Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса
рабочая программа (9 класс)
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование уроков, список литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rrl_9_17.docx | 35.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
_____________________________________________________________
143980, Московская область, город Балашиха, мкр Железнодорожный, улица Калинина, дом 7
Телефон/факс (495)-527-52-76, 527-61-51, e-mail: school10zd@mail.ru, сайт: https://zdschool10.edumsko.ru/
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол от______№_____ Руководитель ШМО ___________/____________/ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/Костенкова О.Г./ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №10 _________/А.А. Штанова/ Приказ от_________№_______ |
Рабочая программа
по предмету
«Родная литература (русская)»
на 2020-2021 учебный год
(базовый уровень)
9 класс
Составитель: Дорохова И.В.
учитель русского языка и литературы
г.о.Балашиха
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (русской) литературе для 9 класса МБОУ СОШ №10 г.о.Балашиха разработана на основе ФГОС СОО, Примерной программы среднего полного общего образования. Программа детализирует общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной литературы.
Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.
В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.
Программа рассчитана на 17 учебных часов (0,5 урока в неделю).
Цели изучения предмета «Родная (русская) литература»:
- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
- формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов,
- целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме;
- в опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.
Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
в 9 классе
Введение (1). Значение художественного произведения как культурного наследия страны. С. Наровчатов. «Необычайное литературоведение». Глава «Литературный процесс». Д.С. Лихачев. «Заметки о русском». Национальная специфика русских слов-понятий «воля», «подвиг», «доброта», «блаженный», «святой». История русской культуры и литературы, связь с христианством и общественной жизнью народа.
Литература XIX века (9).
В.А. Жуковский. Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев».
Поэты пушкинской поры (обзор). К. Н. Батюшков «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Приманкой ласковых речей...», А. А. Дельвиг «Элегия». Особенности романтизма в стихотворениях поэтов.
А.С. Пушкин. Полемика А.С. Пушкина со своими друзьями и современниками о мирской власти. «Молитва русских», «Свободы сеятель пустынный», «Друзьям» («Нет, я не льстец, когда царю…»). Использование творческого наследия Пушкина русскими композиторами. Образ А.С. Пушкина и его произведения в изобразительном искусстве.
М.Ю. Лермонтов Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Поэт» М.Ю. Лермонтова.
Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» (гл. 19, 20).
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Особенности поэтических стилей.
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.
Литературный портрет Л.Н. Толстого. Очерк М. Горького «Лев Толстой» (отрывки). Л. Толстой и Ясная Поляна.
А.П. Чехов. Общественная деятельность писателя. Тема нравственных ценностей в рассказе «Попрыгунья».
Литература XX века (7). Серебряный век русской поэзии. Поэтика стихотворений А. Блока, А. Ахматовой, С. Есенина. В. Маяковский. Жизнь слова в стихотворениях поэта.
Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…».
В.П. Астафьев. «Царь–рыба». Образ главного героя: положительный или отрицательный персонаж.
Нравственные уроки доброты Д.С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж».
В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого финала произведения.
Поэзия времен «оттепели» и авторская песня.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты:
- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа); осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении; формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).
- формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
При изучении предмета «Родная (русская) литература» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».
При изучении «Родной (русской) литературы» обучающиеся усовершенствуют приобретённые имеющиеся навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий, опорных конспектов);
- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.
В ходе изучения «Родной (русской) литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения,
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;
4) в эстетической сфере
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- эстетическое восприятие произведений литературы;
- формирование эстетического вкуса.
Календарно-тематическое планирование
№ | тема урока | дата (план) | дата (факт) | способ коррекции программного материала | |
9Б | 9Г | ||||
Введение | |||||
1. | Значение художественного произведения как культурного наследия страны. | 01.09.2020 – 11.09.2020 | |||
Литература XIX века | |||||
2. | Национальные черты в образах героев баллады В.А. Жуковского «Двенадцать спящих дев». | 14.09.2020 – 25.09.2020 | |||
3. | Поэты пушкинской поры (обзор). | 28.09.2020 – 09.10.2020 | |||
4. | Образ А.С. Пушкина и его произведения в музыке и изобразительном искусстве. | 12.10.2020 – 23.10.2020 | |||
5. | Сравнительная характеристика стихотворений «Памятник» А.С. Пушкина и «Поэт» М.Ю. Лермонтова. | 26.10.2020 – 30.10.2020 09.11.2020 – 13.11.2020 | |||
6. | Н.В. Гоголь. «Выбранные места из переписки с друзьями». «Нужно любить Россию» | 16.11.2020 – 27.11.2020 | |||
7. | Ф.И. Тютчев, А.А. Фет. Особенности поэтических стилей. | 30.11.2020 – 11.12.2020 | |||
8. | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. | 14.12.2020 – 25.12.2020 | |||
9. | Литературный портрет Л.Н. Толстого. | 11.01.2021 – 22.01.2021 | |||
10. | Тема нравственных ценностей в рассказе А.П. Чехова «Попрыгунья». | 25.01.2021 – 05.02.2021 | |||
Литература XX века | |||||
11. | Серебряный век русской поэзии | 08.02.2021 – 19.02.2021 | |||
12. | Р.И. Рождественский. Величие духа «маленького человека» в стихотворении «На земле безжалостно маленькой…». | 22.02.2021 –05.03.2021 | |||
13. | В.П. Астафьев. «Царь–рыба». Образ главного героя: положительный или отрицательный персонаж. | 08.03.2021 – 19.03.2021 | |||
14. | Нравственные уроки доброты Д.С. Лихачёва в «Письмах о добром и прекрасном». Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж». | 22.03.2021 – 26.03.2021 05.04.2021 – 09.04.2021 | |||
15. | В.Г. Распутин. «Деньги для Марии». Смысл открытого финала произведения | 12.04.2021 – 23.04.2021 | |||
16. | Поэзия времен «оттепели» и авторская песня. | 26.04.2021 – 07.05.2021 | |||
17. | Итоговая контрольная работа. | 10.05.2021 – 21.05.2021 | |||
Итого: | 17 часов |
Учебно-методическое обеспечение
Литература. 9 класс. В 2-х ч. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин] / Под ред. В. Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2018.
Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин и др.]. – М.: Просвещение, 2018.
Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014.
Интернет-ресурсы:
Кругосвет – универсальная энциклопедия. URL: http://www.krugosvet.ru
Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru
Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru
Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru
Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:
https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki
Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru
Русская речь. URL: http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/
Русский филологический портал. URL: http://www.philology.ru
Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me
Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru
Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru
Стихия: классическая русская/советская поэзия. URL:
http://litera.ru/stixiya
Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...
Рабочая программа по родной русской литературе. 7 класс
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой основного общего образования...
Рабочая программа по родной (русской) литературе. 11 класс
Родная литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 9 класс
Рабочая программа по родной(русской) литературе для 9 класса составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций и включает в себя:-содержание курса;-цели и задачи;-основные виды у...