Урок по родной литературе
план-конспект урока (7 класс)

«Орловский край – литературное гнездо России» - урок по родной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – Себякинская основная общеобразовательная школа Урицкого района Орловской области

 «Технологическая карта занятия по родной литературе в 7 классе»

Учитель: Сулина Вера Вениаминовна

2020-2021 учебный год

Учитель: Сулина Вера Вениаминовна, учитель русского  языка и литературы МБОУ – Себякинская ООШ Урицкого района Орловской области

Класс: 7

Тема урока: « Орловский край – литературное гнездо России»

Тип урока:  освоение новых знаний.

Цель:  углубить представления детей о литературе родного края, воспитывать интерес к писателям-орловцам; совершенствовать умение выразительно читать стихи.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению нового материала;  развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных ситуациях общения в процессе совместной деятельности; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.                    

Метапредметные: планировать, выполнять и оценивать свои учебные и коммуникативные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации; действовать с опорой на исходный текст при достижении взаимопонимания в процессе общения; о владение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами коммуникации.

Предметные: сформировать внутреннюю потребности обучающихся в чтении произведений писателей-орловцев, чувства любви к своей родине, приобретение знаний о жизни и творчестве орловских поэтов и прозаиков.

Оборудование: портреты писателей и поэтов, компьютер, мультимедийная презентация, медиапроектор, экран, рабочий лист, выставка книг писателей, высказывания о писателях/поэтах, карточки.

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Начало урока.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, их эмоциональный настрой, мобилизует обучающихся.

Я рада вас видеть сегодня на занятии. Надеюсь, что вы все здоровы и готовы работать.

Проверяют готовность к уроку.

Отвечают.

2.

Мотивация.

Слайд 2

Слайд 3

Стимулирует интерес обучающихся к уроку. Читает стихотворение на фоне музыкальной композиции:

   Пой, ветер, с низовья дунувший,

   Я песню твою пойму,

   Стоит над Окою юноша,

   Четыреста лет ему.

   Раздался в плечах он, шире стал,

    В охапку берёт рассвет,

    На веру ему – четыреста,

    На взгляд – восемнадцать лет.

   Вся сила твоя в природе,

   Прикрой сине – край крылом,

   Недаром веленьем родичей

   Тебя нарекли Орлом…

       

- О чем идет речь в этом стихотворении?

-Верно. Каждый город, подобно человеку, имеет свою биографию. Жители нашего города любят свой родной город, чтят и хранят его богатую историю.

- А вы помните слова Н.С. Лескова, который говорил, что Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины ни один другой русский город…»

Привлекает внимание к портретам писателей:

- Посмотрите на портреты наших земляков. Назовите их имена.

Слушают стихотворение.

Отвечают на вопрос: об Орловском крае.

Рассматривают портреты и называют их имена.

3.

Целеполагание и планирование.

Слайд 4

Слайд 5

Побуждает на формулирование темы урока и целей.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить следующие действия, которые помогут нам сформулировать тему урока.

(на слайде: 1. Карта Орловщины.

2.От слова литература образовать прилагательное, поставить его в форму среднего рода (литературное).

3. изображение «гнезда».

4. карта России.

- правильно: «Орловский край – литературное гнездо России» –  тема нашего занятия. Запишите в своих рабочих листах эту тему.

- Как вы сформулируете цели нашего занятия, исходя из темы?

Высказывают предположения: «Орловский край – литературное гнездо России»

Записывают тему урока в рабочие листы.

Говорят о том, что они узнают нового на занятии.

(Отвечают: познакомиться с писателями-орловцами, их творчеством).

4.

Актуализация знаний.

Орловский край – известен в русской литературе как родина крупных мастеров художественного слова, отразивших в своих произведениях замечательную природу родных мест , духовное богатство, трудолюбие и одаренность простого человека.

Имена писателей, творчество которых глубокими корнями связано с Орловщиной,  –  это поистине блистательное созвездие. И.С.Тургенев, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Н.С.Лесков, И.А.Бунин, М.М.Пришвин и другие всегда с благодарностью вспоминали свою «малую Родину, ставшую для них началом всех начал». У них чувство к родному краю было неотделимо от понятия родины.

Читает стихотворение о родном крае орловского поэта Василия Катанова:

Сторона Тургенева и Фета

На просторы летние манит.

Льется ливнем утреннего света,

Голубыми реками шумит.

Бунина, Андреева, Лескова

Отчий край…

Тут чище серебра

Закипает пламенное слово

И любви, и веры, и добра.

Слушают сообщение учителя.

5.

«Открытие» нового знания.

Знакомство с новым материалом: у вас на столах есть карточки с портретами писателей Орловского края и информацией об их жизни и творчестве. Ваша задача: прочитать и заполнить таблицу, которая есть в ваших рабочих листах. Затем используя подготовленный материал познакомить с ним ваших одноклассников.

- Итак, вы готовы рассказать о мастерах слова Орловского края?

Задача всех слушающих: продолжить заполнять таблицу.

Читают про себя текст и заполняют таблицу. Выполняют задание письменно в  рабочих листах.

Слушают и заносят информацию в таблицу.

6.

Первичное закрепление.

Слайд 6

Предлагает выполнить задание: найти соответствие

 1) Н.А.Бунин                        а) хутор Бутырки (Елецкий уезд)

    2) Н.С. Лесков                   б) г. Болхов

    3) И.С.Тургенев                 в) г. Орёл

    4) Ф.И. Тютчев                  г) с. Ильково(Мценский район)

 5) И.А. Новиков            д) с. Горохово(Свердловский район)

   6) Е.А. Благинина       е) с. Яковлево (Мценский район)

   7) А.Н. Апухтин          ж) с. Овстуг (Брянский уезд)

   8) А.А.Фет                    з) г. Орел

   9) Д.И. Блынский         и) с. Хрущёво (Елецкий уезд)

  10) Л.Н. Андреев           к) д. Новосёлки (Мценский уезд)

  11) М.М. Пришвин        л) с. Васютино (Покровский район)

- А теперь обменяйтесь работами и проверьте правильность тестового задания своего одноклассника. Ключи на слайде.

