Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.
2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при подготовке к урокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_rus.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Учитель русского языка и литературы
МОУ «Алешниковская СОШ»
Жирновского муниципального района
Волгоградской области
Гришина Оксана Николаевна
Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.
2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при подготовке к урокам.
Оборудование: презентация, словари
Ход урока:
- Ребята, иду сейчас по коридору, а там пятиклассники ругаются. Один другому кричит: «Фигляр!». Вы не знаете, это что новое ругательство? Вы слышали такое слово? Что оно означает? От слова фига что ли? Это вообще на каком языке?
Что делать? (словарь) У меня есть (даю шахматный) Аня ищет, остальные записывают число.
Какой нужен? Как считаете, случайно сегодня у меня эти книги? Тема урока: словари. Точнее Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.
2.Наша задача: Познакомиться с различными видами словарей и научиться ими пользоваться.
3.Словарей у меня много. На какие группы можно разделить их? Подходите, разделите.
Какие выделили словари. Почему так?
Какая группа имеет непосредственное отношение к нашему уроку?
Как эту группу можно назвать?
Какая наука изучает язык?- языкознание или лингвистика
Словари соответственно, лингвистические и нелингвистические.
Попробуем дать определение этим группам.
Л.: описывают единицы языка, разделы лингвистики какие вспомним по словарям
Н. сведения о предметах и явлениях, не связанных с языковой деятельностью.
Куда отнести англо- рус? –переводные лингв.
Энциклопедию: нелингвистические словари
Вернёмся к фигляру. В каком словаре можно было узнать значение слова «фигляр»? кривляка, позёр.
4.Сравним словарные статьи толкового сл. и сл. ин. слов.
Слов. Статья состоит из грамм. Характеристики: окончание, род, толкование, примеры – пишу на доске
5.Попробуем сами составить словарную статью какого-либо слова. Например, школа.
Приступаем. Работаем по схеме.
Школа – ы, ж, Уч-восп. Учреждение. Средняя школа.
А как в словаре? Обратите внимание на пометку. Унич - школка . Они могут быть различными : разг, прост, шутл., ирон и т.п.
Сравним статьи. Получилось правильно.? Почему?
Трудно . Первый толковый словарь русского языка состоял из 200 тысяч слов, автор работал над ним 47 лет. Это Владимир Иванович Даль.
6.Есть и другие известные авторы словарей. Ожегов, Ушаков. Где можно узнать об авторах? В энциклопедическом словаре. Работа в парах. Ушаков, С.И.Ожегов, Даль. Остальные – учебник стр.155-156 Какое отношение к словарям имеет автор учебников русского языка для 5-7 классов Баранов Михаил Трофимович.
См. форзац учебника. Вам предлагаются школьные словари.
Итак, с кем из авторов словарей мы познакомились?
7.(Тому, кто не знает ответа) Эх, голова садовая. Ребята, почему садовая? Что это за фраза? В каком словаре можно узнать о значении и происхождении фразеологизмов?
Слава ищет, остальные вспоминают и записывают фразеологизмы со словом голова или другими частями тела и рядом их значение. Проверяем по словарю.
8.Самостоятельная работа.
Подберите и запишите к иноязычным словам подходящие синонимы. При затруднении обращайтесь к каким словарям? (толк, иностр. Слов.)
Сентиментальная (…) женщина,
Полная апатия
воздвигнуть монумент (…),
говорить с большим пафосом (…),
привести необходимые аргументы
читать мемуары (…)
9. Какой словарь помог? Можно назвать словари нашими помощниками?
Случаи из жизни. Какой словарь поможет? Записка «Приём в кобинете напротив». Автору записки посоветуем обратиться к … орфографическому словарю. Какие сведения даёт этот словарь?
Марина. Ник – жалюзи? Словарь – орфоэпический, орфографический, толковый
Мальчишки, признавайтесь, кто сегодня не надел носков или носок? Как правильно? Словарь – граммматико-орфографический или толковый.
Итог. Вижу: теперь вы знаете виды словарей. Какие же ?
Французский писатель Анатоль Франс сказал о словарях: «Словарь – то вся вселенная в алфавитном порядке». Сочинение-рассуждение в формате ГИА. Аргументами, подтверждающими слова автора должны являться материалы сегодняшнего урока или ваш жизненный опыт. Сочинение сдайте.
Д\з Составить схему, таблицу, кластер под названием «Виды словарей»