Путешествие в мир словарей
проект (6 класс)
Цели урока: научить учащихся работать со словарями для развития речи школьников в ходе школьного курса русского языка.
Задачи:
- формировать умение свободно пользоваться словарями различных типов, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, определять цели предстоящей учебной деятельности, составлять опорные конспекты
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, развить языковое чутьё, внимание к слову; овладевать орфографическими нормами языка;
- развивать логическое мышление учащихся, выявить интерес и любовь к русскому языку
Оборудование урока: презентация, словари, рабочие листы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку на тему: «Путешествие в мир словарей» (7 класс).
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР …
Цели урока: научить учащихся работать со словарями для развития речи школьников в ходе школьного курса русского языка.
Задачи:
- формировать умение свободно пользоваться словарями различных типов, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, определять цели предстоящей учебной деятельности, составлять опорные конспекты
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, развить языковое чутьё, внимание к слову; овладевать орфографическими нормами языка;
- развивать логическое мышление учащихся, выявить интерес и любовь к русскому языку
Оборудование урока: презентация, словари, рабочие листы.
Ход урока
1. Орг.момент
2. Сообщение темы урока
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья. А что тут у нас? Путешествие? А куда это мы полетим?
Дорогие друзья, чтобы ответить на этот вопрос вы должны разгадать мои загадки, а ответы записать в кроссворд! Все умеют заполнять кроссворды? Я разделю вас на две команды, какая команда разгадает этот кроссворд первая, получает монетку. Вам дается 3 минуты, иначе мы не успеем отправиться в путешествие!
Терминологический диктант.
1. Раздел грамматики, который изучает словосочетания, простые и сложные предложения, тексты…
2. Устойчивые словосочетания – это…
3. Раздел науки о языке, в котором изучаются правила написания слов -…
4. Слова объединяются в ….
5. Раздел науки, изучающий значения слов -….
6. Раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи - …
7. Раздел науки,
Изучающий звуки - …
Учитель: А теперь по вертикали у нас должно получиться ключевое слово. И это слово – словари. Значит, мы отправляемся куда?
Ученики : Мы отправляемся «В мир словарей»!
Учитель: Запишем в графе тема «Путешествие в мир словарей».
Учитель: А теперь вспомним наш маленький опрос на тему «Словари». В нем были такие вопросы:
1) Что такое «словарь»? Как вы это понимаете? Какие словари вы знаете? Есть ли у вас дома словари?
2) Где вы встречаетесь с этим понятием?
3) Когда вы сталкиваетесь со словарями?
4) Как вы думаете, почему встречаются безграмотные люди?
5) Замечали ли вы, что ваши знакомые делают какие-либо ошибки, например, в употреблении форм слова, или ставят неправильное ударение, или произносят слова, не зная их значения? Было бы замечательно, если бы вы еще вспомнили хотя бы один из таких случаев!
А теперь посмотрите на доску. (Слайд 4)
Какие же ошибки допускают ваши знакомые и родственники. А чтобы проверить правильность их высказываний, к чему мы должны обратиться?
Ученики: Мы должны обратиться к словарю!
Учитель: По результатам опроса, я делаю вывод, что все из вас имеют обобщенное представление о том, что такое словарь. Вот некоторые ваши высказывания!
(Слайд 5)
Словарь –
- Книга, в нем написаны слова, которые переведены или объясняются значения слов.
- сбор слов, в котором можно найти значения слов
- книга, в которой можно найти объяснение слова и правильное написание слова
- слова, в алфавитном порядке
- книга, в которой содержатся значения слов
- все слова, которые употребляются в русском языке
- книга, в которой есть слова с разными лексическими значениями
А как вы думаете, где мы можем найти точное значение слова словарь?
Ученики: В словаре.
Учитель: А в каком словаре? Затрудняетесь ответить? Значит мы можем сформулировать нашу цель?
Ученики: Наша цель- познакомиться со словарями (видами словарей) и научиться ими пользоваться!
Учитель: Нам это и предстоит сегодня узнать!
3. Анализ эпиграфа (Слайд 6)
Учитель: Эпиграф нашего урока :«Словарь – это вселенная в алфавитном порядке». Анатоль Франс.
Как вы понимаете эти слова? (ответы учеников)
Учитель: Прекрасно! А теперь обратимся к стихотворению известного для вас поэта Самуила Яковлевича Маршака «Словарь». Я прочитаю стихотворение, а ваша задача – понять, о чем в нем говорится. (Слайд 7)
Стихотворение "Словарь"
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Давайте попробуем проанализировать данные строки! О чем вам рассказывает это стихотворение? (О словарях). Как вы понимаете словосочетание «искры чувства»? (ответы учеников) Стоит отметить, что Маршак был не только поэтом, но и переводчиком стихотворений!
