Формирование экологической культуры
материал (5 класс)

Качмазова Фатима Жораевна

Формирование экологическойкультуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_ekokultury.docx48.92 КБ

Предварительный просмотр:

       ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

                                            МБОУ СОШ №4  г. Беслана

         

Формирование экологической культуры школьников в среднем звене на уроках и во внеурочной деятельности

                                             ( ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

                                                                 

                                                             Учитель

                                                                                начальных классов

                                                           Качмазова Ф.Ж

                                                                                 

                                                                                                                                             

2022 г.

1.Условия формирования опыта.

  Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение  определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

  Самым страшным словом считалось раньше слово “война”, сегодня – “экологическая катастрофа”. Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожные, и даже угрожающие симптомы. Хотя перед человечеством стоит множество нерешенных проблем, экология – одна из важнейших. Ежедневно мы слышим призывы и предостережения: “Образумьтесь, люди!”, “Будущее Земли в опасности!”, но все они так и останутся призывами, если мы не осознаем главного: человечество стоит на пороге экологической катастрофы, оно нуждается в безопасной среде обитания.

    Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы проявляется очень рано. Дети замечают все: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков и запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются все потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.

    Но в то же время, проводя экскурсии в природу, наблюдая за детьми во время природоведческой прогулки, замечала, что дети могут сорвать и почти сразу выбросить ветку дерева, цветок, бросить под куст фантик от конфеты или упаковку от выпитого сока. “А что я такого сделал?” – отвечают они на мой вопрос: “Зачем?”. “Так делают все и ничего страшного здесь не произойдет”. Да, конечно, от одного брошенного фантика или сорванного цветка не случится экологическая катастрофа, но если так будет вести себя каждый ребенок и вырастающий из такого ребенка взрослый, то тогда и будет терять плодородие земля, будут исчезать звери и птицы, мы потеряем главные богатства планеты – воздух, воду, землю. А тогда уже встанет вопрос и о выживании самого человека. Поэтому, чтобы в будущем не чувствовать угрызений совести за то, что не привила своим ученикам, если так можно выразиться, природоведческую сознательность, природоведческую совесть, я решила, что в моей работе приоритетным направлением должно стать воспитание у детей бережного и ответственного отношения к природе, которое так необходимо будущим хозяевам родной земли, ведь сложившаяся в настоящее время тяжелая экологическая ситуация на земле – это результат экологической неграмотности большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу.

2.Актуальность и перспективность опыта.

   

 Жизнь стремительно меняется. Перемены происходят во всем: в промышленности, бизнесе, политике, науке, сознании. В последнее время все и всюду говорят о кризисе, кризисе финансовом. Но куда более страшен кризис экологический. Он обусловлен в большей степени кризисом нравственности личности, когда происходит подмена духовных ценностных ориентиров материальными потребностями. Преодоление экологического кризиса требует изменения традиционных норм и ценностей человека по отношению к природе и самому себе: изменения в содержании и сущности самого экологического образования.

В связи с этим необходимо выделить следующие противоречия, с которыми мы сталкиваемся в ходе работы, и которые требуют немедленного разрешения:

   между стремительным развитием индустрии и низкими темпами развития средств экологической защиты от побочных явлений этой индустрии;

между желанием жить в экологически чистом мире и экологической безграмотностью населения;

   между желанием взрослых привить ребенку любовь к природе и отрицательным примером отношения этих же взрослых к окружающей среде;

между желанием использовать как можно больше природных ресурсов и неумением сохранить их для будущих поколений;

   созданием комфортных условий для жителей и уничтожением среды обитания.

    Проанализировав все выше обозначенные противоречия, я пришла к выводу, что важной проблемой современного общества и школы в частности является проблема повышения экологической культуры у школьников. Поэтому как никогда актуальна работа, по формированию экологической грамотности уже начиная с младшего школьного возраста.

