рабочая программа по родной (русской ) литературе для 6 класса
рабочая программа (6 класс)

Дорохова Ирина Вячеславна

Рабоча программа по родной (русской) литературе для обучающихся в 6 классе. Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rrl_6_35.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

  МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 10»
_____________________________________________________________
143980, Московская область, город Балашиха, мкр Железнодорожный, улица Калинина, дом 7

 Телефон/факс (495)-527-52-76, 527-61-51, e-mail:  school10zd@mail.ru,  сайт: https://zdschool10.edumsko.ru/

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол от______№_____

Руководитель ШМО

___________/____________/

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________/Костенкова О.Г./

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ СОШ №10

_________/А.А. Штанова/

Приказ от_________№_______

Рабочая программа 

по предмету

«Родная литература (русская)»

на 2020-2021 учебный год

(базовый уровень)

6 класс

Составитель: Дорохова И.В.

учитель русского языка и литературы

г.о.Балашиха

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса МБОУ СОШ №10 г.о.Балашиха разработана на основе ФГОС СОО, Примерной программы среднего полного общего образования. Программа детализирует общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родной литературы.

Родная художественная литература, как одна из форм освоения мира, отражает богатство и многообразие духовной жизни человека, влияет на формирование нравственного и эстетического чувства учащегося.

В родной (русской) литературе отражается общественная жизнь и культура России, национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, ее гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

Программа рассчитана на 35 учебных часов (1 урок в неделю).

Цели изучения предмета «Родная (русская) литература»:

- воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

- приобщение к литературному наследию своего народа;

- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

- формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов,

- целенаправленное развитие способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию прочитанного в устной и письменной форме;

- в опыте чтения, осмысления, говорения о литературе у обучающихся последовательно развивается умение пользоваться литературным языком как инструментом для выражения собственных мыслей и ощущений, воспитывается потребность в осмыслении прочитанного, формируется художественный вкус.

Содержание учебного предмета «Родная (русская) литература»

 в 6 классе

Введение (1ч). Значимость чтения и изучения родной литературы для развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

Русский фольклор (3ч). Герои мифов былин и сказок. Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри. А.Н. Островский. «Снегурочка». Герои пьесы. Обрядовый фольклор как малый жанр устного народного творчества. Обрядовые песни в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды песен (хороводные, лирические, исторические, календарные, обрядовые и другие). Повествовательное и лирическое начала в народной песне.

Русская литература ХIХ века (18ч). Русские баснописцы и их произведения. Жанр басни. Истоки басен. Аллегория. В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость героев. Очерк С.Т. Аксакова «Буран». Работа над художественным пересказом прозаического текста. Характеристика средств выразительности. В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Портрет героя художественного произведения. Лицейские друзья А.С. Пушкина в произведениях поэта. Стихотворение «Товарищам». Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «На севере диком». Обучение выразительному чтению лирических произведений. И.С. Тургенев. Детство и юность писателя. История создания цикла рассказов «Записки охотника». «Бежин луг». Портретная характеристика героев. Тема детства в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». Л.Н. Толстой. Фрагменты повести «Детство». Ранние сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Каникулярные работы институтки Наденьки N». Н.Г. Гарин-Михайловский. Главы повести «Детство Темы». Герой и сюжет.

Картины тяжелого детства в произведениях русских писателей и художников. Романтика путешествия на страницах книги очерков И. Гончарова «Фрегат Паллада» (фрагменты). Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Проблема истинных и ложных ценностей в художественной литературе и реальной жизни.

Русская литература ХХ века (8) А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Автор и его герой в рассказе. А.И. Куприн. Особенности жанра святочного рассказа. «Чудесный доктор». Доброта и сострадание в рассказе. М. Горький «Детство». Семья Кашириных. Образы бабушки и деда. Образ главного героя Алеши. Портрет как средство характеристики героя. А.С. Грин «Гнев отца». Взаимоотношения детей и взрослых в рассказе. К.Г. Паустовский. Фрагмент из «Повести о жизни» «Гардемарин». Ф А. Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла».

