Исемнәрнең ясалышы
статья

Исемнәрнең ясалышы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл isemnrnen_yasalyshy.docx45.34 КБ

Предварительный просмотр:

Исемнәрнең ясалышы

ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(Исемнәрнең ясалышы)

Образование имен существительных в татарском языке производится несколькими способами, самый продуктивный из них — морфологическое словообразование.

Присоединением аффиксов -чы, -че к корню или основе существительных образуются наименования лиц по профессии или по принаорганизации: төзүче — строитель, балыкчы — рыбак, мәгърифәтче — просветитель.

Посредством аффиксов -лык, -лек образуются имена существительные, обозначающие концентрацию предметов: каенлык — березняк, имәнлек — дубняк, комлык — песчаная местность.

При помощи этих же аффиксов образуются названия предметов с другими значениями, например: күзлек — очки образовано от слова күз—глаз, битлек — маска, существительные, обозначающие состояние, деятельность и т. д.: терлекчелек — животноводство, игенчелек — земледелие, бакчачылык — садоводство, укытучылык — учительство; существительные со значением качества или состояния, образованные от прилагательных: яхшылык — добро, благо; эшчәнлек — деловитость; самоуправство, произвол; ваклылык — мелочь, мелочность; киңлек — широта, матурлык — красота; существительные со значением недостатка в чем-либо от производных прилагательных: саксызлык — неосторожность, небрежность; юньсезлек — бестолковость, безалаберность; образуются существительные от имен существительных: беренчелек — первенство, берлек — единство, бишлек — пятерка, унлык — десятка, десятирублевый.

При помощи аффиксов -к, -ак, -эк, -ка, -кы, -гы, -кыч, -гыч, -выч, -как, -гак (включая мягкие варианты этих же аффиксов: -кы, -ке и т. д.) от глагольных основ образуются названия предметов — орудий: тарак — расческа, урак — серп, себерке — метла, ачкыч — ключ, ишкәк — весло, янавыч — брусок и т. д.

Посредством аффиксов -даш, -дәш, -таш, -тәш образуются производные имена, обозначающие соучастие, совместность: якташ — земляк, авылдаш — односельчанин, көрәштәш — соратник.

При помощи аффиксов -лы, -ле образуются существительные, обозначающие лиц по их происхождению из какого-либо города, страны: мәскәүле — москвич, казанлы — казанец, америкалы — американец, италияле — итальянец.

Аффиксы -ым, -ем, -ма, -м, -ш, -ыш, -еш образуют от глагольных основ существительные, обозначающие процесс или результат действия: киңәшмә — совещание, кием — одежда, төзелеш — строительство, бүлмә — комната, бас- ма — ступень, мостик и др.

Образуются существительные и посредством аффиксов -ыч, -еч (обозначающих абстрактные действия), -гын, -ген, -кын, -мыш, -дык, -тык: ышаныч — доверие, ташкын — наводнение, язмыш — судьба, элемтә — связь и др.

Уменьшительные и ласкательные формы имен в татаском языке образуются посредством формообразующих аффиксов -чык, -чек, -кай, -кәй: кошчык — пташка.

Имена существительные в татарском языке образуются еще путем сложения (слияния) и спаривания: төньяк — север (төн -(-як — ночь + сторона), көнчыгыш — восток (көн 4- чыгыш —* день -+- восход), аккош — лебедь (ак + кош — белая + птица), эшкуар — делец (эш + куар — дело + будет гнать), бишьеллык — пятилетка (биш + еллык — пять + летие,-летка),        үзкыйммәт — себестоимость (уз + кыйммәт — сам, свой + стоимость); дус-иш — друзья, приятели (слова, близкие по значению), көн-төн— днем и ночью, беспрестанно (слова с противоположными значениями), имеш-мимеш — толки, слухи (первое слово имеет лексическое значение, второе является как бы его отзвуком), бала-чага — детвора (второй компонент в татарском языке не имеет самостоятельного Значения, а в некоторых тюркских языках имеет то же самое значение), ыгы-зыгы — суматоха (компоненты в отдельности не имеют самостоятельного значения).

 

 

 Задание !!!

 

Задание I. Найдите корень, переведите на русский язык и укажите словообразовательные аффиксы имен существительных.