Как вы понимаете последние три строки? (ответы учеников)
Учитель: А теперь вспомним, где мы встречаемся со словарями? (Слайд 8)
А какие словари мы знаем? Все безусловно правы, но теперь давайте окунемся в их мир поглубже, поймем строение жизни слов и их значения.(Слайд 9)
Учитель: Ребята, в ваших рабочих листах под записью «Опорный конспект», вы должны списать с доски таблицы и, слушая, дополнять.
4. Объяснения новой темы:
Прежде всего, приходится различать словари лингвистические (лингвистика (от лат. lingua — язык), наука о языке) и нелингвистические (энциклопедические). (Слайд 10)
Примерами общих лингвистических словарей могут служить обычные толковые и переводные словари, охватывающие с той или иной степенью полноты всю лексику. Специальный лингвистический словарь разрабатывает какую-то одну область лексики, иногда достаточно широкую (например, фразеологический словарь, словарь иностранных слов), иногда же довольно узкую (например, словарь личных имен, даваемых новорожденным).
Энциклопедические словари раскрывают объем и содержание понятий о предметах, событиях, явлениях. Энциклопедические словари бывают двух типов: общие и специальные.
Виды энциклопедических словарей: к общим энциклопедическим словарям относятся прежде всего энциклопедия. Энциклопедия представляет в сжатой форме современное состояние научных знаний в какой-либо области, т. е. описывает мир, объясняет понятия, дает биографические справки о знаменитых личностях, сведения о городах и странах, исторических событиях.
Специальные энциклопедические словари посвящены определенным областям знаний: экономические, философские, исторические, литературные и другие словари.
Цель описания в лингвистическом словаре — предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице (о ее значении, сочетаемости и т. д.), характер же предоставляемой словарем информации различается в зависимости от вида лингвистического словаря.
Лингвистические словари в свою очередь подразделяются на два типа: двуязычные (реже многоязычные), т. е. переводные, которыми мы пользуемся при изучении иностранного языка, в работе с иноязычным текстом (русско-английский словарь, польско-русский словарь и т. п.), и одноязычные.
Многоязычные и двуязычные словари — это словари переводные. В них значения слов одного языка объясняются через сопоставление со словами другого языка. Часто встречаются следующие двуязычные словари: 1) англо-русский и русско-английский; 2) немецко-русский и русско-немецкий; 3) французско-русский и русско-французский.
В одноязычных словарях слова объясняются посредством слов того же языка. К ним относятся: словари иностранных слов(заимствованных из других языков), синонимов, антонимов(слов с противоположным значением), омонимов(слов, принадлежащих к одной и той же части речи и одинаково звучащих, но различных по значению), паронимов (смешиваемых однокоренных слов разного значения), фразеологический, орфоэпический( произношения слов), орфографический, словообразовательный, морфемный, этимологический (объясняющие происхождение слов), обратный(с расположением слов в алфавите их концов), сокращений и другие типы словарей. В каждом словаре есть предисловие, в котором объясняется, как пользоваться словарём.
5. Сообщнения учеников:
1. Толковый словарь. (Слайд 13) Наиболее полные сведения о слове даёт толковый словарь. Современным нормативным толковым словарём является толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной её состав.
В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления.
В словаре даётся характеристика употребления слова: книжное, высокое, официальное, разговорное, просторечное, областное, презрительное, специальное.
После толкования значения слова в необходимых случаях даются примеры, иллюстрирующие его употребление в речи. Примеры помогают точнее понять значение слова и способы его применения. В качестве примеров даются короткие фразы, наиболее употребительные сочетания слов, а также пословицы, поговорочные, обиходные и образные выражения, показывающие употребление данного слова.
После толкования и примеров даются фразеологические обороты, в которые входит данное слово.
Толковый словарь как волшебный фонарь,
И путь к просвещенью людскому.
Любому ты слову значенье найдешь,
Цены нет предмету такому.
Там тысячи слов в алфавитном порядке
Стоят словно дети на школьной зарядке,
И каждому слову понятье дано,
Все нам передаст о том слове оно.
И если вам трудным покажется слово,
Взгляните в толковый словарь,-и готово!
И вновь то вам слово покажется легким,
Как будто вы снова взялись за букварь,
Уж так он усроен-толковый словарь.
(1995 г.)
Учитель: Ребята, а можем мы посмотреть в толковом словаре значение слова «словарь»?
Ученики: Да.
Учитель: Итак, а теперь откроем «короля словарей» - Толковый словарь! И найдем само это слово. Зачитаем.
Словарь-я,м. 1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый словарь Энциклопедический словарь Фразеологический словарь Двуязычный словарь Терминологический словарь Словари синонимов, омонимов, антонимов. Словарь морфем (толкующий значимые части слов). 2. ед. Совокупность слов какого-нибудь языка, а также слов, употреблённых в ка-ком-нибудь одном произведении, в произведениях какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-нибудь Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его словарь очень беден. || уменьш. словарик, -а, м. (к 1 значение). ||прилагательное словарный, -ая, -ое. Словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие). С. запас.
