Стили речи
план-конспект урока (10 класс)

ознакомление и завкрепление темы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stili_rechi.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Стили речи»

  1. Рассказы, повести, романы - это  какой стиль?
  2. Газеты, журналы, радио, телевидение - это  какой стиль?
  3. Диалоги, беседы, письма - это  какой стиль?
  4. Заявления, указания, отчёты - это  какой стиль?
  5. Учебники, лекции - это  какой стиль?
  6. У какого стиля основная функция  -  агитация и пропаганда?
  7. У какого стиля основная функция  - точная передача деловой информации?
  8. У какого стиля основная функция – изложение научной информации?
  9. У какого стиля основная функция – общение?
  10. У какого стиля основная функция – художественное воздействие?
  11. У какого стиля используются такие языковые средства: эмоциональная выразительная лексика, употребление неполных слов, слов-обращений, вводных слов?
  12. У какого стиля используются такие языковые средства: широкое использование изобразительно-выразительных средств языка, привлечение лексических и синтаксических средств других стилей?
  13. У какого стиля используются такие языковые средства: специальная лексика, научные термины?
  14. У какого стиля используются такие языковые средства: общественно-политическая лексика, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты?
  15. У какого стиля используются такие языковые средства: использование штампов, преобладание существительных над другими частями речи?
  16. У какого стиля такая характеристика высказывания: призывность, страстность?
  17. У какого стиля такая характеристика высказывания: строгость, точность, официальность?
  18. У какого стиля такая характеристика высказывания: точность, логичность, доказательность?
  19. У какого стиля такая характеристика высказывания: непринуждённость, эмоциональность?
  20. У какого стиля такая характеристика высказывания: образность, выразительность?

Используйте для ответов обозначения : а-научный, б- разговорный, в- официально-деловой, г-стиль художественной литературы, д- публицистический

КЛЮЧ

1-г

6-д

11-б

16-д

2-д

7-в

12-г

17-в

3-б

8-а

13-а

18-а

4-в

9-б

14-д

19-б

5-а

10-г

15-в

20-г

КЛЮЧ В1 

  1. 1 Публицистический
  2. 2 Официально-деловой
  3. 3 Публицистический
  4. 4 Художественный
  5. 5 Научный
  6. 6 Публицистический
  7.                                                                                                   7 Разговорный

Вариант№1 Задание: определите стили текстов, аргументируйте свой ответ.

 ТЕКСТ 1

 1.Книга – это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место… 2. Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге; племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. 3. Она росла вместе с человечеством, в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца… 4. Но в книге не одно прошлое: она составляет документ, по которому мы вводим во владения настоящего, во владения всей суммы истин и усилий, найденных страданиями и облитых иногда кровавым потом; она программа будущего. 5. Итак, будем уважать книгу! (А.Герцен)

ТЕКСТ 2

1. Доводим до вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром – городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около часа. 2. Скорость ветра достигла 30–35 метров в секунду. 3. Причинен значительный материальный ущерб собственности деревень Ивановка, Шепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. 4. О принятых мерах будет незамедлительно доложено.

ТЕКСТ 3

1.Восхищение красотой земли, где жили деды и прадеды, где нам суждено прожить жизнь. 2. Повторить себя в детях, состариться и уйти в землю, родившую нас, – это важнейший эмоциональный источник любви к Родине. 3. В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.

4. Но пусть эта красота войдет в сердце вместе с мыслью о том, что не было бы ни цветущего сада, ни пчелиной арфы, ни ласковой материнской песни, если бы не направил свой пылающий самолет на вражеские танки Николай Гастелло, если бы не пролили свою кровь от Волги до Эльбы тысячи и тысячи героев…

5. Родная земля становится бесконечно дорогой, когда радость бытия сливается с чувством долга перед людьми, отстоявшими красоту. (В.Сухомлинский.)

ТЕКСТ 4

1.На белом фоне березняка, весь освещённый солнцем, стоял лесной гигант. 2.Как он был хорош! 3.Длинная горбоносая морда была высоко поднята. 4.Огромные рога напоминали вывороченные корни дерева. 5. Сам тяжёлый, грузный, а ноги тонкие, стройные, словно у скакового коня. (Ю.Яковлев.)

ТЕКСТ 5

 1. Понятие – это форма мышления, отражение в сознании общих и существенных признаков, явлений действительности. 2. Эти признаки и помогают отличить одно явление от другого. 3. Характерным признаком предмета или явления может быть его форма, цвет, функция, размер. 4. Например, клубника названа по форме ягод, лисичка (гриб) – по цвету, мыло – по функции, мизинец – по размеру, озимь – по времени посева.

ТЕКСТ 6

(1) «Земля – колыбель человечества», – говорил К.Э. Циолковский. (2) Земля – родина человечества. (3) А что для человека может быть дороже Родины! (4) Ведь Родина – это не только место, где ты родился, не только точка на географической карте. (5) Холмы и овраги, луга и озера, реки и степи, стога и скирды хлеба – все это в зрелом возрасте складывается в совершенно конкретное понятие – Родина, и чувства, которые испытывает человек, общаясь с природой, и составляют ту основу, которая определяет человека как личность. (Г.Титов)

ТЕКСТ 7

1.Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! 2. И с такой силищей, что весь наш дом задрожал. 3. А потом разверзлись хляби небесные. 4. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"

Лингвистическое краеведение. Тексты для анализа: определение стилей речи. Таблица "Стили речи"...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи.

Устная и письменная речь. Стили речи. Типы речи....

Презентация на тему "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"

Презентация на тему  "Текст и стили речи. Официально-деловой стиль речи"...