Статья "Финансовая грамотность на уроках бурятского языка"
статья

Норбованжилова Сэсэгма Цыренжаповна

Статья на НПК "Формирование функционально грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

III Межрегиональная НПК «Формирование функциональной грамотности учащихся в процессе изучения гуманитарных дисциплин»

Норбованжилова Сэсэгма Цыренжаповна,

учитель бурятского языка

Иволгинской средней общеобразовательной школы

Финансовая грамотность на уроках бурятского языка

Финансовая грамотность – это умение рационально распоряжаться финансами. Знания о деньгах очень важны, так как люди пользуются деньгами каждый день, рассчитываются ими за покупки и услуги, с их помощью стремятся реализовать свои мечты. Большая часть население имеет недостаточный уровень знаний для понимания основных финансовых продуктов и планирования своего бюджета, недооценивает свои риски и часто принимает неэффективные решения по управлению своими финансами.  

Тема финансовой грамотности актуальна, так как человек живет в материальном мире. Обучение финансовой грамотности в наше время является неотъемлемой частью того, чему нужно научить школьникови прививать основы необходимо с детства и отрочества. Вырастая и выходя во взрослую жизнь, мы постоянно сталкиваемся с финансовыми вопросами. И чем компетентнее мы в этих вопросах, тем успешнее складывается наша жизнь в целом.В то же время федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.

Общая концепция преподавания основ финансовой грамотности в рамках предмета «Бурятский язык» остается той же, что и для других предметов. Однако ограничения по предметному содержанию речи, которое не включает финансовую тематику в обязательный перечень изучаемых в школе тем, дают меньше возможностей для выстраивания целостных модулей, полностью основанных на финансовой тематике.

Однако элементы курса финансовой грамотности прекрасно входят в программу предмета «Бурятский язык» в основной школе. При правильном подборе и распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом (в ходе прочтения текстов, прослушивания аудиоматериалов, обсуждения, ролевых игр, проектной деятельности) учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления о финансовой стороне жизни(планировании личного бюджета, формирование представления о необходимых тратах, умение откладывать деньги для определенных целей и соизмерять свои сбережения со стоимостью покупок и их необходимостью.

Финансовая грамотность и бурятский язык: как совместить интересы?

1.Структура школьного бурятского «вписывается» в целевую возрастную категорию детей разработанной программы «Финансовая грамотность»: практически в рамках любой программы бурятского языка в любом классе есть темы, посвященные семье, профессии,в магазине продуктов, давайте посчитаем, цифры и т.п.

2.Планируемые предметные результаты по бурятскому языку (особенно в старших классах) частично совпадают с планируемыми результатами по финансовой грамотности: в каждом курсе изучаются вопросы так или иначе касающихся поведения людей в различных социально-экономических ситуациях.

3.Приобретают актуальность ценностные ориентации языкового образования на практическую значимость и социализацию личности в контексте изучаемой социально-экономической ситуации на локальном, региональном и глобальном уровне.

С элементами финансовой грамотности учащиеся знакомятся на отдельных уроках со 2 по 9 классы. Буквально с первых шагов обучения бурятскому языку мы сталкиваемся с элементами обучения детей финансовой грамотности. Для достижения этой цели на своих уроках я ставлю перед детьми различные экономические задачи и использую ролевые игры.

Ребята еще в младшем звене знакомятся с цифрами, учатся считать, во 2 классе - изучение тем: «Тоолое! Давайте посчитаем»,в 3-м классе: «Прибавляем», «Вычитаем», в 4-м классе: «Давайте посчитаем», «Вмагазине продуктов», «В магазине одежды»,«Школьные принадлежности»и уже в 5-м классе: «Моя семья», тема: «Профессия» почти в каждом классе, в 8-м классе: «Деньги. Какую роль они играют в нашей жизни?».

Например, в 4 классе тема: «В магазине продуктов», «В магазине одежды» на данном этапе я ставлю следующие задачи:

  1. Развивать лексические навыки по данной теме;
  2. Использовать лексику в устной и письменной речи;
  3. Научить детей составлять список покупок;
  4. Развивать умения аудирования, чтения и говорения.

Предварительно до составления списка обговариваем сучащимися о продуктах, которые необходимы.Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Составляя список покупок, дети учатся рационально использовать денежные средства, осуществлять контроль расходов семьи, понимать полезность приобретаемых товаров, рассчитывать расходы.Родители довольны, что мы углубляем изучение языка за счет введения необходимых экономических знаний, что значительно помогает ориентироваться в современном мире.

На уроках учащимся нравится работать в парах. Учащиеся составляют диалог, используя изученную лексику. Вы и ваш друг в супермаркете, вам нужно купить школьные принадлежности. По заданной схеме дети составляют свои диалоги, используя активную лексику урока.

Знакомство с деньгами продолжается и в средней школе, например, в 5 и 9 классах.

Задачи, которые ставятся перед учащимися:

выявить представления учащихся о деньгах;

-сформировать понятия деньги;

-решать ситуационные задачи;

-способствовать расширению кругозора и знаний учащихся по данной теме.

Таким образом, на уроках бурятского языка возможно воспитывать финансовую и социальную грамотность в течение длительного периода, переходя «от простого к сложному». Ребенок начинает больше ценить деньги, учится копить копеечку, знает больше о финансах, умеет принимать финансовые решения в повседневной жизни. В целом развиваются процессы самопознания, самовыражения и самореализации учеников.

В своей работе я ориентируюсь напотребность современного общества в образованной, нравственной,предприимчивой личности, которая сможет самостоятельно приниматьответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможныепоследствия, способна к сотрудничеству, отличается мобильностью,динамизмом, конструктивностью, обладает развитым чувствомответственности за судьбу страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...