Ещё древнегреческий врач Гиппократ говорил: «Если много людей одновременно заболевают одной и той же болезнью, то причину её следует искать в том, что является общим для всех людей, и в том, чем они чаще всего пользуются. Значит, речь идёт о

вдыхаемом воздухе». Очевидно, что экологическое образование становится очень актуальным в наши дни и должно осуществляться с раннего детства. Учитывая изложенное, можно говорить об актуальности моего опыта.

3.Теоретическое обоснование опыта.

1924

Основан Кавказский государственный биосферный заповедник. Цель его: охрана природы, типичной для горной части Западного Кавказа, восстановление численности ценных видов зверей и птиц, в первую очередь зубра, тура, кавказского оленя.

1931

В СССР создаётся первый экологический «Журнал экологии и биоценологии», одним из организаторов которого был выдающийся отечественной эколог ДАНИИЛ НИКОЛАЕВИЧ КАШКАРОВ.

1945

Создана ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) – специализированное учреждение ООН, которая уделяет основное внимание продовольственным ресурсам Земли и развитию сельского хозяйства в мире.

1946

Создана ЮНЕСКО- Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Одним из главных направлений деятельности является охрана окружающей среды и памятников культуры. ЮНЕСКО возглавляет международное сотрудничество в этой области.  

1948

По инициативе ЮНЕСКО создаётся ЭМСОП- Международный союз охраны природы и природных ресурсов, межправительственная научно-консультативная организация для сохранения природных богатств Земли и их рационального использования.

1955

Создан Научный комитет по действию атомной радиации – международная организация ООН, занимающаяся вопросами изучения действия и ионизирующих  излучений на человека и окружающую среду, особенно связанных с выпадением радиоактивных осадков.

1962

Генеральная Ассамблея  ООН принимает резолюцию «Экономическое развитие и охрана природы», в которой делается упор на сочетание интересов развития общества и охраны окружающей среды.

1963

В Москве подписано соглашение о прекращении испытаний ядерного оружия в трёх сферах, с этого времени государствам подписавшим его, разрешалось проводить такие испытания только под землёй.

1964

С этого года МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) совместно с ВМО (Всемирной метеорологической организацией) осуществляет сбор данных  о концентрации радиоактивных примесей в осадках.

1966

МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов) создает первую  международную Красную книгу.

1968

Генеральная Ассамблея ООН принимает решение созвать в 1972 г. в Стокгольме первую Конференцию ООН по охране окружающей среды.

1971

Создаётся ГРИНПИС (Зелёный Мир)- международная неправительственная организация, созданная с целью сохранения природной среды Земли от разрушения.

1973

Комиссия по редким и исчезающим видам МСОП публикует «Чёрный список» видов и подвидов животных, исчезнувших с лица Земли с 1600 г.

1978

Издана Красная книга СССР.

985Выходит в свет Красная книга РСФСР (Животные).

1986

26 апреля произошёл взрыв 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС- крупнейшая радиационная катастрофа которая заставила человечество впервые серьёзно задуматься о безопасности гражданской атомной индустрии.

1988

Выходит в свет Красная книга РСФСР (Растения).

1993

В соответствии с решением Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г, РИО- де-Жанейро) создан МЗК- Международный Зелёный Крест, основные цели которого: экологическое образование и воспитание  как основа устойчивого развития и изменения системы ценностей, ликвидация последствий «холодной войны» для окружающей среды.

1997

В январе принят Лесной кодекс, который устанавливает правовые основы рационального использования лесов.

В октябре издан приказ Государственного комитета по экологии «Об утверждении порядка ведения Красной книги РФ).

19 декабря обновлён список объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Российской Федерации.

2001

В России в Ингушетии создан Государственный природный заповедник «Эрзи», который получил юбилейный номер 100.

2003

1 марта началась агрессия США и их союзников против Ирака. Интенсивные бомбардировки могут привести к сильным землетрясением на расстояниях до 1000 км.

До 1000 км от места падения бомб и ракет. В результате пожаров нефтепромыслах образуются высокотоксичные и канцерогенные вещества, которые вызовут заболевания у 1000 людей.

4. Ведущая идея педагогического опыта.

