Поурочное планирование родной язык
рабочая программа (10 класс)

Манылова Дарья Владимировна

Поурочное планирование Родной язык. 39часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yaz_39chasov.docx47.46 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по ФГОС СОО

Пояснительная записка

к рабочей программе по родному русскому

1. Рабочая программа по родному русскому языку составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

•    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции);

•    Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»  (в действующей редакции);

•    Примерная основная образовательная программа среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з);

•    Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции);

•    Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,

      Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.12.2018г. №03-510 «О направлении информации» (рекомендации по применению норм законодательства в части обеспечения возможности получения образования на родных языках из числа языков  народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского как родного),

•  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» с изменениями и дополнениями;

•    Основная образовательная программа ФГОС СОО  МБОУ СОШ №34.

        2.  Рабочая программа по родному русскому языку составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, рабочей программы к предметной линии учебников И.В. Гусаровой «Русский язык 10-11 класс: базовый и углублённый уровень» (автор Л.В.Бугрова: М.: Вентана-Граф, 2017).

        Программа предмета «Родной язык (русский)» основывается на следующих принципах построения:

  • соотнесённость содержания программы с содержанием базового курса русского языка;
  • концентрический способ построения программы;
  • вариативность (модульный принцип построения программы);
  • практико-ориентированная направленность;
  • принцип преемственности.

        3. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение русского языка на базовом  уровне в 10 и 11 классах отводит 68 часов  (34 учебные недели). В 10 – 11 классах выделяется по 34 часа (из расчёта по 1 час в неделю).

        4. Программа учебного предмета «Родной русский язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.

В соответствии с этим в курсе русского родного языка  актуализируются следующие цели:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
  • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

5) Итоговый контроль осуществляется в начале, середине и конце учебного года. Текущий контроль осуществляется проверкой письменных и электронных работ вариативного характера, выполнением тестов по повторенному материалу.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые личностные результаты:

  • российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко- культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
  • уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
  • воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
  • ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
  • готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
  • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.
  • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  • принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
  • развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

 

Планируемые метапредметные результаты

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится

  • самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
  • оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
  • ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
  • оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
  • выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
  • организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится

  • искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
  • использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
  • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
  • выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
  • выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
  • менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится

  • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
  • при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
  • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
  • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
  • распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Планируемые предметные результаты:

Выпускник научится

  • использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
  • использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
  • создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
  • выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
  • правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
  • использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
  • преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
  • выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
  • соблюдать культуру публичной речи;
  • соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
  • использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
  • анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
  • отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
  • использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
  • иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
  • выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
  • дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
  • проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
  • сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
  • создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
  • соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
  • соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
  • осуществлять речевой самоконтроль;
  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
  • использовать основные   нормативные   словари   и   справочникидля расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
  • оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).

Раздел 2. Содержание учебного предмета, курса.

Язык. Общие сведения о языке.

Основные разделы науки о языке

                Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Активные процессы в русском языке на современном этапе. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Проблемы экологии языка.

        

Речь. Речевое общение

        Речь как деятельность. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо.

        Речевое общение и его основные элементы. Виды речевого общения.                Монологическая и диалогическая речь. Развитие навыков монологической и диалогической речи. Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в научной, социально-культурной и деловой сферах общения. Овладение опытом речевого поведения в официальных и неофициальных ситуациях общения, ситуациях межкультурного общения.        

        Литературный язык и язык художественной литературы. Отличия языка художественной литературы от других разновидностей современного русского языка.         Основные признаки художественной речи.

        Основные изобразительно-выразительные средства языка.

        Текст. Признаки текста.

                Информационная переработка текста.

        Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.

Культура речи

        Культура речи как раздел лингвистики. Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативная целесообразность, уместность, точность, ясность, выразительность речи.

        Культура видов речевой деятельности — чтения, аудирования, говорения и письма.

        Культура публичной речи.        Культура научного и делового общения (устная и письменная формы).

        Культура разговорной речи. Языковая норма и её функции. Основные виды языковых норм: орфоэпические (произносительные и акцентологические), лексические, грамматические (морфологические и синтаксические), стилистические нормы русского литературного языка. Орфографические нормы, пунктуационные нормы. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Совершенствование собственных коммуникативных способностей и культуры речи. Соблюдение норм литературного языка в речевой практике. Уместность использования языковых средств в речевом высказывании.        

        Нормативные словари современного русского языка и лингвистические справочники; их использование.

        

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (см. табл.).

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

КР

1

Введение. Русский язык и общество.

1

-

2

Повторение.  Текст.

6

1

3

Лексическое значение слова.

2

-

4

Языковая норма.

6

-

5

Трудные случаи орфографии.

9

1

4

Трудные случаи пунктуации.

