Моделирование грамматических значений в синтаксисе
методическая разработка (8 класс)

Тусида Меретя Григорьевна

Сравнение cловообразовательных моделей  состава слов,  моделей строения предложений в  славянской языковой группы (русский язык) и алтайской  языковой группе  (хакасский), монгольской языковой группе  (калмыцкий), самодийской языковой группе (ненецкий язык). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_kouch_gruppy_tusida_i_k.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СЕЯХИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

        

 

Тема урока:

Моделирование

грамматических значений в синтаксисе

                                   

                                                                               

                               Автор: Тусида Меретя Григорьевна,

                                                                                 учитель родного (ненецкого) языка и литературы.

                                       

Перечень  представленных конкурсных материалов

  1. Технологическая карта урока
  2. Презентации
  3. Музыка к уроку
  4. Фотографии с урока

Сеяха

2021

Подготовила коуч – группа: Тусида М.Г.,  Байкалова А.С., Молчанова Е.П., Резвин  Е.Н,

Тема урока.  Моделирование грамматических значений в синтаксисе

УМК: Учебное пособие «Ненецкий язык», 8 класс

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Форма: рефлексия

 Оборудование:

мультимедийный проектор;

опорный конспект урока;

презентация;

раздаточный материал.

Технологии: Здоровьесбережения, развивающего обучения, развития исследовательских навыков, группового обучения

Сравнение cловообразовательных моделей  состава слов,  моделей строения предложений в  славянской языковой группы (русский язык) и алтайской  языковой группе  (хакасский), монгольской языковой группе  (калмыцкий), самодийской языковой группе (ненецкий язык).  

Цель: обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении разделов «Словообразование»,  «Синтаксис и пунктуация».

Задачи:

  1. Предметная: повторить основные понятия, изученные в разделах «»Словообразование»,   «Синтаксис и пунктуация»
  2. Коммуникативная: развивать умение систематизировать изученный материал, умение сравнивать, проводить связь между другими языковыми понятиями. Развитие орфографической зоркости, логического мышления.
  3. Личностная: воспитывать личностные качества - самоконтроль, самоанализ, мотивацию, целеустремленность. Воспитание любви к родному языку и
    Планируемые результаты:

- личностные УУД:

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Следование в поведении моральным и этическим требованиям;

-регулятивные УУД:

Понимать и строить планируемые действия;

Проговаривать вслух последовательность производимых действий.

- коммуникативные УУД:

Развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

Сохранять и развивать умение сотрудничать в группе, в коллективе.  Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

- познавательные УУД:

Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать и применять.

Извлекать нужную информацию.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3)  контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости.

Этапы урока. Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Мобилизующий этап

 Цель: включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность

Выход учителей в национальных костюмах. (под музыку)

Теда’ учительта’’ пумна лаханада’’.

Приветствуют учащихся  на   калмыцком, хакасском языках, ненецком, русском языке.

Приветствуют учителя, повторяют за учителем приветствие на 4 языках.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Постановка цели и задач урока.

Цель: стимулирование познавательной деятельности учащихся, самостоятельное формулирование темы и задач урока

Как вы думаете, на каких языках учителя с вами поздоровались? Представителей каких народностей вы можете определить по национальным костюмам?

А какое событие будет 10 декабря? 10 декабря нашему ЯНАО исполнится 91 год со дня образования.  

Сегодня наш урок будет посвящен юбилею округа. Здесь живут представители 112-ти народностей и национальностей. Мы остановимся подробно на 4 народностях.

Варианты ответов учащихся.

.

Актуализация знаний.

Цель: подготовка обучающихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Демонстрация презентации «Национальности, проживающие в Сеяхе»   (5 минут). Что нового узнали для себя?

Просмотр презентации.

Отвечают на вопросы учителя. Сравнивают жилище, одежду,   транспорт, т.д.

Актуализация знаний.

Цель: установление преемственных связей прежних и новых знаний

Прослушайте стихотворения. Какая тема стихотворений?

Вопросы детям, рассказывающим стихи. Легко ли было учить стихи? Почему трудно?

У кого раньше появилась письменность?  у русских? У Калмыков? У ненцев и хакассов?

Алфавит. Знаки препинания. Условные обозначения при разборе слов.  (показ карточек приставка, корень, суффикс, окончание).

