Рабочая программа по Литературе Калмыкии
рабочая программа (5, 6 класс)

Программа регионального компонента «Литература Калмыкии» для 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения. На изучение курса отводится  по 34 ч. в каждом классе (1 урок в неделю).

Введение регионального компонента необ­ходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искус­ству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании.

Целью программы является формирование когнитивных, ценностных и

деятельностных единств для освоения гражданских и творческих позиций младшими школьниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_kalmykii_rabochaya_programma.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа регионального компонента

Литература Калмыкии

5-6 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа регионального компонента «Литература Калмыкии» для 5-6 классов рассчитана на 2 года обучения. На изучение курса отводится  по 34 ч. в каждом классе (1 урок в неделю).

Введение регионального компонента необходим для обогащения языка учащихся посредством приобщения учащихся к искусству слова и раскрытия их творческого потенциала на региональном содержании.

Целью программы является формирование когнитивных, ценностных и

деятельностных единств для освоения гражданских и творческих позиций младшими школьниками.

Задачи программы:

  • Формирование системы первоначальных знаний и умений по литературе Алтайского края.
  • Формирование коммуникативных компетентностей у учащихся среднего школьного возраста в процессе знакомства:
  • с людьми, прославившими Калмыкию;
  • с литературой и искусством Калмыкии;
  • с природой окружающей местности;
  • с историей и достопримечательностями Калмыкии.
  • Формирование креативных способностей учащихся через развитие:
  • гражданской позиции по отношению к окружающему миру и общественным явлениям;
  • позиции «Я и мой край» через развитие интереса и воспитания бережного отношения к родному краю;
  • творческих способностей при знакомстве с произведениями литературы и искусства писателей и художников Калмыкии.

Ожидаемый результат заключается в том. что у учащихся среднего школьного возраста по окончанию начальной школы будут сформированы следующие компетентности:

  • гражданская позиция и умение проявлять ее в своих поступках;
  • способность быть полезным в обществе;
  • умение проявлять себя в позиции поэта, музыканта, художника, спортсмена, исследователя и т.д.

В основе программы регионального компонента по литературному чтению лежат два направления:

  1. знакомство с литературно-художественными ценностями Калмыкии:
  2. воспитание позиции «художник слова».

Первое направление предусматривает первичное знакомство с жанровым разнообразием, богатством литературного наследия Калмыкии. Знакомит с рассказами, стихотворениями; малыми формами калмыцкого фольклора. Развивает художественный кругозор учащихся. Предполагает знакомство с биографиями и творчеством поэтов и писателей Калмыкии  и людьми, которые прославляют своим творчеством край.

Второе направление позволяет развивать интерес к культуре родного края и гордость за людей, которые проживают на его территории (встречи с писателями. художниками Калмыкии, посещение библиотек.

Работа в этом направлении способствует развитию креативных способностей учащихся, обогащению языка посредством высказывания собственных суждений и отношений к искусству.

Содержание программы регионального компонента по литературному чтению

Содержание программы регионального компонента позволяет учащимся на основе знаний литературы своего региона открыть для себя имена калмыцких  поэтов, писателей, понять особенности поэтики их произведений

При знакомстве с произведениями рекомендуется обращать внимание на единство формы и содержания: рассматривать особенности построения произведения и языковые средства художественной выразительности.

Внедрение регионального компонента предполагает развитие четырёх видов речевой деятельности: чтение, слушание, говорение, письмо.

Отбор содержания учебного материала в программе базируется на понимании категории «содержание образования» как выражения отношения внешнего мира и познающего этот мир ребёнка. Понятие «содержание образования» в современной дидактике раскрывается во взаимосвязи с основными элементами социальной культуры, которая должна быть передана подрастающему поколению: совокупностью знаний, опытом осуществления известных способов деятельности, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-целостного отношения к миру.

При этом рамки «внешнего мира», согласно программе, не ограничиваются литературными произведениями, а включают в себя как художественные, так и музыкальные произведения (фотографии, картины и иллюстрации, народный промысел и т.д.).