Автобиографичность литературного произведения.

Родная природа в стихах русских поэтов (2ч) И.А. Бунин (по выбору). Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. А.А. Блок (по выбору). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. К.Д. Бальмонт, С.А. Есенин (по выбору). Воплощение лирики поэтов в музыке многих композиторов.

Великая Отечественная война в лирике и прозе (2ч) Стихи поэтов ХХ века о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. В.П. Катаев «Сын полка». Дети и война. Трагическая и героическая тема произведений о войне.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностные результаты:

- Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа);  осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

-  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

- развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении;  формирование  представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества).  

- формирование  ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями;

-  формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты:

При изучении предмета «Родная (русская) литература» будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников    будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении «Родной (русской) литературы» обучающиеся усовершенствуют приобретённые    имеющиеся навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

- выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, карт понятий, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты.

В ходе изучения «Родной (русской) литературы» обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения.

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

4) в эстетической сфере

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;

- эстетическое восприятие произведений литературы;

- формирование эстетического вкуса.

Календарно-тематическое планирование

тема урока

дата (план)

дата (факт)

способ коррекции программного материала

Введение.

1.

Значимость чтения и изучения родной литературы для развития человека. Родная литература как способ познания жизни.

01.09.2020 – 04.09.2020

Русский фольклор.

2.

Герои мифов, былин и сказок. Главные герои русского народного эпоса – былинные богатыри.

07.09.2020 – 11.09.2020

3.

А.Н. Островский «Снегурочка». Герои пьесы.

14.09.2020 – 18.09.2020

4.

Обрядовый фольклор как малый жанр устного народного творчества. Обрядовые песни в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка»

21.09.2020 – 25.09.2020

Литература ХIХ века.

5.

Русские баснописцы и их произведения. Инсценирование басен.

28.09.2020 – 02.10.2020

6.

В.А. Жуковский. Баллада «Кубок». Благородство и жестокость героев.

05.10.2020 – 09.10.2020

7.

Очерк С.Т. Аксакова «Буран».  Работа над художественным пересказом прозаического текста

12.10.2020 – 16.10.2020

8.

Нахождение в тексте описания пейзажа. Характеристика средств выразительности. Работа с текстом А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (буран в степи)

19.10.2020– 23.10.2020

9.

В.Ф. Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Портрет героя художественного произведения

26.10.2020 – 30.10.2020

10.

Лицейские друзья А.С. Пушкина в произведениях поэта. Стихотворение «Товарищам»

09.11.2020 – 13.11.2020

11.

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. «На севере диком». Обучение выразительному чтению лирических произведений

16.11.2020 – 20.11.2020

12.

И.С. Тургенев. Детство и юность писателя. История создания цикла рассказов «Записки охотника»

23.11.2020 – 27.11.2020

13.

И.С. Тургенев «Бежин луг». Портретная характеристика героев

30.11.2020 – 04.12.2020

14.

Тема детства в поэме Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

07.12.2020 – 11.12.2020

15.

Л.Н. Толстой. Заочная экскурсия в Ясную Поляну. Фрагменты повести «Детство».

14.12.2020 – 18.12.2020

16.

Контрольная работа по теме «Русская литература XIX века» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос)

21.12.2020 – 25.12.2020

17.

Ранние сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Каникулярные работы институтки Наденьки N»

11.01.2021 – 15.01.2021

18.

Н.Г. Гарин-Михайловский. Главы повести «Детство Темы». Герой и сюжет.

18.01.2021 – 22.01.2021

19.

Картины тяжелого детства в произведениях русских писателей и художников

25.01.2021  - 29.01.2021

20.

Романтика путешествия на страницах книги очерков И. Гончарова «Фрегат Паллада» (фрагменты)

01.02.2021 – 05.02.2021

21.

Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

08.02.2021 – 12.02.2021

22.

Урок-размышление. Проблема истинных и ложных ценностей в художественной литературе и реальной жизни»

15.02.2021– 19.02.2021

Литература ХХ века.

