Технологическая карта родного русского языка в 5 классе "О чем могут рассказать имена людей и названия городов?"
план-конспект урока (5 класс)

Кожанова Наталья Владимировна

Тема урока: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов».

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: практикум

Цели урока:

     Образовательная: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к

                                       собственному имени; показать связь имен с историей

                                       определенной эпохи

 

      Развивающая: развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и

                                  систематизировать материал, создавать на его основе собственного

                                  рассуждения; сформировать умение через лексико-грамматический

                            анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства,

                            профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских;

                            развивать индивидуальные творческие способности учащихся,  

                            инициативу, любознательность и самостоятельность.

 

Воспитательная:  воспитать человеческое достоинство, уважение к личности;

 

Планируемые результаты:

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

                                    уважительное отношение к имени, формирование чувства самоуважения и уважения к другим,                                    

                                    учебно-познавательного интереса к учебному предмету.

 

Познавательные:  самостоятельно делать выводы перерабатывать информацию, полученную на занятии,

                                  осуществлять анализ ситуации, проводить сравнение, группировку, обобщение.

 

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;

                             воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам;

                             умение подбирать образные выражения; разбирать случаи из жизни и художественной

                            литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки;

 

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других;высказывать свою точку зрения;

 

Предметные: распознавание имен традиционных и новых, популярных и устаревших, а также имен, входящих в

                         состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определенную стилистическую окраску;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА №1 г. МОЗДОКА.

363750, РСО - Алания, г. Моздок, ул. Кирова,   91                    тел., факс:(8-867-36) 2-25-11

E-mail: school1mozdok@rambler.ru

   

Исх.  от «19» сентября  2023 г.   № 164

Технологическая карта урока русского родного языка в 5а классе

Учитель:  Кожанова Наталья Владимировна

Класс: 5а

Предмет: русский родной язык

Тема урока: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов».

Тип урока: открытие новых знаний

Форма урока: практикум

Цели урока:

     Образовательная: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к

                                       собственному имени; показать связь имен с историей

                                       определенной эпохи

      Развивающая: развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и

                                  систематизировать материал, создавать на его основе собственного

                                  рассуждения; сформировать умение через лексико-грамматический

                            анализ слова – имени; выявлять связь имен с историей государства,

                            профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских;

                            развивать индивидуальные творческие способности учащихся,  

                            инициативу, любознательность и самостоятельность.

Воспитательная:  воспитать человеческое достоинство, уважение к личности;

Планируемые результаты:

Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

                                    уважительное отношение к имени, формирование чувства самоуважения и уважения к другим,                                    

                                    учебно-познавательного интереса к учебному предмету.

Познавательные:  самостоятельно делать выводы перерабатывать информацию, полученную на занятии,

                                  осуществлять анализ ситуации, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий;

                             воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам;

                             умение подбирать образные выражения; разбирать случаи из жизни и художественной

                            литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки;

Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других;высказывать свою точку зрения;

Предметные: распознавание имен традиционных и новых, популярных и устаревших, а также имен, входящих в

                         состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определенную стилистическую окраску;

         

Методические приемы:  слово учителя, сообщения учащихся, активизация мышления посредством выполнения

                                             творческих заданий, использование межпредметных связей с литературой, историей,

                                            древними языками; исследование происхождения и значения имен.

Технологии: коммуникативная технология, обучение в сотрудничестве, организация исследовательской

                        деятельности, ИКТ.

Учебно-дидактический комплекс

1.Источники информации:

-авторские интерактивные задания, составленные на основе материала из разных источников;

-интернет сайт;

-распечатки с интернет сайтов.

2.Оборудование:

-интерактивная доска, индивидуальные компьютеры.

3.Дидактическое сопровождение:

-интернет -  справочники;

-рабочие листы и листы взаимоконтроля и взаимооценки;

Этап урока

Методы обучения

Содержание деятельности

Формируемые УУД

учителя

ученика

I.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Слово учителя

Доброе утро, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Я хочу пожелать вам сегодня хорошего настроения. Сейчас посмотрите друг на друга и улыбнитесь! Повернитесь к нашим гостям улыбнитесь им тоже и поздоровайтесь. Пусть ваши улыбки подарят всем радость

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем.

Регулятивные УУД: прогнозирование – предположение результата и уровня усвоения материала.

2. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: определение учащимися темы урока, целеполагание).

Слово учителя, беседа

Сообщает тему урока, ставит учебную задачу в форме проблемных вопросов:

- Скажите,  пожалуйста, как можно назвать тех, кто присутствует в классе? (Правильно, люди)

-А чем мы похожи? ( У всех у нас есть тело, руки, ноги. Но мы в тоже время отличаемся друг от друга. Чем мы отличаемся? (ростом, возрастом, цветом волос, цветом глаз, походкой)

-И у каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но можно услышать. Подумайте что же это? Нас не было- оно бы ло, нас не будет- оно будет.(ИМЯ) Так о чем же мы будем сегодня говорить на уроке? (Об имени)

-А легко ли выбрать имя?(НЕТ)

-Что для этого нужно знать? (историю имени)

Какую цель мы должны поставить перед собой?

( Постараемся проследить историю возникновения имен. Узнаем о том, как зарождались имена. Поговорим о том, что могут означать имена, узнаем зачем человеку имя. А также узнаем много нового и необычного, что связано с именем).

Учитель корректирует предложенные формулировки

Отвечают на вопросы, определяют  с помощью учителя тему и формулируют цели урока.

Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование

КоммуникативныеУУД: при необходимости отстаивают свою точку.

3. Введение в тему

Эвристический

анализ эпиграфа.

Учитель дополняет, корректирует индивидуальные высказывания учащихся, поясняет, обобщает.

Прочитайте эпиграф. Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления об именах выразил в этих стихотворных строках.

- Как вы понимаете слова Гомера? (Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку).

– Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой. Человек проносит имя через всю жизнь. Сегодня мы узнаем, о чем могут рассказать наши имена. Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от всех других, единственный и неповторимый.

– Личные имена людей лингвисты называют антропόнимами (написать на доске!) (от греч. anthrὄpos – "человек" и onyma – "имя"), а имена географических объектов – топόнимами (написать на доске!)  (от греч. topos – "место", onyma – "имя". Раздел языкознания , изучающий имена собственные, называется онома́стикой (от греч. onomastikĕ – "искусство давать имена"). Также ономастика изучает клички животных, имена небесных тел.

Контролирует выполнение работы, помогает в случае необходимости.

Отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы.

Познавательные УУД: умение строить монологическое высказывание на основе слайда презентации ;

Коммуникативные УУД: анализируют материал и обсуждают варианты ответов;

Регулятивные УУД: выявлять черты сходства и различия, осуществлять сравнение;

 

4.Этап открытия новых знаний.

Групповая работа, фронтальный опрос

Дает оценку ответам.

- А что же такое имя?

 « Имя - наименование человека, даваемое ему при рождении и отличающее его от других».

Может ли человек жить без имени? Почему? ( человек живет в обществе, общается с людьми. При общении люди обращаются к друг другу по имени. Без него нельзя обойтись.)

В Древней Руси, в далеком прошлом, существовал ряд слов, имеющих тоже значение, что и слово «имя». Древние русские имена были своеобразной характеристикой людей. Имя давалось человеку как примета,  по которой его можно было выделить из семьи и рода.

Работа с видеофрагментом.

– Посмотрите видеофрагмент и ответьте после просмотра на вопросы:

 – Какой принцип был заложен в некоторых фамилиях? (Они содержали название рода деятельности человека).

– Чем отличается имя от фамилии? (Имя – это личное для человека, а фамилия – более широкое понятие, общее для каждой семьи.  Фамилия передается по наследству: от родителей к детям).

Работа по тексту, ответы на вопросы.

Высказывают свою точку зрения

Познавательные УУД: осознание роли имени в жизни человека; характеристика лексики с точки зрения происхождения имен;

Предметные УУД: способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Регулятивные УУД: находить в видеофрагменте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

5. Групповая работа. Поиск информации ( на столах у детей таблица «Происхождение имен в Древней Руси)

Групповая работа

– Древние имена совсем не похожи на современные. Наши предки верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды. Древним, языческим русским именем могло стать любое слово. До введения на Руси христианства личные имена были похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу..