Оценивание: 10-11 баллов – «5»

8 - 9 баллов – «4»

6 – 7 баллов – «3»

Самостоятельно выполняют задание.

1а, 2д, 3в (или з), 4ж, 5г, 6е, 7б, 8к, 9л,10з (или в), 11и

Осуществляют взаимоконтроль, выставляют оценку.

7.

Включение нового знания в систему знаний (закрепление)

Слайд 7

Организует работу в  группе.  Стимулирует активное участие всех детей в работе, создает условия для сотрудничества.

Следующее задание называется «Что  говорят даты». Я предлагаю лидерам групп подойти и взять конверты, в которых находятся карточки с датами и фамилиями писателей/поэтов Орловщины. Вы должны соединить дату рождения и фамилию писателя или поэта.

1932-1965

1820-1892

1873-1954

1871-1919

1870-1953

1831-1895

1818-1883

1840-1893

1877-1959

1903-1989

1803-1873

1881-1972

 Контролирует выполнение задания.

Сейчас предлагаю узнать название и  автора произведения:

1)Ещё в полях белеет снег,

   А воды уж весной шумят –

   Бегут и будят сонный брег,

  Бегут и блещут, и гласят…

2) Пойдём в мой край,

   В поля, в луга Орловщины,

  Нигде я лучше края не встречал.

3) Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. 

4) Рассказать, что лес проснулся,

   Весь проснулся, веткой каждой,

   Каждой птицей встрепенулся

  И весенней полон жаждой.

5) Чистота, тишина,

Теплота, дремота…

Вот какая она –

Бабушка-забота!

6) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!...

7) Природа мать, с ней не шути,
Нет сил, терпеть притворство,
Ты брось инет, ко мне приди,
Поверь, что это просто!

Работают в группах  над решением учебной задачи.

Зачитывают свои варианты.

Блынский Д.И.

Фет А.А.

Пришвин М.М.

Андреев Л.Н.

Бунин И.А.

Лесков Н.С.

Тургенев И.С.

Апухтин А.Н.

Новиков И.А.

Благинина Е.А.

Тютчев Ф.И.

Зайцев Б.К.

  1. Ф. Тютчев «Весенние воды»
  2. Д.И. Блынский  «Пойдём в мой край…»
  3. Иван Бунин «Листопад»
  4. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...»
  5. Елена Благинина «Бабушка-забота»
  6. И.С. Тургенев «Русский язык»
  7. М.М. Пришвин «Природа-мать»

Слайды 8-19

Скажите, пожалуйста, а какие произведения писателей-орловцев вы знаете? Кто желает прочитать  наизусть стихотворение или отрывок из произведения.

- Спасибо!

Предлагает посмотреть слайды «Наследие писателей».

 Отвечают на вопрос.

Готовятся к выразительному чтению.

Смотрят презентацию.

8.

Рефлексия и оценивание.

Слайд 20

Организует рефлексию деятельности:

Просит назвать тему и цели урока;

- предлагает обсудить, что обучающиеся научились делать на уроке:

- Вспомните, какие цели мы ставили на занятии? Достигли их?

- Что нового узнали сегодня?

- Кто испытал трудности на занятии? С чем они были связаны?

- Над чем нужно еще поработать?

Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Отметьте на полях знаками:

! – задание, которое вызвало у вас интерес;

?- задание, которое вызвало затруднение;

?! - задание, которое вам не понравилось.

Вернемся к словам Н.С. Лескова: Орел «вспоил на своих мелких водах столько русских литераторов, сколько не поставил их на пользу родины никакой другой русский город».

 Сегодня мы убедились, что это совершенно справедливо, и мы гордимся, что наша земля, наш город дал русской и мировой культуре столько славных имен, талантов.

Выставляет и комментирует отметки.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности; отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока. Высказывают оценочные суждения: что получилось, что не получилось и почему.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

9.

Домашнее задание

Слайд 21

  1. Подготовить презентацию (сообщение) о писателе (по выбору)
  2. Индивидуальное задание: виртуальная экскурсия «Памятные знаки города Орла, связанные с писателями-орловцами».
  3. Выразительное чтение стихотворения любимого поэта (подготовиться к конкурсу)

Записывают задание в дневники.

10.

Благодарю за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"

Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом,  использованием  аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...

Конспект открытого урока по родной литературе для 5 классов

Предмет: Якутская литература. Тема урока: "Поэзия - состояние души" («Хо´оон - дуу´а хамсаа´ынын таайыы») для 5-х классов. Учитель: Павлова Мария Егоровна, учитель якутского языка и литературы МБОУ-Ко...

Разработка урока по родной литературе в 8 классе "З.Намзырай "Авам ынак куштары""

Разработка урока по тувинской литературе в 8 классе З.Намзырай "Авам ынак куштары" (новая тема)...

Разработка открытого урока по родной литературе

привить любовь к родному языку;пробудить интерес к языку как учебному предмету;повысить общую языковую культуру;стимулировать познавательную активность учащихся...

Разработка урока по родной литературе

Ук кичээлди 6-гы класска федералдыг куруне стандарттарынга дууштур тургускан....

Конспекты уроков по родной литературе

Конспект урока по родной литературе...

Урок по родной литературе в 9 классе Тема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»

Урок по родной литературе в 9 классеТема: Донские писатели 19 века. Д.Л. Мордовцев в контексте литературного процесса. Роман «Лжедмитрий»...