       Накопленный у нас в стране опыт показывает, что экологическое образование и воспитание должно быть непрерывным и осуществляться поэтапно с учётом психолого-возврастных особенностей учащихся.

       Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления и окружающей действительности ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики.

       Отношение к своему краю во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Природа является источником не только материального, но и духовного существования человека. В общий процесс освоения природы обязательно включается и элемент познания её, выработка гуманного отношения, осознанное

поведение в природной среде.

       Многие территории России являются неповторимыми природными образованиями и благодаря своему ландшафтному и биологическому разнообразию уникальны. Экосоциальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед педагогами задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в новых условиях.

       Важно познакомить детей с природой родного края, научить видеть их отличительные особенности, уметь пересадить, радоваться жизни рядом с ними. Азбука природы должна изучаться с детства. Всё взаимосвязано. Не навреди! Ты не один в этом мире, в этом селе! Человек, ты разумен!

       Нам, взрослым и детям необходимо, учиться сохранять связь человека с природой и со всем миром, проявлять к природе дружественное, доброжелательное отношение, сообразное возможностям природы.

       Одна из задач современной школы, как и общества в целом,- воспитание личности, для которой жизнь была бы высшей ценностью. Высокие темпы урбанизации, засилие технократического мышления, наши социальные условия многократно усиливают отчуждённость человека от природы, переводя эту задачу в прямом смысле не только в разряд важнейших, но и трудноразрешимых. Необходим комплекс специальных последовательных мер для формирования особого отношения к природе как основной ценности нашей планеты.

       В начальной школе во всех системах и моделях есть предмет «окружающий мир», на котором дети знакомятся с природой, но везде знания даются в обобщённом виде,

изучаются общие законы природы. Это хорошо, но при этом теряется самое главное: за общим мы часто не видим отдельное, конкретное. И поэтому мы зачастую воспитываем абстрактную любовь к природе вообще, а она (любовь) должна быть конкретно и

возникать лишь в результате непосредственно эмоционально положительного контакта с природным объектом.  

       Цели и задачи экологического воспитания.

       Цель экологического воспитания - сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе и  быту.

       Основными задачами экологического воспитания являются следующее:

  • развивать у детей способность к анализу, синтезу, самоконтролю, самооценке своего поведения в природе;
  • продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, находить характерные признаки субъектов природы, углубляя представления об окружающем мире;
  • воспитывать любовь и желание ухаживать за растениями, животными, птицами;
  • закреплять умение правильно вести себя в природе;
  • дать представление о неживой природе, её влиянии на растительный и животный мир;
  • познакомить со способом выращивания культурных растений их вегетативного размножения (черенкованием, усами, листьями).

       Вот это те цели и задачи по экологическому воспитанию, которые я решаю с детьми на протяжении всего обучения в начальной школе. Когда ребёнок приходит ко мне в первый класс, он зачастую имеет минимум знаний об окружающей природе, а заканчивая четвёртый, он может проанализировать и сделать соответствующие выводы об увиденном, придумать лозунги, которые побудили человека охранять окружающую природу, написать мини  сочинение, составить «Книгу жалоб» от имени растений и животных. Всех этих целей можно добиться в результате поэтапной, целеустремлённой работы. Над этой темой я работаю много лет так как я по образованию ещё и биолог. Мною накоплен опыт  и я желала бы поделиться.

       Мне хотелось пересмотреть уже имеющиеся стандартные технологии обучения младших школьников экологии и разработать свою целостную систему о том, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровье человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды, значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности.

5.Технология опыта.

       Работу по экологии я начинаю с первого класса. Очень сложно на первых этапах выявить, что об окружающем мире знает ребёнок, в каком объёме. На помощь может прийти педагог дошкольного образования, родители, следовательно и уровень знаний каждого ребёнка индивидуален.

       Как же выявить уровень знаний по экологии у ребёнка, поступающего в первый класс? Прежде всего это индивидуальные беседы с учащимися, анкетирование среди родителей, позже анкетирование среди детей.

      Ответы на вопросы анкеты показали, что зачастую в семьях вопросам экологии внимание не уделяется.

