Родной язык. О чём могут рассказать имена?
план-конспект урока (5 класс)

Дубовая Ирина Вячеславовна

Урок русского родного языка в 5 классе. История и значение своего имени. Имя -  талисман, имя - оберег, тайна имени. Творческая работа инициалы (буквицы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка открытого урока по русскому родному языку

Дата:24.05.2023г.

Учитель: Дубовая Ирина Вячеславовна, высшая категория

Класс:5 «Б»

Предмет: русский родной язык

Тема: О чём могут рассказать имена людей?

Цели: 

 1) дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени;

2) дать понятия ономастика и антропонимы, уметь различать их понятия;

3) развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения;

4)развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность;

5)национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени;

Развивающая: развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения; профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность.

Воспитательная: воспитать человеческое достоинство, уважение к личности; чувство ответственности за свои дела и поступки.

Планируемые результаты.

Личностные: 

  • умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • уважительное отношение к имени, формирование чувства самоуважения и уважения к другим, учебно-познавательного интереса к учебному предмету.

Познавательные:

  • самостоятельно делать выводы,
  • перерабатывать информацию, полученную на занятии,
  • осуществлять анализ ситуации,
  •  проводить сравнение, группировку, обобщение.

Регулятивные: 

  • определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;
  • воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам;
  •  умение подбирать образные выражения;
  • разбирать случаи из жизни и художественной литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки;

Коммуникативные: 

  • участвовать в диалоге;
  • слушать и понимать других;
  •  высказывать свою точку зрения;

Тип: комбинированный (освоение новых знаний, применение новых знаний).

Вид:  учебно-творческой деятельности.

Метод: интерактивный (объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, проблемно-развивающий, алгоритмический).

Методические приемы:  слово учителя, сообщения учащихся,

Технологии: 

Учебник: «Русский родной язык», О.А. Александрова, М «просвещение» 2020г., стр 70 $9

Слово учителя:

Сегодня на уроке русского родного языка мы продолжаем изучать тему о чём могут рассказать имена людей?

Давайте откроем тетради и запишем тему и эпиграф нашего урока.

“Не имя красит человека, а человек имя”

Как понимаете эпиграф сегодняшнего урока?

Имя сопровождает человека с первых и до последних дней жизни, ещё до появления на свет родители думали над тем, как назвать ребёнка.

Давайте посмотрим какие есть имена в нашем классе (по цепочке первый ряд)

Человек живёт среди людей и ему необходимо общаться с ним, а при общении люди друг друга называют по имени) по цепочке назвать имя соседа по парте)

Первое, что спрашивают, когда знакомятся с кем-то или приходят первый раз куда – то –это имя (третий ряд спрашивают имя у соседа по парте) (как тебя зовут? Вика)

Без имени нельзя обойтись. Человека можно лишить всех богатств, но нельзя лишить имени.

 Имена имеют свою историю. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь возрождаются.

В наших именах отражается быт, верования, история народа. Наши предки верили, что имя данное человеку срастается с ним и имеет таинственную силу.

Первичное усвоение новых знаний.

Фронтальный опрос

Как называется наука о собственных именах?

Как называется наука о человеке?

Что такое имя?

Кто знает, что обозначает слово именины?

Как понять календарное имя?

Кто такие тёзки?

Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

Приём «Верите ли вы…?

Верите ли вы, что есть сказочные имена?

Верите ли вы, что есть имена,  которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку?

Верите ли вы, что есть название  цветов, в  которых встречаются имена собственные?

Верите ли вы, что имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево?

Верите ли вы, что если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку?

Верите ли вы, что существует мода на имена?

Словарная работа.

Ономастика –наука о собственных именах.

Наука, изучающая любые имена собственные, историю их возникновения,

Имя - личное название человека, которое ему дают при рождении

Таинственная сила имени –влияние имени на судьбу, тайна происхождения

 Имя – оберег – имя святой покровительнице, которая оберегает. Имя способное защитить человека, помочь ему в достижении целей, оградить от бед и ненастий.

Имя – талисман –«подарок судьбы», «амулет». 

Буквица – это древнейший элемент оформления текста.

