Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие "Путешествие в Словарию"
    методическая разработка на тему

    Захарова Анна Вячеславовна

    Данное внеклассное мероприятие предназначено для проведения среди обучающихся 5-7 классов, способствует систематизации знаний в работе со справочной литературой,формированию информационной культуры обучающихся,воспитывает познавательный интерес и любовь к книге как источнику знаний

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx26.12 КБ

    Предварительный просмотр:

    Внеклассное мероприятие «Путешествие в страну Словарию»

    Цели:

    1.Систематизация знаний обучающихся в работе со справочной литературой;

    2. Формирование информационной культуры;

    3. Воспитание познавательного интереса и любви к книге как к источнику знаний.

    Оборудование: карта страны «Читалия», выставка книг «Весь мир», плакат «Страна Читалия», макет экрана монитора, макет книги «Энциклопедия», макеты словарей, энциклопедий.

    Декорации: деревья, река, макет яхты.

    Методическое обеспечение: презентация.

    Роли: Мудрец, мудрая Сова, диктор-диспетчер, скоморохи(2), 11 томов Детской Энциклопедии, ведущие(2), ямщик, В.И. Даль, библиотекарь, ученик.

    Приложение к презентации

    1 слайд – заголовок мероприятия;

    2 слайд – цели мероприятия;

    3 слайд – 1-й ведущий:

     Усердней с каждым днём смотрю в словарь.

      В его столбцах мерцают искры чувства.

    В подвалы слов не раз зайдёт искусство,

    Держа в руке свой потайной фонарь.

    2-й ведущий:

    На всех словах – события печать.

    Они дались недаром человеку.

    Читаю: «Век. От века. Вековать.

    Век доживать. Век заживать чужой.

    1-й ведущий:

    В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

    Нет, не словарь лежит передо мной,

    А древняя рассыпанная повесть.

    Библиотекарь: «Тема нашего занятия – справочная литература. Своё занятие мы проведём в необычной форме. Научившись пользоваться справочной литературой, вы полюбите эти книги не только за то, что они приносят большую пользу, но и за то, что есть в них прекрасного и величественного.»

    Мудрец (несёт огромную книгу с названием: «Энциклопедия»): Подождите, подождите. Мы же решили путешествовать в страну «Читалия».

    Ученик (читает по слогам): «Эн-ци-кло-пе-ди-я»- красивое слово, а что оно значит?»

    Библиотекарь: «Сейчас узнаешь, мы для этого и решили путешествовать. Но как?»

    Мудрец: « У нас есть возможность. Ведь страна «Читалия»существует в нашем воображении. Значит, едем на виртуальном транспорте.

    Библиотекарь: «Тогда в путь!»

    4 слайд – звучит песня «Гимн Незнайки и его друзей» (сл. Ю.Энтина, муз. М Минаковой).

    Диктор: «Внимание, внимание! Вас приветствует столица Читалии – Словария! Основана в 5 веке. Перестраивается и обновляется постоянно!»

    5 слайд – «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке».

    Мудрец (смотрит по сторонам): « Как же здесь не заблудиться?»

    Библиотекарь: «А здесь живёт наш земляк – Владимир Даль.(на сцене появляются ямщик и В.Даль)

    Ямщик ( в тулупе, в руках держит кнут): «Ну что, барин, будем ехать или ещё чуть погреемся?»

    Даль: «А доберёмся в такую пургу?»

    Ямщик: « Не сомневайтесь, барин. Пурга-то замолаживает!»

    Даль: «Как это «замолаживает»?»

    Ямщик: «Пасмурнеет, к теплу.»

    Даль: «Это что же, у вас в Новгородской губернии так говорят?»

    Ямщик: « Так, барин!»

    Даль: «Небо тучами заволакивает, к ненастью клонит. (Вытаскивает записную книжку, записывает окоченевшими пальцами. Ямщик уходит.)  Этот морозный мартовский день стал главным в моей жизни. Я записал первое слово. А затем многое в моей жизни было. Но одно важно. Узнал о моём увлечении словами друг Пушкин. И стал уговаривать: «Займись составлением словарей!» Думал, не осилю. Но, слава Богу, словари родились.»(6,7 слайды).

    Мудрец: « Вот теперь в столице Словарии живут и словари В.Даля. Их 4 тома. Ребята, и всё-таки, столько словарей! Как не заблудиться?»

    Ученик: «А я знаю! Если хочешь правильно написать слово, обращайся к орфографическому словарю. Чтобы узнать, как правильно произнести слово, берём орфоэпический словарь».

    Мудрец (к зрителям): «А если мы хотим знать, каково происхождение слова?»