       Иногда дети ломают ветви деревьев, кустарников, разоряют птичьи гнёзда и мучают животных. Объясняется это тем, что у них вовремя не был поддержан интерес к окружающей природе и на основе этого здорового интереса  их не познакомили с жизнью растений и животных. Дети самостоятельно не могут объяснить многие интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, интерес к природе угаснет. Но в силу своей занятости родители просто не обращают внимания на вопросы экологии, поэтому я начинаю эту работу совместно с родителями и детьми на ранних этапах обучения.

Острота современных экологических проблем в нашей стране не уменьшается. Как следствие этого возрастает значимость и необходимость экологического воспитания каждого члена общества, начиная с учащихся начальной школы. Поэтому тема моей работы определяется как «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности».

    В описании технологии опыта своей педагогической деятельности считаю целесообразным определить цели своей работы.

Конечная цель экологического воспитания - формирование у человека готовности к рациональной деятельности в природе, при которой сохраняется существующее природное равновесие или создаются возможности для его восстановления.

   Технологию опыта можно представить через алгоритм поэтапного формирования экологической культуры у школьников:

Подготовительный этап. 

   Определяются цели, обязательный минимум содержания экологического образования;

   Выбрана программа преподавания окружающего мира. (А.А. Плешаков, программа “Зеленый дом”);

   Урочные занятия дополняются занятиями экологического кружка.

Этап внедрения технологии. 

    Разработана система работы по формированию экологической культуры у школьников. Основными видами урочных и кружковых занятий являются: учебные занятия, игры, занятия с использованием видеоматериалов, экскурсии (в природу, виртуальные) и др.;

    Создаются условия для вовлечения детей в совместную деятельность, путем применения разнообразных форм познавательной деятельности: фронтальной, групповой, коллективной, индивидуальной;

Этап совершенствования. 

    Организация системной работы;

    Содержательное расширение практической деятельности. Презентация результатов на уроках, кружковых занятиях, экологических мероприятиях;

    Участие в экологических конкурсах различного уровня.

Мониторинг эффективности технологии.

    Проведение мониторинга:

    Сформированности у учеников системы знаний;

    Осознанного ценностного отношения школьников к природе.

    Работа по экологическому образованию ведется на уроках. Урок как форма обучения существует более 300 лет и попытка замены урока другими организационными формами пока остается на уровне эксперимента. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова “Зеленый дом”).

    Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

Несмотря на то, что формирование экологической культуры происходит в основном на уроках окружающего мира, эту работу можно продолжать практически на любом другом учебном предмете курса начальной школы:

дисциплины математического цикла создают условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней.

     Предметы эстетического цикла (литературное чтение, ИЗО и художественный труд) способствуют развитию ценностных ориентаций, оценочных суждений, общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.

    На уроках русского языка работу по формированию экологической культуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.

    Процесс формирования экологической культуры не исчерпывается экологическим образованием. Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных, самоценных, но не самодостаточных процесса. Если стержнем образовательных программ является определенный круг знаний, умений и навыков учащихся, то стержнем программ экологического воспитания – становление нравственно-экологической позиции личности, ее взаимодействие с окружающей средой. В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:

    Познавательное направление работы, (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины).

    Познавательно-развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).

  Практическое направление работы, (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц).

   Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

    Работа по данным направлениям может быть реализована при проведении внеклассной воспитательной работы, в рамках экологического кружка. На занятиях кружка я использую следующие формы работы:

наблюдение объектов живой и неживой природы (является основной формой работы с учащимися начальных классов);

экскурсии в природу;

беседы, доклады, сообщения;

выпуски стенгазет;

экологические игры;

праздники;

исследовательские проекты.

    Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.

    Задача учителя начальных классов заключается не только в том, чтобы научить ребенка наблюдать, смотреть, но и видеть экологическую информацию во многих явлениях и объектах природы. На мой взгляд, большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный потенциал природного окружения.

    Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.

    Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная. При подготовке к беседе учитель руководствуется тем, чтобы ее содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу, полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.