Принципы отбора круга чтения:

  1. Эстетический принцип. Предметом изучения  является литературное произведение как эстетическая ценность.
  2. Принцип целостности. Данный принцип базируется на концепции современного литературоведения о художественном произведении как о целостности, сложном единстве многообразных и разнообразных элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом, так что ни один из них не может рассматриваться изолированно, вне этих взаимосвязей. Принцип целостности может быть реализован, если художественное произведение воспринимается ребенком целиком, без сокращений и адаптации, при которой нарушается художественная ценность текста.
  3. Принцип доступности. Смысл данного принципа можно определить как готовность, учащихся-читателей адекватно воспринять основное художественное ядро произведения, которое определяет своеобразие, неповторимость его содержания и формы.
  4. Принцип учета читательских интересов учащихся. Предлагаемые произведения должны вызывать яркие эмоции у учащегося, желание читать самостоятельно.
  5. Принцип целесообразности изучения произведения для литературного развития школьников. В психологии установлено, что близость темы и материала к жизненному опыту учащихся  облегчает эмоциональное «заражение», но воспитание только на такой литературе задерживает литературное развитие.
  6. Принцип тематического разнообразия произведений. Необходимость выделения данного принципа обусловлена психологическими особенностями учащихся, целиком поглощенных вниманием к внешнему миру. Потребность во внешних впечатлениях становится основной движущей силой развития психики. Разнообразие тематики изучаемых произведений будет способствовать поддержанию эмоциональной и интеллектуальной активности ребенка.
  7. Принцип яркой выразительности художественной формы изучаемого произведения. Художественная форма произведения должна обязательно содержать хотя бы один яркий элемент, который бы привлек внимание ребенка - ритм, рифма, звукопись, оригинальные тропы, и композиционные приемы - оригинальное название, загадка и т.п.
  8. Принцип соответствия теоретико-литературных знаний литературному материалу и возможностям их освоения. Сообщение детям теоретико-литературных знаний и обучение детей их практическому применению необходимы для адекватного понимания произведения и его интерпретации в устной и письменной речи. Теоретико-литературные понятия позволяют проникнуть в природу словесного образа, а образ является одним из «ключей», открывающих двери в тайны поэзии. Значит, необходимо определить круг тех теоретико-литературных знаний, которые нужны школьникам для понимания изучаемых произведений, установить, на каком литературном материале овладение этими знаниями будет проходить наиболее успешно.
  9. Принцип возможности сопоставления произведения с другими изучаемыми произведениями. Смысл этого принципа понимается как постоянное обращение на уроках литературы к уже изученным произведениям, нахождение близких тем, образов, настроений. По мере обучения ребенка происходит постепенное накопление им необходимых знаний.
  10. Принцип усложнения аналитической и художественной деятельности учащихся при изучении произведений. За счет расширения жизненного опыта, культурного поля, накапливания читательских впечатлений изменяется восприятие художественного произведения. Усложнение художественной идеи, формы произведения, усложнение деятельности школьников на уроках являются необходимым условием для их литературного развития. При этом происходит ориентация на зону ближайшего развития детей.

Последовательность изучения произведений определяется сложностью художественной идеи, средств ее выражения, объемом текста, особенностями восприятия произведения учащимися. Программа изучения художественных произведений выстроена как система роста читателя-школьника с учетом усложнения, как самого художественного текста, так и деятельности учащихся.