Авырлык — тяжесть, активлык — активность, укучы — ученик, ташчы — каменщик, колхозчы — колхозник, юкәлек— липняк, липовая роща, җиләклек — ягодник, берлек— единство, рубль; тигезлек — равенство, эшче — рабочий, игенче — хлебороб, төзүче — строитель, тарак — гребень, расческа, иләк — решето, сито; урак — серп, көрәк — лопата, ишкәк — весло, бизэк — узор, ярык — щель, трещина, бүлек — отдел, часть; сызык — черта, линия; кунак — гость, себерке—метла, веник; белем знание, бүлмә — комната, кушылма — смесь, киңәшмә — совещание, җыелыш— собрание, төзелеш — стройка, уңыш — урожай, успех; кичереш — переживание, таяныч —опора, үтенеч просьба, сөенеч — радость, ташкын — поток, авылдаш \ сельчанин, односельчанин, юлдаш — спутник, Попутчик, замандаш — современник, яшьтәш — ровесник, якташ — земляк, калкавыч — поплавок, элемтә — связь, тормыш жизнь, язмыш — судьба, икмәк — хлеб, кисмәк — бочка, кадка; җыентык — сборник, табылдык — находка.

Задание 2. С помощью словообразовательных аффиксов образуйте имена существительные и переведите их на русский язык:

а) при помощи аффиксов -чы/-че от слов балык — рыба, тимер — железо, ау — охота, мәгърифәт — просвещение; б)   при помощи аффиксов -лык/-лек от слов: агач — дерево, ком — песок, каен — береза, имән — дуб, күз — глаз, бит —лицо, баш — голова, бакчачы — садовод;

в)      при помощи аффиксов -лык/-лек от прилагательных биек — высокий, матур — красивый, киң—широкий, эшсез — безработный, билгесез — неизвестный;

г)       при помощи аффиксов -лык/-лек от числительных: бер — единица, ике — два, өч — три, беренче — первый.

Задание 3. Определите, от каких слов образованы сложные существительные:

а) билбау — кушак, төньяк — север, көньяк — юг, кулъяулык — носовой платок; б) аккош — лебедь, кызылканат— красноперка, карабодай — гречиха; в) җилкуар — ветрогон, Илгизәр (собств. имя)—путешественник; бишьеллык — пятилетка, өчпочмак — треугольник, ата- ана — родители, исәнлек-саулык — здоровье, агай-эне — братья, кардэш-ыру — родня (см. обор.); г) бала-чага — детвора, савыт-саба — посуда; д) имеш-мимеш — толки, молва, слухи; малай-салай — ребятишки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

на тему "Сүз ясалышы"

Рус  мәктәпләрендә  белем  алучы  татар  балалары  өчен  тест. (5нче  сыйныф)...

Исемнәрнең ясалышы ягыннан төрләре

Исемнәнең ясалышын өйрәнү буенча  6 класс өчен дәрес планы....

Дәрес планы "Исемнәрнең ясалыш ягыннан төрләре"

Дәрес планы "Исемнәрнең ясалыш ягыннан төрләре"...

"Кушымчалар ялгау ысулы белән (-чы/че кушымчасы ярдәмендә) һөнәр исемнәренең ясалышы".

quot;Кушымчалар ялгау ысулы белән (-чы/че кушымчасы ярдәмендә) һөнәр исемнәренең ясалышы". Р.З.Хәйдәрова, Р.Л.Малафеева дәреслеге буенча. 11 сыйныфлар. Рус мәктәбе....

Урок на тему "Исемнәрнең төрләнеше.Парлы һәм тезмә исемнәр"

Конспект и презентация к уроку для 6 класса на тему "Исемнәрнең төрләнеше.Парлы һәм тезмә исемнәр"...

Исемнәрнең ясалыш төрләре.

https://magarif-uku.ru/tt/mtt/iyun-2021/    Июнь 2021...

Татар теле дәресе. "Исемнең ясалышы".

Исемнәрнең ясалышы һәм төрләре турында төшенчә бирү. Ясалма исемнәрне сөйләмдә кулланырга өйрәтү. Туган якка ихтирам хисе уяту....