    Зрители: «Это написано в этимологическом словаре!»(8 слайд)

    Мудрец: «А если интересно значение слова, его использование и грамматические формы?»

    Зрители: «Это мы найдём в толковом словаре!»

    Мудрец: «А если я хочу узнать о природных явлениях, географических открытиях?»

    Зрители: «Обращайтесь к энциклопедическому словарю!»(9 слайд)

    1-й ведущий: «А я вот нашла словарь необыкновенный: «Крылатые слова». Авторы – Ашукины».(10 слайд)

    Ученик: «Крылатые слова? Надо же! Они что, летают?»

    2-ведущий: «А давайте спросим ребят, знают ли они такие необыкновенные выражения!?» ( «Мамаево побоище», «манна небесная», «слона не приметил» и т.д.)

    Мудрец: «Ой, ой! (смотрит на часы) Нам пора, время!»

    Библиотекарь: «Да, нам пора на остров Энциклопедический!»

    11,12  слайды – играет музыка, смена декораций.

    Диктор: «Внимание! Внимание! Вы прибыли на остров Энциклопедический! Он находится среди океана Знаний. Современный, красивый, население отличается высокой культурой и интеллектуальным уровнем!»

    Мудрец: «Если вам нужно узнать всё о слове или выражении, то обращайтесь к словарям. Это - в столице Словарии. А если вам нужны более подробные сведения, тогда обращайтесь к энциклопедиям. Это всё на нашем острове!»

    2-й ведущий:

    Каждый грамотный читатель

    Всё здесь может разузнать.

    Только надо не лениться,

    Над томами потрудиться,

    Если хочешь много знать!

    Мудрая Сова: «Слово «энциклопедия» означает «круг знаний».

    Мудрец (поворачивается к ученику): «Ты понял, что такое энциклопедия? Первые энциклопедии появились в древнем Китае – это 10-12 века до н.э., в Европе они появились только в 18 веке, в России – в 1925 году. Но оставим историю. Сегодня, уважаемые путешественники, у нас праздник – День Детской Энциклопедии.

    (Выбегают скоморохи)

    1-й скоморох: «Все на праздник, на весёлую ярмарку!

    2-й скоморох: «Налетай, выбирай, узнавай!»(Скоморохи достают эмблемы к каждой энциклопедии, зрители должны узнать том по эмблеме)

    1-й скоморох: «Ярмарка у нас сегодня необычная, ярмарка наша энциклопедическая!»

    2-й скоморох: «На вопросы отвечайте, товар в награду получайте!»

    13 слайд - выходит 1-й том:

    О своём организме хочешь узнать?

    О том, как здоровым и нравственным стать?

    Как победить нам болезни навек?

    Читай эту книгу – том «Человек».

    1-й скоморох: Вопрос на засыпку. Что такое энциклопедия?

    14 слайд – выходит том «Сельское хозяйство»:

    Путешествие прекрасно,

    Потому что безопасно,

    Здесь накормят и напоят,

    Добрым словом успокоят.

    Взглянешь лишь на этот том –

    Себя представишь за столом.

    2-й скоморох: «А какие виды энциклопедий вы знаете? (Универсальные, отраслевые). Молодцы!»

    1-й скоморох: «А вот и том «Искусство»!»

    15 слайд:

    Прекрасного мир в нём –

    От рисунков пещерного человека

    До творений 20-го века!

    2-й скоморох:

    Можно здесь передохнуть,

    А потом продолжить путь. (Звучит песня)

    1-й скоморох:

    Сейчас потолкуем о книге другой:

    Тут синее море, тут берег крутой.

    С этим томом вы узнали

    Много стран и городов,

    С караванами блуждали,

    Пили воду ледников.

    Глубоко спускались в недра,

    В воздух поднимались,

    В океанах и морях

    Всех вы искупались. (Выходит том «Земля») – 16 слайд:

    Если в руки этот том

    Взять не поленитесь,

    Знаниями о Земле вы обогатитесь.

    Станет вся Земля знакома

    Вам от этого вот тома.

    2-й скоморох: « А скажите, какие виды универсальных энциклопедий вы знаете? (БСЭ, МСЭ, ДЭ)

    1-й скоморох: «А вот том следующий идёт!»

    17 слайд – выходит том «Из истории человеческого общества»:

    Историю человеческого общества

    Вам изучать хочется?

    Возьмите в руки этот том –

    И вмиг перелетите

    В египетский роскошный дом
    Царицы Нефертити;

    Затем вы в средние века

    Отправитесь в полёт…

    И возвратит оттуда вас

    Отнюдь не самолёт!