6

-

5

Типы речи.

1

6

Изобразительно-выразительные средства языка.

4

7

Итоговые уроки. Повторение.

4

1

Всего

39

3

Поурочно-тематическое  планирование

по   ФГОС СОО

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип/

форма

урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Предметные

 результаты

Личностные и метапредметные результаты

1

Русский язык и общество.

1

Лекция

Анализировать учебный материал, связанный с историей языка.

Оценивать информацию, осуществлять знаково-символическую переработку информации.

Письменный ответ на вопрос.

2

Текст. Признаки текста. Информационная обработка текста.

1

Урок комбинированного строения

Осуществлять информационную переработку текста.

Выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Устный опрос

3

Средства связи предложений в тексте.

1

Урок систематизации знаний

Характеризовать способы и средства связи предложений в тексте.

Оценивать информацию, осуществлять знаково-символическую переработку информации.

Взаимопроверка

4

Входная контрольная работа

1

Контрольный урок

Анализировать языковой материал, сравнивать варианты, осуществлять выбор правильного варианта.

Осуществлять проверку учебных достижений, анализировать результаты, находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.

Тест

5

Лексическое значение слова.

1

Урок повторения

Анализировать лексическое значение слова, устранять нарушения лексической сочетаемости слов.

Выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Устный опрос

6

Языковая норма. Нормы ударения.

1

Урок повторения

Указывать типы норм, характеризовать нормы с точки зрения обязательности и вариативности, работать со словарями.

Определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели.

Взаимопроверка

7

Употребление паронимов.

1

Тренировочный урок

Предупреждать речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением и паронимов.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Самоконтроль

8

Морфологические нормы.

1

Урок систематизации знаний

Предупреждать грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением разных частей речи.

Оценивать информацию, осуществлять знаково-символическую переработку информации.

Устный опрос

9

Морфологические нормы.

1

Тренировочный урок

Предупреждать грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением разных частей речи.

Выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Тест

10

Синтаксические нормы.

1

Тренировочный урок

Предупреждать синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением разных видов предложений.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Устный опрос

11

Синтаксические нормы.

1

Тренировочный урок

Предупреждать синтаксические ошибки, связанные с неправильным употреблением разных видов предложений.

Сохранять познавательную задачу в течение урока.

Тест

12

Трудные случаи правописания морфем.

1

Урок повторения

Осуществлять выбор гласных и согласных букв в корне слова, объяснять орфограммы.

Определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели.

Самоконтроль

13

Трудные случаи правописания морфем.

1

Тренировочный урок

Различать значения приставок пре- и при-,

Выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Взаимопроверка

14

Трудные случаи правописания морфем.

1

Тренировочный урок

Осуществлять выбор орфограмм, объяснять особенности правописания.

Сохранять познавательную задачу в течение урока.

Тест

15

Трудные случаи правописания морфем.

1

Тренировочный урок

Осуществлять выбор орфограмм, объяснять особенности правописания.

Планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели.

Тест

16

Итоговая контрольная работа за I полугодие.

1

Контрольный урок

Анализировать языковой материал, сравнивать варианты, осуществлять выбор правильного варианта.

Осуществлять проверку учебных достижений, анализировать результаты, находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.

Тест

17

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правописание НЕ и НИ.

1

Урок повторения и систематизации знаний

Объяснять написание сложных слов, обосновывать выбор слитного, дефисного, раздельного написания.

Оценивать информацию, осуществлять знаково-символическую переработку информации.

Самоконтроль

18

Слитное, дефисное и раздельное написание слов. Правописание НЕ и НИ.

1

Тренировочный урок

Объяснять написание сложных слов, обосновывать выбор слитного, дефисного, раздельного написания.

Определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели.

Тест

19

20

Правописание Н и НН.

2

Урок повторения

Осуществлять выбор одной и двух н в суффиксах слов разных частей речи.

Выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Тест

21

Запятая в простом предложении с однородными членами и сложносочиненном предложении.

1

Урок систематизации знаний

Характеризовать основные синтаксические единицы с точки зрения их структуры и функций, производить синтаксический анализ.

Оценивать информацию, осуществлять знаково-символическую переработку информации.

Устный опрос

22

Обособление причастного и деепричастного оборотов.

1

Урок повторения

Осуществлять выбор пунктограмм, объяснять особенности расстановки знаков препинания.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Устный опрос

23

24

Обособление причастного и деепричастного оборотов.

2

Тренировочный урок

Осуществлять выбор пунктограмм, объяснять особенности расстановки знаков препинания.

Определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели.

Тест

25

Вводные слова и предложения.

1

Урок повторения

Осуществлять выбор пунктограмм, объяснять особенности расстановки знаков препинания.

Выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Устный опрос

26

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и в предложениях с разными видами связи.

