Рабочая программа по родной русской литературе
рабочая программа (5 класс)

Казанцева Наталия Викторовна

Рабочая программа по родной русской литературе 5 класс ( 0, 5 часа в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_russkaya_literatura_5_r1klass.docx325.7 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Admin!\Desktop\Титульные листы\12.jpeg

Оглавление.

1

Пояснительная записка

3

2

Планируемые результаты

6

3

Содержание учебного предмета

8

4

Календарно-тематическое планирование

11

Раздел 1. Пояснительная записка                          

                                 Нормативные документы

Рабочая программа по Родной русской литературе для  5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:

1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. N-HT-41-08 "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации"

5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №5.

6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5;

7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2020-2021 учебный год.

8.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

            Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:

-         воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

-         приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;

-         формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

-         развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Задачи курса:

– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;

– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;

– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;

– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;

– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;

– формирование у обучающегося  стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.

Общая характеристика учебного предмета

Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.

Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родная русская литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Донского края (тексты донских писателей и поэтов).

Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.

Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа учебного предмета «Родная русская  литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.

Согласно учебному плану МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год на изучение Родной русской литературы в 5 классе отводится 17, 5 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель).Согласно Календарному графику МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год в 5р1 классе  16, 5 часов, при этом содержание программы выполняется полностью. Уплотнение происходит в теме " Творчество писателей и поэтов Дона " на 1 час.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Курс родной русской литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма. традиций и новаторства,  осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий  теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

              Учебный предмет "Литература" - одна из важнейших частей образовательной области "Филология". Связь литературы с русским языком очевидна т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося.  Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

      Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

      Одна из составляющих литературного образования  - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере  формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

      В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. овладение которыми является необходимым условием развития и социализации

Раздел 2. Планируемые результаты   освоения учебного предмета «Родная русская литература»

 Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– анализировать художественное произведение;

– сравнивать произведения разных жанров и авторов;

– давать характеристику героев;

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

 - вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Раздел 3. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Славянская мифология (1ч)

Из литературы XIX века (4)

Русские басни.

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.  

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

 Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

Сочинение "Зло и добро в сказке".

Из литературы XX века (8)

Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

 В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

Сочинение " Мир глазами ребёнка".

 А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.  

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

 Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)

 В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

 М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

Творчество писателей и поэтов Дона (1, 5)  По выбору учителя.  

Тематическое планирование 

Раздел

Кол-во часов

Контрольные работы

Введение. Славянская мифология

2

Из русской литературы XIX века

4

1

Из  русской литературы XX века  

8

1

Родная природа в произведениях поэтов XX века

1

1

Творчество писателей и поэтов Дона

1, 5

1

Итого

16, 6

Раздел 4. Календарно-тематическое планирование ( 33 урока по 0,5)

№ урока

Раздел учебного курса. Тема урока

Дата

Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

5.09

Славянская мифология. Образы богов, их своеобразие

19.09

Славянские мифы

26.09

Л.Н. Толстой. Сведения о писателе.  Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность.

3.10

Мораль басни Л.Н.Толстого «Отец и сыновья»

10.10

В.И. Даль. Сказка Сведения о писателе. «Что значит досуг?» Тема труда в сказке.

17.10

Идейно-художественный смысл сказки В.И.Даля «Что значит досуг?»

24.10

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки.

7.11

Н.Г. Гарин-Михайловский. Социально-нравственная проблематика сказки «Книжка счастья» Отношение писателя к событиям и героям Мир глазами ребёнка.

14.11

Сочинение "Зло и добро в сказке".

21.11

Анализ сочинений

28.11

П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе.

«Медной горы Хозяйка».  Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя.

5.12

П.П.Бажов. Стремление к совершенному мастерству в сказе «Медной горы хозяйка»

12.12

Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе.. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов.

19.12

Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки в произведении Е.Пермяка «Березовая роща» Аллегорический язык сказки.

26.12

В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе "Легенда о материнской любви».. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.

16.01

В.А.Сухомлинский о сыновьей благодарности в «Легенде о материнской любви»

23.01

Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире.

30.01

Образы главных героев, своеобразие языка рассказа Ю.Я.Яковлева «Цветок хлеба»

6.02

Сочинение « Мир глазами ребёнка».

13.02

Анализ сочинений

20.02

А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе.

Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов.

27.02

А.И.Приставкин. Тема тяжелого детства в рассказе «Золотая рыбка» Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном

6.03

В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации

13.03

Второй смысловой план в сказке В.Я.Ерошенко «Умирание ивы». Особенности языка писателя

20.03

Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения.

3.04

М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту

10.04

Единство человека и природы в стихотворении М.А.Волошина

17.04

Конкурс выразительного чтения

24.04

Творчество писателей Дона.

П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты».«Игнатка». Характеристика героя

8.05

П.В.Лебеденко «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Герои сказки в оценке народа.

15.05

Ю.А.Дьяконов. Краткие сведения о писателе. «Восемь волшебных жёлудей». Смысл названия сказки

22.05

Итоговое сочинение «Моя любимая книга»

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной (русской) литературе

Рабочая программа по родной (русской) литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы...

Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса

Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...

Рабочая программа по родной русской литературе для 10-11 класов

Один из вариантов рассмотрения родной русской литературы в старшей школе...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса

Аннотация включает в себя  цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...