    18 слайд – выходит том «Небесные тела»:

    Это что там за стрела

    Небо чёрное зажгла?

    Небо чёрное зажгла –

    В землю с грохотом ушла?

    Про космос и его дела

    Расскажет том «Небесные дела»!

    Библиотекарь: «Ещё вопрос: для какого возраста предназначена ДЭ?»

    19 слайд – выходит том «Зарубежные страны»:

    О странах зарубежных

    Мы радостно читаем, Свою страну родную

    Детально изучаем.

    20 слайд – выходит том «Техника и производство»:

    Энциклопедию читать решили?

    В энциклопедии – большая сила!

    Как бумагу производят,

    Полезные ископаемые находят,

    Воду питьевую как получить,

    Книги напечатать, мир подводный изучить –

    Всё узнать от А до Я

    О технике и производстве

    Вы сможете, друзья!

    2-й скоморох (зрителям): «А вам вопрос: обязательно ли знать все статьи в энциклопедии?»

    21 слайд – выходит том «Язык и литература»:

    Погляди-ка на страницу:

    Зверя нет и нет здесь птицы,

    А живёт здесь царь Гвидон,

    Робинзон, Айвенго славный…

    Может, этот том не главный –

    Всё же очень важный он!

    1-й скоморох: «Как располагается материал в ДЭ?» (ответы детей)

    1-й ведущий:

    В мир фауны и флоры

    Отправимся теперь.

    Ещё один солидный том

    Откроет эту дверь!

    22 слайд – выходит том «Растения и животные»:

    Природу – чтобы стать царём –

    Нам надо изучать,

    Учиться друга от врага

    Хотя бы отличать.

    В животных и растений мир

    Заканчивая путь,

    Ты в кладовую солнца

    Заехать не забудь!

    Мудрая Сова: «А знаете ли вы отраслевые энциклопедии? (географическая, химическая)

    2-й ведущий:

    Химия жизни и радиофизика,

    Волны и квантовы полимеры,

    Как, из чего вещества все построены -

    Это из данного тома примеры.

    23 слайд – выходит том «Вещество и энергия»:

    Может, нет в вас Эдисонов,

    Далеко вам до Ньютонов,

    И совсем был не таков

    Папа радио – Попов.

    Пусть паскали, ватты, герцы

    Не вошли вам в плоть и кровь,

    Но разбудит в вашем сердце

    К химии и физике любовь!

    Мудрая Сова: «Скажите, а какие энциклопедии есть у вас дома?  (Зрители отвечают) Да, я знаю, эти книги- интересные новые серии детских энциклопедий, некоторые из них есть и в вашей школьной библиотеке. Их образцы вы можете увидеть на нашей выставке «Весь мир»!»

    Библиотекарь: «А не зайти ли нам в некоторые дома на этом острове? Вот вам пригласительные билеты.» (Раздаёт карточки с вопросами: что означает слово «каникулы»? какое значение имеет слово «гимназия»? Получившие карточки ищут ответы в словарях, зачитывают, называют источник.)

    Мудрец: «Молодцы. Недаром это мои любимые книги – энциклопедии!»

    Все тома выходят на сцену и поют песню энциклопедий(24 слайд).

    Все тома:

    Мы научим вас всё знать, всё знать,

    Знанья получать и мир познать,

    Книги прочитать, все книги прочитать,

    Эрудитом стать.

    Если бы не я, не я, не я,

    Не было б тебя, тебя, тебя,

    Не были бы мы, такие, как сейчас, - умные такие!

    Это все мы – мы без денег делаем тебя богаче,

    Это все мы – много знаний на своих страницах прячем!

    Библиотекарь: «Спасибо тебе, Мудрая Сова, за гостеприимство, но я хочу сказать, что сейчас появились современные энциклопедии – в Интернете. Там вы найдёте любую информацию не только о своей стране, но и о жизни за океаном, в других странах.

    Мудрец: «Да, да, ребята. Там даже есть информация о нашей школе. Хотите узнать? В Интернете есть специальный сайт. Но нам пора, дальше наш путь – по проливу Справочный!»

    Библиотекарь: «А поплывём мы на виртуальной яхте с алыми парусами. Она вам нравится?

    Прикрепляется макет яхты (25 слайд).

    Диктор: «Внимание! Мы плывём по проливу Справочный. Он разделяет материк и остров Энциклопедический в стране Читалии.

    Мудрец: «По проливу проведёт нас опытный проводник в мире книг – Библиотекарь».

    Библиотекарь: «Анатоль Франс говорил: «Словарь – это вся Вселенная в алфавитном порядке». Если хорошо подумать, то это  книга книг. А что такое справочник? Попробуйте вспомнить, какую литературу мы называем справочной?