Словообразовательная  модель русских слов:  приставка, корень, суффикс, окончание.

Ненецкий язык. Корень, суффикс, суффикс.

Хакасский:  корень, суффикс, окончание.

Калмыцкий: корень, суффикс, суффикс

Слушают выступление одноклассников. 4 учащихся читают четверостишия на 4 языках русский, неецкий, калмыцкий, хакасский.

Отвечают на вопросы.

- Не знаешь,  о чем говорится в тексте?

- ударение

- произношение

Звуки, которых нет в русском и ненецком языке.

Разбор слова по составу.

Безводный (русский)

Ицяда (ненецкий)

Сравнивают состав слова.

Хагсу (калмыцкий).

Суг чох  (хакасский)

Отмечают, что общего. Корень, суффикс.

Построение моделей (карточки на столе)

Пэдарасавэй,  хардако, лабтам’

охотник,  подземный, лесостепь,

В ненецком и калмыцком нет окончания. В русском языке есть приставка.  В русском языке и хакасском есть окончание.

Физминутка

Цель: создание условий для снятия переутомления у учащихся

Элементы народных танцев (русского, калмыцкого, ненецкого, хакасского)

Дети повторяют движения за учителем.

Сравнение грамматических конструкций: славянская языковая группа  (русский язык) и алтайская языковая группа (хакасский), монгольская языковая группа (калмыцкий), самодийская языковая группа (ненецкий язык).

Наша Родина очень большая.

 Маня’’ ява’’ саць ңарка.

Совпадают ли схемы при переводе предложений?

На земле разные народы живут.

Маня’’ яханана’’ хуркари ненэця’’ иле’’.

Хакасский.

Чир устунде аймах чон чуртапча.

Калмыцкий.

Мана газр дээр олн келн – эмтн бээнэ.

Обратите внимание на модели предложений.  Можно ли поменять местами слова в предложении?

Существует определенный порядок членов предложения.

Выполняют разбор предложения в тетради.  Двое у доски: один-  предложение на русском языке- , второй -  на ненецком языке.

Вывод.

Живут разные народы на земле. (можно).

Иле’’  хуркари ненэця’’ маня’’ яханана’’  (нельзя. Сказуемое всегда в конце предложения.

Закрепление.

По предложенной  модели (схеме предложения на доске) составить предложение на русском и ненецком языке.

Составляют предложения, записывают в тетрадь.

 Информация о домашнем задании

Цель: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Проверка соответствующих записей.

Записывает задание на доске:

Составить предложения с однородными членами (однородные подлежащее, сказуемые, определения , обстоятельства), к каждому предложению нарисовать схему.

 На русском языке и ненецком языке, кто какой язык изучает.

Записывают задание в дневник.

Рефлексия

Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности, оценивание работы.

Проводит беседу по вопросам:

-Что нового узнали на уроке?

Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе. Выберите смайлик. Прочитайте текст.

Урокава’’ малей’’. Лакамбой’’.

Вспоминают ход урока, делятся впечатлениями, учатся анализировать свою работу или товарищей на уроке, оценивать её.

Прощаются с учителями на 4 языках. Повторяют за учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе по теме"Лексическое и грамматическое значение слова"

На этом уроке ребята учатся определять лексическое и грамматическое значение слова в связной речи,учатся развивать связную речь и творческие способности,совершенствовать навыки самооценки и работа в п...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Лексическое и грамматическое значение слова

Мультимедийная презентация урока русского языка в рамках аттестации....

Понятие о причастии. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки, с использованием ИКТ и проблемной технологии.

В данной презентации вспоминаются морфологические призеаки глагола и прилагательго. Затем ствятся проблемные вопросы, на которые дети должны ответить, разобравшись в материале....

Лексическое и грамматическое значение порядковых числительных

Урок русского языка в 6 классе. Тип урока - изучение нового материала. Педагогическая технология - проблемно-диалогическая. Цель урока: познакомить учащихся с лексическим и грамматическим значени...

грамматический тест по синтаксису английского языка

может быть использован для проверки грамматических навыков по теме "синтаксис"...

Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение.

Презентация "Лексический уровень и слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение" служит сопровождением к уроку на ...