1

Урок повторения

Характеризовать сложноподчинённые предложения, средства связи, определять типы придаточных, объяснять пунктограммы.

Планировать учебную деятельность; оценивать способы достижения цели.

Взаимопроверка

27

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении и в предложениях с разными видами связи.

1

Тренировочный урок

Определять характер смысловых отношений в сложном предложении, объяснять пунктограммы.

Сохранять познавательную задачу в течение урока.

Тест

28

Смысловая и композиционная целостность текста.

1

Урок повторения

Осуществлять информационную переработку текста.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Устный опрос

29

Средства связи предложений в тексте.

1

Тренировочный урок

Характеризовать способы и средства связи предложений в тексте.

Определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели.

Письменный ответ на вопрос.

30

Функционально-смысловые типы речи.

1

Урок повторения

Определять типы речи.

Выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

31

Лексические понятия.

1

Урок комбинированного строения

Анализировать лексическое значение слова, устранять нарушения лексической сочетаемости слов.

Оценивать информацию, осуществлять знаково-символическую переработку информации.

Устный опрос

32

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Лекция

Находить и определять различные тропы и стилистические фигуры.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Самоконтроль

33

Изобразительно-выразительные средства языка.

1

Тренировочный урок

Объяснять роль изобразительно-выразительных средств в тексте.

Определять цель учебной деятельности; выбирать средства достижения цели.

Тест

34

33

37

Культура речи. Повторение.

1

Урок повторения

Актуализировать полученные знания и умения.

Выдвигать и обосновывать точку зрения, продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

Устный опрос

38

Итоговый контроль знаний.

1

Контрольный урок

Анализировать языковой материал, сравнивать варианты, осуществлять выбор правильного варианта.

Осуществлять проверку учебных достижений, анализировать результаты, находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.

Тест

39

Разбор выполнения заданий итогового контроля.

1

Урок повторения

Актуализировать полученные знания и умения.

Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.

Самоконтроль

Приложение 1. Аннотация к рабочей программе учебного предмета, курса

                Содержание программы родного русского языка 10 – 11 классов ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Основное внимание уделено культуре устной и письменной речи, совершенствованию овладения языковой нормой, навыкам правописания.

Приложение 2. Оценочные материалы.

Критерии и нормы оценочной деятельности.

        «Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

        Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание полученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуационные навыки; 3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

        Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

        При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

        Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

        Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

        Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

        Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

        Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка обучающих работ

        Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

        При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

        Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

        Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

        Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.

Оценка тестов

        При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Выведение итоговых отметок

        За учебную четверть и учебный год ставится итоговая отметка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретического материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной  грамотности.

        Итоговая отметка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих отметок. Решающим при ее определении  следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой отметки. Однако для того, чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к занятиям на протяжении всего учебного года, при выведении итоговых отметок необходимо учитывать результаты их текущей успеваемости.

        При выведении итоговой отметки преимущественное значение придается отметкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому итоговая отметка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктантов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» и «1» с учетом работы над ошибками.

Список дополнительной литературы

  • Введенская Л.А.  Культура речи. – М.: 2003.
  • Введенская Л.А., Пономарева А.М. Русский язык: Культура речи, текст, функциональные стили, редактирование. –М., 2003.
  • Гойхман О.Я., Надеина Т.М.  Речевая коммуникация. – М., 2001.
  • Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. - М., 2001.
  • Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988.
  • Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., 1981.
  • Горшков А.И. Русская стилистика. –М., 2001.
  • Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. - М., 2001.
  • Казарцева О.М. Культура речевого  общения:  теория  и  практика обучения. – М., 2003.
  • Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М., 2000.
  • Русский язык: Энциклопедия/ Гл. ред. Караулов Ю.Н. - М., 1998.
  • Скворцов Л.И.. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи.- М., 1996.
  • Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. - М., 2002.
  • Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М., 2000.
  • Улуханов И.С. О языке Древней Руси. – М., 2002.
  • Штрекер Н.Ю. Русский   язык.   Культура   речи. — М.,   2003.
  • Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М., 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Английский язык класс: 5

календарно-тематическое планирование по английскому языку для 5го класса по УМК Афанасьевой и по Бибалетовой...

Поурочное планирование Русский язык 8 класс

№ урокаТема урока1Русский язык в семье славянских языков.2Русский язык в семье славянских языков.  Орфография и морфология(на основе изученного в 5 – 7 классах - 11 ч.) 3Орфография и мо...

Поурочное планирование. Русский язык 9 класс. ФГОС 2 часа в неделю

Поурочное планирование составлено на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта и примерной программы основного общего образования по русскому языку: Русский язык. 5-9 классы (Авт...

Календарно-тематическое планирование "Родной язык и родная литература"

Проект планирования к курсу "Родной язык и родная литература"...