– Давайте изучим материал, который лежит у вас на партах «Происхождение имен в Древней Руси»

 – Было когда-то у славян имя Волчий Хвост, и считалось оно очень достойным. В X веке его гордо носил один из воевод князя Владимира. И был он прекрасным воином и искусным степным ловцом и охотником. В какую группу можно отнести это имя? (Имя дано от особенностей поведения).

– А как появилось имя Первый, Второй? К какой группе можно отнести эти имена? (Родители указали порядок рождения детей. Имя-номерок).

 – Некоторые языческие славянские имена известны нам из художественной литературы. Где, в произведениях каких жанров вы могли их встретить? (В былинах и сказках).

– Все вы знаете героя русских былин Добрыню Никитича. Как же могло появиться это имя? (Это имя мог получить человек, обладавший добротой, или он мог быть добрым мастером в каком-либо деле).

– К какой группе по способу образования можно отнести это имя? (Имя, зависящее от особенностей поведения).

– Из летописей известен нам и человек по имени Кожемяка. Как же он получил свое имя? (По роду занятий).

– Мял человек кожи, обладал силой немереной, вот и получил такое имя.

– А вот как быть с такими именами: Неудача, Нелюб, Нехороший, Кривой? (Родители просто прятали своего ребенка под таким именем. Это имена-обереги).

– Действительно, скорее всего, это имена-обереги, за которыми ребенка скрывали от нечистой силы, способной его погубить. Действительно, ну кто же позарится на Болвана, Кислокваса, Опухлого или Кривого? Вот так и звали ребенка на людях, а дома он превращался в Любима, Ждана или Богдана.

– Сейчас вы выполните групповое задание: распределите старинные имена на группы по способу образования.

 Заяц, Косой, Кудряш, Мал, Дорога,Второй, Снегурочка, Суббота, Добряк, Зима, Метелица, Несмеяна, Молчан, Черныш, Кот,Умник, Милава, Третьяк, Волк, Первак, Соловей, Плакса.

Карты урока на столах с заданием.(1 группа – от особенностей внешности человека; от особенностей поведения;

2 группа – имя-номерок; по месту и времени рождения;

3 группа – по явлениям природы; от названий животных)

Правильные ответы:

 1 группа: Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава. (От особенностей внешности человека). Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса. (От особенностей поведения).

2 группа: Первак, Третьяк, Второй. (Имя-номерок). Суббота, Зима, Дорога. (По месту и времени рождения).

3 группа: Метелица, Снегурочка. (По явлениям природы). Заяц, Волк, Соловей, Кот. (От названий животных). – Проверим выполненное задание.

- Ребята, на что похожи эти имена? (на прозвища)

Работают в группах, вносят ответы в карту урока

Коммуникативные УУД:

умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, отвечать на вопросы;

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Физ.минутка (пауза релаксации).

Участие в физкультурной паузе, которая создает условия для снятия переутомления у детей и разнообразит виды деятельности на уроке.

Создаёт игровую ситуацию

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

 - Молодцы, садитесь на свои места.

Выполняем рекомендации учителя, следуем в соответствии с алгоритмом выполнения упражнений.

Личностные УУД:

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни; установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

6.Первичное закрепление. (Интерактивное задание)

Контроль

Выдает задание, осуществляет контроль.

- Образуйте от словосочетания имя.

- Новый период в истории русских имён наступил после введения христианства, вместе с которым вошли в практику наименования так называемые календарные имена — имена христианских святых, включённые в церковные календари. Имя давали ребенку при крещении. Оно обязательно должно было совпадать с церковным календарем. Многие  древнерусские имена сохранились в употреблении до наших дней: Ярослав, Вячеслав, Всеволод

Владеть миром- (Владимир)

Владеть всем- (Всеволод)

Любить мир- (Любомир)

Свято славить – (Святослав)

Милая людям- (Людмила)

Данный Богом – (Богдан)

Работают у доски по очереди несколько учеников

Личностные УУД: действие смыслообразования; оценивание усвояемого содержания

Познавательные УУД: применение методов информационного поиска. Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составление; подведение под понятие;

Коммуникативные УУДумение формулировать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД: оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

7. Задание в формате НИКО

Самостоятельная работа

Выдает задание, осуществляет контроль.

- У вас на столах лежит практическое задание. Каждый из вас внимательно читает текст и восстанавливает его, правильно распределив предложения.

–  Задание 1. Восстановите текст, расположив его части в правильном порядке. Впишите последовательно буквы в строку ответа.

 A. Пошло же это выражение от каторжан.

 B. Так, "Иванами, родства не помнящими" и записывали их в полицейские протоколы.

C. Бежавшие с каторги люди, попадая без документов в руки полиции и желая скрыть свое прошлое, все, как один, именовали себя "Иванами", а на вопросы о родичах отвечали, что "родства своего они не помнят".

D. В дореволюционные годы существовало ходячее выражение "Иван, родства не помнящий".

 F. В переносном смысле так называли людей без всяких традиций, ко всему равнодушных. (Ответ: DACBF).

Ребята, определите тип речи. (повествование) В нем говорится о действиях, событиях, можно задать к тексту вопрос ( ЧТО ПРОИЗОШЛО?).

Задание 2. Укажите предложение, в котором верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Впишите нужную букву в строку ответа.

 A. Бежавшие с каторги люди желали скрыть свое прошлое.

 B. Значение выражения "Иван, родства не помнящий".

C. Происхождение выражения "Иван, родства не помнящий". (Ответ: C).

- Так  какое же название мы бы дали этому тексту?

Задание 3. Как вы думаете, почему беглые каторжане выбирали имя Иван? Запишите полный ответ в своих картах урока.

 (Имя Иван называлось при этом совсем не случайно: издавна оно считается типичным, характерным русским именем, любимым в нашем народе). – Проверим выполненные задания.

Работают с текстом, выполняют самостоятельно задания.

Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные УУД: смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор последовательности изложения мыслей; извлечение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: умение работать самостоятельно, выделять главную мысль текста.

8. Задание в формате ВПР.

Слово учителя

Предлагает выполнить задание в формате ВПР.

- Запишите своё имя в разных вариантах. Кто и в каких ситуациях вас так называет, какой из вариантов имени нравится больше всего? Напишите памятку для своих родных и друзей, чтобы они знали, как именно к вам лучше обращаться в разных ситуациях.

(Модель ответа. Ваня – так меня зовут учителя и знакомые.

Ванёк – так меня зовут друзья, когда мы вместе играем.

 Ванюша – так меня зовут дома мама и бабушка, а иногда и папа.

 Иван – так меня чаще всего зовёт папа, когда я что-то сделаю не так.

Мне нравится моё имя в любом из этих вариантов, потому что так звали моего дедушку, который погиб на войне, я им очень горжусь. Мне бы очень хотелось обратиться к папе и попросить его использовать чаще имя Ванюша, хотя я, конечно, понимаю, что папа обращается ко мне как к взрослому – Иван, потому что хочет, чтобы я отвечал за свои поступки, а не вёл себя как несмышлёный ребёнок.

Выполняют творческое задание.

Регулятивные УУД:  владение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности;

Познавательные УУД: осознание роли имени в жизни человека;

Коммуникативные УУД: умение составлять небольшие связные тексты, «удерживая» логику повествования.

7.Рефлексия (5 минут).

Групповая, составление синквейна.

-Составить синквейн по теме урока (стихотворение, состоящее из 5 строк).

В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – высказывание, несущее определённый смысл.

5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Что нужно сделать ещё для решения поставленной задачи?

- Где можно применить новые знания?

Дети с помощью учителя предлагают свои варианты ответа

Регулятивные УУД:

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Домашнее задание

Индивидуальная

1. Запомнить термины ономастика и 

антропонимы.

2. Составить словарик личных имен. Включите в него имена родителей, родственников, друзей. Укажите происхождение каждого имени,  почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу. На портале «Грамота.ру» можете использовать Словарь личных имён.

Записывают домашнее задание.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.

и. о. директора МБОУ СОШ №1 г. Моздок _____________________ И.М. Дементьева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему "Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа"

В технологической карте урока представлен подробный план работы учителя и учащихся по данной теме. Указаны формируемые универсальные учебные действия на каждом этапе урока....

технологическая карта урока русского языка на тему "Собственные и нарицательные имена существительные"

Данная технологическая карта разработана в соответствии с ФГОС. Русский язык. 5 класс. Т.А. Ладыженская. Тема урока "Собственные и нарицательные имена существительные....

О чём могут рассказать имена людей

К уроку родного русского языка...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Имена существительные общего рода»

Цель: познакомить обучающихся с понятием «общий род» у имён существительных...