Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7 класса
рабочая программа (7 класс)

Дорохова Ирина Вячеславна

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 7 класса. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrl_7_17.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
_____________________________________________________________
143980, Московская область, город Балашиха, мкр Железнодорожный, улица Калинина, дом 7

 Телефон/факс (495)-527-52-76, 527-61-51, e-mail:  school10zd@mail.ru,  сайт: https://zdschool10.edumsko.ru/

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от______№_____

Руководитель ШМО

___________/____________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________/Костенкова О.Г./

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_________/А.А. Штанова/

Приказ от_________№_______

Рабочая программа 

по предмету

«Родная литература (русская)»

на 2020-2021 учебный год

(базовый уровень)

7 класс

Составитель: Дорохова И.В.

учитель русского языка и литературы

г.о.Балашиха

Пояснительная записка

Рабочая программа по родной (русской) литературе для 7 класса МБОУ СОШ №10 г.о.Балашиха разработана на основе ФГОС СОО, Примерной программы среднего полного общего образования. Программа детализирует общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной литературы.

Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 урока в неделю).

Цели изучения предмета «Родная (русская) литература»:

- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

- формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов,

- целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме;

- в опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Содержание учебного предмета «Русская родная литература»

в 7 классе

Введение (1). Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество, творческая история произведения.

Фольклор (1). Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая...», «Говорили - сваты на конях будут»); лирические песни («Подушечка моя пуховая...»); лиро-эпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в фольклорной песне.

Древнерусская литература (1). Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего...»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине, образованность, твердость духа, религиозность, верность, жертвенность; семейные ценности.

Литература XVIII века (1). М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок). Мысли о просвещении, русском языке; вера в творческие способности народа. Теория «трех штилей» (отрывки). Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Литература XIX века (8). А.С. Пушкин. Тема дружбы и долга, свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаеву» («Любви, надежды, тихой славы...»), «Во глубине сибирских руд...» М.Ю. Лермонтов. Образ Родины в стихотворениях «Родина», «Прекрасны вы, поля земли родной…», «Кавказ».

Н.В. Гоголь. Тема прощения в повести Н.В. Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Смех как действующее лицо в произведениях Н.В. Гоголя.

Н.А. Некрасов. Краткие сведения о поэте. Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Подвиг жён декабристов в поэме. Доля народная - основная тема произведений поэта. Своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. 

Произведения русских поэтов XIX века о России. Н.М. Языков. «Песня»; А.Н. Майков. «Нива»; А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край!..» А.А. Фет. Русская природа в стихотворениях: «Я пришел к тебе с приветом...», «Вечер». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация. И.А. Бунин. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер...».

М.Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о писателе. Сказка «Дикий помещик». Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика.

Л.Н. Толстой. Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце»: человек на войне, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя.

Н.С. Лесков. «Человек на часах». Особенность проблематики и центральная идея. Образный мир произведения.

А.П. Чехов. Рассказы «Унтер Пришибеев», «Экзамен на чин». Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Литература XX века (5). Писатели-сатирики XX века. Юмористические рассказы писателей-сатириков XX века М.М. Зощенко. «Нервные люди». А.Т. Аверченко. «Открытие Америки».

А.И. Куприн. История создания, жанр, направление, суть, темы, проблемы, мораль, основная мысль в произведении А.И.Куприна «Синяя звезда». Нравственные уроки рассказа.

М.М. Пришвин. Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Великая Отечественная война в художественной литературе. Н.П. Майоров. «Творчество». Б.А. Богатков. «Повестка». М. Джалиль. «Последняя песня». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов-участников войны.

Поэты XX века о России. А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно...». М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою...». И. Северянин. «Запевка». Н.М. Рубцов. «В горнице». Я.В. Смеляков. «История». А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были». А.Я. Яшин. «Не разучился ль...». А.А. Вознесенский. «Муромский сруб». А.Д. Дементьев. «Волга».

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);  осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

-  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;  формирование  представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).  

- формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями;

-  формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

При изучении предмета «Родная (русская) литература» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников    будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении «Родной (русской) литературы» обучающиеся усовершенствуют приобретённые    имеющиеся навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

В ходе изучения «Родной (русской) литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения.

Предметные результаты:

 1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

4) в эстетической сфере

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы;

- формирование эстетического вкуса.

Календарно-тематическое планирование

тема урока

дата (план)

дата (факт)

способ коррекции программного материала

Введение

1.

Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанры.

01.09.2020 – 11.09.2020

Фольклор

2.

Русские народные песни

14.09.2020 – 25.09.2020

Древнерусская литература

3.

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего...»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы

28.09.2020 – 09.10.2020

Литература XVIII века

4.

М.В. Ломоносов. Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (отрывок).

12.10.2020 – 23.10.2020

Литература XIX века

5.

Лирика А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

26.10.2020 – 30.10.2020

09.11.2020 – 13.11.2020

6.

Смех как действующее лицо в произведениях Н.В. Гоголя.

16.11.2020 – 27.11.2020

7.

Своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова

30.11.2020 – 11.12.2020

8.

Произведения русских поэтов XIX века о России.

14.12.2020 – 25.12.2020

9.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Проблематика сказки «Дикий помещик».

11.01.2021 – 22.01.2021

10.

Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история.

25.01.2021 – 05.02.2021

11.

Н.С. Лесков. «Человек на часах». Особенность проблематики и центральная идея.

08.02.2021 – 19.02.2021

12.

Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов А.П. Чехова.

22.02.2021 –05.03.2021

Литература XX века

13.

Писатели-сатирики XX века

08.03.2021 – 19.03.2021

14.

Нравственные уроки рассказа А.И. Куприна «Синяя звезда».

22.03.2021 – 26.03.2021

05.04.2021 – 09.04.2021

15.

Родина, человек и природа в рассказе М.М. Пришвина «Москва-река».

12.04.2021 – 23.04.2021

16.

Великая Отечественная война в художественной литературе.

26.04.2021 – 07.05.2021

17.

Поэты XX века о России.

10.05.2021 – 21.05.2021

Итого:

17 часов

Учебно-методическое обеспечение

Литература. 7 класс. В 2-х ч. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин] / Под ред. В. Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2019.

Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин и др.]. – М.: Просвещение, 2018.

Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2019.

   

 Интернет-ресурсы:

Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru  

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/  

Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru  

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

Стихия:         классическая         русская/советская         поэзия. URL: http://litera.ru/stixiya.

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...

Рабочая программа по родной русской литературе. 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной  программой основного общего образования...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 11 класс

Родная литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 9 класс

Рабочая программа по родной(русской) литературе для 9 класса составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций и включает в себя:-содержание курса;-цели и задачи;-основные виды у...