Методы и приёмы изучения произведений

  1. Метод чтения. Реализуется в следующих приемах: чтение учителя, самостоятельное чтение ученика вслух и про себя, коллективное чтение вслух (по ролям, по частям текста), работа над выразительным чтением.
  2. Метод анализа литературного произведения. Приемы анализа: литературоведческие: анализ композиции, анализ стиля, анализ образов персонажей, сопоставительный анализ образов или других художественных элементов произведения; творческие: словесное рисование; составление диафильма или комикса; составление киносценария; драматизация и инсценирование.
  3. Метод комментирования литературного произведения внетекстовыми материалами. Приемы: работа с книгами писателя (организация выставки книг писателя), рассказ о писателе и его книгах, заочная экскурсия.
  4. Метод литературного творчества школьников. Приемы: сочинение-отзыв о герое, сочинение по аналогии с изученным произведением, сочинение в заданном жанре, сочинение на тему изучаемого произведения (до знакомства с ним), сочинение продолжений к произведениям с открытым финалом или входящим в тематический сборник или цикл.

Тематическое планирование

по факультативному курсу «Литература  Калмыкии»

в 5 классе

Раздел программы

Тема занятия

Литература

Количество часов

1

Введение в литературу Калмыкии

1.Цели и задачи изучаемого курса

1 час

2

Устное народное творчество калмыцкого народа. Сказки

Сказка как популярный жанр народного творчества. Нравственная взыскательность и эстетическое совершенство народных сказок

Защита проектов

Калмыцкие народные сказки

2 часа

3

Эпос «Джангар»- богатырская поэма калмыцкого народа.

1.Знакомство с эпосом «Джангар».

2. Джангарчи – исполнители «Джангара»

3.Эпический репертуар Ээлян Овла. Вступление к эпосу.

4.Знакомство с образами богатырей : Джангара, Хонгора, Алого Льва, Старого Санала, Савра Тяжелорукого.

5.Знакомство с художественно-выразительными средствами песен «Джангара». Эпитеты, метафора, гипербола, сравнение.

Сочинение-отзыв о герое

Эпос «Джангар»

5 часов

4

Из прошлого нашей республики

1.«О предках калмыков».

- «Стремена» ( Рассказ- быль)

2. «Граница детства»

-Джомба ( отрывок из повести)

-Родное село (отрывок из повести)

3.Калмыцкий чай

4. «Эвдг»

 (отрывок из повести «Родные».

5.Элиста-столица нашей родины.

-«Элиста»

-«Мать и родина»

6. «Ока Городовиков»

- «Пастушонок»

7. «Выселение»

     -«Боль памяти»(документы)

8. «Три рисунка»

Сочинение- анализ образов персонажей

Г.Насунов

Г.Кукарека

Т.Бембеев

Б.Сангаджиева

Т.Манджиева

Е.Буджалов

С.Бадмаев

Л.Инджиев

О.Городовиков

В.Лиджиева

А. Балакаев

9 часов

5

Рассказы и стихи о природе Калмыкии

1.«Степь калмыцкая тиха».

2. «Сайгачонок и орленок»

3. «Родник»

4. «На защиту родной степи» (Отрывок из романа «Последнее письмо отца»).

5. «Как зайчишка храбрым стал»

6. «Баллада о журавлях»

       «Степной йорял»

7. «Степная быль»

8. «Ночью в степи»

   Составление диафильма о природе Калмыкии  

М.Хонинов

Г.Кукарека

Л.Инджиев

А.Тачиев

С.Каляев

Б.Дорджиев

К.Эрендженов

Д.Кугультинов

Б.Сангаджиева

 

8 часов

6

К 70-летию Великой победы

Стихи и рассказы о подвигах солдат в Великую отечественную войну.

  1. «На дорогах войны».
  2. «Новый дом»
  3. «Люблю я маленьких детей»

«Память»

  1. «Рассказ деда»
  2. О героях ВО войны  Калмыкии
  3.  «Его звали Эрдни»

«Имеи Эрдни Деликова»

Экскурсия в музей. Заочная экскурсия «Мой дед-герой»

О.Городовиков

Б.Джимбинов

М.Хонинов

Г.Кукарека

А.Балакаев

Журнал «Баир»

В.Дейнега

В.Шуграева

8 часов

7

Итоговое занятие

Защита проектов

1 час

34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс.

Рабочая программа по литературе 5-9 класс по новым ФГОС. Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс....