Технологическая карта урока на тему "О чём могут рассказать имена людей"
план-конспект урока (5 класс)

Дубовая Ирина Вячеславовна

Урок русского родного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_rodnogo_yazyka.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского родного языка

Класс: 5

Тема: «О чём могут рассказать имена людей»

Учебник: О.М. Александрова, параграф 9, стр 70

Тип урока: открытие нового знания (2 урок по данной теме)

Цель: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени, развивать творческие способности учащихся, воспитать уважение к личности

Планируемые результаты:

предметные: расширить лингвистические знания учащихся;

познакомить с историей возникновения древнерусских и современных имен.

личностные: формировать положительное отношение к процессу обучения;

формировать интерес к учебному материалу.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» 5 класс, О.М. Александрова, презентация

Методические приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, активизация мышления по средством выполнения творческих заданий, использование межпредметных связей с литературой, историей.

Технологии: Технология критического мышления;

Основные термины, понятия: имя, имена людей, ономастика

Метод и формы обучения: частично-поисковый, словесный, наглядный, диалогический, творческий.

Технологическая карта урока

Этап урока

Метод и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика

Предполагаемые ответы учащихся

УУД

1.

Организационный момент.

Словесный: беседа

Практический: работать в тетради.

2 мин

Приветствие учащихся, создаёт эмоциональный настрой, проверяется готовность к уроку

Демонстрируют готовность к уроку

Регулятивные: контролируют свои действия

2.

Актуализация знаний.

Словесный:

беседа

Стадия  вызов - вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.

4 мин

Создание условий на восприятие учебного материала «ситуации на успех»

Слушают учителя

О чём могут рассказать имена людей? Что такое имя, значение имени

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь учителя

Эпиграф

«Не имя красит человека, а человек имя» Как вы понимаете данную пословицу?

отвечают

1.Пословица означает, что только от человека зависит, как его будут воспринимать другие люди.

2. Имя – наше второе «я» - сопровождает нас в кругу семьи, приятелей, друзей.

3. Каждый человек при рождении получает имя. Сами мы имя не выбираем, это делают наши родители, бабушки, дедушки или старшие братья и сестры. О том, что имя человека влияет на его характер и судьбу.

П: осознанное построение речевого высказывания.

Ценностно-познавательный этап

Опрос по цепочке

5 мин

Работа с §9

Фронтальный опрос

Как называется наука о собственных именах?

Как называется наука о человеке?

Что такое имя?

Кто знает, что обозначает слово именины?

Как понять календарное

имя?

Кто такие тёзки?

Что принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой?

Проверка знаний параграфа

Ономастика

Антропология

Имя - это слово, которым зовут личность

Это день памяти святого, праздник человека, который назван по имени святого

Имена христианских святых, включённый в церковный календарь

Тёзки – люди, которые носят одинаковые имена

(имя)

Проводится в начале урока и позволяет не только освежить в памяти пройденную тему, но и подготовить учащихся к восприятию нового материала

Л: способность к самооценке.

Приём «Верите ли вы…?

3 мин

Верите ли вы, что есть сказочные имена?

Верите ли вы, что есть имена,  которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку?

Верите ли вы, что есть название  цветов, в  которых встречаются имена собственные?

Верите ли вы, что имя этой девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево?

Верите ли вы, что если от имени мальчика отнять букву, вы получите имя девочки. Как зовут мальчика и девочку?

Верите ли вы, что существует мода на имена?

Ответ «Верю» или «не верю»

Верю

Верю (Саша, Женя)

Верю (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза)

Верю (Анна, Алла, Ада)

Верю (Коля – Оля; Вася – Ася)

Верю

Принцип позволяет не только проверить знания учащихся по теме, но и акцентировать внимание на построении логических цепочек.

Этап «открытия» новых знаний.

Функциональная грамотность - читательская грамотность

Работа с учебником

5 мин

Упр№77 Работа с учебником

Какова главная мысль

текста?

Стр 73 прочитать «Диалог культур»

Работать по учебнику.

Выполнять упражнение.

Самостоятельное чтение, нахождение важной информации.

Ответить на вопросы

Вопрос

Ответ

1.Какую функцию выполняют имена с разных языков?

2.Как называются имена, взятые из других языков?

3.С чем связанно массовое заимствование имён?

4.Как называется город, с которого пришли имена?

5. С помощью какого языка, были заимствованы имена?

6. Каким образом изменялись имена?

Переходят из одного языка в другой

Заимствованные

С религией

Византия

С латинского

С нормами; звуковые перестройки

Имена часто переходили из одного языка в другой. В каждом языке они перестраивались на свой лад.

Иноязычные имена

П: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Включение в систему знаний. Закрепление.

Есть имена иноязычные, заимствованные из других языков.

В наше время есть «модные» и «немодные» имена? Если есть, то какие?

Имена могут быть полными и неполными. Имена, с которыми мы обычно обращаемся друг другу, являются неполными, сокращенными. Однако, не все имена могут иметь сокращенную форму

Слушают учителя, отвечают, вступают в диалог

Баел- киргизское «богатый народ»

Сабрина-интернациональное, восточное –«терпеливая, надёжная»

Сезимай- киргизское-«чувственная»

Урсула-лат – англ –«медведица»

Оиша- арабское –«дающая жизнь»

П: осознанное построение речевого высказывания.

Работа в тетрадях

Запишите своё имя. Подберите полную форму своего имени.

Подберите краткую форму своего имени.

Как называют тебя близкие, друзья.

Запишите, как вы не любите, когда вас называют (обидно).

Можно ли ваше имя записать или произнести на иноязычном языке?

Запишите, как вас будут называть, когда вы будете взрослыми?

Вспомните и назовите известных вам людей с вашим  именем?

Записи в тетради

Ирина- Ира, Иринка-Иришка-Ирэн – Ирина Вячеславовна

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

Физминутка.

Физминутка (приложение №1)

2 мин

Закройте глаза, нарисуйте глазами своё имя, имя своей подруги (друга).

Выполняют действия по инструкции на внимание

Метапредметные: выполнять действия по алгоритму

Ценностно-рефлексивный этап

Опрос по цепочке

Итак, о чем же нам могут рассказать имена?

А знаете ли вы, что означает ваше имя? Почему вас так
назвали.

Вот, например, мое имя означает Ирина – древне греческое имя, означает «мир», «покой»

представление исследовательских работ своего имени;

отвечают

Александра – защитница

Егор – земледелец

Иван – помилованный богом

Сабрина – терпеливая

Урсула - медведица

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Творческая мастерская.

Приём составление «синквейна»

Синквейн (приложение №2)

Проверка по цепочке

5 мин

Составление «синквейна», проверка

 Что нового узнали  о своём имени и имени одноклассника?

самостоятельная творческая работа

АННА

Тихая, несмелая

Слушает, пишет, смотрит

Самая тихая в нашем классе

Подруга

ЕГОР

 Светловолосый, весёлый

Не пишет, балуется, разговаривает

Помощник солнца

Ученик

Метапредметные: выполнять действия по алгоритму

П: осознанное построение речевого высказывания.

К: использование критериев для обоснования своего суждения.

Домашнее задание:

Правила составление словарика

2 мин

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Слушают комментарии учителя, записывают домашнее задание

Упр. 80 –составление словарика личных имён с включением в него имён родителей, родственников, одноклассников, друзей + происхождение имён, популярность + вывод. Используем в работе Словарь личных имён на портале «Грамота.ру» (с. 76) – исследовательский проект.

Р: осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Итог урока.

Беседа.

Заключительное слово учителя

2  мин

Что нового узнали  о своём имени и имени одноклассника?

О чём может рассказать имя?

Что вы узнали нового на уроке?
Что понравилось и что было сложным?

Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам - своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её. Но какие бы имена мы не носили, что бы ни предопределяли нам они, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит, какой след оставит наше имя на земле.

Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми, с малой и большой родиной. Мне очень хочется, чтобы вы бережно относились к именам - своим и чужим, чтобы вы понимали, какая сила таится в каждом имени, и умели уважать и ценить её.

Спасибо за внимание!

подведение итогов занятия

Оценивание учащихся.

Благодарит за работу, выставление оценок, прощается.

Благодарят учителя за урок

Л: способность к самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

Технологическая карта урока в 5 классе по географии " Как люди открывали Землю"

План урока, технологическая карта составлена по ФГОСАМ...

О чём могут рассказать имена людей

К уроку родного русского языка...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Имена существительные общего рода".

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе "Имена существительные общего рода"....

Технологическая карта родного русского языка в 5 классе "О чем могут рассказать имена людей и названия городов?"

Тема урока: «О чём могут рассказать имена людей и названия городов».Тип урока: открытие новых знанийФорма урока: практикумЦели урока:     Образовательная: дать представ...