О чём могут рассказать имена людей и названия городов. Урок 1.
план-конспект урока (5 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_chyom_mogut_rasskazat_imena_lyudey_i_gorodov.urok_1.docx | 41.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шелаболихинская средняя школа № 1»
Конспект урока по русскому родному языку
«О чём могут рассказать имена людей и названия городов». Урок 1.
(5 класс)
Автор: Плесовских Евгения Владимировна, Учитель родного (русского) языка и родной литературы с. Шелаболиха 2021 г. |
Тема урока: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов».
Цели:
- дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени;
- показать связь имен с историей определенной эпохи;
- дать понятия ономастика и антропонимы, уметь различать их понятия;
- развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения;
- сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени выявлять связь имен с историей государства, профессией;
- уметь отличать имена иноязычные от исконно русских;
- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность;
- национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.
Планируемые результаты.
Личностные:
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
- уважительное отношение к имени, формирование чувства самоуважения и уважения к другим, учебно-познавательного интереса к учебному предмету.
Познавательные:
- самостоятельно делать выводы,
- перерабатывать информацию, полученную на занятии,
- осуществлять анализ ситуации,
- проводить сравнение, группировку, обобщение.
Регулятивные:
- определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;
- воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам;
- умение подбирать образные выражения;
- разбирать случаи из жизни и художественной литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки;
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать других;
- высказывать свою точку зрения;
Предметные: распознавание имен традиционных и новых, популярных и устаревших, а также имен, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определенную стилистическую окраску;
Методические приемы: слово учителя, сообщения учащихся, активизация мышления посредством выполнения творческих заданий, использование межпредметных связей с литературой, историей, древними языками; исследование происхождения и значения имен.
Технологии: коммуникативная технология, обучение в сотрудничестве, организация исследовательской деятельности, ИКТ.
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивационный этап.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Учитель, показывая на глобус:
-Что это такое? (Глобус.) (Слайд 2)
-Для чего нам нужен глобус? (Чтобы рассматривать мир.)
- Глобус – это маленькая модель земного шара. (Слайд № 3) Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более «200 наций. Все они похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)
- Чем отличаются новорожденные дети, которые только родились? (Рассуждения детей.)
- Новорождённые дети почти всё время спят, их трудно отличить друг от друга. Чтобы мамы их не перепутали, врачи прицепляют малышам на ручку бирочки с номером (цифрой). Дети, а вам приятно бы было, если вас называли цифрой? (Нет.)
2. Этап актуализации знаний. Формулирование темы урока.
- Дети, посмотрите друг на друга. Чем вы отличаетесь друг от друга? (ростом, цветом волос и глаз, походкой, тембром голоса, возрастом, характером и т.д.)
- У каждого человека есть что-то такое чего нельзя увидеть, но это отличает его от других. Об этом мы и будем говорить на уроке. Но чтобы узнать, о чём мы будем разговаривать, - отгадайте загадку:
«И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И у дочки есть,
И у внучки есть,
И у лошадки есть,
И у собачки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать». (Имя.)
- О чем будем говорить на уроке? (об именах) (Слайд 4)
- Правильно, но не только об именах. Кстати, кто знает значение своего имени, поднимите руку? (ответ детей)
Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какую цель вы поставите перед собой? Что вы должны узнать к концу урока?
Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена. Поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.
- Эпиграфом нашего урока будет высказывание Гомера. Прочитаем его вслух. (Слайд 5)
«Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…»
(Гомер)
- Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления о именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера? ( Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку).
- Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка. Посмотрим, какие имена у нас есть в классе, Каждый назовите свое имя.
3. Этап открытия новых знаний. Введение в тему урока.
- А что же такое имя? (Слайд 6)
По словарю Т.Ф. Ефремовой:
«Имя – это наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других».
По словарю В.И. Даля:
«Имя – это названье, наименованье, слово, которым зовут, означают особь, личность».