Инициалы — начальные буквы имени, отчества, фамилии

Усвоение знаний

Знаешь ли ты, из какого языка пришло твое имя?

- Что оно обозначает?

- Нравится ли тебе твое имя?

 - Знаешь ли ты, кто тебя назвал?

- Как вы думаете, наши имена все русские?

Работа в тетради

Запишите своё имя, запишите своё полное имя, запишите сокращённое.

Запишите  своё имя, как вас буду называть, когда будите взрослыми.

Напишите, как тебя называют ласково. Обидно.

Слово учителя

Казалось бы, имя человека – это всего лишь набор букв и звуков. Однако эти звуки передают большой объем информации, которая, так или иначе, воспринимается окружающими людьми. Имя оказывает огромное влияние на характер человека. Оно способно смягчить или усилить отдельные черты, и даже оказывает влияние на положение человека в обществе.

Давайте запишем понятие слова БУКВИЦА

Сообщение учителя:

Давайте побольше узнаем о буквице.

Буквица – это древнейший элемент оформления текста. Буквицу ставили в начало текста, делали её большого размера. Богато расцвечивали разнообразными орнаментами. Часто в орнаменте использовались изображения животных и птиц. Самый древний был растительный. В написании использовались листья, цветы, стебли.

Так буквица дошла до наших дней. Её можно увидеть в художественных произведениях, в газетах, журналах, статьях. Таким образом, буквица служит не            только для оформления текста, украшает его, но и символизирует начало. 

Найдите и подчеркните в именах, которые мы записали БУКВИЦУ, заглавную букву. Подберите синоним к слову БУКВИЦА (Инициал)

Орфография

Какое правило русского языка нам сегодня понадобятся

Вспомните и расскажите правило о написании имён, отчеств и фамилий людей.

Как пишутся?

Творческая работа

Но ваших красивых буквиц в этой чудесной стране нет. Давайте исправим это. Нарисуйте самые красивые буквицы – первую букву своего имени. Я думаю, что ваши буквицы захотят остаться в сказочной стране. Давайте творить?!

Объяснение задания: каждый из вас подберет красивые гармоничные цвета для своей буквы, постарается украсить её узором. Нужно постараться изобразить свою букву во весь лист.

Пошаговое исполнение:

1. продумать цветовое решение буквы

2. продумать цветовое решение рамочки

3. украсить буквицу узорами: цветы, листья, волнистые линии, кружочки.

4. украсить узорами рамочки.

Самостоятельная творческая работа. Выдать лист бумаги, карандаши на парте)

Рефлексия: Выставка и подведение итогов:


В конце занятия из рисунков с буквицами оформляется выставка. Дети вместе с педагогом обсуждают работы и радуются результату творческого поиска.

Педагог подводит итог:

- Какие красивые Буквицы вы нарисовали! Все ваши буквицы разные, нарядные, не похожие.  Все сегодня проявили себя как хорошие художники и дизайнеры. Молодцы, ребята!

Домашнее задание: разработать форму заглавных букв в форме буквицы к сказкам, оформить узором.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 5 классе I вид, I отделение, I вариант Тема: «О чем могут рассказать египетские пирамиды"

Число: 19.12.12Тема урока: О чём могут рассказать Египетские пирамидыЦели и задачи урока:            1) учебная – знакомство с легендой о Сфинксе...

Классный час «О чем могут рассказать семейные традиции русского народа» (5 класс).

Цель: Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, русский народ; формирование семейных ценностей Задачи: Привитие интереса к семейным ценностям; Формирование положительного отношения, уважения к...

Где растут лишайники, о чем они могут рассказать

Внеурочное занятие "Где растут лишайники о чем они могут рассказать" ...

«Что могут рассказать банкноты о своем народе»

        С денежными знаками своей страны человек знакомится еще в семье, через родителей: на какой бумаге их печатают, какие на них рисунки и узоры. Мы обращаем внимание, чт...

Технологическая карта родного русского языка в 5 классе "О чем могут рассказать имена людей и названия городов?"

Тема урока: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов».Тип урока: открытие новых знанийФорма урока: практикумЦели урока:     Образовательная: дать представ...