    Воспитательная значимость бесед повышается при включении заранее подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов, инсценировок, практических заданий.

    Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой, проводим экологические игры на местности. Изучаем природу родного края.

С помощью родителей ежегодно изготовляем кормушки и скворечники. Провели праздники по экологической тематике “ Золотая осень”, “Мы за здоровый образ жизни», открытое внеклассное мероприятие «Земля–наш дом родной». Ко дню птиц провела внеклассное мероприятие «Птицы- наши друзья» и много других.

    Принимаем участие в таких акциях, как:

“Покормите птиц зимой”

“Скворечник”

“Укрась кусочек планеты”

“День Земли”

Содержание образования.

Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограниченных возрастных возможностях познавательной деятельности младших школьников, что создаёт основы для изменения и обновления всех компонентов начального экономического образования. Главный вопрос такого обновления - определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям учащихся младших классов.

       В основе построения курсов с экологической направленностью, по- моему мнению, должны лежать следующие целевые установки:

  • формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса, и способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей действительности;
  • обучение младших школьников методам познания окружающего мира;
  • воспитания эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

       Я считаю, что разработка новых учебных курсов должна проводиться с учётом отражения в них всех аспектов содержания экологического образования.

С о д е р ж а н и е      э к о л о г и ч е с к о г о      о б р а з о в а н и я

научно-познавательный

ценностный

нормативный

практически-деятельностный

       Научно-познавательный аспект содержания, развивающий интерес младших школьников к проблемам окружающей среды и формирующий представления о научной картине мира, может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Трудно вычленить какие-то отдельные вопросы, развивающие научно-познавательный аспект содержания: для младших

школьников весь комплекс знаний об окружающей среде окрашен интересами, что очень важно в деле формирования отношения детей к своему дому - природно - социальному окружению.

       Ценностный аспект содержания призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. До сих пор в практике обучения младших школьников нередко преобладала трактовка ценности с утилитарно -

 практических позиций, что обедняло отношение детей к окружающему, снижало их любознательность, эстетическую отзывчивость, милосердие, сочувствие, сопереживание.

       Нормативный аспект содержания экологического образования- это правила

(предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали- показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью и здоровью окружающих людей и т.п.. Основы  экологической культуры, как и любой другой, закладываются в детском возрасте. Вот почему именно в начальной школе необходимо уделять особое внимание раскрытию этого аспекта содержания.

       Традиционное представление о ребёнке младшего школьного возраста, слепо повторяющего поведение взрослого человека, в последнее время претерпевает существенные изменения. Ребёнок этого возраста - не только объект воздействия взрослых, но и деятельностный субъект воспитания. Поэтому при разработке нормативного аспекта содержания важно учитывать, что младший школьник должен понимать, осознавать правила своего поведения в отношениях с окружающей средой, чтобы самому определить необходимость соответствующих действий в конкретной ситуации. Он будет идти по лесу тихо, спокойно, если поймёт, что шум беспокоит и пугает лесных обитателей, что отлов бабочек ради праздного любопытства или из-за внешней привлекательности этих насекомых принесёт большой вред луговым растениям и загубит жизнь прелестного существа, на которую оно имеет право, как и все земные обитатели… Поэтому содержание нормативного аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так!

       Практически - деятельностный аспект содержания играет не мене важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность - конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В то же время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с окружающим миром. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечён в деятельность природоохранительного характера. Опыт показывает, что объём и содержание практического участия детей в защите и благоустройстве окружающей среды своего села значительно шире: это уборка квартиры, школьного помещения; уход за собой,  за домашними животными, живущими непосредственно в квартире; забота о младших братьях и сёстрах, престарелых родственниках; практические дела в естественных и искусственных сообществах ( прополка сорняков, полив растений, очистка от мусора) и много других важных дел. Следует учитывать, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как  делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.