Учитель: И сколько значений мы видим у слова «словарь»? И что означает буква «м» после слова?
Ученики: Мы видим два значения. Буква «м» обозначает род к которому относится данное слово.
Учитель: Вам даны словосочетания, ваша задача - это отметить в каком значении используется слово «верный». Не забывайте пользоваться словарями! (Слайд 16)
Верный друг (преданный)
верное средство (эффективное)
верный расчет (точный)
верный ответ ( правильный)
Самопроверка.
Учитель:
2. Этимологический словарь. (Слайд 18) Происхождение слова, его путь в языке, исторические изменения в его составе фиксируют исторические и этимологические словари. Примером этимологических словарей могут служить «Этимологический словарь русского языка» А. Преображенского, «Russisches etymologisches Worterbuch» М. Фасмера, который с 1966 г. начал выходить в русском переводе. Для практических целей может быть полезен вышедший в 1961 г. «Краткий этимологический словарь русского языка» Н.М. Шанского, В.В. Иванова и Т.В. Шанской.
Учитель: Проследите этимологию слов «пчела» и «бык».
Сообщения:
3. Фразеологический словарь (Слайд 21)Во фразеологических словарях можно найти описания устойчивых оборотов, узнать об их происхождении и употреблении. В 1967 г. под ред. А. И. Молоткова был издан первый специальный « Фразеологический словарь русского языка», в котором объяснено свыше 4000 фразеологизмов.
Учитель: Перед вами лежит текст. Вместо точек вставь нужное слово. Подумайте, что означают данные фразеологизмы.
Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся); как ... на голову (снег, дождь, град); убить ... зайцев (трех, четырех, двух); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).
4. Орфографический словарь (Слайд 23)
Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать произвола в написании слов, в особенности в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем. В результате частного обращения к словарю у учащихся формируется зрительная и двигательная память.
Начиная с 1934 года «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова получил широкую «прописку» в средней школе. Его можно найти почти у каждого учащегося.
В орфографическом словаре помещен алфавит и названия букв. В приложении дан список мужских и женских имен, употребляемых в современном языке и частично в литературных произведениях прошлого. Имена даются в их официально-светской форме. Например: Александр, Алексей, Мария, Светлана (а не Саша, Алеша, Маша, Света). В начале словаря дан краткий свод важнейших правил правописания (всего 112 параграфов).
В основном корпусе словаря зафиксировано около 13000 слов. В некоторых случаях в скобках после заглавного слова даются необходимые объяснения. Например, для того, чтобы учащиеся не смешивали два однокоренных, или близких по звучанию разных, или частично совпадающих по значению слова, в словаре кратко поясняется лексическое значение, дается грамматическая форма слова. Например, адресант (кто посылает), адресат (кто получает) и т.д.
В русской орфографии выделяются следующие разделы:
· Правописание значимых частей слова ( морфем) - корней, приставок, суффиксов, окончаний;
· Слитное, раздельное или дефисное написание;
· Употребление строчных и прописных букв;
· Правила переноса слов;
· Графические сокращения слов.
Учитель: Ребята, переходим к следующему заданию! Напишите в алфавитном порядке слова: ансамбль, автор, Авраам, Аврора.
Кинолог, киноактриса, кипа.
Слова кинолог и киноактриса – обозначают одно и тоже? Как вы думаете? А какой словарь нам в этом поможет?
Ученики: Толковый.
Учитель: А как вы напишите словосочетание «дифференцированный экзамен»? Каким словарем будем пользоваться?
Ученики: Орфографическим.
5. Орфоэпический словарь (Слайд 28)фиксирует нормы произношения и ударения. Первый такой словарь вышел в свет в 1959 году: это "Русское литературное произношение и ударение».
В этот словарь преимущественно включаются слова:
- произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;
- имеющие подвижное ударение в грамматических формах;
- слова, испытывающие колебание ударения.
Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признаётся основным, а другой допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.
В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:
- смягчение согласных, т.е. мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например, рецензия, -и [ньзь];
- изменения, происходящие в группах согласных, например, произношение стн как [сн] (местный);
- возможное произношение одного согласного звука (твёрдого или мягкого) на месте двух одинаковых букв, например, аппарат, -а [п]; эффект, -а [фь];
Учитель: Задание написано в ваших листах. Укажите ударение в слове творог, договор. Какое слово является равноправным, а какое нет?
Раскройте правильно скобки. Как правильно вы поставите ударение в слове «искар»?
Отлетела от костра;
Коль (не)верно, то искра,
И погасла быстро –
Если (не)верно – искра!..