- Что записано на экране? (разделы языкознания). Какое слово вам не знакомо? Какие есть предположения, что оно может обозначать?
Раздел языкознания, изучающий имена собственные, называется ономастикой (от греч. оnomastike – «искусство давать имена»). (Слайд 7)
- Ономастика изучает также клички животных (Шарик, Мурзик), имена небесных тел (Большая медведица) и др.
- Лингвисты личные имена людей называют антропонимами (от греч. anthropos – «человек» и оnyma – «имя»). (Слайд 8)
- Может ли человек жить без имени? Почему?
Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда знакомятся с кем-то или приходят первый раз куда-то, - это имя. Без имени нельзя обойтись. Человека можно лишить всех богатств, но нельзя лишить имени.
- Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. В Древней Руси в далеком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя. Можете назвать? Это рекло (от слова нарекать), назвище, прозвище, название, прозвание, проименования.
Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.
Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
-Итак, в старину у древних славянских племён была своя традиция именования людей. И сейчас мы с вами выясним первую тайну именования людей. Я раздам вам карточки с названиями групп, к ним вы подберёте подходящие имена.
Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава, Кудряш (Внешность человека)
Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса (Черта характера)
Ждан, Большак, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
Метелица, Снегурочка. (Явления природы)
Заяц, Волк, Соловей, Кот (Названия животных)
- Я вижу, что вы уже готовы, давайте сверимся, что у вас получилось. (Слайд 9)
- Ребята, на что похожи эти имена? (прозвища)
- Прозвища основывались на каких-то броских признаках внешности (например – носатый, горбатый, однорукий, рыжий), чертах характера (добрая, злыдень) или роде занятий (кузнец, резчик по кости, лекарь).
Древние имена совсем не похожи на современные. Наши предки верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Поэтому уже тогда к наречению имени относились очень серьезно. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды.
Например, Прокудой могли прозвать шаловливого ребенка, Квашней — полного, Голованом — мальчика с большой головой, а Шевкуном — человека с невнятной речью.
Иногда прозвища указывали и на род занятий носителей. Так, в древних документах сохранились сведения о семье рыбаков, все члены которой носили «рыбьи» прозвища: Карась, Щука, Лещ.
- А как, по вашему мнению, могло появиться имя Ждан? Наверное, родители очень ждали рождения ребенка, и когда он родился, назвали Жданом.
Конечно, так могли назвать ребенка, которого долго ждали. И вот он родился, и счастливые родители дали своему малышу такое «говорящее» имя.
- А как появилось имя Первой, Второй? Родители просто указали порядок рождения детей. Вот и появились эти имена.
- Некоторые языческие славянские имена известны вам из художественной литературы. Где, в произведениях каких жанров вы могли встреть эти имена? В былинах, в сказках.
- Все вы знаете героя русских былин Добрыню Никитича. Как же могло появиться это имя?
Это имя мог получить человек, обладавший такой чертой характера, как доброта. Или он мог быть хорошим, т.е. добрым мастером в каком-либо деле.
- Из былин о Илье Муромце известно вам и имя Соловей. Как вы считаете, кого могли называть таким именем? Такое имя, скорей всего, давалось в древности талантливым певцам.
От его свиста травушка-муравушка к земле приклонялась, деревья гнулись и качались, а люди падали замертво. Этот разбойник, плененный Ильей Муромцем, очевидно, получил свое имя, потому что свистел не только очень сильно, но и виртуозно.
- А вот как быть с такими именами: Неудача, Нелюб, Нехорошей, Кривой и даже Дурак? Может быть, под таким именем родители просто прятали своего ребенка от злых духов?
Действительно, скорее всего, это имена-обереги, за которыми ребенка скрывали от нечистой силы, способной его погубить. Действительно, ну кто же позарится на Болвана, Кислокваса, Опухлого или Кривого?. Вот так и звали ребенка на людях, а дома он превращался в Любима, Ждана или Богдана.
- Действительно, после принятия христианства на Руси (конец 10 в.) положение изменилось, и привычные славянские языческие имена стали заменяться христианскими. (Слайд 10).