       В содержании экологического образования в начальной школе должны найти отражения материалы из различных отделов экологии. Наибольшие возможности для этого имеет раздел по экологии биологических систем. Особый интерес у младших школьников вызывает материал об отношениях живых организмов со средой обитания. Содержание этого раздела близко и понятно детям: оно даёт представление о многообразии обитателей природы, о том, как они приспосабливаются к условиям жизни (к сезонным изменениям, к условиям обитания, к взаимоотношениям между собой и с человеком ), где живут, какое влияние оказывает на них человек и его деятельность и как уменьшить вредное воздействие этой деятельности на сохранение многообразие видов растений и животных.

       Естественно, в содержании должны найти отражение знания о местах обитания живых организмов: об их домах - природных сообществах, в которых протекает их

жизнедеятельность и которые тысячами нитей связаны с жизнью человека.

       Содержание экологического образования, на мой взгляд, многоаспектно. В нем должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связях с окружающей средой.

      Младших школьников нужно подвести  к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние  здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды - значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельности. Вопросы экологии человека и его здоровья могут быть включены в разные разделы программ всех классов, но в компактном виде, их целесообразно представить в содержании специального раздела, посвящённого здоровью человека.

       На начальном этапе обучения имеется возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека ( сахарная свёкла - сахар, деревья – древесина - предметы из древесины, глина – кирпич - дома и т.д. ), со средой населённых мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной так и с отрицательной стороны, и на основании этого наметить пути гармонизации

(оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением. Несмотря на то, что младшие школьники, естественно, не знают достаточно глубоко промышленного и сельскохозяйственного производства, не могут судить в полном объёме о физическом и химическом загрязнении окружающей среды, отдельные вкрапления таких знаний должны иметь место в содержании программ и учебников. Например, при знакомстве с дорогами и транспортом в городе я показываю, что дороги сокращают места обитания растений и животных, что транспорт отрицательно влияет на здоровье людей ( шум, выделение вредных газов, травматизм ); при изучении природных сообществ раскрываю влияние на них деятельности людей; показываю влияние на них деятельности людей; при изучении водоёмов – влияние деятельности человека на чистоту вод и меру по их защите и т.п. Факты о загрязнении и оскудении вод, воздуха, сельской среды, в которой живут дети, вызывает у них тревогу и стремление сохранить их красоту и качества, важные для жизни организмов, в том числе и человека.

       Таким образом, в содержании экологического образования в начальной школе я с детьми прослеживаю несколько содержательных линий:

  • человек – природное существо и член общества;
  • многообразие природного и социокультурного окружения человека;
  • экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой;
  • труд и поведение человека в окружающей среде.

Формы сохранения результатов учебной деятельности и практических работ учащихся.

    Для сохранения результатов учебной и практической деятельности учащихся используются:

    презентации (цифровые или в виде распечатанных материалов);

    творческие работы (графические, живописные, литературные) в форме накопительных папок;

    в форме номеров газет, выполненных ребятами;

    в газете обычно отражаются сезонные наблюдения детей в природе, мероприятия по охране природы, жизнь родного края. Газета может быть посвящена какой-то юбилейной дате, например, юбилеям путешественников, натуралистов, специальные выпуски, посвященные экскурсиям, походам, тематическим вечерам.

    Формирование экологической культуры у младших школьников на этапе обучения в начальной школе будет характеризоваться следующими показателями:

    повышение уровня информированности;

    повышение интереса к природе родного края;

    потребность выразить свой интерес в творческих работах;

    соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку;        

    ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

    выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

    ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

    Доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

    На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитание экологической культуры реализуется не через эпизодические мероприятия, а через систему занятий, внеклассных мероприятий, коллективных творческих дел и индивидуальной работы. Система достаточно технологична, легко применима в условиях любого образовательного учреждения. Особая ее ценность состоит в том, что она охватывает большинство учащихся. Причем достигается не только пассивное участие школьников в различных мероприятиях, а активная творческая работа, направленная на достижение пусть и небольшого, но конкретного и значимого результата.

Формы работы с учащимися по экологическому воспитанию.

