Основные признаки художественной речи
презентация к уроку

Тропы и фигуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon tropy_i_figury_rechi.ppt512.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Основные признаки художественной речи. Тропы и фигуры» речи. Учитель русского языка и литературы Попова Г.Ю.

Слайд 2

«Мёртвых слов нет – все они оживают в сочетаниях», - писал А.Н. Толстой. И задача писателя в том и состоит, чтобы «оживить слово». Художник слова – поэт, писатель – находит, по выражению Л.Н. Толстого, «единственно нужное размещение единственно нужных слов», чтобы правильно, точно, образно выразить мысль, передать чувства. Всё это доступно лишь языку художественной литературы, поэтому он всегда считался вершиной литературного языка.

Слайд 3

Тропы и фигуры речи.

Слайд 4

Дать краткое определение термина . Тропы – это… Фигуры речи – это…

Слайд 5

Эпитет Сравнение Гипербола Метафора Метонимия Перифраз Ирония Синекдоха Оксюморон Олицетворение Литота Тропы

Слайд 6

Эпитет- художественное определение, ярко и образно рисующее наиболее существенный признак предмета или явления. Отговорила роща золотая Березовым весёлым языком… С. Есенин Ночевала тучка золотая … М. Лермонтов

Слайд 7

Сравнения - уподобление одного предмета или явления другому. Простейшая форма сравнения использует связующие слова : как, словно, точно, подобно, как бы, как будто, похож на, вот так бы, тв.падеж существительного И стоит, словно зеркало , пруд, отражая свои берега. (И.Бунин)

Слайд 8

Метафора - (от греч. «перенесение»)-троп, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, (скрытое сравнение) Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, закат пылает, стрелка часов…

Слайд 9

Олицетворение- присвоение предметам неживой природы свойств живых существ. Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Весёлый праздник именин. (А.Пушкин)

Слайд 10

Метонимия - поэтический троп , замена одного слова(понятия)другим словом(понятием),имеющим причинную связь с первым. ) Не то на серебре- на золоте едал . (А.Грибоедов)

Слайд 11

Закрепление материала а) Выпишите по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой… И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «Стихотворения в прозе») Б) Ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?

Слайд 12

Синекдоха - (от греч. «соотнесение»)-разновидность метонимии, перенос значения по количеству – большее вместо меньшего или наоборот. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М.Лермонтов )

Слайд 13

Гипербола - ( от греч. «преувеличение»)-поэтический приём чрезмерного преувеличения или уменьшения предмета, для выражения восторга, изумления и т.п. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

Слайд 14

Литота - (от греч. «простота»)- художественный приём преуменьшения, противоположный гиперболе. Тучи в клочики, В клочочки – клочишки. (В.Маяковский) Мальчик-с-пальчик

Слайд 15

Перифраз (от греч. «пересказ»)- образный оборот, выражение, которое употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок . (М.Ю.Лермонтов)

Слайд 16

1 . Под ним струя светлей лазури. (М. Лермонтов.) 2 . Богатырский конь через лес перепрыгивает. (Былина) 3. Задремали звёзды золотые. (С. Есенин.) 4. Впереди – пустынный сентябрьский день. (К. Паустовский.) 5 . Вода устала петь, устала течь, Сиять, струиться и переливаться. (Д. Самойлов.) 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали. (М. Пришвин.) 7. Она щебечет и поёт В преддверье бора, как бы оберегая вход В лесные норы. (Б. Пастернак.) 8. В багрец и золото одетые леса. (А. Пушкин.) 9. Скоро Осень проснется и заплачет спросонья. (К. Бальмонт.) 10. Но предстоит еще заледенеть, И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Д. Самойлов.)

Слайд 17

Фигуры речи (синтаксические конструкции)

Слайд 18

Антитеза Повтор Инверсия Риторическое восклицание Риторическое обращение Риторический вопрос Градация Оксюморон Синтаксические фигуры

Слайд 19

Фигура - изменение «естественного» порядка слов в синтаксической конструкции (перестановка слов, пропуск необходимых или использование «лишних», с точки зрения «естественной» речи, лексических элементов),ради достижения дополнительной выразительности.

Слайд 20

Антитеза (от греч. «противопоставление»)- сопоставления или противопоставления контрастных понятий и служит для усиления впечатления. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень. (А.Пушкин)

Слайд 21

Оксюморон (от греч. слова «остроумно-глупое»)-сочетает контрастные по значению слова. Свободные рабы, живой труп, оптимистическая трагедия. Таинственно шумит лесная тишина.( И. Бунин )

Слайд 22

Градация (от лат. «постепенность»)-слова располагаются в порядке усиления или ослабления признака. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. (А.С.Пушкин) Анафора -повторение слов. Не напрасно дули ветры. Не напрасно шла гроза. ( С.Есенин) Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение предложений. Он над тучами смеется, он от радости рыдает! (М.Горький)

Слайд 23

Риторический вопрос -фигура,в которой в форме вопроса содержится утверждение,не требующее ответа. Зачем семьи родной безвестный круг Я покидал ? Всё сердце грело там… (М. Лермонов )

Слайд 24

Риторическое восклицание (от греч. «оратор»)- стилистическая фигура, которая служит для усиления эмоционального восприятия. Звенит и буйствует природа. Я соучастник ей во всём! (А. Блок)

Слайд 25

Риторическое обращение- стилистическая фигура, состоящая из вопросов и восклицаний, выражающих сомнение, просьбу, негодование, жалобу, приветствие и пр., обращённых автором к людям , к природе или к самому себе. О Волга! После многих лет Я вновь принес тебе привет. ( Н.Некрасов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по УМК В. В. Бабайцевой тема урока "Текст. Основные признаки текста"

Урок развития речи в 5 классе по учебному пособию. Е. И. Никитиной "Русская речь. 5 класс"...

Интертекстуальные связи как важнейший признак художественной литературы. Методическая разработка

Для  понимания жизненных позиций и мировоззрения героев, нужно проследить за иносказательным смыслом и границей взаимодействия двух текстов: притчи и повести....

Методическая разработка по теме "Официально-деловой стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования".

Разработка уроков для студентов СПО, обучающихся  профессии «Автомеханик». Цель: показать методику применения межпредметных связей на уроках русского языка....

Методическая разработка урока "Публицистический стиль речи. Основные признаки и особенности функционирования. Рецензия".

Разработка урока отражает методику подготовки и проведения  игры-диспута на заданную тему при изучении публицистического стиля речи....

ТЕМА: « Р.р Повторение. Речь, ее разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи; средства выразительности в художественной речи».

laquo; Р.р Повторение. Речь, ее  разновидности. Текст. Его  тема  и  основная  мысль.  Стили  речи; средства  выразительности в художественной  речи...

Язык художественной литературы. Основные признаки художественной речи: образность, изобразительно-выразительные средства

В данном уроке рассматривается важнейший аспект проблемы имплицитности в лингвистической науке – источники выявления и  интерпретации скрытых смыслов с помощью изобразительно-выразительных ...