РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
статья (10, 11 класс)

Ягудина Роза Ильдусовна

Данная  статья  отражает  опыт работы  учителя русского языка  и  литературы по развитию  творческих  способностей  учащихся  через  внеклассную  работу  по  предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yagudina_r._statya_razvitie_tv._aktivnosti.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ягудина Роза Ильдусовна,

( МБОУ «Нурлатская СОШ ЗМР РТ»,

учитель русского языка  и литературы)

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ  УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

        Учитель – словесник  обычно работает с  одаренными  учащимися, имеющими творческие, академические, лидерские способности. Это является  основным фактором при определении направлений деятельности  по развитию  их дарований: творческая деятельность (развитие навыков авторского литературного, музыкального, сценического творчества),  научно- исследовательская деятельность (развитие  академических способностей, формирование навыков  научно- исследовательской, поисковой деятельности), профориентационная деятельность (помощь в профессиональном определении и развитии навыков и умений, необходимых для  определенной профессии), организаторская деятельность (развитие лидерских способностей).

            В школе функционирует научное общество «Озарение» (8-11 кл.), в котором участвуют  учащиеся с академическими способностями, обладающие большим интересом к науке, желающие заниматься серьезной исследовательской деятельностью. Работа научного общества проходит  один раз в неделю во внеурочное время. В основном учащиеся исследуют  жизнь и творчество  литераторов, ученых, видных деятелей. Работы заслушиваются на школьных научно - практических конференциях, затем  их авторы участвуют в  конкурсах, научно- практических конференциях  различного уровня.       Примерные темы  научно- исследовательских работ учащихся – призеров: «Символика неба в романе Л.Н. Толстого «Война и мир», «Символика розы в мировой  культуре», «Образ воды в русской литературе», «Тема сыновнего  долга в произведениях русских и татарских писателей» и др.

        Для развития  поисково- исследовательских способностей одаренных учащихся  создан   клуб юных краеведов «Поиск» при школьном краеведческом  музее. Школьники активно занимаются  изучением истории, культуры, традиций народов родного края, создают исследовательские работы, основанные на краеведческом материале. Они развивают не только свои творческие, исследовательские, коммуникативные, организаторские способности, но и вносят  большой вклад в изучение истории родного края, в пополнение фондов  школьного музея.

       Члены клуба  регулярно участвуют в  краеведческих конкурсах различного уровня и занимают призовые места.

       Вот некоторые темы  поисково- исследовательских работ учащихся по краеведению: «В мире баитов родного села», «Частушки  жителей моего  села», «Ворота моего села», «Солдатская родословная», «Учительская династия», «Тайны фронтового дневника», «История солдатской гимнастерки», «Пишу письмо перед началом боя», «Мы дети страшных лет России…»

      Работа клуба  «Поиск» организована во  внеурочное время. Но многие темы исследований даны учащимся  на уроке в качестве дополнительного  углубленного задания. Например, после изучения сказки - были «Кладовая солнца» учащиеся получили задание написать  исследовательскую работу «Дети военной поры в моей семье», «Следы войны в моей семье». Пятиклассники с большим желанием работали над созданием проектных работ на темы: «История моей семьи в фотографиях», «Наши семейные реликвии», «Тайны бабушкиного сундука», «Игры и игрушки наших предков».

      Для учащихся 6-7 классов со  сценическими способностями практикую работу подросткового психологического театра «Затейник».  Сюда входят не только  одаренные сильные учащиеся, но и  «трудные» подростки.    Искусство, коллективная творческая деятельность  способны  помочь  подростку  в его личностном становлении, в  правильном выборе жизненных ориентиров. В кружке занимаемся постановкой литературно- музыкальных  композиций, музыкальных сказок на новый лад, инсценированием программных произведений: «Репка», «Колобок», «Вечер сказок А.Пушкина», «В мире басен Крылова», «Осенние посиделки» и др.   Театральная группа  ставит свои спектакли и композиции в больнице,  детском садике, детском доме, перед  пожилыми односельчанами. Ребята получают огромную радость от возможности творческой самореализации. Занятия театра  проводятся 1-2 раза в неделю.

       Старшеклассники,  влюбленные  в литературу, театр, музыку, объединены в литературно- драматический кружок «Чайка». Они проводят литературно- драматические  вечера, читательские конференции, ставят  спектакли.

        Кружок имеет славную историю, регулярно проводятся  вечера встречи с бывшими выпускниками-кружковцами. Были проведены следующие вечера: «Ты боль российская и рана…»(О творчестве В. Высоцкого), «Неповторимое имя - Марина…»(О творчестве М. Цветаевой), «О, святое материнство!»(По повести Ч. Айтматова «Материнское поле»), «Берегите матерей!» (По поэзии  Р. Гамзатова ), «Я в душу ранен тобой, Афганистан»; поставлены спектакли  по  программным литературным произведениям А.Чехов «Вишневый сад», А.Островский «Гроза»,  А. Фадеев «Молодая гвардия» и др.

       Учащиеся, обладающие литературными способностями,  объединены в кружок «Вдохновение». Они создают  художественные произведения различных жанров, выступают с ними на школьных литературных  вечерах,  на  муниципальных конкурсах: «Проба пера», «Крылья Пегаса», «Онегинские чтения» и др. Члены кружка выпускают литературную газету «Вдохновенье»

(1 раз в четверть). Кружок  собирается 2 раза  в месяц.

      Кроме названных конкурсов, одаренные учащиеся участвуют в Международном интернет - конкурсе «Звезда нового века» для  детей с очень широким спектром  творческих дарований.

       Практикую поездки с одаренными  детьми в театры г. Казани, по  достопримечательным местам: в Болдино, Раифу, о. Свияжск, музей К. Насыри,  Г. Тукая,  М. Горького, походы  в лес, к Святому роднику.

        В конце учебного года на общешкольной линейке проходит награждение  учащихся, которые успешно представили школу  на олимпиадах и конкурсах  различного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие активности учащихся на уроках литературы и во внеурочное время

«Лицей №36», в которой я работаю, - старейшее образовательное учреждение города Саратова,   что накладывает на учителей (и на меня в том числе) особую ответственность. Постоянно интере...

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

Развитие опыта творческой деятельности на уроках географии и во внеурочное время

 Опыт творческой деятельности – особый компонент содержания образования. Усвоение подрастающим поколением опыта творческой деятельности обеспечивает развитие социальной культуры общества.Опыт – это чу...

Развитие творческих способностей на уроках математики и во внеурочное время

Учителя разные – ведь они вырастают из учеников. Будучи ученицей, мне нравились новые, нетрадиционные подходы на уроках. Поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание нововведе...

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»

Районный семинар учителей русского языка и литературы.Тема: «Формирование и развитие основ читательской компетенции на уроках литературы и во внеурочное время»  Дата проведения: 12.03.2014 г....

Развитие творческих способностей на уроке технологии и во внеурочное время

         Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше....

Развитие творческой активности на уроках химии, биологии во внеурочное время

Развитие творческой активности на уроках химии, биологии во внеурочное время...