Рабочая программа по родному языку 6 класс
рабочая программа (6 класс)

Воробьева Марина Отаровна

Примерная программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (новая редакция), на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

 

Цели изучения предметной области «Родной язык и родная литература». Пункт

12.2 проекта ФГОС ООО гласит, что изучение предметной области  «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как

хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание

исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vorobeva_m.o._rodnoy_yazyk_6_klass_2021-2022.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СШ №25»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Родной язык 6 класс

на 2021 -2022 учебный год

Составитель: Воробьева Марина Отаровна,

 учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

г. Нижневартовск,2021

Пояснительная записка

Примерная программа по предмету «Родной язык (русский)» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (новая редакция), на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 №1897», с учетом положений Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной 9 апреля 2016 г., № 637-р.

Цели изучения предметной области «Родной язык и родная литература». Пункт

12.2 проекта ФГОС ООО гласит, что изучение предметной области  «Родной язык и родная литература» должно обеспечить:

  • воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как

хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание

исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
  • получение знаний о родном языке как системе и развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Исходя из этого, цель изучения предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.

Достижение цели предполагает решение задач:

  1. Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
  2. Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
  3. Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).

Задачи на 2019-2020 учебный год

  1. Сохранить 100% успеваемость.
  2.         Сохранить качество обучения по русскому языку на уровне 42,83% через развитие коммуникативной компетенции обучающихся через работу по методической теме.
  3.         Количество мероприятий, проводимых учителем для развития одаренных детей повысить на 2%.

Место учебного курса «Родной язык»

Программа учебного предмета «Родной язык » предназначена для изучения в 6 классе и рассчитана на 17 часов.

Результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»

Предметные результаты:

  1. представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
  2. представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
  3. совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
  4. использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
  5. расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
  6. формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
  7. обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
  8. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.

Личностные результаты:

  1. понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
  2. осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
  3. достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  4. развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;
  5. развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;
  6. готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

  1. владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения  (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и

передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:
  • способность формировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной  степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с

учётом замысла, адресата и ситуации общения;

  • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;

сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог- побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических,

грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;

  • адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; повседневной практике речевого общения;
  • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,

докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

  1. применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
  2. коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Содержание курса по предмету «Родного языка(русский)».

Язык и культура (6 часов) 

История русского литературного языка. Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектов в произведениях художественной культуры. Исконные и заимствованные слова русского языка. Особенности освоения (адаптации) иноязычной лексики. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Появление новых слов в русском языке.

Культура речи (4 часа)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Речевой этикет.

Речь. Речевая деятельность. Текст(7 часов)

Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом. Текст. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа. Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина. Научно-учебный подстиль. Научное сообщение (устный ответ). Словарная статья. Компьютерная презентация. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

Виды контроля: текущий, итоговый.

Формы контроля: устные ответы, проверочные карточки, тестирование, диктанты, самоконтроль.

Календарно – тематическое планирование по родному языку для 6 класса ( 0.5 часов в неделю) 17 часов.

№ п/п

Номер раздела и

темы урока

Тема урока

Кол- во часов

Элементы содержания занятия

Дата (план)

Дата (факт)

Примечание Причина корректировки

Раздел 1. Язык и культура (7 часов)

1

1.1

История русского литературного языка.

1

Как и почему изменяется наш язык. У истоков современного русского языка.

2

1.2

Диалекты как часть народной культуры. Использование диалектов в произведениях художественной культуры.

1

Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы и их национально-культурное своеобразие. Диалектное членение русского языка на современном этапе (общее представление)

3

1.3

Исконные и заимствованные слова русского языка.

1

Фонетико-графическое и грамматическое освоение заимствованных слов (общее представление).

Типы иноязычных слов по степени их освоенности (общее представление)

4

1.4

Особенности освоения (адаптации) иноязычной лексики.

1

Фонетико-графическое и грамматическое освоение заимствованных слов (общее представление).

Типы иноязычных слов по степени их освоенности (общее представление)

5

1.5

Национально-культурная специфика русской фразеологии.

1

Отражение во фразеологии исторических событий, культуры и т. п

6

1.6

Появление новых слов в русском языке.

1

Фонетико-графическое и грамматическое освоение заимствованных слов (общее представление).

Типы иноязычных слов по степени их освоенности (общее представление)

Раздел 2. Культура речи (4 часа)

7

2.1

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

1

Формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм

8

2.2

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

1

Расширение и углубление знаний школьников о нормах литературного языка.

9

2.3

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.

1

Расширение и углубление знаний школьников о грамматических нормах русского литературного языка.

10

2.4

Речевой этикет.

1

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета; использование стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (7 часов)

11

3.1

Эффективные приемы чтения. Этапы работы с текстом.

1

Понятие о диалоге с текстом. Прогнозирование информации

12

3.2

Текст. Тематическое единство текста. Тексты описательного типа.

1

Тематическое единство, тема и микротема текста

13

3.3

Разговорная речь. Рассказ о событии, бывальщина.

1

Художественное повествование, характер рассказчика

14

3.4

Научно-учебный подстиль. Научное сообщение (устный ответ). Словарная статья.

1

Учебно-научный стиль. Словарная статья энциклопедического словаря.

15

3.5

Компьютерная презентация.

1

Изучение особенностей публицистического стиля речи.

16

3.6

Публицистический стиль. Устное выступление.

1

Изучение особенностей публицистического стиля речи.

17

3.7

  Язык художественной литературы. Описание внешности человека.

1

Формирование умения учащихся находить главное в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родному языку и литературе в 11 классе С(К)ОУ VIII вида

Рабочая программа по предмету "Родной язык и литература" в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по двум модуля...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

рабочая программа по родному языку и литературе 5 класс

рабочая программа по родному языку 5 кл...

Рабочая программа по родному языку и родной литературе 5 класс

Рабочая программа для родного русского языка...

Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой

В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы

Рабочие программы по родному языку и родной литературе, методические материалы...