  • Защита рефератов;

  • Защита проектов и плакатов;

  • Конкурсы рассказов, стихотворений о природе;

  • Деловые игры, ролевые игры;

  • Игры –путешествия;

  • Обсуждения кинофильмов;

  • Экологические выставки

Содержание деятельности и показатели формирования экологической культуры младших школьников

 

Содержание и формы деятельности

Показатели формирования экологической культуры ребенка на разных возрастных этапах

1 класс

Наблюдение различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальные оценки деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); выполнение предложенных учителем правил поведения; обращение с представителями животного и растительного мира; эстетическое наслаждение красотой природы и творческое воплощение своих впечатлений в устных рассказах и рисунках; ощущение потребности в знаниях экологического содержания; бережное отношение к используемым предметам; наблюдение за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственное посильное участие в ней.

- Проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо – плохо;

- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рисунки, рассказы);

- старается выполнять правила поведения на улице, во время прогулок в лес, в парк;

- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям;

- пытается контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

2-3 класс

Переход от простого наблюдения к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия – поиск и удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

- Интерес ребенка к объектам окружающего мира сопровождается попытками ребенка их анализировать;

- участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

- общение с представителями животного и растительного мира, вызванное в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствием;

- выполнение ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

4 класс

Анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильных вклад в улучшение ее состояния; осознанное соблюдение норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использование полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.

-Соблюдение правил поведения вошло в привычку, ребенок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

- ребенок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

-доброта, отзывчивость и внимание к окружающим сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней.

Формирование универсальных учебных действий по    экологическому воспитанию

  Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – качественно новый этап в развитии подходов к нормированию и проектированию образования. Впервые стандарт

- разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только  к предметному содержанию;

- рассматривается в качестве конституции школьной жизни;

- основывается на запросах семьи, общества  и  государства и концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Воспитание в школе должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды учебной (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочной  деятельности.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, пространство и время в образовательном процессе.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с  видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.  Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир.

Одним из основных направлений и ценностных основ воспитания и социализации учащихся является воспитание ценностного отношения к природе, к окружающей среде – экологическое воспитание. От состояния окружающей среды зависит состояние физического и духовного здоровья человека. Экологическое образование и воспитание начальных форм экологической культуры детей начинается с понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Воспитание экологической культуры – это прямая связь с предметом окружающий мир, что способствует формированию метапредметных результатов.  Организовать подобную деятельность позволяют занятия кружка «Друзья природы» при соответствующей программе.

Цель данной программы: формирование УУД через воспитание экологической культуры. В процессе достижения поставленной цели программа призвана решить ряд задач:

- овладеть умением конкретизировать поставленные цели и искать средства их решения; умением презентировать свои достижения;

- приобрести опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками, освоить основные этикетные нормы поведения в природе;

- создать пространство для социальных практик детей и приобщение их к общественно значимым делам;

- побудить и поддержать детскую инициативу через акции, экскурсии, выставки, конкурсы, фестивали и т.д.

Экологические акции («Покормите птиц»;  «В защиту зеленого друга»;  «Чистое утро», «Кормушка для птиц»  и др.) способствуют формированию:

- Личностных УУД, т.е. формируют умения  оценивать жизненные ситуации, соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения; делать выбор, какой поступок совершить.  Например, отношение человека к нашей зеленой лесной красавице, к соучастию и посильной помощи в подкормке птиц, изготовлении кормушек сохранению редких растений и т.д.

- Регулятивных  УУД. Это и постановка учебной задачи, и составление плана действий, и преодоление препятствий.

- Познавательных общеучебных УУД: поиск и выделение необходимой информации; постановка и формулирование проблемы. Например, дети уже знают, что птицы нуждаются в зимней подкормке, но не всегда знают, какой корм необходим тем или иным видам птиц.

- Коммуникативных УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, владение современными средствами коммуникации, умение донести свою позицию до других, умение договариваться и уважительно относится к позиции другого. Например, при совместном планировании, подготовке выступлений, изготовлении плакатов и др.

