Рабочая программа по родной русской литературе
рабочая программа (5 класс)
Рабочая программа по родной русской литературе 5 класс ( 0, 5 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_russkaya_literatura_5_r1klass.docx | 325.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление.
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Планируемые результаты | 6 |
3 | Содержание учебного предмета | 8 |
4 | Календарно-тематическое планирование | 11 |
Раздел 1. Пояснительная записка
Нормативные документы
Рабочая программа по Родной русской литературе для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена и реализуется на основе следующих документов:
1.ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Закон РО № 26-3С «Об образовании в РО»;
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.01.2013г. N-HT-41-08 "О перечне "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации"
5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ лицей №5.
6.Положение о рабочей программе учителя МБОУ лицей № 5;
7.Учебный план МБОУ лицей №5 на 2020-2021 учебный год.
8.Письмо СанПиН 2.4.2821-10 от 16.03.2011 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Целями изучения курса «Родная русская литература» являются:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа; создание представлений о русской литературе как едином национальном достоянии;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по литературе, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Задачи курса:
– формирование и развитие представлений о литературном произведении как о художественном мире, особым образом построенном автором;
– формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления, ответственного отношения к разнообразным художественным смыслам;
– формирование отношения к литературе как к особому способу познания жизни;
– воспитание у читателя культуры выражения собственной позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и интерпретирующего характера;
– воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре других эпох и народов; развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
– осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
– формирование у обучающегося стремления сознательно планировать своё досуговое чтение.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений. Родная (русская) литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству посредством воздействия на эстетические чувства обучающихся.
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс обязательных предметных областей «Родная русская литература» направлен на освоение особенностей словесности (языка и литературы) малой родины – Донского края (тексты донских писателей и поэтов).
Содержание программы включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль. Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа учебного предмета «Родная русская литература» разработана наряду с обязательным курсом литературы. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса литературы, обязательного для изучения, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по литературе, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
Согласно учебному плану МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год на изучение Родной русской литературы в 5 классе отводится 17, 5 часов (0,5 часа в неделю, 35 учебных недель).Согласно Календарному графику МБОУ лицея №5 на 2020-2021 учебный год в 5р1 классе 16, 5 часов, при этом содержание программы выполняется полностью. Уплотнение происходит в теме " Творчество писателей и поэтов Дона " на 1 час.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Курс родной русской литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма. традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Учебный предмет "Литература" - одна из важнейших частей образовательной области "Филология". Связь литературы с русским языком очевидна т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой. историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.
Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. овладение которыми является необходимым условием развития и социализации
Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная русская литература»
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую;
– подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказы-вать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– анализировать художественное произведение;
– сравнивать произведения разных жанров и авторов;
– давать характеристику героев;
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Раздел 3. Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.
Славянская мифология (1ч)
Из литературы XIX века (4)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Из литературы XX века (8)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (1)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.
Творчество писателей и поэтов Дона (1, 5) По выбору учителя.
Тематическое планирование
Раздел | Кол-во часов | Контрольные работы |
Введение. Славянская мифология | 2 | |
Из русской литературы XIX века | 4 | 1 |
Из русской литературы XX века | 8 | 1 |
Родная природа в произведениях поэтов XX века | 1 | 1 |
Творчество писателей и поэтов Дона | 1, 5 | 1 |
Итого | 16, 6 |
Раздел 4. Календарно-тематическое планирование ( 33 урока по 0,5)
№ урока | Раздел учебного курса. Тема урока | Дата |
Введение. Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека. | 5.09 | |
Славянская мифология. Образы богов, их своеобразие | 19.09 | |
Славянские мифы | 26.09 | |
Л.Н. Толстой. Сведения о писателе. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Нравственная проблематика басен, злободневность. | 3.10 | |
Мораль басни Л.Н.Толстого «Отец и сыновья» | 10.10 | |
В.И. Даль. Сказка Сведения о писателе. «Что значит досуг?» Тема труда в сказке. | 17.10 | |
Идейно-художественный смысл сказки В.И.Даля «Что значит досуг?» | 24.10 | |
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». Образы и сюжет сказки. | 7.11 | |
Н.Г. Гарин-Михайловский. Социально-нравственная проблематика сказки «Книжка счастья» Отношение писателя к событиям и героям Мир глазами ребёнка. | 14.11 | |
Сочинение "Зло и добро в сказке". | 21.11 | |
Анализ сочинений | 28.11 | |
П.П. Бажов. Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. | 5.12 | |
П.П.Бажов. Стремление к совершенному мастерству в сказе «Медной горы хозяйка» | 12.12 | |
Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе.. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. | 19.12 | |
Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки в произведении Е.Пермяка «Березовая роща» Аллегорический язык сказки. | 26.12 | |
В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе "Легенда о материнской любви».. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. | 16.01 | |
В.А.Сухомлинский о сыновьей благодарности в «Легенде о материнской любви» | 23.01 | |
Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Цветок хлеба». Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире. | 30.01 | |
Образы главных героев, своеобразие языка рассказа Ю.Я.Яковлева «Цветок хлеба» | 6.02 | |
Сочинение « Мир глазами ребёнка». | 13.02 | |
Анализ сочинений | 20.02 | |
А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. | 27.02 | |
А.И.Приставкин. Тема тяжелого детства в рассказе «Золотая рыбка» Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном | 6.03 | |
В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации | 13.03 | |
Второй смысловой план в сказке В.Я.Ерошенко «Умирание ивы». Особенности языка писателя | 20.03 | |
Родная природа в произведениях поэтов XX века В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». Образная система, художественное своеобразие стихотворения. | 3.04 | |
М. А. Волошин. Краткие сведения о поэте Стихотворение «Как мне близок и понятен…». Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту | 10.04 | |
Единство человека и природы в стихотворении М.А.Волошина | 17.04 | |
Конкурс выразительного чтения | 24.04 | |
Творчество писателей Дона. П.В.Лебеденко «Сказки Тихого Дона». «Доброе сердце дороже красоты».«Игнатка». Характеристика героя | 8.05 | |
П.В.Лебеденко «Сказка о чуде – чудище заморском, девице – красавице и серой волчице». Герои сказки в оценке народа. | 15.05 | |
Ю.А.Дьяконов. Краткие сведения о писателе. «Восемь волшебных жёлудей». Смысл названия сказки | 22.05 | |
Итоговое сочинение «Моя любимая книга» | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родной (русской) литературе
Рабочая программа по родной (русской) литературе предназначена для обучающихся 5-9 классов общеобразовательной школы...
Рабочая программа по родной русской литературе для 8 класса
Рабочая программа учебного предмета " Родная литература" разработана для обучения учащихся 8 класса в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего обр...
Рабочая программа по родной русской литературе для 10-11 класов
Один из вариантов рассмотрения родной русской литературы в старшей школе...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...
Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс
Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса рассчитана на 17 часов...
Аннотация к рабочей программе по родной русской литературе для 9 класса
Аннотация включает в себя цели и задачи изучения предмета, тематическое планирование...