    Мудрец: « Я вспомнил. Справочники – это книги с краткой информацией по отдельным вопросам!»

    Библиотекарь: «Правильно, мы можем продолжить путешествие. Чтобы спокойно проплыть по этому проливу, нужно выдержать экзамен. Внимание, викторина!

    Ведущие:

    1. Где выдают книги для временного пользования? ( В библиотеке)
    2. Люди, которые пишут стихи? ( Поэты)
    3. Где печатают книги? (В типографии)
    4. Кто оформляет, иллюстрирует книги? (Художник)
    5. В каких книгах объясняется написание слова? (Орфографический словарь)
    6. Вы пришли в библиотеку.

    Кто вам помощь здесь окажет?

    Кто поможет выбрать книгу,

    Что стоит где, кто расскажет? ( Библиотекарь)

    1. Какой предмет разделяет книги разных авторов?( Разделитель)
    2. Как называется библиотека, которую собирают дома? (Домашняя)
    3. Кто работает в библиотеке? ( Библиотекарь)
    4. Открыть свои тайны

             Любому готова.

              Но ты от неё

              Не услышишь и слова. (Книга)

         11. Карточка, в которой записывают данные читателя и ведётся учёт книги. ( Формуляр)

    1.  Какой праздник отмечают 23 апреля? (Всемирный день книги)
    2. Как зовут нашего школьного библиотекаря?
    3. Чтоб скорей в библиотеке

    Отыскать ты книгу смог,

    В ней бывает картотека,

    Специальный …(Каталог)

    1. Хоть не шляпа, а с полями,

    Не цветок, а с корешком.

    Разговаривает с нами

    Всем понятным языком. (Книги)

    1. Тот, кто написал книгу. (Автор)

    Библиотекарь: «Участвуя в викторине, мы незаметно проплыли по проливу Справочный. Так кто же понял, что такое справочники?

    Ученик: «Это книги с краткой информацией по отдельным вопросам!»

    Библиотекарь: «Молодцы! А кто назовёт примеры справочников? (Ответы) А школьное расписание уроков – это тоже справочник?

    Мудрец: «Конечно, нет! Зато есть справочник по математике, биологии и т.д.»

    Библиотекарь: «Достаточно, достаточно! Нам не хватит времени все их перечислить!»

    Мудрая Сова: «Это очень важные книги. В них мудрости разных наук, знания многих народов».

    Библиотекарь: «Да, и такие книги лучше всего держать под рукой. В заключение расскажу вам одну притчу: «Как-то привели человека к мудрецу, чтобы он определил уровень его развития и культуры. Но человек на все вопросы молчал, тогда мудрец вскликнул: «Скажи хоть одно слово – и я скажу, кто ты!»

    Мудрая Сова: «Речь – это зеркало ума и души. А книги – это источник, из которого наполняются ум и душа. Читайте книги. Познавайте мир!

    Библиотекарь: «Спасибо всем зрителям за внимание, а всем участникам – за прекрасное путешествие!»(26 слайд)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное занятие по русскому языку "Словарь-Вселенная в алфавитном порядке" с использованием презентации

    Познакомить учащихся 6 класса с основными типами словарей.Пробудить любознательность и интерес к работе с ними....

    Статья. Использование на внеклассных занятиях толкового словаря для формирования интеллектуальных навыков, развития речи и обогащения словарного запаса учащихся младшего школьного возраста

    Данная статья предназначена для воспитателей и учителей, которые работают со слабослышашими и глухими учащимися. В ней представлены медодические рекомендации по использованию толкового ...

    Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

    Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

    В.И.ДАЛЬ – РУССКИЙ УЧЕНЫЙ ,ЛЕКСИКОГРАФ, ПИСАТЕЛЬ И СОСТАВИТЕЛЬ "ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА ". МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

    Внеаудиторное мероприятие,посвященное жизни и творчеству В.И.Даля.Состоит из устного журнала и  лингвистического конкурса....

    внеклассное мероприятие "День словаря"

    мероприятие, посвящённое Дню словарей...

    Внеклассное мероприятие для учащихся 4 – 5 классов. «Русской речи Государь по прозванию Словарь»,подготовлен учителем английского языка Сиволаповой Р. А.

    Интересное мероприятие, способствующее привитию навыков  пользования словарями. Учит самостоятельно получать ответы на вопросы, что играет огромную роль в самообразовании читателя....

    Внеклассное мероприятие "День словаря"

    Мероприятие по русскому языку для учеников 5-8 классов ко Дню Словаря 29 ноября...