Экологические олимпиады, конкурсы рисунков: «Зеленая планета», «Экология. Творчество. Дети» способствуют формированию:

- Познавательных логических УУД: анализ объектов с целью выделения признаков, синтез – составление целого из частей; преобразование информации из одной формы в другую. Например, чтобы нарисовать животное или написать про него рассказ, сказку, необходимо знать его внешний вид, особенности жизни, повадки, отличия от других и т.д.

- Коммуникативных УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Экологические спектакли способствуют формированию:

- Познавательных общеучебных УУД: умение моделировать, овладение смысловым чтением.

- Логических УУД: обобщение, сравнение.

- Коммуникативных УУД: умение выполнять разные социальные роли.

Здесь важно вживание в роль, передача особенностей персонажа голосом, жестами, поведением, взаимодействием с другими и т.п. Спектакли способствуют приобретению основных знаний по экологии в простой ненавязчивой форме. Это обеспечивает общение между детьми, вызывает положительные эмоции, стимулирует активность ребенка.    

Исследовательская деятельность способствует приобщению школьников к исследованию природы родного края, его культурно-исторического прошлого, к бережному отношению с объектами и явлениями окружающего мира и т.д.

Проектная деятельность. Метод проектов в экологическом образовании открывает новые возможности переноса образовательного процесса в реальную среду жизнедеятельности социума. Так, в сотрудничестве, мечте и практике развивается экологическая культура и социальная активность подрастающего поколения.

Эти виды деятельности позволяют формировать и личностные, и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные универсальные учебные действия. В их основе лежит способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом.

Уважение к природе складывается из мелочей, из повседневного с ней общения и даже самый маленький гражданин должен осознать ответственность за свое отношение к природе.

6.Результат опыта

Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты:

ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценить их состояние с позиций хорошо - плохо;

с желанием участвует в экологически - ориентированной деятельности;

эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (методика «Секретный разговор», «Письмо зелёному другу»);

старается выполнять правила поведения в природе и контролировать свои поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде

Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней.

Распространение опыта по данной теме прошло через открытые мероприятия, выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы, участие в школьных, районных семинарах.

Я считаю, что моя работа по экологическому воспитанию способствует формированию:· знаний, умений и навыков творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием;· интереса к исследовательской деятельности, стремления к здоровому образу жизни.

Библиографический список:

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.  Сценарии занятий по экологическому  воспитанию дошкольников. Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова- Москва: Из-во «ВАКО», 2015 – 4 с.
  2. Елизарова Е.М. Такие незнакомые знакомые растения.Е.М.Елизарова. – Из-во «Панорама», 2006.
  3. Жиренко О.Е., Брыкина Н.Т., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»Н.Т.Брылкина, О.Е.Жиренко, Л.П.Барылкина- Москва:Из-во «ВАКО», 2014
  4. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам математики и природоведения в начальной школеН.А.Касаткина – Волгоград: Из-во «Учитель», 2009
  5. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе.Н.В.Лободина. – Волгоград: Из-во «Учитель», 2008
  6. Начальная школа. Ежемесячный научно-методический журнал: № 6,2008; № 3, 2009; № 8, 2004; № 2, 2008; № 7, 2003; № 6, 2005; № 5, 1995; № 3,2008; №9, 1993; № 2,2003.
  7. Нагалевский В.Я. Красная книга Краснодарского края. В.Я.Нагалевский- Краснодарское книжное издательство, 1994
  8. Народное образование. Российский общественно-педагогический журнал, № 7,2010
  9. Педагогический вестник Кубани. Информационно-методический журнал, № 1,2003;

      № 1, 2005.

Приложения

,,

,

,

,

,

,

,

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа

Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни....

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Формирование экологической культуры подростков на основе ценностей экологической этики

Опыт работы по реализации экспериментальной программы нравственно-экологического воспитания "Я и природа" представден мной в 2008 году на научно-практической конференции педагогов учреждений интернатн...

Формирование экологической культуры и экологическое просвещение учащихся

"Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования,  заботится об улучшении окружающей среды,не допуская её разр...

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность

статья по теме: " Формирование экологической культуры и экологического сознания школьников 5-11 классов через урочную и внеурочную деятельность "...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....