Словарная работа как основной способ обогащения словаря учащихся.
статья по теме
Выступление на республиканском семинаре.Современные образовательные технологии в области преподавания русского языка и литературы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на республиканском семинаре
«Современные образовательные технологии в области преподавания
русского языка и литературы»
«Словарная работа как основной способ обогащения словаря учащихся».
Работа над словом сложна и многообразна. Я считаю, что необходимо воспитывать у детей внимание к незнакомому и малознакомому слову. С этой целью практикую в своей работе задания, требующие от учащихся указывать такие слова не только в процессе изучения русского языка, но и читая художественные произведения.
Например, те слова, которые вызвали затруднения у ребят, записываются в словари, затем разбираются, даётся их лексическое значение.
Начиная с 5-го класса, использую различные приёмы ознакомления учащихся с новым словом и его значением:
1) толковые словари;
2) подбор синонимов, антонимов;
3) словообразовательный анализ;
4) этимологический анализ
(например, слово ЛУКАВЫЙ образовалось от слова лука «изгиб, кривизна», а ЧЕЛОВЕК? – криводушный, неискренний, двуличный, лживый.)
С 5 по 11 классы мы говорим о нравственности, о человеке, его характере, поступках, отношении к окружающему, говорим о красоте и безобразии в природе, сравнивая её тоже с человеком. Поэтому и для словарной работы беру слова, связанные с этими темами: решительный – нерешительный, малодушный – несмелый, передовой – прогрессивный, авангардный и многие другие.
Таким образом, идёт систематическая работа (или разговор) о психологии человека, о мотивах его поступков. Ребята чётко различают разные стороны характера и поведения в различных жизненных ситуациях.
Предметом особого внимания являются « трудные» слова, с каждым годом они прибавляются, их становится всё больше. С такими словами нужно организовать не только письменную, но и устную работу.
При произношении таких трудных слов на уроках мы поём. Это и интересно
( ребятам очень нравится), и я считаю, что и запоминается лучше.
В учебнике русского языка много упражнений и домашних диктантов с пропущенными буквами. Прежде чем задать такое упражнение на дом, каждое слово разбирается в классе, объясняется и вставляется нужная, правильная буква ( ошибок меньше, текст понят, в классе проверяются те или иные виды разборов).
Виды проводимых словарных заданий разнообразны:
- Ребята сами на определённую тему составляют словарные диктанты и по цепочке диктуют ученику, работающему у доски.
- Берётся упражнение в учебнике, к нему подбирается дополнительный лексический материал ( подобрать синоним, антоним, объяснить лексическое значение). В группах или по вариантам.
- Составление с такими словами словосочетаний или предложений.
- Составление связного текста по опорным словам.
На уроке в 6 классе «Путешествие в страну Наклонению» давался ряд глаголов на тему «Весна», звучала музыка и ребята составляли четверостишья.
«Весна идёт, весне дорогу»: шумят, люблю, таял бы, греет, белеет, бегут, приходит, журчит.
Вот что получилось:
- Идёт весна, а с нею птички
В моём проснулися саду.
И я всё песенки пою,
Как птички у меня в саду.
- Природа распускает почки
Свежи рассветы и ясны
Пусть в поднебесье светит солнце
Тай, снег, скорей.
Дай путь весне!
- Весна бежит, весна белеет,
Любому сердце она согреет.
Ручей журчит, шумит сосна.
Приходит наконец весна!
- Белеет снег блестящий
Бегут ручьи всё веселей.
Грей, ты, солнышко, быстрей.
Таял снег чтоб поскорей.
- Весной люблю в лесу я быть.
Там солнце греет землю,
Бегут весенние ручьи,
Щебечут птицы на деревьях.
- Ещё в полях белеет снег,
А солнце греет всё теплей.
Бегут ручьи, журчит вода
Приходит снова к нам весна!
- Подбор слов на орфографическое правило.
Придумать существительные, прилагательные и глаголы к орфограмме
«Правописание приставок на З-С»
6) Словарную работу в 8-9 классах даю блоками, орфограммы повторяются следующим образом: на уроке берётся не больше двух орфограмм, в конце недели проводится диктант, заранее записываем в тетрадь, какие слова будут в диктанте, ещё раз на них обратить внимание.
7) Использую в своей работе самопроверку – развивается орфографическая зоркость.
8) Диктант – игра «Исправь учителя». Записывается небольшой по объёму текст. Пишет на доске учитель, ученики выполняют в тетрадях. Учитель пишет с ошибками, а ребята исправляют.
Дед Осенник.
В тёмном лесу живёт дед Осенник. Он сидит на сухой листве и чётко прислушивается к пению птиц. Как только услышит грустную песню журавлей – курлы – курлы, поднимается и говорит:
- Пришло моё время. Улетают в тёплый край журавли.
Выходит из лесу дед Осенник, седой, в сером плаще. Где пройдёт, там листья желтеют и падают на землю. Выходит на опушку, садится, прислоняется к дубу и тихо – тихо что – то поёт. Это не песня, а осенний ветер. Когда он поёт, его борода растёт, развевается по ветру. Вот она уже протянулась на лугу. Стал серым луг.
- Осенний туман, - говорят люди.
Им и невдомёк, что это борода деда Осенника.
В.А. Сухомлинский.
9) У К. Чуковского есть книга « От двух до пяти». В этой книге собраны увлекательные рассказы и истории о речи маленьких детей.
Даю задание: указать ошибки в образовании слов. Во всех ли случаях это легко выполнить? Вот несколько таких заданий:
* - Ты же пил чай.
- Да не пил я. Я только пивнул капельку.
* - Стрелка на часах ходнула разок.
* - Ой, как больнуло живот!
* - Я только немножко откуснул от пирожка.
* - Пойдём в этот лес заблуждаться. Да что ты от меня всё ухаживаешь?
* - Червячное яблоко.
* - Пугательные сказки.
* - Сверкастенький камушек.
* - Какой песок песучий!
* - Зубовный врач!
* Мальчик услышал, как купальщица сказала на пляже:
- Я просто с ума сошла. Купаюсь четвёртый раз.
И спросил у мамы через два часа:
- Куда она ушла, сумасошлатая?
Словарная работа необходима на уроках русского языка. Этот вид деятельности помогает учащимся правильно говорить, писать, выражать свои мысли.
2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа на тему "Способы активизации деятельности учащихся на проблемном уроке"
Проектная работа на тему "Способы активизации деятельности учащихся на проблемном уроке"...
Методическая разработка урока по развитию речи: "Называние животных. Характеристики по основным признакам. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Составление небольших рассказов. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание".
Методическая разработка урока по развитию речи, для учащихся коррекционных школ, 3 класс....
Работа с синонимами для обогащения вокабуляра учащихся
1. Методические аспекты работы с синонимамиПри работе с лексикой на начальном этапе обучения языку необходимо помнить, что методика обучения иностранному языку строится как на специфических методическ...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся
Мастер-класс о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...

Приемы работы и основные способы адаптации учебного материала для обучающихся с РАС
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют особую категорию детей с ОВЗ. Для них характерны, как правило, сложные сочетанные нарушения в развитии, низкие показатели обучаемости, а...
Статья "Словарь - как способ обогащения лексического запаса учащихся"
работа со словарными словами...
Основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности
В статье рассматриваются основные способы выявления у учащихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой деятельности: выявление и развитие...
