом.

Ученик получит возможность научиться:

- понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом;

- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии.

 

Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе

Ученик научится:

-  самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания.

Ученик получит возможность научиться:

планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;  

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

- осуществлять  контроль успешности своей учебной  деятельности;

- овладению приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации.

Познавательные  результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе

Ученик научится:

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение;

- строить сообщение в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Ученик получит возможность научиться:

- владению общими приёмами решения проблемных ситуаций;

- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приёмы;

Коммуникативные  результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе

Ученик научится:

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях;

-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

Ученик получит возможность научиться:

- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;  оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления;

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные  монологические  высказывания  разной  коммуникативной направленности  в  зависимости  от  целей,  сферы  и  ситуации  общения  с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета.

Предметные  результаты освоения программы по родной литературе в 8 классе

Ученик научится:

владеть различными видами пересказа, пересказывать сюжет;

- выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

- характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

- определять родо жанровую специфику художественного произведения;

- выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

Ученик получит возможность научиться:

осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- осознавать коммуникативно-эстетические возможности родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры.

Содержание учебного предмета «Русская родная литература»

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет родная литература (русская литература). Курс данного предмета в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, русских традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами литературного языка.

Главная цель изучения родной литературы (русской литературы) в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской народной, классической и современной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко - культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный̆ текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения родной̆ литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении; в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Курс «Родная литература (русская литература)» строится с опорой на текстуальное изучение русских художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Введение (1 ч.)                                         

Русский фольклор (1 ч.)

Связь фольклорных произведений с другими видами искусства. Русский

героический эпос в изобразительном искусстве и музыке.

Фольклорные традиции в русской литературе.

Древнерусская литература (1 ч.)

Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции

древнерусской литературы (традиции и особенности духовной литературы,

образное отражение жизни в древнерусской литературе).

«Русская земля».

Из литературы 18 века (1 ч.)

Новиков Н.И. « Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

Из литературы 19 века (6 ч.)

Традиции литературы 19 века.

Басни. Толстой Л.Н. « Два товарища», « Лгун»

Литературные сказки. Богатство и

выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

Родная природа в стихах поэтов 19 века.

Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

Творчество поэтов и писателей 19 века.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова

«Шуточка».

Из литературы 20 века (5 ч.)

Традиции литературы 20 века.

Литературные сказки. Сказы.

Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека.

«Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

Стихи о прекрасном и неведомом.

В. Берестов «Почему –то в детстве…»

Итоговый урок (1 ч.)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов в – 16, количество часов в неделю – 1.

Тема

Количество часов

В том числе

Развитие речи

Контрольные работы

Введение

1

Русский  фольклор

1

1

Древнерусская литература

1

1

Литература 18 века

1

1

Литература 19 века

6

3

Русская литература  20 века

5

2

1

Итоговый урок

1

Общее количество часов

16

8

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел, тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата

Планируе-

мая

Скоррек- тирован-

ная

1.

2.

3.

4.

5.

6.

                                      Введение (1 ч.)

1

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. Родная литература как национально - культурная

ценность народа.

1

Русский  фольклор (1 ч).

2

Отражение в фольклорных произведениях быта,

традиций, обрядов.

1

Выразительное чтение произведения. Поиск

незнакомых слов и определение их значения с

помощью словарей и справочной литературы.

Характеристика героев фольклорных

произведений.

Древнерусская литература

 (1 ч.)

3

Традиции и особенности духовной литературы. «Русская земля».

1

Выразительное чтение произведения. Поиск

незнакомых слов и определение их значения с

помощью словарей и справочной литературы.

Характеристика героев древнерусской

литературы.

Литература 18 века (1 ч.)

4

Новиков Н.И. «Детское чтение для сердца и разума» (фрагменты по выбору).

1

Устные

ответы на вопросы. Участие в коллективном

диалоге.

Литература 19 века (6 ч.)

5

Басни.

Толстой Л.Н. Нравственная проблематика басен, злободневность басен: «Два товарища», «Лгун».

1

Поиск сведений о писателе с использованием

справочной литературы и ресурсов Интернета.

Выразительное чтение басен.

6

Изображение пороков, недостатков, хитрости, ума и глупости. Мораль басен.

1

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной

литературы.

7

Литературные сказки. Богатство и

выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Сказка «Что значит досуг?». Идейно – художественный смысл.

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

1

Участие в коллективном диалоге.

8

Родная природа в стихах поэтов XIX века.

Стихотворение П.А. Вяземского «Первый снег». Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений лирического героя.

1

Работа со словарём литературоведческих

терминов.

9

Творчество поэтов и писателей XIX века.

Станюкович К.М. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.

1

Устные или письменные ответы на вопросы (в

том числе с использованием цитирования).

10

Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1

Создание собственных иллюстраций и их

защита.

Русская литература                  20 века (5 ч.)

11

Произведения П. Бажова, С.Я. Маршака, Б. Щергина (по выбору учителя).

1

Поиск материалов о биографии и творчестве

писателя, истории создания произведения,

прототипах с использованием справочной

литературы. 

12

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

1

Различные виды пересказов. Устные ответы на

вопросы (с использованием цитирования).

13

Гайдар А.П. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношение взрослых и детей, тимуровское движение.

1

Контрольное тестирование.

14

Пришвин М.М. Мир природы и мир человека. «Предательская колбаса», «Таинственный ящик», «Лесная капель».

1

Различные виды пересказов. Устные ответы на

вопросы (с использованием цитирования).

15

Стихи о прекрасном и неведомом.

В. Берестов «Почему-то в детстве…», Д. Самойлов «Сказка».

1

Характеристика идейно-эмоционального

содержания произведения, нравственная оценка

героев.

Итоговый урок (1 ч.)

16

Повторение.

1

РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры словесности и искусства

Протокол №___ от «___» августа 2020 г.

Руководитель кафедры (ШМО)_______________ Бобылева Е.С.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

__________________ Марковская Н.С.

«___» августа 2020 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родная литература, 6 класс.

Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, л...

Рабочая программа "Родная литература" 6 класс

Изучение учебного предмета "Родная литература (русская)" должно обеспечить: воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,включение в культурно-языковое поле св...

Рабочая программа. Родная литература. 8 класс.

Рабочая программа. Родная литература. 8 класс....

Рабочая программа Родная литература 5 класс

Программа содержит цели,задачи,виды контроля,календарно-тематическое планирование по родной(русской) литературе для 5 класса....

Рабочая программа. Родная литература 9 класс (70 ч)

Родная литература (Алтайский край)...

Рабочая программа «Родная литература» Для 5 - 9 классов

Предмет «Родная литература» направлен на углубление представлений обучащихся о культурных традициях родного края, творчестве писателей-земляков, совершенствование навыков анализа художеств...

Рабочая программа "Родной язык" 10 класс.Рабочая программа "Родная литература" 10-11 класс.

Рабочая программа "Родной язык" 10 классРабочая программа "Родная литература" 10-11 класс...