Исследовательская работа на тему "Один из миллионов".
проект (9 класс)

Ачмиз Мулиет Заурбечевна

   Меня заинтересовала судьба моего земляка, Непсо  Меджижда Гучипсовича, который прошёл все круги военного лихолетья, остался жив, чтобы прожить яркую, красивую достойную жизнь.

Поэтому избранную тему исследования считаю актуальной.

Цель исследования: рассказать о жизни, боевом пути Непсо Меджида Гучипсовича.

Задачи  исследования:

1) Собрать материал о Непсо М.Г.

2) Изучить литературу о Великой Отечественной войне. 

3) Взять интервью у детей и внуков Непсо М.Г.

          4) Обобщить и систематизировать полученные сведения.

5) Оформить работу в соответствии с требованиями

Объект исследования: жизнь и судьба Непсо М.Г.  

Источники:

I. Письменные.

 

 

-4-

1.В монографиях о Великой Отечественной войне я узнала, как проходили крупнейшие  сражения на её полях, какие героические усилия прилагали бойцы  Красной  Армии, чтобы одержать победу над коварным врагом.

 2. В библиотеке я нашла несколько небольших статей  дочери Непсо М.Г., Хатхе Х.М., сообщавшая краткие сведения о своем отце, которые дали старт дальнейшим поискам и уточнению фактов  биографии фронтовика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Исследовательская работа24.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                Номинация:

                                                                           «Великая  Отечественная  война»    

Исследовательская работа на тему:

                   Автор:  

                                                                    Ачмиз Мулиет Заурбечевна,

                                                                    учитель  адыгейского языка

                                                                    МБОУ «СШ№9» п.Отрадный                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                         

                                                       п. Отрадный

                                                   2021г.

                                                                     

                                                                -2-

Содержание.

Введение ------------------------------------------------------------------стр. 2-4

Гл.1. «Вставай страна огромная…»----------------------------------стр. 5-7

Гл.2. «Человек  дела» ---------------------------------------------------стр. 8-10  

Заключение ---------------------------------------------------------------стр.- 11

Приложения----------------------------------------------------------------  

-3-

    Ведение.

Актуальность  темы.

   Великая Отечественная война ещё долго будет волновать сердца людей, и отзываться болью утрат и гордостью Победы. 76-лет полыхает над нашей землей вечный огонь. Огонь памяти, огонь надежды, огонь мира.

  В год 76-летия  Великой Победы нельзя допустить, чтобы был забыт хоть один ветеран  Великой Отечественной войны, будь он жив или покинул наш мир.

   В нашем ауле уже не осталось ветеранов войны,  но дети  внуки и правнуки бережно хранят память о них, передают рассказы о своих героических предках из поколения в поколение.

   Меня заинтересовала судьба моего земляка, Непсо  Меджижда Гучипсовича, который прошёл все круги военного лихолетья, остался жив, чтобы прожить яркую, красивую достойную жизнь.

Поэтому избранную тему исследования считаю актуальной.

Цель исследования: рассказать о жизни, боевом пути Непсо Меджида Гучипсовича.

Задачи  исследования:

1) Собрать материал о Непсо М.Г.

2) Изучить литературу о Великой Отечественной войне.  

3) Взять интервью у детей и внуков Непсо М.Г.

          4) Обобщить и систематизировать полученные сведения.

5) Оформить работу в соответствии с требованиями

Объект исследования: жизнь и судьба Непсо М.Г.  

Источники:

I. Письменные.

-4-

1.В монографиях о Великой Отечественной войне я узнала, как проходили крупнейшие  сражения на её полях, какие героические усилия прилагали бойцы  Красной  Армии, чтобы одержать победу над коварным врагом.

 2. В библиотеке я нашла несколько небольших статей  дочери Непсо М.Г., Хатхе Х.М., сообщавшая краткие сведения о своем отце, которые дали старт дальнейшим поискам и уточнению фактов  биографии фронтовика.

II. Устные.

 Мне удалось встретиться и взять интервью у его дочери, Хатхе Х.М.  К сожалению, её отец мало рассказывал о своём участии в Великой Отечественной войне, так как был очень скромным человеком.

III. Иллюстрированные.

Редкие фотографии ветерана призваны были дополнить общую картину судьбы простого солдата, рядового, имя которого нужно помнить нам, детям, которые живут под мирным небом благодаря таким людям, как Непсо Меджид Гучипсович.