По мере того, как роды соединялись в племена, племена – в союзы, появлялись люди, которых должны были знать все. Такими людьми были вожди, верховные жрецы и их близкие помощники. Не все уже могли их знать в лицо. Поэтому распоряжения вождя или предсказания жреца передавались от их имени.
Таких людей называли знатными – то есть всем известными.
Их имена имели значение, которое должно было влиять на их жизнь в нужном духе. Например, древнерусское имя Всеволод, дававшееся только князьям (военным вождям и правителям) означало пожелание «владей всем».
Знатные люди, имевшие в обществе более низкое положение, чем князья, тоже получали имена, но попроще, восходившие к древним прозвищам: Добрыня, Вышата, Гордята.
На Руси были и благородные имена: Людмила, Ростислав, Святослав, Святомир, Владимир, Всеволод, Станислав. И сейчас по прошествии многих веков мы сможем легко истолковать значение имени. Например, Владимир — «владеющий миром», Людмила — «милая людям», Светлана –«светлая», Богдан — «ребенок, данный Богом», Владислав — «владеющий славой», Всемил —«всеми любимый», Ростислав — «возрастающая слава». (Слайд 11)
Летописи утверждают, что первой христианкой на Руси стала княгиня Ольга, жена князя Игоря и мать прославленного воина князя Святослава. Ее имя Ольга (Хельга) означало «святая, светлая». Княгиня крестилась и при крещении получила новое имя. Поступив под покровительство давно умершей матери римского императора Константина, она стала, как и та, называться Еленой, что по-гречески значит «свет, сверкающая, факел».
Более двух веков для русских князей было характерно иметь два имени – одно христианское, греческое, а другое – древнерусское, уходящее корнями в дохристианские времена. Причём именно последним пользовались чаще.
. У бояр и дворян также имелось, обычно, два имени: одно – христианское, а другое, употребительное – старорусское. Такие имена встречаются даже в даже в исторических документах. (Слайд 12)
Простые люди – крестьяне и жители городов тоже при крещении получали иноземные имена христианских святых, но в жизни называли друг друга по прозвищам. (Слайд 13)
В документах имена незнатных людей долгое время писались в уничижительной форме. (Слайд 14)
- А что такое святцы вы знаете?
Словарь Т.А. Ефремовой: «Святцы — это книга, содержащая перечень святых по дням их поминовения».
Словарь С.И. Ожегова: «Святцы – это церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения». (Слайд 15)
- Подберите и запишите в тетрадях однокоренные слова к слову святцы.
Это слова святой, святость, освятить, священный, святитель, освятить. Все эти слова имеют корень -свят-
- Правильно. Слова «святой» и «святцы» имеют общий корень и связаны по смыслу.
- С принятием христианства на Руси установилось новое правило. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.
В условиях, когда у простых людей появляются имена, вновь возникла необходимости выделять представителе знати. Они добавляют к собственному имени имя отца – «именуют по отечеству» - так появляется отчество. (Слайд 16)
Фамилия (латинское familia – семья) - родовое наименование лица, приобретаемое при рождении. На Руси фамилии начали появляться: 500 лет назад. Чтобы различать бояр и дворян, во множестве служивших Великому московскому князю, а затем, с 1547 года – московскому царю, имени и отчества было уже недостаточно. Для несения службы, получения наследства нужно было точно определять принадлежность служилого человека к определённому роду.
На эту принадлежность, то есть наличие для всех её носителей одного предка по мужской линии, и указывает фамилия, которая, в отличие от имён и отчеств, переходила от отцов к детям неизменной. То есть, вспоминая своих предков по мужской линии – отца, деда по мужской линии и так далее можно было выйти на человека, который первым начал носить эту фамилию.
Фамилии могли возникать из имён, отчеств, прозвищ, связанных с внешностью, характером или родом занятий, положением в обществе. Так, например, появились княжеские фамилии. (Слайды 17-18).