23.

А.Т. Аверченко. «Смерть африканского охотника». Автор и его герой в рассказе

22.02.2021 – 26.02.2021

24.

Знакомство с личностью А.И. Куприна. Особенности жанра святочного рассказа. Комментированное чтение рассказа «Чудесный доктор»

01.03.2021 – 05.03.2021

25.

М. Горький «Детство». Семья Кашириных. Образы бабушки и деда

08.03.2021 – 12.03.2021

26.

Образ главного героя повести М. Горького «Детство» – Алеши. Выборочный пересказ текста М. Горького «Детство»

15.03.2021 – 19.03.2021

27.

Классное сочинение по повести М. Горького «Детство»

22.03.2021 – 26.03.2021

28.

А.С. Грин «Гнев отца». Взаимоотношения детей и взрослых в рассказе

05.04.2021  - 09.04.2021

29.

К.Г. Паустовский. Фрагмент из «Повести о жизни» «Гардемарин»

12.04.2021 – 16.04.2021

30.

Знакомство с личностью Ф А. Искандера. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»

19.04.2021 – 23.04.2021

31.

Родная природа в стихах русских поэтов. Анализ стихотворений И.А. Бунина, А.А. Блока

26.04.2021 – 30.04.2021

32.

Лирика К.Д. Бальмонта, С.А. Есенина и ее воплощение в музыке многих композиторов

03.05.2021 – 07.05.2021

33.

Великая Отечественная война в лирике и прозе.

Стихи поэтов ХХ века о войне

10.05.2021 – 14.05.2021

34.

В.П. Катаев «Сын полка». Дети и война

17.05.2021 – 21.05.2021

35.

Итоговая контрольная работа.

24.05.2021-28.05.2021

Итого:

35 часов

Учебно-методическое обеспечение

Литература. 6 класс. В 2-х ч. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин] / Под ред. В. Я. Коровиной – М.: Просвещение, 2017.

Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я.Коровиной. 5 – 9 классы. / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин и др.]. – М.: Просвещение, 2018.

Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014.

   

 Интернет-ресурсы:

Кругосвет         –         универсальная         энциклопедия.         URL: http://www.krugosvet.ru

Культура письменной речи. URL: http://gramma.ru

Первое сентября. URL: http://rus.1september.ru  

Портал «Русские словари». URL: http://slovari.ru

Православная библиотека: справочники, энциклопедии, словари. URL:

https://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki

Русская виртуальная библиотека. URL: http://www.rvb.ru

Русская речь. URL:  http://gramota.ru/biblio/magazines/rr/  

Русский филологический портал. URL:  http://www.philology.ru  

Словари и энциклопедии GUFO.ME. URL: https://gufo.me

Словари и энциклопедии на Академике. URL: https://dic.academic.ru

Словари, созданные на основе Национального корпуса русского языка (проект ИРЯ РАН). URL: http://dict.ruslang.ru

Стихия:         классическая         русская/советская         поэзия.         URL:  

http://litera.ru/stixiya  

 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»: словари, энциклопедии. URL:  http://feb-web.ru/feb/feb/dict.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной (русской) литературе 11 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной (русской) литературе 10 класс

Рабочая программа по  родной (русской) литературе разработана в соответствии с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта и Примерной основной образовательной прог...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 7 класс

Рабочая программа по родной( русской) литературе 7 класса  рассчитана на 17 часов...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 9 класс

Рабочая программа по родной (русской) литературе для обучающихся 9 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС, предъявляемыми к рабочим программам, и включает планируемые результаты освоения...

Рабочая программа по родной русской литературе. 7 класс

Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной  программой основного общего образования...

Рабочая программа по родной (русской) литературе. 11 класс

Родная литература - учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения...

Рабочая программа по родной(русской) литературе 9 класс

Рабочая программа по родной(русской) литературе для 9 класса составлена на основе нормативных документов и методических рекомендаций и включает в себя:-содержание курса;-цели и задачи;-основные виды у...