Методы   исследования:

1. Изучение и систематизация сведений о Непсо М.Г.

2. Работа с литературой о войне.

3. Работа с информаторами.

4. Метод анализа и синтеза.

Новизна исследования состоит в том, что о боевом пути Непсо Меджида Гучипсовича очень мало сведений, поэтому большую роль в написании исследования сыграли интервью  с дочерью  Непсо М.Г., Хариет Меджидовна Хатхе.

         Мой личный вклад в работу: впервые мне удалось систематизировать материал        об участнике  Великой Отечественной войны,  Меджиде  Гучипсовиче Непсо.

Практическое применение исследования:

Работу можно использовать на уроках истории России при изучении темы «Великая Отечественная война» в 9-11 классах, а также для проведения уроков мужества в 8-11 классов.

                                                                 

-5-

            Глава 1. Вставай страна огромная.

   В краеведческом отделе Национальной библиотеки в городе Майкопе есть подшивка «Адыгейской правды» военных времен. Вот  папка, датированная  1941 годом. Осторожно перелистываю от времени  крошащиеся листы.

   Вот и номер газеты за 22 июня 1941 года. Мы знаем, что газета верстается накануне – почти за сутки до вероломного нападения немецких зазватчиков на нашу страну. Газета рассказывала о мирных делах – о наборе учащихся в ремесленные и железнодорожные училища, о готовности к уборке хлеба, о завершении сенозаготовок.

   В той же папке подшивки и экстренный выпуск газеты, - 22 июня 1941 года. На четвертинке тогдашнего формата – всего один материал, вместивший в себя боль и тревогу всей страны. Это было выступление по радио в день начала войны народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова, заканчивающееся словами, ставшими со временем  крылатыми: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!».

   В этот день сотни тысяч молодых юношей и мужчин пришли в военкомат, чтобы оттуда сразу же уйти на фронт. Из нашего аула на войну ушло 62 человека. Не вернулось 46. Страшные цифры. Но это наша боль, наша история, которую нам нельзя забывать.

   Среди ушедших на фронт в первые дни войны был и  Непсо Меджид  Гучипсович, который попал служить в Северо-Кавказский военный округ, которому посчастливилось освобождать Кубань и родную Адыгею от  немецко-фашистских захватчиков.

   Вот что он рассказывал своим детям «Летом 1942 года военные действия развернулись на всей территории Краснодарского края и Адыгеи. Наш район стал ареной ожесточенных боев с фашистами. В первой половине августа тяжелейшие бои произошли в районе  южных населенных пунктов. Командир стрелковой дивизии полковник (позднее генерал – майор) В.Н. Аршинцев удерживал занимаемый рубеж под Натухаем – Отрадным – Тахтамукаем. Части дивизии сражались мужественно, иногда переходили в

                                                       -6-

контрнаступление, но удержать натиск врага было очень трудно. Дивизия понесла большие потери – около 35% в живой силе и технике.

   В сложившейся обстановке командование 55-й  Иркутско – Пинской мотострелковой дивизии решило: для сохранения живой силы и боевой техники необходимо отступить на новый рубеж, оставив для прикрытия два батальона. Дивизия отступила в район селения Молькино для подготовки частей к обороне. В одном из батальонов прикрытия находился и девятнадцатилетний Меджид Непсо. Боевые действия оставшихся двух батальонов никем не прикрывались. Над нашими позициями свободно летали немецкие самолёты, обстреливали наших бойцов из пулеметов. Рвались бомбы, а у наших не было ни зенитных орудий, ни самолетов, ни танков. Но, несмотря на всё это, горстка советских солдат отважно оборонялась и сумела на двое суток задержать наступление фашистов».¹

   В этом бою погибли все красноармейцы. Меджиду  Гучипсовичу повезло: он был тяжело ранен. Сколько времени он пролежал без сознания, он не мог вспомнить. Помнил только, что, когда очнулся, услышал немецкую  речь и понял,  что жив и что попал к немцам в плен. Началось путешествие по концлагерям. Тяжелое ранение не давало возможности двигаться, думать. Но молодой организм победил даже без медикаментов: соседи по бараку промывали ему рану водой, которую немцы по граммам отпускали им для питья. Помнил Равенсбрюк и огромных немецких овчарок, которые охраняли этот лагерь. Вскоре молодой боец окреп настолько, что стал думать о побеге. Этот рискованный шаг Меджид Непсо осуществил не один.  На своих плечах он вынес русского военнопленного, которого утром следующего дня должны были отправить в крематорий. Судьба была к ним благосклонна. Местные жители дали им одежду, накормили и дали в дорогу еды. 12 суток, ночами, передвигаясь с тяжелым грузом на плечах , шёл  Меджид  Гучипсович  Непсо на восток, чтобы попасть к своим. Товарища он оставил в полевом госпитале, а сам примкнул к Юго-Западному фронту  и влился в состав армии.        