6. Словари синонимов (Слайд 32) русского языка дают читателю возможность найти замену какому-либо слово или сочетанию, отвечают на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Знание синонимов необходимо для того, чтобы уметь выразить свою мысль наиболее точно, выбрав нужное слово из ряда других, близких по значению. Слова в таком словаре приводятся в виде рядов синонимов к основным словам, расположенным по алфавиту.
Учитель: Ребята, у вас на партах лежат тексты стихотворения. Ваша задача вставить слова в загадки.
Здесь придётся подумать немного
И назвать по-другому дорогу.
Про шоссе и тропинку забудь!
Слово очень обычное - …
(Путь.)
Шум – грохот,
Смех – ... (хохот).
Хвала – одобрение,
Удача –- ... (везение).
Силач – атлет,
Тайна – ... (секрет).
Верный – надёжный,
Трудный – ... (сложный).
Учитель:
7. Словари неологизмов (Слайд 37) описывают слова, значения слов или сочетания слов, появившиеся в определенный период времени или употребленные только один раз (окказионализмы). В развитых языках количество неологизмов, зафиксированных в газетах и журналах в течение одного года, составляет десятки тысяч. Еще в стародавние времена неологизмы привлекали к себе внимание ученых. Словари неологизмов создавались эпизодически. Только с начала 70-х гг. XX в. они распространяются.
8. Словарь иностранных слов
это вид толкового словаря, в котором объясняются значения слов иностранного происхождения, которые ощущаются носителями языка как заимствования из других языков. Кроме собственно толкования, словари такого типа включают информацию о том, из какого языка пришло слово и его иноязычный аналог. Один из наиболее известных словарей иностранных слов - словарь под редакцией И.В. Лёхина, С.М. Локшиной, Ф.Н. Петрова и Л.С. Шаумяна, который содержит около 23 тысяч слов.
Чужие слова иногда так прочно усваиваются, что люди и не подозревают об их иностранном происхождении. Например, утром, за завтраком, вы, сами того не зная, говорите на множестве самых различных языков. Вы попросили себе КОФЕ – и произнесли слово арабского корня, САХАР – индийского происхождения. Если вы больше любите не кофе, а ЧАЙ, вы начинаете говорить по-китайски: ЧА – так в Северном Китае испокон веков называется и чайное дерево и полученный из его листьев напиток.
Есть словари грамматические, содержащие информацию о морфологических свойствах слова.
Существуют словари, посвященные описанию отдельных групп лексики: синонимов, антонимов, омонимов, паронимов.
Лексикографы работают над составлением словарей языка писателей, есть, например, «Словарь языка Пушкина». Словари речевых неправильностей и трудностей помогают избегать речевых ошибок в употреблении тех или других слов или их форм.
Изучая иностранный язык, невозможно обойтись без двуязычных словарей.
Домашнее задание:
1 уровень сложности: Написать синквейн на тему: «Словарь»
2 уровень сложности: Составить тест, состоящий из 5 заданий, для своих одноклассников по теме «Разновидности словарей».
Учитель: подводя итоги, ответим на вопросы:
Что для вас показалось самым интересным?
Что вызвало затруднения?
Предлагаю закончить наш урок, выбрав в конце подходящий к вашему сегодняшнему настроению смайлик.
Выставление оценок за сообщения, за рабочие листы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/29/picture-231691-1364553790.jpg)
Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"
Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры об...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/02/picture-236599-1380688938.jpg)
Игра "Мы путешествуем с друзьями по словарям"
Игра "Мы путешествуем с друзьями по словарям" очень понравилась детям. Они узнали очень много интересного о словарях....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-142611-1352820948.jpg)
Путешествие в мир словарей.
1.Стихотворение С.Маршака «Словарь».2.Рассказ учителя о словарях и их создателях.3.Рассказы детей о словарях и их создателях Аванесов Р.И., Ушаков Д.Н., Ожегов С.И. и других.4.Рассказ о Дале В.И.Текст...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1223696-1583046339.jpg)
Открытый урок по русскому языку для учащихся 5-6-ых классов "Путешествие в мир словарей"
Открытый урок, посвященный творчеству В. И. Даля. В игровой форме ребята узнают о разнообразии словарей русского языка. История сопровождает ребят на протяжении всего урока, во время которого ребята в...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/19/picture-1365004-1637329379.jpg)
Путешествие в мир словарей
Цели урока: научить учащихся работать со словарями для развития речи школьников в ходе школьного курса русского языка.Задачи:- формировать умение свободно пользоваться словарями различных типов,...
Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей»
Конспект урока по русскому языку «Путешествие по страницам словарей»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/03/picture-1014225-1672753844.jpg)
Методическая разработка "Путешествие по страницам словарей"
Данная методическая разработка содержит конспект урока, путевой лист и презентацию, которые могут быть использованы на уроке обобщающего повторения темы "Лексика" в 5 классе....