4. Включение в систему знаний. Закрепление.
Самостоятельная работа. стр. 72 №. 77
- Прочитайте текст. Какова главная мысль текста? (О заимствовании личных именах. Основная мысль: исторически одни и те же имена звучат неодинаково в русском языке и языках Европы).
«В каждом языке они перестраивались на свой лад в соответствии с нормами последнего» (Слайд 19.)
Иван – Ян (польск.) – Джон (англ.). Чан – (кит).
Андрей – Анджей (польск.) – Андре (франц.).
Георгий – Джорж (англ.)
Евгений – Юджин (англ.)
Михаил – Майкл (англ.) – Михель (франц.), Михал (польск.)
Петр – Пьер (франц.) – Пит (англ.)
Мария – Мэри (англ.) – Мари (франц)
- Существует ли мода на имена?
Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.
5. Подведение итогов.
- Об именах сложены пословицы и поговорки, передающие суть отношений наших далеких предков к имени. Перед вами на экране написаны слова, постарайтесь сложить из этих слов известные вам пословицы и поговорки, в которых речь идет об именах. (Слайд 20)
- Арсенья ждать до воскресенья.
- Был Савва, была и слава.
- Говорят про Фому, а он про Ерему.
- Ребята, а как вы понимаете смысл сложенных вами пословиц?
Первая пословица говорит о неторопливом человеке, который вовремя не делает порученное ему дело.
Вторая пословица про славу и людскую молву: пока жив человек, о нём говорят люди, обсуждают его поступки, а когда его не стало, то о нём забыли.
Третья пословица о том, что люди в разговоре могут друг друга не понимать, говорить совершенно о разных вещах (понятиях).
Тест (Слайды 21-24):
1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) родители свободно выбирали имя
В) имя было характеристикой человека
2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) по роду занятий
В) по месту жительства
3. «Образуйте имена от следующих сочетаний слов» (Слайд)
Владеть миром - Владимир
Владеть всем - Всеволод
Любить мир - Любомир
Свято славить - Святослав
Милая людям - Людмила
Данный Богом - Богдан
4. Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.
Валентин – Валентина
Василий – Василиса
Евгений – Евгения
Виктор – Виктория
Александр – Александра
Федор – Федора
Иван – Иванна
6. Рефлексия.
- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке?
- Интересно ли вам было на уроке?
- Для чего нам нужны эти знания?
- Где вы можете их применить?
- Что больше всего вам понравилось?
- О чем же может рассказать имя?
- Нужны ли современным людям клички и прозвища?
- Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.
Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.
7. Домашнее задание:
1. Запомнить термины ономастика и антропонимы.
2. Составить словарик личных имен. Включите в него имена родителей, родственников, друзей. Укажите происхождение каждого имени, почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу. На портале «Грамота.ру» можете использовать Словарь личных имён. (Слайд 25)
Использованные источники:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виртуальная экскурсия «Имена знаменитых людей в названиях улиц нашего села» 8-9 класс
Виртуальная экскурсия«Имена знаменитых людей в названиях улиц нашего села»8-9 класс...
О чём могут рассказать имена людей
К уроку родного русского языка...
О чём могут рассказать имена
Урок русского родного языка по учебнику О. Александровой. 5 клсс. Читательская граммотность, разные формы работы....
Методическая разработка "О чем могут рассказать имена"
Конспект урока по русскому родному языку в 5 классе на тему «О чем могут рассказать имена людей» поможет дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собствен...
Технологическая карта урока на тему "О чём могут рассказать имена людей"
Урок русского родного языка...
Родной язык. О чём могут рассказать имена?
Урок русского родного языка в 5 классе. История и значение своего имени. Имя - талисман, имя - оберег, тайна имени. Творческая работа инициалы (буквицы)...
Технологическая карта родного русского языка в 5 классе "О чем могут рассказать имена людей и названия городов?"
Тема урока: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов».Тип урока: открытие новых знанийФорма урока: практикумЦели урока: Образовательная: дать представ...