Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.

2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при подготовке к урокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_rus.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 9 классе

Учитель русского языка и литературы

 МОУ «Алешниковская СОШ»

Жирновского муниципального района

 Волгоградской области

Гришина Оксана Николаевна

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.

2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при подготовке к урокам.

Оборудование: презентация, словари

Ход урока:

  1. Ребята, иду сейчас по коридору, а там пятиклассники ругаются. Один другому кричит: «Фигляр!». Вы не знаете, это что новое ругательство? Вы слышали такое слово? Что оно означает? От слова фига что ли? Это вообще на каком языке?

Что делать? (словарь) У меня есть (даю шахматный) Аня ищет, остальные записывают число.

Какой нужен? Как считаете, случайно сегодня  у меня эти книги? Тема урока: словари. Точнее Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

2.Наша задача: Познакомиться с различными видами словарей и научиться ими пользоваться.

3.Словарей у меня много. На какие  группы можно разделить их? Подходите, разделите.

Какие выделили словари. Почему так?

Какая  группа имеет непосредственное отношение к нашему уроку?

Как эту группу можно назвать?

Какая наука изучает язык?- языкознание или лингвистика

Словари соответственно, лингвистические и нелингвистические.

Попробуем дать определение этим группам.

Л.: описывают единицы языка, разделы лингвистики какие вспомним по словарям

Н. сведения  о предметах и явлениях,  не связанных с языковой деятельностью.

Куда отнести англо- рус? –переводные лингв.

Энциклопедию: нелингвистические словари

Вернёмся к фигляру. В каком словаре можно было узнать значение слова «фигляр»? кривляка, позёр.

4.Сравним словарные статьи толкового сл. и сл. ин. слов.

Слов. Статья состоит из грамм. Характеристики: окончание, род, толкование, примеры – пишу на доске

5.Попробуем сами составить словарную статью какого-либо слова. Например, школа.

Приступаем. Работаем по схеме.

Школа – ы, ж, Уч-восп. Учреждение. Средняя школа.

А как в словаре? Обратите внимание на пометку. Унич - школка .  Они могут быть различными : разг, прост, шутл., ирон и т.п.

 Сравним статьи. Получилось правильно.? Почему?

Трудно . Первый толковый словарь русского языка состоял из 200 тысяч слов, автор работал над ним 47 лет. Это Владимир Иванович Даль.

6.Есть и другие известные авторы словарей. Ожегов, Ушаков. Где можно узнать об авторах? В энциклопедическом словаре. Работа в парах. Ушаков, С.И.Ожегов, Даль. Остальные – учебник стр.155-156  Какое отношение к словарям имеет автор учебников русского языка для 5-7 классов Баранов Михаил Трофимович.

См. форзац учебника. Вам предлагаются школьные словари.

Итак, с кем из авторов словарей мы познакомились?

7.(Тому, кто не знает ответа) Эх, голова садовая. Ребята, почему садовая? Что это за фраза? В каком словаре можно узнать о значении и происхождении фразеологизмов?

Слава ищет, остальные  вспоминают и  записывают фразеологизмы со словом голова или другими частями тела и рядом их значение. Проверяем по словарю.

8.Самостоятельная работа.

Подберите и запишите к иноязычным  словам подходящие синонимы. При затруднении обращайтесь к каким словарям? (толк, иностр. Слов.)

Сентиментальная (…) женщина,

Полная апатия

воздвигнуть монумент (…),

говорить с большим пафосом (…),

привести необходимые аргументы

читать мемуары (…)

9. Какой словарь помог? Можно назвать словари нашими помощниками?

Случаи из жизни. Какой словарь поможет? Записка «Приём в кобинете напротив». Автору записки посоветуем обратиться к … орфографическому словарю. Какие сведения даёт этот словарь?

Марина. Ник – жалюзи? Словарь – орфоэпический, орфографический, толковый

Мальчишки, признавайтесь, кто сегодня не надел носков или носок? Как правильно? Словарь – граммматико-орфографический или толковый.

Итог. Вижу: теперь вы знаете виды словарей. Какие же ?

Французский писатель Анатоль Франс сказал о словарях: «Словарь – то вся вселенная в алфавитном порядке». Сочинение-рассуждение в формате ГИА. Аргументами, подтверждающими слова автора должны являться материалы сегодняшнего урока или ваш жизненный опыт. Сочинение сдайте.

Д\з Составить схему, таблицу, кластер под названием «Виды словарей»