 

                                                       

-7-

Хариет  Меджидовна вспоминает: в 1976 году или в 1977 году, я точно не помню, к нам приехали гости. Мама моя открывает ворота, но люди ей совершенно незнакомы. Трое мужчин вносят на руках в дом мужчину. Отец, когда встал, чтобы встретить их, узнал того человека, обнялись, плакали долго, затем пошли длинные мужские разговоры. Оказалось, этот мужчина был в плену  вместе с моим отцом и когда они совершили побег, то отец несколько километров нес его на себе, потому что тот был очень слаб и не мог двигаться самостоятельно. Мужчина был очень болен,   не мог сидеть за столом, а только все время лежал. Он сказал: «Дорогой  Меджид!  Я не мог уйти из жизни не попрощавшись с тобой, не поблагодарив ещё раз за всё, что ты для меня сделал».¹ Вот такой он был Меджид Гучипсович Непсо,  смелый, решительный, милосердный и очень скромный.

   Храбрый воин дошёл до Берлина.  Медали «За отвагу» и «За победу над Германией», а еще  четыре  юбилейные медали бережно хранятся у  внуков.        

__________________________________________________________________

               1.Информатор Хатхе Х.М., 1950 года рождения, а. Натухай.  

                                                                         -8-

                                                                           

           Глава 2.  Человек дела.

   Вернувшись в 1945 году в родной аул Натухай, Меджид Гучипсович  преступил сразу к делу: пошёл работать в колхоз ездовым. Здесь он встретил красивую, работящую девушку, Мегес Асланхан Хасановну. Вскоре они поженились. И Меджид Гучипсович с радостью окунулся в круговорот семейной жизни. Он радовался каждому ребенку, не различая, девочка рождалась или мальчик. Дети рождались через каждые 2 года. Но Асланхан не унывала: с утра до вечера, в жару и холод: летом – в поле, зимой – на парниках работала не покладая рук. А дома шестеро ребятишек, их надо накормить, следить, чтоб старшие дети во время сделали уроки, во вовремя легли спать, постирать, погладить. Хозяйство, огород…

   Есть такая пословица «Родители трудолюбивы, и дети не ленивы». Это о семье М.Г. Непсо

  Меджид   Непсо всегда отличался застенчивостью. Был неразговорчив.

  Дети его вспоминают такой случай: «Однажды, на каком – то районном совещании ему предложили выступить, поделиться опытом. Вышел он на трибуну, начал говорить, но не получается выступление: растерялся, увидев полный зал людей. Тогда он честно признался: «Товарищи, я умею работать, а выступать не могу. Приезжайте, кто хочет, за опытом в аул, я каждому буду рад». В другой раз, когда его пригласили на собрание, он отказался ехать: «В сельском хозяйстве, Аллах свидетель, я разбираюсь: зачем погожий день тратить на посиделки – лучше я поработаю в бригаде».¹ И его оставили в покое.

   За свою жизнь он приобрел много специальностей: был умелым плотником,  каменщиком. Словом, был мастером на все руки. Сам построил для своей большой семьи, большой, просторный, уютный дом.

   Всем детям Меджид Гучипсович и   Асланхан Хасановна дали образование: старшая дочь, Туркав Аминет Меджидовна, 1948 года рождения, имеет среднее специальное образование. По профессии – швея. Работает в детском  

 

                                                     

                                            -9-

саду «Калинка» завхозом. Её сын Аскер умер, а внучка, Туркав  Маргарита Аскеровна, учится в Академии правосудья в городе Краснодаре. Она – будущая судья.

    Хатхе Хариет Меджидовна, 1950 года рожденья, по специальности – товаровед. В настоящее время заведует библиотекой в поселке Отрадный. Её дочь, Мариана Анзауровна работает учителем начальных классов в поселке Отрадном. Имеет высшее образование.

