Конспект урока в 5 классе «Язык и речь»
план-конспект урока (5 класс)

Тема: «Язык и речь».

Класс: 5.

Предмет: родной (русский) язык.

Учебник: Русский родной язык. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова и др.]. — 3-е изд. — М. :Просвещение, 2019. — 176 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx15.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Язык и речь».

Цели урока: развить понятие о роли языка в жизни человека; дать представление о видах речевой деятельности; показать соотношение понятий «язык» и «речь»; развивать умение анализировать текст, добывать необходимую информацию, выразительно читать, развивать орфографические навыки.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

Приветствие.

  1. Актуализация ранее полученных знаний

– Что такое язык?

– Что такое речь?

  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Мы начинаем изучение последнего большого раздела учебника – «Речь. Текст». Прочитаем эпиграф, предпосланный разделу, – слова Николая Михайловича Карамзина о русском языке.

Понятия «язык» и «речь» действительно близки, взаимосвязаны и взаимозависимы, но не равнозначны. Язык – это средство общения, система различных средств общения, а речь – результат использования языка, его средств.

Язык – возможность речи. Речь – язык в действии, применение языка с целью общения. Речь строится из элементов, уже существующих в языке. Речь всегда индивидуальна. Через речь язык осуществляет своё назначение – быть средством общения.

Итак, обобщим сказанное: язык оживает в речи, речь без языка не существует.

2. Работа по учебнику

Упр. 154 (с. 124) – чтение, обсуждение вопроса и задания.

Чтение текста рубрики «Лингвистические заметки» (с. 125).

Упр. 155 (с. 125) – изучение схемы, выполнение задания.

Закрепление изученного материала

Упр. 156 (с. 125) – чтение, обсуждение задания 1, самостоятельное выполнение заданий 2 и 3 с последующим обсуждением.

Упр. 157 (с. 125) – выразительное чтение, обсуждение заданий 1, 2; самостоятельное выполнение задания 4.

  1. Итоговый этап. Рефлексия     

Подведение итогов.

Учащиеся делают выводы, оценивают свою работу на уроке.

– Как вы думаете, почему Карамзин сравнил русский язык с гордой, величественной рекой?

– Как соотносятся понятия «язык» и «речь»?

– Назовите виды речевой деятельности.

  1. Домашнее задание: § 16, упр. 158.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Стили речи"

Конспект урока помогает обобщить знания о стилях речи русского языка, развивать связную устную и письменную речь учащихся в процессе выполнения творческих и проблемных видов работ, способствует воспит...

Конспект урока 9 класс письмо: "Развитие речи. Сочинение на основе личных наблюдений"

Конспект урока 9 класс письмо и развитие речи спеуиальной (коррекционной) школы: "Развитие речи. Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений"...

Конспект урока по русскому языку "Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь."

Урок по русскому "Способы передачи чужой речи. Прямая речь." с использованием технологии проблнмного обучения....

Конспект урока по русскому языку Стили речи, 5 класс

Конспект урока по русскому языку "Стили речи" (5 класс) и использованим ссылок на карточки  УЧИ.РУ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...