  Вторая дочь,  Зарема   Анзауровна закончила сестринское отделение медицинской академии. Работает в краевой  клинической  больнице №1. Сын Заремы,  Абрек, учится в Краснодарском колледже.

   Сообцокова Дариет Меджидовна,  1952  года рожденья, закончила сельскохозяйственный техникум, работала  агрономом, сейчас сна на заслуженном отдыхе.  У неё три сына: Руслан, Рашид, Рамазан. Руслан женат, имеет дочь Диану, которая посещает детский сад «Нальмес» в ауле Тахтамукай.

 Непсо Махмуд Меджидович, 1954 года рождения, среднее специальное образование, водитель. В настоящее время пенсионер. У него два сына Руслан и Рамазан. Рамазан учиться в сельскохозяйственном университете, в городе Краснодаре, на  третьем курсе .

    Непсо Хамед Меджидович, 1956 года рождения, пчеловод. У него есть дочь Сабина, (образование высшее), сын Юра учится в сельскохозяйственном университете в городе Краснодаре, он будет инженером – механиком.

    У Сабины три сына Шамиль, Рашид, Казбек.

    Ачох Нуриет Меджидовна, 1958 года рождения, окончила сельскохозяйственный  университет, работает в пенсионном фонде района. У неё дочь Рабиет, образование высшее. У Рабиет двое маленьких сыновей Амир и Айдамир. Сын Адам закончил ростовскую высшую школу милиции. У него дочь Дана,  которая посещает детский сад «Нальмес» в ауле Тахтамукай.

   

                                                     

                                               -10-

Таким образом, на сегодняшний день, у Меджида и Асланхан Непсо 6 детей, 12 внуков, 8 правнуков. Большая, дружная и работящая семья.

 Сердце Меджида Гучипсовича перестало биться 24 января 1999 года, не дожив до 55- летия Победы он ушёл в вечность, ушёл в бессмертие, чтобы оставить добрый след на земле, чтобы память о нём сохранилась, пока живы его родные, пока живы мы, его земляки.

___________________________________________________________________

                1. Информатор Хатхе Х.М., 1950 года рождения, а. Натухай.                         

                                               

                                                  -11-

  Заключение.

   Чем дальше отдаляется от нас война, тем ярче высвечивается подвиг каждого солдата, каждого  офицера, чей подвиг переживает века. Рассказы ветеранов или их детей о войне необходимы нам, нашему поколению.

 Нам эту память передать,

 Потомкам  надо. Очень надо,

Чтобы живущие сейчас

В тепле, в уюте, не забыли,

Как в грозный день,  и в грозный час

Колокола войны звонили.

    В День Победы мы всей семьей придем к братской могиле, что находится в центре посёлка Отрадный , чтобы положить цветы, поклониться всем тем, кто приближал долгожданный день Победы, кто ценил жизнь, но всё-таки отдал её за наше мирное Завтра.  

 

 

     

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Статья НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ КОМПЕТЕНТНОСТНОМ ПОДХОДЕ В ОБРАЗОВАНИИ

Статья содержит краткий обзор деятельности по развитию исследовательских навыков учащихся...

Научно-исследовательская работа: Пословица как один из показателей национального характера англичан

Данная работа посвящена изучению отдельных черт национального характера британцев. Объектом исследования являются английские пословицы и поговорки, отражающие особенности характера и образа жизни жите...

Исследовательская работа по теме "Самостоятельная работа на уроках биологии"

Учитель естествознания - профессия особая, очень уж большие задачи стоят перед ним: большая ответственность и большая любовь. Цикл предмета естествознания это, прежде всего, творческий труд учителя.Од...

Исследовательская работа по теме "Проектные задания как форма работы в среднем звене и старших классах: назначение, содержание, своеобразие организации"

Цели работы:: теоретически  и практически обосновать важность применения проектных заданий как одной из эффективных форм работы с учащимися в среднем звене и старших классах средней общеобразоват...

Всероссийской научно-практической конференции на тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельности в школе и вузе» Научно-исследовательская работа по теме: « Возрождение старинных традиций и обычай на основе материалов школьного

Всероссийской научно-практической конференциина тему: «Организация эколого-краеведческой исследовательской деятельностив школе и вузе»  Научно-исследовательская работа по теме: ...